Из книги Энергия. Спокойствие. Здесь. Сейчас

Я всегда верил в способность медитации успокаивать ум, и потому всем своим пациентам я всегда рекомендую найти наставника, способного обучить их определенным техникам медитации.
Долгое время сам я не решался начать медитировать - признаться, у меня просто не хватало терпения.
И вот, некоторые пациенты стали сообщать мне, что их самочувствие с началом медитации только ухудшалось. Набор симптомов впечатлял: смены  настроения, вспышки гнева, раздражительность и бессонница. В ответ я стал предлагать им разные варианты решения проблемы: сменить наставника, убедиться, что они правильно и в полной мере освоили технику медитации, пообщаться со знакомыми, успешно практикующими медитацию в течение многих лет. Сейчас я понимаю, с чем было связано появление у моих пациентов таких симптомов, и знаю, что сказал бы им тогда, если бы знал это сам.
В этой книге я расскажу вам, чему я научился во время своего пребывания в одном непальском монастыре.
Тогда моя жизнь кардинально изменилась.
Вернувшись в США десять лет назад, я стал применять в своей работе с пациентами, страдающими депрессией, тревогой и другими расстройствами метод, с которым я познакомился в Непале.
Я не могу назвать этот медитацией - но в то же время, я называю его именно медитацией. Он помогает высвободить весь негатив, лежащий взаперти в глубинах вашего разума, за пределами вашего осознанного ума, за пределами вашей осознанности на протяжении многих лет.
Без такого освобождения от негатива бессмысленно ожидать положительного эффекта от любой медитативной практики.
На Западе мы привыкли к постоянным трудностям, стрессу, психологическому напряжению, неожиданностям и переживаниям. Мы многое носим в себе, и очень часто нам некому обо всем этом рассказать - кроме психолога, если у нас на это есть средства и время. Постоянная невысказанность создает в нас сильное напряжение, оказывает негативное влияние на нашу эндокринную систему и обмен веществ, и зачастую становится одним из основных факторов появления нечувствительности к инсулину, из-за которой со временем возникает метаболический синдром, - а также такие психиатрические заболевания как депрессия, тревожные состояния, проблемы с памятью и другие когнитивные нарушения. Опустошение вашего глубинного ума должно стать приоритетом на пути к исцелению вашего организма (тела и разума).
Я считаю свой уникальный метод (в сочетании с подходящей диетой) особенно важным для предотвращения и лечения рецидивов психиатрических заболеваний.
Получив медицинское образование, я много лет проработал врачом-терапевтом прежде, чем стать психиатром. Я был обучен шаблонному мышлению: выслушать жалобы на симптомы - осмотреть пациента - провести лабораторные анализы - поставить диагноз - назначить препараты для лечения, ну а мыслить за пределами этой схемы меня не научили.
И вот, однажды я в составе группы коллег-врачей отправился в Тибет для участия в культурно-образовательных мероприятиях…
 
Это был шокирующий опыт для всех нас, который заставил нас глубоко и совершенно по-новому задуматься о причинах и природе человеческих страданий, как физического, так и психического характера.
Первым шокирующим опытом было понимание того, что голова связана со всем остальным телом, и лечение любой части тела непременно будет влиять и на голову. Мы осознали, что тело невозможно должным образом лечить без лечения головы - и наоборот. Поскольку большинство из нас, практикующих врачей-психиатров, были зациклены на лечении исключительно головы, мы были потрясены этим открытием.
Второй раз мы были шокированы, когда увидели, как весь персонал больницы, от уборщика до главного врача, весь день молится и повторяет мантры с единственной целью - попросить Бога увеличить силу трав, используемых для лечения различных видов болезней. Мы не спали по ночам, пытаясь понять, как устроена Вселенная и почему мы ничего этого не знали раньше.
Затем местные врачи снова поразили нас, рассказав, что всегда медитируют со своими пациентами не менее пяти минут перед проведением медицинского осмотра и беседой. Они объяснили нам, что медитация является неотъемлемой частью жизни, и, чтобы чувствовать себя счастливым и здоровым, ее нужно практиковать регулярно. Они не могли представить себе ни дня без медитации. Для них это было то же самое, что ежедневное принятие пищи.
Почему я все это говорю?
Молитва и медитация - необходимые компоненты Жизни, о которых люди, живущие на Западе, иногда забывают, поскольку их затягивает напряженная жизнь, полная обязательств.
Когда ваш ум успокаивается, вы начинаете осознавать свои приоритеты. Вы точно знаете, что для вас самое главное. Если вы нервничаете или беспокоитесь, вы просыпаетесь рано утром, вскакиваете с постели и бросаетесь к телевизору, чтобы послушать, например, новости о недавних выборах. Но если ваш разум спокоен, вы чувствуете, что довольны жизнью, и всегда с радостью отправляетесь прогуляться по парку, чтобы насладиться природой и провести время вдали от шума цивилизации.

 
 
Мой опыт
Что произошло
В моей жизни был период, когда вперемешку с проблемами личного характера появились и проблемы со здоровьем. Я постоянно чувствовал себя разбитым, меня мучила бессонница и прочие недомогания. Мне казалось, что я совершенно потерялся в жизни и никак не могу найти верное направление, и мысли об этом не оставляли меня ни на минуту. К сожалению, найти ответ мне никак не удавалось – мой образ жизни был настолько хаотичен, что я попросту не мог как следует сосредоточиться. Я работал с утра до ночи, и, помимо приема многочисленных пациентов, выполнял административные обязанности. В какой-то момент я понял, что мои эмоциональные и физические ресурсы на исходе, и стал подумывать об уходе в бессрочный отпуск, что, откровенно говоря, означало, что я потеряю работу – но меня это не особенно волновало.
Друзья говорили мне, что я ужасно выгляжу, и, если не начну отдыхать, вскоре умру от инфаркта или инсульта – или чего-нибудь подобного. У них было гораздо больше свободного времени, и потому они часто ездили в Непал, где проводили время в монастыре, предаваясь столь интересовавшей их практике медитации. Они уговаривали меня тоже отправиться туда и приступить к освоению медитации под руководством одного местного мастера, который будет рад поселить меня у себя, поскольку он хорошо знаком с моими друзьями.
И вот, наконец я поддался на их уговоры и бросил работу. Я понял, что пришло время найти какой-то смысл в моей жизни и успокоиться, начав медитировать. Помимо прочего, я хотел улучшить свое здоровье в целом.
Немного подготовившись, я отправился в Катманду. Там меня встретили местные, посадили в машину, и через четыре часа доставили в монастырь, где мне предстояло провести три недели – или больше, в зависимости от самочувствия.
Подробности, не имеющие значения для этой книги, я пропущу, и сосредоточусь на главных событиях.
Местный мастер оказался профессиональным врачом, практиковавшим западную и восточную медицину в государственной больнице. Он прекрасно говорил по-английски; свое образование он получил в Англии, где проработал несколько лет, прежде чем решить вернуться в родные края.
Я хотел освоить техники медитации, которые, как я надеялся, помогут мне наконец-то расслабиться, стать счастливым, и даже, возможно, понять, в чем смысл моей жизни.
Я провел несколько дней в монастыре, наблюдая, как монахи медитируют и читают молитвы, а затем подошел к Мастеру и попросил его показать мне, как нужно медитировать. Звали его Бишал. Он сказал мне, что не может научить меня никаким медитативным практикам, потому что я еще не готов. Вот каким был наш с ним первый разговор…
– Бишал, пожалуйста… не могли бы вы научить меня техникам медитации? Я приехал сюда ради этого, и я обещаю быть хорошим учеником.
– Нет, вы не готовы к постижению техник медитации. Я научу вас, когда вы будете готовы.
– Почему?
Я был удивлен и разочарован, ведь столь дальняя поездка стоила мне немалых средств, но ради чего я вообще приехал? Чтобы просто наблюдать, как молятся и медитируют монахи? Я бы мог отправиться в любой монастырь на территории США, и не уезжать так далеко. А еще меня все время мучило расстройство желудка: я все никак не мог привыкнуть к местной кухне.
- Если вы начнете сейчас медитировать, - объяснил Бишал, - вы в какой-то момент обозлитесь. В вас и сейчас есть злоба.
- Разве? - я был искренне удивлен, потому что совершенно не ощущал злости и пребывал в приподнятом настроении, с нетерпением ожидая, когда меня научат технике медитации, которая принесла бы мне счастье в будущем.
- Вы просто этого не осознаете, - пояснил он. - Вы, люди с Запада, не осознаете многих вещей, а на то, чтобы прийти к осознанию, вам требуется много времени. А пока я предлагаю вам расслабиться и получать удовольствие. Вам нужно освободиться от всего этого негативного мусора прежде, чем вы приступите к освоению какой-либо техники медитации, иначе вы рано или поздно начнете ощущать постоянную злость и раздражение, и совершенно не будете знать, что с этим делать.
- Я не уверен, что понимаю вас, - ответил я. Не могли бы вы объяснить, что вы имеете в виду и что мне нужно делать?
В моем голосе, наверное, звучало разочарование. Он улыбнулся и попросил меня следовать за ним. Мы вернулись в мою крошечную комнату.
- Просто сядьте здесь, - сказал он. - Сядьте где угодно в этой комнате и отдайте мне свой iPhone...
- Но мой iPhone - единственное, что связывает меня с внешним миром, - попытался объяснить я.
- Пока вы здесь, вам не нужна эта связь, - сказал он. Единственное, что вам нужно - это связь с самим собой.
- Я не понимаю, - снова сказал я. - Что я должен сделать?
- Как я уже сказал, ничего не нужно делать. Просто сидите здесь. И всё. Сидите так ровно по часу каждый день.
- Но, - сказал я, - здесь же вообще ничего нет. Ни компьютера, ни журналов, ни книг, вообще ничего. Чем я буду заниматься?
- Сядьте, - снова объяснил он, - и ничем не занимайтесь.
- Здесь даже нет окон.
Я был очень разочарован в тот момент, и начал жалеть, что вообще приехал.
- Вы имеете в виду, - попытался уточнить я, - что мне просто нужно сесть где угодно - и делать... что..?

- Прошу меня извинить, - ответил он, - но у меня мало времени. Сейчас я должен идти, а вам нужно находиться в этой комнате по часу в день, ничего не делая. Просто сядьте. Не ложитесь, так как вы можете заснуть, а я не хочу, чтобы вы засыпали в течение этого часа.
- Просто быть здесь – и все? Мне не нужно ни на чем концентрироваться. Да? Не занимать никакого особенного положения? Не повторять мантры? Не следить за дыханием? Я же сойду с ума, если просто буду сидеть, совсем ничего не делая.
- Нет, - сказал он, - вы не сойдете с ума, вы уже сошли с ума!
Он ушел, и мне пришлось столкнуться с самим собой впервые за сорок пять лет моей хаотичной жизни.

 
Мой дневник
День 1:
Я сидел на диване и смотрел на комнату, в которой больше ничего, кроме маленького столика и стула, не было. Через полчаса я почувствовал усталость, и мне захотелось вздремнуть. Для меня это было неожиданностью - я совершенно не был утомлен. Напротив, я был полон сил и энергии, и я могу заниматься сотнями вещей в течение дня. Но сейчас я чувствовал себя таким усталым, что совсем не мог сопротивляться. Проснувшись, я понял, что иногда то, что мы чувствуем, может не отражать реальность. Этому есть простое объяснение - мы не соприкасаемся с самими собой, не соприкасаемся с тем, что хочет и в чем нуждается наше тело. Большую часть времени мы где-то в будущем создаем планы, как улучшить нашу жизнь, чтобы стать счастливее и здоровее. Звучит абсурдно, но это реальность, и я осознал это в первый же день пребывания в той комнате, которая стала чем-то вроде тюрьмы, где я изолировал себя, добровольно пройдя через сенсорную депривацию. Это была настоящая депривация - мне было не на что отвлечься.

День 2:
Я чувствовал себя отдохнувшим. Просидев минут пятнадцать, я начал ощущать беспокойство. Я не знал, что делать - меня обуревала потребность вскочить и схватить свой iPhone, iPad, ноутбук, журнал, книгу или что-то в этом роде. Было ощущение, что если я чего-то не сделаю, то сойду с ума. Мое беспокойство быстро нарастало, я постоянно ерзал по дивану, много раз менял положение тела и, наконец, начал кусать ногти и губы. Я чувствовал сильную тревогу и делать с тревогой. Это было ужасно! Я едва продержался час. К концу часа я почувствовал, что весь дрожу. Я был подавлен. Я попытался понять причину своего состояния, но не мог. Кроме того, я был удивлен уровнем беспокойства, возбуждения и тревоги, которое я испытал в течение этого часа. Честно говоря, я совсем не ожидал этого. Я думал об этом весь остаток дня, но так и не смог найти ответа. Я пытался обсудить это с Бишалом, но он все время говорил, что мне нужно продолжать, а он поговорит со мной лишь после того, как я проведу по часу в день в пассивном сидении в течение семи дней.
День 3:
Просидев без дела около десяти минут, я начал думать о своей работе, и испытал много гнева в адрес некоторых людей. Гнев был настолько сильным, что я не выдержал и принялся колотить подушку. Постучав по подушке в течение нескольких минут, я почувствовал некоторое облегчение. Я начал думать о своей бывшей жене, вспоминая наши разговоры до развода, и испытал множество смешанных чувств, таких как печаль, грусть, раздражительность, гнев, разочарование... мне было чрезвыйчано некомфортно, и меня снова охватили тревога и беспокойство. Меня начало колотить, будто у меня начался озноб. Я вспотел. У меня было много негативных мыслей обо всем; они лились нескончаемым потоком. Я и подумать не мог, что во мне может быть столько негатива - для меня это было большой неожиданностью. Я даже попытался подумать о чем-то позитивном, но - к еще большему моему удивлению - мне это не удалось. По истечении часа я был эмоционально истощен, а остальную часть дня старался не оставаться один, и повсюду следовал за монахами, участвуя во всех их мероприятиях..
День 4:


Рецензии
Я читаю Вас с удовольствием, Леонид, но такого не ожидал - стало ещё интереснее.
С уважением

Иосиф Сёмкин   02.09.2021 21:05     Заявить о нарушении
Очень хотелось бы продолжения "Энергии, Спокойствия, Здесь и Сейчас" - здесь и сейчас!

Иосиф Сёмкин   02.09.2021 21:08   Заявить о нарушении