Спектакль Шинель в Калужском Областном Театре Драм

Смотря спектакль «Шинель» по Николаю Гоголю в Калужском Областном Театре Драмы, я вдруг поймал себя на мысли, что снова оказался в школе. Вокруг трутся одноклассники, и довольно скучно всё это. В программе по литературе в школе «Шинель» шла обязательным пунктом. Учитель пытался заинтересовать нас маленьким человеком? Тогда я поразился: какой в маленьком человеке может быть интерес вообще? Понимаю, великан. Громила. Бандюган. Но что в маленьком человечке такого?

Я рос и всё больше встречал в жизни персонажей под лейблом «маленький человек». Маленький - не значит плохой!

Просто он незаметный. Иногда я и сам любил становиться маленьким человеком, потому что в невидимости есть некоторая прелесть.
За основу спектакля «Шинель» в Калужском Областном Театре Драмы взят рассказ Гоголя. Для меня Гоголь больше ассоциируется с юмором, гротеском, мощным полётом фантазии, которая выводит его на уровень создания вещей жанра ужасов типа «Вий». 

   Столь великий разброс в жанрах и средствах выражения вызывал мысль о не совсем психическом здоровье автора, хотя небольшая сумасшедшинка никогда не портила серьезную вещь.

Писатель Набоков как-то назвал «Шинель», «лучшим коротким рассказом в литературе». Николай Гоголь особенный. За ним тянется шлейф всяких слухов и таинственности. Мол, он, возможно, был похоронен даже живьем, когда пребывал в летаргическом сне, и доктора недостаточно были внимательны. Мол, констатировали смерть, которая якобы еще на наступила. Что писатель пытался вылезти из уже засыпанного гроба. Он и сам по себе был не очень открытым человеком, мало показывал эмоций, держал всё больше в себе. Он был однозначный интроверт, жизнь кипела внутри него, и он это выражал в своих произведениях.

Именно в «Шинели» Гоголь обращается к теме маленького человечка.
Но маленький человек - это настоящий кирпичик любого общества. Это фундамент. Без которого не было бы надстройки. Трудно представить, что было бы, если бы мир состоял из одних гениев и суперталантов? Скажем, Наполеона, Коперника, Калашникова, Ленина, Павлова. А вот маленький человечек - это клей, который связывает жизнь.

В калужском областном Театре Драмы режиссёр Тришин К.А. и актёры попытались показать зрителю ограниченность мечты маленького человека Башмачкина.

Да, Петербург убивает в конце концов этого маленького человека. Одежка на нем очень ветхая, холод пронизывающий, и маленький человек бредёт по сцене одинокий. Холодный. Замерший.

Спектакль «Шинель» сделан на малой сцене в Калужском областном Театре Драмы с бедноватым, прямо скажем, реквизитом. Плюс - идея режиссера Тришина и актеров перенести действие драмы в наши дни не нова. Она сейчас очень часто практикуется. Скачущие на ярких шарах призраки и какие-то полуклоуны вдруг вызвали во мне ощущение, что мы смотрим обыкновенный студенческий капустник. Где много музыки, паясничанья, но мало драмы. Мало эмоций. Часть спектакля я бы просто назвал балаганом. Я понимаю, конечно: ограниченный бюджет. Желание привлечь молодежь каким—то образом в качестве зрителей. Но неудачно выбрано произведение для капустника.

 
Более того, смотря этот спектакль, мне показалось, что произведение «Шинель» имеет и медицинский аспект. Дело в том, что в маниакальном стремлении главного героя титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина (артист Валерий Смородин), можно углядеть признаки психического расстройства. А именно синдром перфекциониста. Болезненного!

 Акакий Акакиевич тихий и очень аккуратный. Готов по десять раз переписывать страницу, чтобы получился идеальный вариант. За эту педантичность и непубличность его не любят коллеги. Потешаются над ним. Он не ходит с коллегами пиво гонять по пятницам. Не лезет никому в душу, да и к себе не пускает. А над ним смеются, унижают.

Он даже сам спрашивает своих коллег молодых: за что вы меня обижаете?
Что я такого сделал? Он и так стремится выглядеть идеально незаметно для своего офиса и города. Незаметным!

 Гоголь показывал нам еще тогда, что стремление к перфекционизму во всем может просто сгубить человека. Башмачкин идёт по этому пути, и актёр Валерий Смородин показывает сей труд и дух перфекциониста с другой стороны. Не с праздничной, а с нервными срывами, страхами, что что-то не получится, кто-то что-то плохое про него или его труд скажет. Вдруг я допущу ошибку и меня накажут.
Удивительно, но хотелось крикнуть персонажу Башмачкина: да плюнь ты на эту серую худую шинель! Купи себе яркий пуховик. Модную дубленку с пышным воротником. Возьми кредит, делай хоть что-нибудь...  Но персонаж Гоголя не спешит к переменам в жизни. А шинель новая нужна. 

Смородин как актер классно работает с эмоциями и мимикой. Молодые актёры вокруг выступают лишь как дополнение к Акакию Акакиевичу. Смородин выкладывается на сцене, но есть две проблемы, как мне лично показалось.
Во-первых, настоящий Акакий Акакиевич по Гоголю моложе по годам. У Гоголя ему под полтинник. Смородин выглядит явно старше.
А, во-вторых, калужский Башмачкин не вызывает жалости у меня. Более того, мне кажется, он потешается над своими обидчиками. И внешность у него скорее уголовного авторитета, чем забитого мелкого чиновника, у которого нет средств даже пальто себе новое сладить.

Башмачкин в исполнении Смородина мне напоминает затаившегося зверя. Сорви с него китель, а под ним, возможно, на теле будут купола и прочая живопись уголовного мира. Персонаж Смородина как бы ждёт своего часа, затаился, прикинулся паинькой. Но, если он распрямится как пружина, то покрошит своих обидчиков в мелкий винегрет.
Впрочем, может быть Акакий Акакиевич Башмачкин в Областном Театре драмы в Калуге у кого-то вызывает и иные чувства. Жалость хотя бы. У меня — нет.

 Простите, но повторюсь: с мимикой, с взглядом, с эмоцией артист работает классно. Как он изображал сумасшедшего призрака на сцене с намалеванными красной помадой по белому лицу линиями — это сущий сумасшедший, и классный призрак! Хорошая в этом плане работа.

Этот спектакль еще и о мечте. Заметьте, Башмачкин не мечтает слетать в космос. Возглавить корпорацию. Стать ревизором, наконец.
Он мечтает о пальто.
И, оказалось, мечту можно купить. Насобирав денег на новое.

 Это напомнило мне персонажа по имени Базин в хите Карена Шахназарова «Курьер». «- Базин! У тебя есть мечта?» И Базин не понял сразу вопроса. Мечта? Что это? И ответил. Мол, на улице холодает. А денег у родителей на теплое пальто нет. Он о пальто мечтает. Друг Базина дарит ему свое пальто. К сожалению, персонаж гоголевской «Шинели» не нашел такого друга, который бы снял свое пальто и отдал бы замерзающему и ограбленному Башмачкину. Равнодушие общества и чиновников к маленькому человеку в России — наверное, извечная проблема, и отлично была показана Гоголем.

Хулиганы не просто отобрали у Акакия пальто. Они отобрали у него МЕЧТУ. От пытался искать справедливости, где только можно, дошел до Значительного лица (Захар Маншенков), и - что? А - ничего. Только крик в лицо: А вы знаете, с кем разговариваете, а?

   Спектакль на малой сцене Калужского Областного Театра драмы держится именно на игре Валерия Смородина. Но в ткань вещи постановщики внесли много балагана, паясничанья, мало актёрской игры. Реквизит совсем уж студенческий, очень бедный. На сцене актёры имитируют распивание спиртного, что не очень нужно смотреть детям. Да, эмоции этот спектакль дарит. Но не тех, что ждешь.
Хотя хорошо, что молодые режиссеры не боятся экспериментировать с классикой, пытаясь её сделать интересной большему числу зрителей. Что ж, пожелаем успеха в этом деле калужским театральным работникам, режиссёрам и актёрам.

Спектакль тянет на  5 из 10 по десятибалльной шкале.
 
***

30 августа 2021, Михаил Берсенев, Калуга — Москва.


Рецензии