Экосистемное образование

"Будущее есть только у общества, которое готово меняться.

Те, кто видит трансформационный потенциал в распространении новых форм коллективного и сетевого обучения, объединяются в образовательные экосистемы. При подготовке данного исследования мы изучили работу более 40 образовательных организаций по всему миру и провели глубинные интервью с их лидерами. Это позволило составить представление о новой парадигме образования, основанной на многоуровневом междисциплинарном подходе.

Экосистемы в природе, в социальной сфере, в технологиях и инновациях влияют на нашу жизнь, вдохновляют на внедрение новых принципов развития. С их помощью система образования может адаптироваться к сложным реалиям современной жизни. Опираясь на мудрость, накопленную человечеством и природы, можно осуществить глубинную трансформацию образовательной системы на всех уровнях и создать условия для непрерывного образования для людей всех возрастов—от самых юных до пожилых. "

Из доклада Global Education Futures 2018 года «Образование для сложного общества» (Educational Ecosystems for Societal Transformation)1

ЭКОСИСТЕМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Экосистемное образование- основа создания центров опережающего развития.

Концепция. Пересмотр системы образования с учетом многофакторного взаимодействия различных составляющих на основе синтеза познания и воспитания

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ

1. Необходимость повышения эффективности результатов путем внедрения передовых технологий обучения с приобретением практических навыков

2. Поиск резервов времени и средств на всех уровнях и этапах

3. Дифференцированный подход к обучаемым и к оценке знаний

5. Создание благоприятной среды и мотиваций

6. Обоснованный подбор групп по составу и численности

7. Методология постановки задач и выбора целей на научной основе

8. Создание центров опережающего развития с научной и производственной базой.

Основные принципы реализации процессов

1. Обучение малыми группами от 6 до 12 человек

2. Подбор групп по интересам и совместимости

3. Дозирование различных процессов познавательного, воспитательного, практического и игрового направлений

4. Проведение занятий в природной среде и в неформальной обстановке

5. Пирамидальная структура остава с привлечением обучаемых.

6. Основное обучение - по месту жительства

7. Внедрение принципов самоорганизации и самоуправления

8. Развитие творческих способностей и креативного мышления

Предложения по структуре и стратегии обучения

Для получения эффективных результатов образовательных процессов предлагается системное применение различных методик

1. Принцип структурирования групп

- малая группа - 2-4 человека

- средняя группа - 8 -12 человек

- полная группа - 24 - 36 человек

- общая одновозрастная группа - 72 - 108 человек

- среднеобразовательное учреждение - 720 - 1080 человек

2. Виды состава групп:

- одновозрастные

- разновозрастные

- специализированные

- семейные

- смешанные

3. Виды обучения:

- информационное

- креативное

- развивающее

- практическое

- смешанное

4. Состав обучающего контингента:

- дети старшего возраста

- студенты

- волонтеры

- пенсионеры

- специалисты

5. Организационный руководящий состав

- звеньевой малой группы ЗМГ

- староста средней группы ССГ

- руководитель полной группы РПГ

- председатель совета общей группы ПОГ

- председатель совета среднеобразовательного учреждения ПСУ

Основные организационные принципы

Главное отличие нового принципа образовательных процессов в обучении самостоятельных и совместных приемах поиска и применения информации

Поэтапный переход на новую систему образования предполагает привлечение различных слоев населения и освобождение значительного резерва времени.

Наряду с использованием школьных, клубных и офисных помещений предлагается строительство экосистемных образовательных центров нового типа.

Оценка и широкая пропаганда удачных методик - по рейтинговой системе.

Следует прививать детям навыки согласованных коллективных действий, стремление к саморазвитию, ответственность и предприимчивость .

Перспективной для практического воплощения всего этого может стать ТРИЗ

Методология ТРИЗ уже адаптирована и успешно задействована для средней школы и даже для дошкольного образования

Для эффективного поиска путей реализации предлагается методологическая универсальная таблица для решения многофакторных задач природы и общества, разработанная НЦ "Гамма" совместно с "АВ -консалтинг"

Определяющими принципами при поиске новых решений должны послужить достоверность и полезность исходной информации, здравый смысл и логика

Основная форма обучения - практические ролевые игры под руководством наставников с широким применением удаленного участия в обсуждениях и обмене информацией. Аналоги уже имеются разного типа но подлежат анализу и практическому экспериментальному уточнению.

Представленный материал является заготовкой для обмена мнениями

Такая форма обсуждения имеет преимущества:

1. нет ограничений по времени

2 можно подобрать аргументы и дать ссылки

3 обмен мнениями заочный и контролируемый

4 никто никого не перебивает

При поиске нестандартных решений рекомендуется психологический настрой при сочетании внутреннего расслабления и предельной умственной концентрации.

Важно не только мнение специалистов , но и участие дилетантов в обмене мнениями и формировании новых оригинальных идей.

Некоторые предложения и идеи на первый взгляд представляются иногда несовместимыми и противоречивыми, но при определенных условиях могут вполне дополнять одно другое и в сочетании достигать большего эффекта.

Необходимо участие детей и молодежи различного возраста с образовательной

и воспитательной целью, что значительно повысит их активность и самооценку.

Учет новых принципов обучения в планировке жилых комплексов

Современный подход к системе образования с учетом технического прогресса и роста населения дает повод для переосмысления всех объемно - планировочных принципов, градостроительных решений и связанных с ними норм проектирования

При этом основной упор помимо соблюдения экологических требований следует делать на вопросы экономики, удобства и безопасности проживания

Экосистемное образование строится на естественных природных закономерностях и должно опираться на здоровый образ жизни и многоступенчатость и непрерывность процесса получения и преобразования информации в комплексе с приобретением основных практических навыков и нравственным воспитанием

Научным центром "Гамма" предлагается новая концепция планировочного решения для учреждений среднего образования

Суть ее - в отказе от привычных представлений о сооружениях средних школ

Возможно, что и само понятие школы уже устарело и подлежит замене.

В качестве альтернативы предлагается система образования, совмещенная с другими жизненными процессами культурно массового и оздоровительного направления

К ним относятся игры. развлечения, активный отдых, все виды искусства и др.

Для этих целей предлагаются универсальные помещения клубного т зального типа, специально оборудованные площадки отдыха, крытые сады и оранжереи

Практические занятия целесообразно проводить в специально оборудованныз лабораториях и учебных цехах при производственных предприятиях и научных учреждениях, сельхозкомплексах и научных институтах

В процессе обучения в различной мере и на разных стадиях может быть задействовано практически все население при условии осознанности и мотивации.

Основным в экосистемном обучении является выработка навыков самостоятельного образования с учетом личных особенностей и наклонностей

Использование универсальных помещений для обучения в часах за месяц

Средняя группа Полная группа Общая группа СОУ

Аудитория на 8 -12 человек

Аудитория на 30 -40 человек

Малый зал на 120 - 150 чел.

Большой зал на 1200 человек

Таким образом, потребность в специально предназначенных учебных помещениях может быть уменьшена в несколько раз, а помещения существующих школ со временем могут приобрести дополнительные или иные функции.

Большая часть занятий может проходить в природной среде и в оранжереях. а также - в домашних условиях со старшими родственниками и друзьями.

По предварительным расчетам новая система позволит значительно сократить сроки и затраты на обучение при повышении его эффективности и привлекательности.

Предложения по переходу на новую систему образования

Предлагается переход на новую систему образования осуществлять поэтапно посредством создания экспериментальных центров опережающего развития.

Первоначально такие центры в виде небольших групп могут создаваться при существующих школах на базе начальных классов и групп подготовки преподавательского состава

На иллюстрации дан разрез по жилому автономному комплексу "Ковчег" на 16 000 жителей с полной системой жизнеобеспечения и высокой степенью защиты от неблагоприятных воздействий. Даны решения и по организации экосистемного образования на основе вышеизложенного

Руководитель научного центра "Гамма" Альберт Ноткин Хайфа 28 12 2020 г.


Рецензии
А для якутов Ваша система на каком языке будет? У нас, в России -- на двух языках.

Здесь попахивает набитым уже оскомину тезисом: выучились? Приезжайте к нам, будет работа.

Олег Данкир   25.02.2024 22:12     Заявить о нарушении
В основе любой образовательной системы лежат потребности государства. Возьмите любое государство, к примеру Бангладеш, и распишите, как это будет выглядеть там, с учётом пятилетних планов по развитию... что у них там... туризм, верблюдизм.

Олег Данкир   25.02.2024 22:19   Заявить о нарушении
Систма исходит не от места а от общих природных закономерностей и универсальна по своей сути независимо от применения ее в Африке или в Англии.Необходим комплексный подход с учетом взаимосвязи многофакторных задач и их взаимного влияния
ДАНА БОЛЕЕ КОНКРЕТНАЯ РАСКЛАДКА И ПРЕДЛОЖЕНО ЕЕ ОБСУДИТЬ

Алеф Нун   26.02.2024 00:38   Заявить о нарушении
Важным является обоснование самой организации и последовательности действий а также - оценка вариантов и методика их отбора

Алеф Нун   26.02.2024 00:45   Заявить о нарушении
При таких рассуждениях Ваши модели нежизнеспособны. К тому же Вы неосознанно привязываетесь к израильской системе образования, которая реализуема только в Израиле. Образование, конечно, привязано к общим мировым трендам. Но всё определяют локальные образовательные социокульты, которые складывались столетиями. Либо нужна Екатерина Великая, которая внедряла образовательные системы Запада. Но получилось всё одно, по-русски. Так будет всегда при внедрении теоретических образовательных схем. Без локальных рекомендаций они нежизненны

Олег Данкир   26.02.2024 12:32   Заявить о нарушении
Речь не о программах образовательніх\
оНИ МОГУТ МЕНЯТЬСЯ И ДОПОЛНЯТЬСЯ
Р АЗГОВОР О САМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ
булу благодарен если ознакомитесь с отзівамии дискуссией после статьи и дадите свои рекомендации по отдельнім вопросам

Для более конкретной информации мой алрес єлектронной почті я дал уже

Алеф Нун   26.02.2024 17:05   Заявить о нарушении
Стереотипы мышления и отсутствие информации ведут к неверным выводам
1 Я такой же россиянин и совок как многие выходцы из СНГ
2 Система образования может меняться а разговор пока только об организации самого образования не зависимо от места проживания и особенностей быта
3 Во многих вузах экосистемное образование успешно применяется с привлечением обучаемых из разных стран
5 доводов против пока не имеется или они надуманы

Алеф Нун   18.03.2024 17:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.