Ма сляны дети

«…Благоразумный отец от всех прибылей откладывает и платье и уборы и мониста и утварь, и посуду оловянную и  медную, и деревянную, добавляя  всегда понемногу каждый год,  а не вдруг себе в убыток.Так растёт дочь а приданное ей всё  прибывает. Только лишь замуж сговорят, отец мать могут уже  не печалится: дал Бог всё, и всего  у них вволю. В весельи и в радости пир у них  будет»  (из «Домостроя» «Как воспитать дочь, и  выдать с приданным замуж»).


   За;игрыш(«Масляны дети» день первый)

                «…бай, да  поба;а-ай, будет брат Нико- лаай,
                се;стра Ма-рьюшыка-а, дру;га Даа-рью-ушкаа»               
                (Вытего;рская колыбельная)


              Спит уставшая за день деревня.  Жаркой истомой ушедшего дня  наполнена вся округа. Ни что не нарушает мягкую тишину прозрачной июньской ночи: ни  листок не тряхнётся осиновый, ни кусток не шелохнётся  малиновый – тишина.
С неба  летние зори  роняют на землю свой ясный свет. Спит деревня. Тишина.
И лишь кое-где из распахнутых настежь окон  доносится  чуть слышное « аа-а, аа-а, аа-а - а…» - баюкают, усыпляют мамки-няньки-бабки малых де;тынек, перепутавших  день с ночью. Да и как же не спутаться, коли ночь как ясный день – тут не только младенец, а и не каждый взрослый  уснёт в этой  светлой  неразберихе.  Поскрипывает кольцо в потолке в такт движениям ноги, качающей зы;бку; и тянется в ночи;,  нескончаемой нитью наматываясь на веретено сознания, монотонно-усыпляющее «аа-а, аа-а..». Затихает, засыпает дитё в колыбели. Сон одолевает и няньку – голова старухи устало клонится на грудь. Тишина. 
И вдруг  трепетный с придыханием шёпот, мухой взлетает к потолку:  «Ох ты, Хоссподи- прости… - отчаянно шепчет в ночи мужской голос: «…опеть, кажысь, на Феньке запнулсе!».  В ответ чуть слышно серебрится женский смех. Звук поцелуя, неясный шорох…
«Уж лучче Фе;тька бы, – сожалеюще шепчет ночь: хош земельки бы ище; прире;зали!».  «Ак што уж типе;риче о;хать-то,..» - Анна нежно прижимается щекой к плечу мужа, улыбаясь белеющей в сумраке мужней рубахе:«Спи,давай! Ставать уж скоро. Спи!»

   «Б;бьи к;шы» («Масляны дети» День двести семьдесят первый)
 «Много детей Бох дает, а лишних не быва;т» (Вертосельская присказка)               
               
   В избу, то и дело, заходят соседки пособить матери-роженице, а иные ра;ди тайного любопытства - чтоб было потом о чём посудачить. Бабы, до тонкостей разбиравшиеся в таких вещах, по дню рождения  младенца высчитывали: «…а соблюдали ли супруги закон Божый и посты, а..?!».  А родственники несли по большому круглому пирогу, и по кружке пору;шки, материю на пелёнки…  И варилась крести;льная каша. И бабка–пупоре;зка, обносила той кашей деревню, приглашая на крестины. Каждый приглашонный, съев ложку каши, полага;л в ложку денежку, чтобы жил ново-нарожденный долго и безбедно.   
За праздничным столом  гости  (мужики сочувственно, молча; бабы, мстительно
ухмыляясь «а штобы знал, каково бабе приходицце!»)  с нескрываемым интересом
 наблюдали, как отец младенца ест страда;льную кашу.  Круто посоленная, переперчённая каша вышиба;ла слезу, застревала в горле.
«Ну, Семе;йка, у те и семе;йка: восем девок, один я!» 
«Опеть уж Катьку выстрогал»
«Поспешы;л мане;нько, поторопилсе, а нать было порты; под  подушку-ту полагать!» 
«Куды; э;столько подо;лов-от?» - подсмеивались мужики, глядя на  его страдания.
«Солить!» -хмурился незадачливый отец: «Го;лы-ты кому ну;жны!».
«Го;лы-ти?» - прячет в стакан  блудливую усмешечку Варса;фей. 
И все задвигались, пьяненько заухмылялись, заговорили: «Горох в по;ли, да девку в доме не устереге;ш!»
«Дорога;; де;ушка за стенкой, а на во;люшки – копейка!».
«Перва; нянька, вдру;ге Ванька» - пытается сгладить неуместное оха;льство  Гаврила – воспреемник третьей  дочери в семье Семёна:«Не пеця;луйсе, где две, там тре;тя не поме;ха!».
«Доць – цюжо; сокровишшо: хош пой ие;, да корми да, стережы; да, а всё одно в люди оддаш!» - утешали, давали советы мужики: «Нать порты полага;ти в зголо;вьё!» 
«…ак , с огля;дкой, любушка, розговля;йсе-то, с огля;дкой: преж пошшытай…».
Хозяин дома лишь усмехался на шутки гостей, подливал в стаканы, подкладывал в миски. 
«Преж пошшыта;й!..» – не унимались мужики: «… а нет, на Ма;сляну розговелсе – Катька!
А как на Троицю… – тут те и Фенька на Ма;сляну! -  Ма;сляны дети.

«Масляны дети» (шестьнадцать лет спустя).

«Дети вы дети. И куды вас дети»
(Вертосельская присказка) 

«Есь хто жывой в дому;, нет? Ух вы, Ма;сляны вы дети, штоп вас!.. - кричал он в праздничном подпитии:..Катька! Фенька!» 
« Не крыци;тё, тя;тинька, воро;н роспуга;итё! Нам ыть уж не два–по тре;тёму.  На нас уж ыть и жонихи;  заглядаюцце!».   
« Оой вы, отелё;пки вы здоблё;ныё, ой вы - кобылы вы не поё;ныё!- обижается отец:
Прости ты миня, Хосподи!» - спохватился, отвернулся, чтобы не видели его добродушно-озорной улыбки, и продолжал  ворчать и бушевать уже больше так - для остра;стки, чтобы слышали грозный голос отца, большака;. 
«Хто в доме хозяин?» - строжил он пустую избу. И не встречая сопртивления, успокаивался: «Ой вы, Ма;сляны вы  дети! И куды вас дети?!.»
И Жизнь, как вода в быстротечных ручьях, текла дальше, всё изменяя на своём пути.

Пояснения говоровых слов:      
буш – будешь; здоблё;ныё – вкусные пироги, испечёные с добавлением сдобы(масло, яйца и т.п.); короту;шка  - короткая  песенка = частушка, (от слова «части;ть» т.е. поётся быстро); отелё;пки –непрпечённые пироги,(зд)медлительый;  оха;льство – бесстыдство;пору;шка – розваренная сшёная малина,подслащённая мёдом; страда;льная каша – крутая пшонная каша, в которую добавляли  ложку мёда, ложку горчицы, ложку перца, хрен, соль, уксус. Каша предназначалась для мужа роженицы, чтобы  и он пострадал бы, и понял каково приходится бабе при родах.«тварь бездушная» - женщина. Рождение девочки приносило огорчение и насмешки отцу – неудачнику  Более удачливые отцы подсмеивались над  ним :  А неудачник тоже в карман за словом не лез, нашёл себе оправдание, мол, вот-ыть я какой мастеровой, да варо;вой, мой.первенец –дочка, ак всех остальных вынянчит, а сыны ещё будут.) В крестьянской семье  сын - желанный ребёнок,  на него и лишний надел земли дадут и в старости  он – надё;жа: кормилец-поилец,  хозяин в доме, не то что девка -«тварь бездушная» (при переписи и переделе земли  за ду;шу считались только мужики, а женщина не шла в счёт,  т.е была бездушна, и  не имела права на землю), её корми, пои, а всё-равно придётся отдавать замуж, считай в работницы «на чужого дядю»


Рецензии