Ма сляны дети
За;игрыш(«Масляны дети» день первый)
«…бай, да поба;а-ай, будет брат Нико- лаай,
се;стра Ма-рьюшыка-а, дру;га Даа-рью-ушкаа»
(Вытего;рская колыбельная)
Спит уставшая за день деревня. Жаркой истомой ушедшего дня наполнена вся округа. Ни что не нарушает мягкую тишину прозрачной июньской ночи: ни листок не тряхнётся осиновый, ни кусток не шелохнётся малиновый – тишина.
С неба летние зори роняют на землю свой ясный свет. Спит деревня. Тишина.
И лишь кое-где из распахнутых настежь окон доносится чуть слышное « аа-а, аа-а, аа-а - а…» - баюкают, усыпляют мамки-няньки-бабки малых де;тынек, перепутавших день с ночью. Да и как же не спутаться, коли ночь как ясный день – тут не только младенец, а и не каждый взрослый уснёт в этой светлой неразберихе. Поскрипывает кольцо в потолке в такт движениям ноги, качающей зы;бку; и тянется в ночи;, нескончаемой нитью наматываясь на веретено сознания, монотонно-усыпляющее «аа-а, аа-а..». Затихает, засыпает дитё в колыбели. Сон одолевает и няньку – голова старухи устало клонится на грудь. Тишина.
И вдруг трепетный с придыханием шёпот, мухой взлетает к потолку: «Ох ты, Хоссподи- прости… - отчаянно шепчет в ночи мужской голос: «…опеть, кажысь, на Феньке запнулсе!». В ответ чуть слышно серебрится женский смех. Звук поцелуя, неясный шорох…
«Уж лучче Фе;тька бы, – сожалеюще шепчет ночь: хош земельки бы ище; прире;зали!». «Ак што уж типе;риче о;хать-то,..» - Анна нежно прижимается щекой к плечу мужа, улыбаясь белеющей в сумраке мужней рубахе:«Спи,давай! Ставать уж скоро. Спи!»
«Б;бьи к;шы» («Масляны дети» День двести семьдесят первый)
«Много детей Бох дает, а лишних не быва;т» (Вертосельская присказка)
В избу, то и дело, заходят соседки пособить матери-роженице, а иные ра;ди тайного любопытства - чтоб было потом о чём посудачить. Бабы, до тонкостей разбиравшиеся в таких вещах, по дню рождения младенца высчитывали: «…а соблюдали ли супруги закон Божый и посты, а..?!». А родственники несли по большому круглому пирогу, и по кружке пору;шки, материю на пелёнки… И варилась крести;льная каша. И бабка–пупоре;зка, обносила той кашей деревню, приглашая на крестины. Каждый приглашонный, съев ложку каши, полага;л в ложку денежку, чтобы жил ново-нарожденный долго и безбедно.
За праздничным столом гости (мужики сочувственно, молча; бабы, мстительно
ухмыляясь «а штобы знал, каково бабе приходицце!») с нескрываемым интересом
наблюдали, как отец младенца ест страда;льную кашу. Круто посоленная, переперчённая каша вышиба;ла слезу, застревала в горле.
«Ну, Семе;йка, у те и семе;йка: восем девок, один я!»
«Опеть уж Катьку выстрогал»
«Поспешы;л мане;нько, поторопилсе, а нать было порты; под подушку-ту полагать!»
«Куды; э;столько подо;лов-от?» - подсмеивались мужики, глядя на его страдания.
«Солить!» -хмурился незадачливый отец: «Го;лы-ты кому ну;жны!».
«Го;лы-ти?» - прячет в стакан блудливую усмешечку Варса;фей.
И все задвигались, пьяненько заухмылялись, заговорили: «Горох в по;ли, да девку в доме не устереге;ш!»
«Дорога;; де;ушка за стенкой, а на во;люшки – копейка!».
«Перва; нянька, вдру;ге Ванька» - пытается сгладить неуместное оха;льство Гаврила – воспреемник третьей дочери в семье Семёна:«Не пеця;луйсе, где две, там тре;тя не поме;ха!».
«Доць – цюжо; сокровишшо: хош пой ие;, да корми да, стережы; да, а всё одно в люди оддаш!» - утешали, давали советы мужики: «Нать порты полага;ти в зголо;вьё!»
«…ак , с огля;дкой, любушка, розговля;йсе-то, с огля;дкой: преж пошшытай…».
Хозяин дома лишь усмехался на шутки гостей, подливал в стаканы, подкладывал в миски.
«Преж пошшыта;й!..» – не унимались мужики: «… а нет, на Ма;сляну розговелсе – Катька!
А как на Троицю… – тут те и Фенька на Ма;сляну! - Ма;сляны дети.
«Масляны дети» (шестьнадцать лет спустя).
«Дети вы дети. И куды вас дети»
(Вертосельская присказка)
«Есь хто жывой в дому;, нет? Ух вы, Ма;сляны вы дети, штоп вас!.. - кричал он в праздничном подпитии:..Катька! Фенька!»
« Не крыци;тё, тя;тинька, воро;н роспуга;итё! Нам ыть уж не два–по тре;тёму. На нас уж ыть и жонихи; заглядаюцце!».
« Оой вы, отелё;пки вы здоблё;ныё, ой вы - кобылы вы не поё;ныё!- обижается отец:
Прости ты миня, Хосподи!» - спохватился, отвернулся, чтобы не видели его добродушно-озорной улыбки, и продолжал ворчать и бушевать уже больше так - для остра;стки, чтобы слышали грозный голос отца, большака;.
«Хто в доме хозяин?» - строжил он пустую избу. И не встречая сопртивления, успокаивался: «Ой вы, Ма;сляны вы дети! И куды вас дети?!.»
И Жизнь, как вода в быстротечных ручьях, текла дальше, всё изменяя на своём пути.
Пояснения говоровых слов:
буш – будешь; здоблё;ныё – вкусные пироги, испечёные с добавлением сдобы(масло, яйца и т.п.); короту;шка - короткая песенка = частушка, (от слова «части;ть» т.е. поётся быстро); отелё;пки –непрпечённые пироги,(зд)медлительый; оха;льство – бесстыдство;пору;шка – розваренная сшёная малина,подслащённая мёдом; страда;льная каша – крутая пшонная каша, в которую добавляли ложку мёда, ложку горчицы, ложку перца, хрен, соль, уксус. Каша предназначалась для мужа роженицы, чтобы и он пострадал бы, и понял каково приходится бабе при родах.«тварь бездушная» - женщина. Рождение девочки приносило огорчение и насмешки отцу – неудачнику Более удачливые отцы подсмеивались над ним : А неудачник тоже в карман за словом не лез, нашёл себе оправдание, мол, вот-ыть я какой мастеровой, да варо;вой, мой.первенец –дочка, ак всех остальных вынянчит, а сыны ещё будут.) В крестьянской семье сын - желанный ребёнок, на него и лишний надел земли дадут и в старости он – надё;жа: кормилец-поилец, хозяин в доме, не то что девка -«тварь бездушная» (при переписи и переделе земли за ду;шу считались только мужики, а женщина не шла в счёт, т.е была бездушна, и не имела права на землю), её корми, пои, а всё-равно придётся отдавать замуж, считай в работницы «на чужого дядю»
Свидетельство о публикации №221090100596