Жизнь и Кино Кристофера Ли

Авторы: Иван Старостенко и Ярослав Солодилов

Редактор: Екатерина Солодилова
 
Данная статья посвящается светлой памяти невероятного и  обворожительного  актера, чей вклад в развитие хоррор-кинематографа поистине влиятелен и неоспорим. Его жизнь способна вдохновлять и размывать грани между творчеством и возрастом. Представляем вам "Жизнь и Кино" Сэра Кристофера Ли.
 
Кристофер Фрэнк Карандини Ли  родился  в Белгравии 27 мая 1922 года в семье подполковника 60-го корпуса королевских стрелков, 
участника Англо-бурской и Первой мировой войн - Джеффри Троллопа Ли и первой признанной красавицы эдвардианского периода - маркизы Эстель Марии Карандини де Сарзано, которая являлась любимой моделью ирландского художника, он же мастер портрета - Джона Лавери. Да и не только он был очарован ее красотой. Наверное, все самые знаменитые художники и скульпторы того времени  мечтали запечатлеть ее красоту в своем новом творении, а  поэты и вовсе посвящали ей свои стихи.
 
Родословная Эстель Марии происходила из древнего дворянского рода, чью историю можно проследить аж со времен Римской Империи. Около 2000 лет тому назад  ее предки сооружали для римской армии колесницы. Также в ее родословной был и сам король франков - Карл Великий. Ее прадед при жизни являлся личным секретарем Папы Римского. Дедушка  был  политическим беженцем, который в срочном порядке покинул  Британию  и отправился в  Австрию. В  19-ом веке стал основателем первого профессионального театра. Ну а мать красавицы и вовсе была знаменитой оперной певицей. 
 
Кстати, Кристофер был вторым ребенком в семье у Эстель Марии и Джеффри.  Первинцем была дочка - Ксандра Ли. Она появилась на свет в  1917 году.
 
Подкрался 1926 год, который  стал расколом семьи Ли. Родители решают подать на развод, после чего Эстель Мария сразу же увозит своих детей Кристофера и Ксандру в Швейцарию. Там, после поступления в Академию "мисс Фишер" в Венгене, юный актер увлекся школьными спектаклями, где и сыграл в 1931 свою первую роль — злодея Румпельштильцхена. Спустя некоторое время семейство возвращается в Англию, где его матушка выходит замуж за Харкорта Роуза - дядю знаменитого писателя Яна Флеминга, автора серии романов об агенте 007. Верно - о самом Джеймсе Бонде. 
 
Так вот, в новой школе Кристофер продолжает принимать активные участия в театральных постановках. А после тягучих школьных лет  пытается поступить в Итонский колледж. Но увы,  Ли проваливает вступительный экзамен по математике. Таким образом в стипендии ему отказывают.

Понимая, что отчим  не потянет оплату дорогого обучения, мальчишку отправляют в  колледж Веллингтона, где он сдает все экзамены и может теперь рассчитывать на стипендию антиковедении. Это комплексная наука, которая досконально изучает историю древних цивилизаций Рима и Греции, их культуру, обычаи, быт и даже язык.

Да, Кристофер Ли изучал мертвые языки - латынь и древнегреческий. Из-за чего многие по сей день верят, что у Сэра Ли  была просто невероятная, даже запредельная  библиотека с тысячами оккультных книг.  Но Некрономикон Абдула Альхазреда он никогда не читал, да и вовсе опроверг подобные слухи. Даже больше - просил людей держаться подальше от Темных наук. Но и это еще не все. Кроме латыни и древнегреческого, он мог общаться на английсом, французском, немецком, итальянском, и даже на русском языке.
 
Теперь мы понимаем, что на этом прекрасном и для многих тяжком моменте его театральные увлечения попросту подходят к логическому концу. Но справедливости ради на рэкетс, фехтование и крикет всегда минуточка находилась.
 
Далее: у отчима дела начинают идти на убыль. Таким образом вскоре Роуз объявляет себя банкротом. Следом - развод с Эстель Марией. Чтобы помочь своей семье, Кристоферу приходится в срочном порядке бросить учебу и найти работу.Но на дворе жаркое лето и все работодатели разъехались по отпускам. Кристофер отправляется во Французскую Ревьеру, где отдыхает его сестра с близкими друзьями. Но сперва решил посетить Париж, ведь такая возможность улыбнулась ему. Там он останавливается у одного журналиста по имени Уэбб Миллер - хорошего друга его отчима. Также становится свидетелем последней казни иммигрантов во Франции. Приговоренный к смерти был серийный убийца Ойген Вейдман, который со своими соучастниками знакомились с будущими жертвами, входили к ним в доверие, а после подставляли дуло своего ржавого пистолета к затылку бедолаге и без какого-либо угрызения совести нажимали на спусковой крючок. Далее схема была проста: забирали все самое ценное, что только могли найти у несчастного.
 
После, Ли отправляется в курортный город Ментон где гостит у русской семьи - имигрантов Мазировых. Разузнав как и чем живут в этом городке местные, Кристофер решает остаться жить в этом райском местечке. Но весь мир был на грани войны. И тогда он вместе с сестрой возвращаются в Англию, где Кристофер находит работу в United States Lines. На себя он брал обязанности клерка, также следил за почтой и являлся посыльным. 1 сентября 1939 года в мире вспыхнула Вторая мировая война. Кристофер решает пойти по примеру своего родного отца и отправляется по собственному желанию на фронт. 
 
Из-за государственной секретности о его жизни на фронте известно не много. Он участвовал в советско-финском конфликте на стороне финнов. Спустя две недели вернулся домой и восстановился у своего последнего работодателя. В начале 1940-х перешел работать в "Beecham Group"  офисным клерком, далее там же стал телефонистом. После того как новый работодатель покинул Лондон, Кристофер решает уйти в ополчение.

12 марта 1941 года от двусторонней пневмонии умирает его родной отец. Тогда Кристофер  решает пойти добровольцем в Королевскую ВВС. Но из-за разрушения зрительного нерва, ему не суждено стать летчиком. Но зато он попал в разведывательное управление Королевских ВВС, где дослужил до звания лётного лейтенанта. Как минимум два раза чуть не погиб.
 
Первый известный  случай произошел в 1943. Аэродром, где располагалась его эскадрилья, подвергся бомбандировкой силами оси. Ли чудом остался в живых. Также чудо произошло и в 1944. Так, а вот и главный вопрос - он точно не читал Некрономикон? Во время финального штурма Монте-Кассино, при взлете из аэродрома, один из самолетов разбивается, а его бомбу, как не сложно догадаться, задевает самолет Ли. Итог мы уже знаем - после этих событий Кристофер снялся в более 250 фильмах.
 
Незадолго до того как завязать со своей военной карьерой, Ли был прикомандирован к  Центральному реестру военных преступников и подозреваемых в нарушении безопасности. Тем самым он участвовал в поисках нацистских военных преступников. Но в 1946 году он заканчивает с военной карьерой и возвращается в Лондон, где и пытается определиться со своей будущей профессией. На старую работу возвращаться как-то и не хочется, хоть и "Beecham Group" предлагали ему повышение. Даже хорошее повышение с хорошими деньгами. Но нет. Слишком скучно.  Идти работать преподавателем латыни в местный университет  также не возникало никакого желания.
 
Благо, на одном семейном ужине двоюродный брат матери - Николо Карандини, который на тот момент был итальянским послом в Великобритании, а во время войны сражался в рядах итальянского сопротивления - предложил Кристоферу попробовать себя в актерском мастерстве. Услышав такое, мать восприняла подобное в штыки. Она категорически была против, чтобы ее единственный сын хоть как-то был бы связан с непостоянным кинобизнесом. Но Кристофер настоял на своем, ведь попросту не видел себя в другом русле.
 
Тогда Николо знакомит Ли со своим другом - адвокатом и главой местной киностудии "Two Cities Films" - Филиппо дель Джудиче. Увидев Ли, Джудиче приходит в полный восторг от внешних данных  нового знакомого. И сразу же отправляет его подписывать контракт к Йозефу Шомло.
 
Правда, Шомло в первую же секунду  отказывает  будущему актеру в договоре. По его словам, Ли был слишком высок, чтобы вообще быть или стать актером. А его рост, на секундочку, составлял аж 1 метр 95 см, и это реально был высокий рост для кинематографа того времени. Но найти работу все же можно было. По просьбе Шомло Кристофер отправляется в  Ранк Организейшен на встречу с Дэвидом Хенли и Оливэ Доддсом, которые в итоге и подписывают семилетний контракт с нашим героем.
 
В 1950-х Кристофер Ли был обручен с Генриеттой фон Розен - дочерью европейского аристократа графа Фрица фон Розена. Отец невесты был так недоволен этой любовью, что даже  нанял частных детективов, дабы уличить актера в каком-нибудь недостойном или противозаконном грешке. Когда же сделать этого не удалось, Розен требует от Ли благословение от самого короля Швеции. Все бы ничего, но Кристофер лично был знаком с королем, ведь тот любил посещать съемки  фильмов, где Ли принимал непосредственное участие. Как не сложно догадаться, благословение не заставило себя долго ждать.
 
Правда, на Генриетте фон Розен он все же не женился. Причина была проста. Так как девушка была из благородной семьи, а он являлся всего-то каким-то там актером, который может даже завтра лишиться своей работы и  уважения, то ему явно  не хотелось вести в неизвестное будущее Генриетту.
 
 
Фильмография
 
 
Одну из своих первых эпизодических ролей Кристофер Ли исполнил в экранизации "Гамлета" у знаменитого шекспировского актера и режиссера - Лоуренса Оливье. По иронии судьбы там же небольшую роль исполнил Питер Кушинг, с которым Ли десятилетие спустя стали близкими друзьями, сыграв впоследствии во многих совместных фильмах.

Играя на протяжении нескольких лет небольшие роли (за исключением роли в триллере 1955 года - "По кличке Джон Престон", где Ли исполнил по-настоящему первую свою главную роль), в 1957 году Ли предоставляется возможность появиться в фильме британской студии Hammer, что стало поворотным событием в его карьере.

Студия Hammer была открыта в 1934 году. Её основателем был Уилл Хаммер (настоящая фамилия – Хайндс), в честь которого студия и получила своё название. Главой студии был Джеймс Каррерас. А постоянными продюсерами: Энтони Хайндс (сын основателя студии) и Майкл Каррерас. Сценаристом в большинстве фильмов был Джимми Сэнгстер. А главным режиссёром - Теренс Фишер.
Hammer была фамильной компанией. Ею руководили семьи Каррерасов и Хайндсов. В создании фильмов зачастую участвовали одни и те же создатели и актёры, что и стало основой залога успеха студии.
Всерьёз о себе студия Hammer заявила в 1950-х, сняв несколько примечательных фантастических фильмов ужасов, таких как: «Эксперимент Куотермасса» (1953) и «Икс: Неизвестное» (1956).
В 1956 году студия решает снять дешёвый чёрно-белый фильм о Франкенштейне, но впоследствии начинают сотрудничество с Warner Bros., которым тогда необходимо было выпустить кино, способное соперничать с чёрно-белым телевидением.
Объединив усилия, Hammer сняли фильм «Проклятие Франкенштейна» (1957).
Роль Франкенштейна исполнил Питер Кушинг, а роль Монстра – соответственно, Кристофер Ли (которую он получил прежде всего из-за высокого роста, а не актерских навыков). Ли потрясающе сыграл роль бессловесного Создания Франкенштейна. Пусть его появление на экране не было частым, но его игра была просто завораживающей. Он смог снабдить даже некоторой жалостью своего персонажа.
В отличии от предшествующих фильмов о Франкенштейне от студии Universal 1930-1940-х годов, в фильмах студии Hammer весь акцент был смещен на самом Франкенштейне, а не на его Создании. Это стало основой всех последующих фильмов Hammer о Франкенштейне.
Во время съемок именно этого фильма началась крепкая дружба между Питером Кушингом и Кристофером Ли. Началась она с того момента когда Ли зашел в гримерную и пожаловался, что у него не было реплик. На что Кушинг ответил: "Тебе повезло. Я прочитал сценарий!".
Фильм стал настоящим прорывом в истории хоррора: первый цветной английский фильм ужасов, с наглядным показом крови и насилия, цветастые готические декорации, доселе невиданная в кинематографе жестокость. Зрителям полюбилсь новая вариация классического сюжета и фильм в итоге с лихвой окупился.
Вполне закономерно, что вслед за историей о Франкенштейне, Hammer взялись за историю Дракулы в фильме "Ужас Дракулы", в котором Кристофер Ли исполнил заглавную роль. Благодаря именно этой роли он прославился на весь мир.
Дракула в его исполнении был более кровожадным, дерзким и соблазнительным, чем Дракула в исполнении предшествующего ему Белы Лугоши. Девушки же сами охотно становились жертвами соблазнительного вампира.
Наиболее запоминающейся сценой фильма стала резкое появление Дракулы с окровавленными клыками и зловещим оскалом. Это был первый крупный фильм, в котором были продемонстрированы вампирские клыки. В исполнении Ли Дракула был настоящим хищником, не лишенным, однако, и человеческих черт. К тому же, в отличии от своего книжного прототипа, он не превращался в летучую мышь или в волка. По словам сценариста Джимми Сэнгстера: «Я счёл, что чем более человечным он будет, тем страшнее он будет казаться. Все мы боимся потусторонних сил, но именно обычные люди представляют наибольшую угрозу».
Роль Ван Хельсинга превосходно сыграл Питер Кушинг. Как и прежде, Кушинг сыграл очень утончённо, с налётом аристократизма и учтивости.

Сюжет оригинального романа во многом изменили. Джонатана Харкера сделали охотником на вампиров, приехавшего в замок Дракулы, уже заранее знающем, кем Дракула является на самом деле. Действия перенесли из Лондона в небольшой немецкий городок.

Финальная сцена противостояния Дракулы с Ван Хельсингом очень впечатляющая и энергичная.

В этой картине всё было на высшем уровне: потрясающие готические декорации, прекрасная актёрская игра, динамичное развитие сюжета, запоминающаяся музыка Джеймса Бернарда и мастерская режиссура Теренса Фишера. «Ужас Дракулы» закрепил за Hammer славу в индустрии фильмов ужасов.
 
Хотя на съемках было много интересных моментов с самим Ли, будто он снимался не в фильме ужасов, а в пародийной  ленте "Дракула: Мертвый и довольный" с неповторимым Лесли Нильсеном (если вы такой еще помните). 
 
Так вот, в красных контактных линзах Кристофер совершенно ничего не видел. Из-за этого он часто спотыкался о декорации и съемочную аппаратуру, даже случайно свалил камеру на оператора. Мог пройти мимо актеров и зачитать диалог стене или лампе. В одной из сцен Кристофер должен был бросить в яму главную героиню, что, собственно, он и сделал. Правда, оступившись, рухнул сверху на нее. Никто не пострадал. 
В другой сцене Ли должен был пронести укушенную девушку через всю комнату и положить на кровать. Но так как сцена много раз переснималась, да и актриса оказалась не из легких красавиц, то это все вымотало беднягу Ли, отчего в очередной раз донеся ее до кровати, он бросил девушку на нее. В тот же миг он последовал за ней и без сил рухнул рядом. На что Питер Кушинг пошутил: "Вообще-то мы снимаем фильм не про Это самое, но если ты так настаиваешь..." 
 
В том же году Кристофер Ли снялся на пару с ветераном хоррора Борисом Карлоффом в фильме «Коридоры крови», в котором Карлофф играл хирурга 19 века - доктора Томаса Болтона, создавшего анестезию, и попавшего в зависимость от опиума.

Фильм явно был снят под впечатлением от работ Роберта Льюиса Стивенсона, таких как "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда" и "Похититель тел". В фильме великолепно воссозданы декорации Лондона 19 века со всеми классическими аттрибутами. Также сюжет затрагивает тему непризнанности гения в лице доктора Болтона, над которым смеялись даже его коллеги, когда он пытался продемонстрировать то, что можно считать ранней версией анестезии. Болтон вызывает огромную жалость и симпатию.

Кристофер Ли же исполнил роль второго плана - безжалостного преступника со шрамом на лице, по прозвищу "Воскреситель Джо". Внушающий страх, но по-своему обаятельный.

Несмотря на впечатляющий сюжет, добротные декорации и наличие двух икон жанра, фильм не имел коммерческого успеха.
 
К слову сказать, Ли хорошо знал Бориса Карлоффа. Помимо того, что они неоднократно сотрудничали в кино, они даже жили в соседних домах и дружили семьями.
 
В 1959 году Теренс Фишер решил обратиться к киноадаптации ещё одного классического произведения – «Собака Баскервилей».

Роль Шерлока Холмса блестяще исполнил Питер Кушинг. Он был большим поклонником произведений Конан–Дойла, и с большим удовольствием взялся за воплощение знаменитого сыщика. В его исполнении Холмс получился несколько озорным, эксцентричным, нетерпеливым и полностью одержимым идеей, во что бы то ни стало, расправиться с преступником.
Кристофер Ли же исполнил роль сэра Генри Баскервиля. Впервые для Hammer он сыграл роль положительного персонажа. Она ему просто идеально подошла.
  Помимо оригинального сюжета, который был во многом изменён, Фишер привнёс в сюжет классовую борьбу между богатым сэром Генри и нищим Стэплтоном. Тема классовых распределений была очень близка Фишеру.
Несмотря на все достоинства, фильм не имел коммерческого успеха, поскольку публика, привыкшая к кровавым ужасам студии Hammer, не восприняла фильм без кровавых сцен и наличия монстра. Поэтому Hammer не стали делать цикл фильмов про Шерлока Холмса, как планировали изначально.

Но 3 года спустя Фишер снял в Германии ещё один фильм про Холмса – «Шерлок Холмс и смертоносное ожерелье», в котором на этот раз роль Холмса исполнил именно Кристофер Ли. Ли, обладающий чертами настоящего английского аристократа, был идеальной кандидатурой на роль Холмса. Однако сюжет у фильма получился довольно слабым, а сам фильм - затянутым. Даже сам Ли не был доволен фильмом. А для англоязычного проката его и вовсе озвучивал другой актер.
 
Впоследствии Ли ещё 2 раза сыграет роль великого сыщика в фильмах: «Шерлок Холмс и звезда оперетты» (1991) и «Шерлок Холмс: Происшествие у водопада Виктория» (1992). Помимо этого, он сыграет ещё и брата Холмса - Майкрофта - в фильме «Частная жизнь Шерлока Холмса» (1970). Таким образом, Кристофер Ли – единственный в истории актёр, сыгравший несколько ролей из холмсианы.
 
В «Мумии» (1959), который являлся ремейком фильмов о Мумии от Universal 1940-х годов (поскольку в хаммеровской версии имя Мумии – Харрис, а не Имхотеп, как в оригинальном фильме 1932 года с Карлоффом), Ли досталась роль бессловесной мумии. Несмотря на то, что Мумия крайне редко появляется в человеческом обличии на протяжении всего фильма, ему удалось сыграть роль при помощи жестов и глаз.

По словам Ли, съёмки этого фильма оказались весьма неприятными. В одной сцене ему надо было прорваться сквозь дверь, а плотники забыли её ослабить. В результате этого Ли вывихнул плечо. Затем ему нужно было прорваться сквозь створчатые окна, на которых, как оказалось, были настоящие стёкла, а не бутафорские. Из-за этого Ли был весь утыкан настоящими осколками. В следующей сцене в него стреляет герой Питера Кушинга. Следы от холостых патронов заживали на Ли неделями. В финальной же сцене он нёс исполнительницу главной роли Ивонн Фюрно, в результате чего потянул все мышцы на спине.

«Мумия» от Hammer получился неплохим приключенческим фильмом ужасов. Но в данную тематику Hammer не привнесли существенных изменений, и последующие фильмы о мумиях были несколько однообразными.

В том же году Кристофер Ли снялся в итальянской комедии – «Трудные времена для Дракулы», в которой сыграл прототипа Дракулы – барона Родерико де Франкуртена. Режиссером же был знаменитый итальянский комедиограф - Стено.

Разорившийся граф Освальдо Ламбертеньи вынужден продать свой родовой замок. Его замок превращают в отель для туристов, а Освальдо становится коридорным. Вскоре он получает письмо от своего дяди – барона Родерико, который намерен его навестить. Освальдо рад такой новости, вплоть до того момента, когда узнаёт, кем является его дядя на самом деле…
Кристофер Ли отлично обыграл свой же образ вампира в комичной форме. Хотя сам он не хохмил в этой роли, лишь ненароком создавая комичные ситуации. Основная же комичная составляющая перешла исполнителю роли Освальдо - Ренато Рашелю - знаменитому итальянскому комику. Для англоязычного проката Ли, снова же, озвучивал другой актер.

Этот фильм явно не придерживался классической мифологии о вампирах, поскольку барон Родерико мог попросту "передать" через укус свое проклятие вампира, тем самым избавивишись от него, а Освальдо смог избавиться от вампиризма благодаря силе любви (прямо "Красавица и чудовище").

В 1960 году Теренс Фишер обращается к истории доктора Джекила и мистера Хайда в фильме «Два лица доктора Джекила».
 
Главным нововведением в классический сюжет Роберта Льюиса Стивенсона о раздвоении личности стало то, что доктор Джекил был внешне не привлекательным и довольно неприметным персонажем, в то время как мистер Хайд был крайне привлекательным, самоуверенным и наглым. Это было то, что сам Фишер называл «очарованием зла». Помимо этого Фишер ввёл в сюжет любовную связь между женой Джекила и Полом Алленом – его другом и коллегой.
Роли Джекила и Хайда исполнил малоизвестный канадский актёр Пол Мэсси.
Изначально Кристофер Ли хотел сыграть главные роли, но ему досталась роль любовника жены Джекила. Эта роль была написана специально для Ли, и стала впоследствии одной из любимых у него.
Про сам же фильм Ли высказался следующим образом: "сценарий, пожалуй, даже слишком явно подчеркивал лицемерность Викторианской эпохи. Выражаясь словами режиссера Теренса Фишера: "Никто из персонажей не стоил и двух пенсов"".
Несмотря на потрясающую визуальную сторону фильма, отличную игру актёров и захватывающий сюжет, фильм не имел успеха у зрителей. Лишь спустя много лет он стал классикой жанра.

В том же году Ли снялся в атмосферном мистическом хорроре - «Город мертвецов».
Начало картины разворачивается в Средневековье. Молодую женщину по имени Элизабет Селвин обвиняют в колдовстве и сжигают на костре. Перед смертью она клянётся, что всем отомстит.
Наше время. Историю про Элизабет рассказывает своим студентам профессор Алан Дрисколл. Этой историей очень заинтересовывается одна из студенток. Она изъявляет желание поехать туда, где была сожжена Элизабет. Прибыв на место, девушка вовлекается в пучину кошмаров, связанных с ведьмами и живыми мертвецами.

«Город мертвецов» - один из самых примечательных ранних фильмов с участием Ли. В фильме присутствует мрачная атмосфера Средневековья и потрясающая готическая составляющая.

Следом Ли снялся в адаптации книги французского писателя Мориса Ренара - "Руки Орлака" - про пианиста, попавшего в аварию и потерявшем руки. Хирурги пришивают ему руки казненного убийцы и тогда Орлак становится одержим таинственной зловещей силой.

Это была уже 3-я экранизация "Рук Орлака". Первая вышла в период немецкого экспрессионизма под режиссурой Роберта Вине, с Конрадом Фейдтом в главной роли - оба ранее работали над "Кабинетом доктора Калигари", который стал поворотным событием в истории хоррора. Именно экранизация Вине считается наиболее удачной.

Вторая экранизация вышла под названием "Безумная любовь" (1935), с Питером Лорре в главной роли и Колином Клайвом - наиболее известного по роли Франкенштейна. В этой версии добавили любовную линию, отодвинув одержимость Орлака на второй план.

Экранизация же 1960 года вышла наиболее посредственной, с вялотекущим сюжетом и крайне не динамичным повествованием.
Кристофер Ли сыграл зловещего гипнотизёра Неро, который пытался внушить Орлаку, что во всех его страданиях виновна его горячо любимая жена. Обворожительный злодей, но даже его наличие не спасает фильм от краха.
Для французского проката Ли, будучи полиглотом, сам озвучивал свою роль.

В 1961 году Кристофер женился на датской актрисе-эпизоднице, художнице и музе домов мод Шанель и Диор - Бриджит Крёнке, с которой он провел всю свою жизнь. В 1963 году у элегантной пары  родилась девочка - Кристина Эрика Ли.

В фильме «Террор тайного общества» Ли исполнил необычную роль предводителя китайской организации, которая занималась контрабандой наркотиков и работорговлей. Китайский грим на лице Ли выглядел аутентично, но приносил ему большие неудобства во время съёмок. Несмотря на это, Ли идеально исполнил роль восточного злодея.

Помимо цветастых готических фильмов ужасов, студия Hammer славилась ещё чёрно–белыми психологическими триллерами в стиле Альфреда Хичкока, снятых на волне успеха его фильма "Психо". Одним из первых таких фильмов был "Вкус страха".

Молодая девушка по имени Пенни прикована к инвалидной коляске. Она отправляется навестить своего отца, которого не видела много лет. Прибыв на место, она встречает свою мачеху, которая сообщает, что отец уехал на некоторое время. Пенни решает дождаться отца. Вскоре она попадает в омут интриг и страшных тайн…

Финал фильма по-настоящему непредсказуемый и впечатляющий. «Вкус страха» - завораживающий фильм, имеющий мрачную гнетущую атмосферу превосходного триллера. На этот раз Ли выступил во второстепенной роли. По его словам, это один из лучших фильмов студии с его участием.

Под влиянием фильмов студии Hammer, в начале 1960-х годов итальянские кинотворцы создали собственную эру готических ужасов. Первооткрывателем жанра в Италии был оператор и режиссёр – Марио Бава, снявший множество впечатляющих готических хорроров, которые, благодаря своей невероятной жестокости и необычной цветовой гамме, навсегда вошли в историю хоррора, и оказали влияние в том числе на голливудских режиссеров.

Кристофер Ли дважды сотрудничал с Бава. Первым их совместным фильмом был "Геракл в царстве теней" (1961), снятым в популярном тогда в Италии жанре пеплум - приключенческие фильмы про античных героев. К стандартному сюжету о подвигах античного героя, Бава добавил некоторую толику мистики, введя в сюжет живых мертвецов.
 Ли же сыграл характерную для себя роль злодея - а именно - властелина преисподней. И даже в одной сцене сражался с тогдашним "Мистером Вселенная" - Регом Парком. Как сам Ли рассказывал об этой сцене: "Мысль о том, что я смогу побороть Рега Парка одним мановением руки - даже с наличием демонической силы - казалась довольно смехотворной. И поэтому мы с Регом начали хихикать. Режиссер Марио Бава быстро потерял терпение. Мы попытались доснять сцену с серьезными минами. Но, скажу я вам, это был АД".

Вторым совместным фильмом Бава с Ли был «Плеть и тело» (1963).

Ли играет изощрённого злодея по имени Курт. Он возвращается в родовой замок, откуда его изгнали за надругательства над дочерью служанки, покончившей с собой. Никто не рад его возвращению, но Курт лишь надменно над всеми посмеивается. Он завладевает невестой своего брата - Нивенкой. Но вскоре Курт умирает при загадочных обстоятельствах, а Нивенка утверждает, что её начинает посещать его призрак…
 
Это был один из первых фильмов, довольно откровенно раскрывающий тему садо-мазохизма. Главная героиня Нивенка получает сексуальное удовлетворение, когда Курт избивает её плетью. Подобная тема была очень новаторская для своего времени, и даже сейчас эти сцены выглядят одновременно и шокирующе, и с присущей Бава мрачной притягательностью.
Как и в прежних работах Бава, «Плеть и тело» блещет потрясающей операторской работой, красочной цветовой гаммой и темной романтикой. Фильм совместил в себе готическую притягательность любви и смерти, что было особенно присуще произведениям Эдгара По.

Ли создал ещё один потрясающий образ высокомерного, и в то же время – дьявольски привлекательного злодея.

«Плеть и тело» полон бушующей страсти, раскрывающий плод запретной любви. Также у фильма очень красивое, в чём-то сентиментальное музыкальное сопровождение.

В том же году Ли снялся у ещё одного прославленного режиссёра итальянских фильмов ужасов - Антонио Маргерити, в фильме «Нюрнбергская дева».

Действия происходят в Германии в древнем замке, в котором оборудован музей средневековых пыток. Главная героиня постоянно слышит стоны ужаса, исходящие из музея. Постепенно её окутывает пучина кошмара, связанная с родовым проклятием. Дальний предок её мужа славился изощрёнными пытками над женщинами во времена Средневековья. Его излюбленным орудием была «железная дева». Главная героиня начинает подозревать своего мужа в ныне происходящих убийствах в их родовом замке…

«Нюрнбергская дева» - весьма неплохой атмосферный фильм. Интрига, связанная с разоблачением убийцы имеет под собой довольно непредсказуемый сюжетный поворот.

Далее последовал еще один итальянский готический фильм ужасов - «Проклятие Карнштейнов», основанный на новелле «Кармилла» Шеридана Ле Фаню (которая в свою очередь повлияла на Брэма Стокера при написании "Дракулы").

Ли играет роль графа Людвига Карнштейна. Его дочь страдает от постоянных ночных кошмаров. Граф подозревает, что это всё из-за древнего проклятия их рода. В то время как граф пытается разобраться в происходящем, в их замке поселяется загадочная гостья, с которой его дочь находит общий язык…

У фильма завораживающая готическая атмосфера, потрясающие декорации и увлекательная история. Фильм в точности следует оригинальному произведению. Утончённо описанное в «Кармилле» влечение между главной героиней и обольстительной вампиршей показано довольно изощрённо. Ли потрясающе исполнил роль графа Карнштейна – представительного, аристократичного и любящего свою дочь. Одна из редких его положительных ролей в период 1960-х.

В 1964 году Ли снялся в ещё одном примечательном итальянском фильме ужасов – "Замок живых мертвецов".
Ли играет графа Драго (ни разу не граф Дракула), который занимается мумифицированием зверей. К нему в замок прибывает труппа странствующих циркачей. Они становятся его жертвами для безумных  экспериментов…

Примечательно, что в этом фильме свою первую главную роль (точнее даже - роли) сыграл знаменитый в будущем актер Дональд Сазерленд. Своего сына актера Кифера, кстати говоря, Сазерленд назвал в честь режиссера этого фильма - Уоррена Кифера.

В 1965 году Ли сыграл ещё одного классического злодея - зловещего китайского гения Фу Манчу, созданного писателем Саксом Ромером. Фу Манчу – безумный гений, который хочет завладеть всем миром. Для этого он использует изощрённые пытки, шантаж и гипноз. Ему противостоит инспектор Скотланд – Ярда.

Всего Ли снялся в 5 фильмах про Фу Манчу: «Лицо Фу Манчу», «Невесты Фу Манчу», «Месть Фу Манчу», «Кровь Фу Манчу» и «Замок Фу Манчу».
Как и во время съёмок «Террора тайного общества», Ли приходилось на протяжении всех 5 фильмов находиться в неудобном китайском гриме. Но роль Фу Манчу он исполнил просто блистательно. Его персонаж безэмоционален, надменен и хитроумен. После Бориса Карлоффа, который тоже играл эту роль в фильме «Маска Фу Манчу», Ли – единственный актёр, сыгравший роли как Монстра Франкенштейна, так и Фу Манчу.
 
 В 1965 году один из постоянных режиссеров студии Hammer Фредди Фрэнсис снял фильм «Череп», в котором собрался довольно таки звёздный состав: Питер Кушинг, Кристофер Ли и Майкл Гоф.

Кушинг играет доктора Мэйтленда, который занимается коллекционированием разного рода вещей, связанных с мистицизмом. Его знакомый Энтони Марко снабжает его различным антиквариатом. Однажды Марко приносит ему череп самого Маркиза Де Сада. Мэйтленд настроен скептически, но Марко доказывает подлинность находки посредством научных исследований. Как в результате оказалось, в черепе засел дух самого Де Сада. Он завладевает волей людей, толкая их на убийства. Так происходит и с доктором Мэйтлендом…

Фильм снят по произведению Роберта Блоха (автора знаменитого «Психо») – «Череп Маркиза Де Сада».

«Череп» был снят на студии Amicus, которая тогда конкурировала с Hammer. Основателями студии были продюссеры Макс Розенберг и Милтон Суботски.  Первым их совместным сотрудничеством был «Город мертвецов». Amicus прославились фильмами – антологиями, состоящих из 4-5 мистических историй, объединённых некой общей канвой, в которых присутствует таинственный рассказчик. Кристофер Ли и Питер Кушинг снялись в большинстве фильмов студии.

Первым фильмом – антологией, прославившем студию стал «Дом ужасов доктора Террора» (1965).

Питер Кушинг играет таинственного предсказателя по имени доктор Шрек. Он едет в поезде, где встречает пятерых попутчиков. Поинтересовавшись у них, не хотят ли они испытать судьбу и узнать о своём будущем, начинает им гадать на картах таро и рассказывает о том, что с каждым произойдёт в ближайшее время. На этом начинаются мистические истории…

Финал у фильма непредсказуемый.
«Дом ужасов доктора Террора» - очень интересный и захватывающий фильм. В нём присутствует уникальная смесь ужасов и чёрного юмора.

Ли играет критика, расправившегося с художником, с которым у него давняя вражда. Но главным элементом в истории с Ли является зловещая рука, которая его всюду преследует, пытаясь довести до смерти. Так что это классическая история про руку-убийцу.
 
Благодаря довольно нестандартному повествованию и нетипичным историям, «Дом ужасов доктора Террора» стал ключевым в истории студии Amicus.

В 1966 году Ли вернулся к образу Дракулы в фильме «Дракула: князь тьмы». Режиссёром, как и прежде, был Теренс Фишер.

События разворачиваются 10 лет спустя после произошедшего в «Ужасе Дракулы». Заблудившись, группа молодых туристов набредает на замок в горах. Зайдя внутрь, они видят, что стол накрыт, словно их кто-то ждал. Их вежливо встречает слуга замка. После еды гости располагаются на ночлег. Что, конечно же, приводит к плачевным последствиям.

Помимо возвращения к роли Дракулы, фильм ещё примечателен тем, что Кристофер Ли на протяжении всего фильма не произнёс ни слова. Это было вызвано тем, что актеру не понравились его реплики в сценарии Джимми Сэнгстера.

Но впоследствии сценарист Джиммим Сэнгстер в своих мемуарах заявит, что "вампиры не умеют разговаривать (что, однако, является противоречием, поскольку он написал реплики для Дракулы в "Ужасе Дракулы"). Так что я не писал ему никаких диалогов. Крис Ли заявил, что он отказывается произносить якобы написанные мной диалоги… Судите сами, почему у Кристофера Ли не было диалогов в картине. Возьмите мой сценарий. Я ничего такого не писал».

Любопытно, что в замке Дракулы появился герой, которого не было в первом фильме - слуга по имени Клов. Именно он воскресил Дракулу (в самой кровавой сцене фильма), заманив в замок незадачливых туристов. Его появление в сюжете ничем не поясняется. Видимо, Сэнгстер не знал, каким еще образом можно было воскресить Дракулу, кроме как с помощью неизвестно откуда взявшегося слуги.

Кроме того в фильме появился персонаж, повадками напоминающий безумного слугу Дракулы из романа Стокера - Ренфилда, который отсутствовал в "Ужасе Дракулы". Хоть в фильме его зовут иначе, но его страсть к поеданию насекомых явно указывает на то, что это никто иной, как местный Ренфилд.

Есть даже сцена в которой Дракула разрезает ногтем себе грудь, заставляя жертву пить свою кровь, что полностью соотвествует сцене из романа, когда Дракула проделал то же самое с Миной Харкер.

Таким образом в этом фильме даже больше элементов из романа, чем в "Ужасе Дракулы".

Это был последний фильм о Дракуле, снятый Теренсом Фишером.

Вслед за этим Ли сыграл ещё одну примечательную роль – Григория Распутина - в фильме «Распутин: сумасшедший монах», снятом в тех же декорациях, что и «Дракула: князь тьмы» и с тем же актёрским составом.

Сюжет фильма по большей части не имеет ничего общего с реальными событиями, за исключением убийства Распутина. Но Ли очень точно передал особенности своего персонажа. Гипнотический взгляд, отличная актёрская игра и солидная внешность придали знаменитому персонажу Ли особую глубину.

Ли изобразил Распутина каким он был на самом деле – соблазнителем женщин, пьяницей, и, конечно же, обладателем особого дара исцеления. Игра Ли просто завораживающая.

Кстати, когда  Кристоферу было 9 лет, матушка и отчим познакомили его лично с убийцами самого Распутина – Феликсом Юсуповым и с князем Дмитрием Павловичем. Помимо этого, несколько лет спустя после выхода фильма актер встретился с дочерью Распутина - Марией. В ходе беседы Мария сказала, что Ли действительно похож на её отца в этом фильме. На что он возразил - Распутин был куда ниже ростом. Мария ответила: «Нет-нет, я имею в виду само впечатление и ваш схожий безумный взгляд».

В 1967 году Кристофер снялся в немецком фильме – «Змеиная яма и маятник».

Он играет графа Регулу (опять же, догадайтесь, в честь кого так назвали данного персонажа), который, пытаясь достичь бессмертия, проводит дьявольский ритуал, в который входит убийство 13 девственниц. Одной из его жертв удаётся спастись и вскоре его четвертуют. Спустя много лет ему удаётся восстать из мёртвых…

Несмотря на название, фильм не имеет ничего общего с произведением Эдгара По - «Колодец и маятник», однако содержит в себе некоторые отсылки к его произведениям.

Сам Ли после начальной сцены появляется практически в самом конце фильма.

В том же году Теренс Фишер снял научно – фантастический фильм «Остров обречённых гореть», по одноимённой книге Джона Лимингтона.

Сюжет повествует о том, как на одном шотландском острове невероятно жаркое палящее солнце выводит из строя все предметы техники, и со временем приводит даже к смерти людей. Главные герои всеми силами пытаются выжить и узнать о причинах обуявшего их кошмара.

Несмотря на то, что режиссёром был Теренс Фишер, а главные роли исполнили Ли с Кушингом, фильм был снят не на студии Hammer. Это несколько нетипичный фильм Фишера, но он определённо стоит внимания.

Вскоре после этого Фишер снял один из своих лучших фильмов. И именно Кристофер Ли был тем, кто этому во многом поспособствовал. Ведь он был большим поклонником произведений Денниса Уитли (который славился книгами об оккультных науках) и долгое время просил Hammer экранизировать одно из его произведений. Но ответ оставался один: «Цензура не допустит». Поскольку книги Уитли, в которых речь шла о сатанистах, различных дьявольских ритуалах, были основаны на реальных событиях, никто не отваживался экранизировать его произведения. Но в итоге Hammer рискнули, и в результате получился лучший фильм студии и любимый у самого Ли – «Выход дьявола» (1968).

В отличии от большинства хаммеровских фильмов с участием Ли, в этом фильме его персонаж – герцог Де Ришло - выступал на стороне добра. Он противостоял секте сатанистов, которые втянули в свои сети одного из его друзей. Ли потрясающе сыграл роль герцога Де Ришло. Его персонаж вызывает огромную симпатию и уважение.

Но, по словам самого Ли, его персонаж в книге был лет на 25 старше, чем он сам на тот момент. Спустя несколько лет Ли хотел сняться в ещё одной более усовершенствованной в техническом плане экранизации, поскольку некоторые спецэффекты выглядят довольно устаревшими. Но за неё так никто и не взялся.

Роль лидера секты сатанистов – Маката -  блистательно исполнил Чарльз Грей. Его образ списан со знаменитого сатаниста - Алистера Кроули. Грей потрясающе передал черты своего персонажа: вкрадчивость, владение гипнозом и завладение чужой волей.
В фильме присутствует множество по-настоящему устрашающих сцен, среди которых: сатанинские ритуалы с различного рода тематической атрибутикой, и даже - наличие самого дьявола. Фильм ещё примечателен тем, что освещённые в нём страшные события показаны без какой-либо тени скептицизма. Еще у фильма есть весьма впечатляющие для своего времени сцены автомобильных погонь.

Сценаристом фильма был писатель Ричард Мэтисон, наиболее известный по пост-апокалиптическому роману "Я - легенда". Сценарий к "Выходу дьявола" - определенно одна из лучших его работ. Хоть он сам в начале без особо энтузиазма отнесся к фильму, со временем он ему нравился все больше.

Автор первоисточника Деннис Уитли также остался в восторге от фильма.
  
В 1968 году Ли в третий раз сыграл знаменитого вампира в фильме «Дракула восстал из могилы».

Жители европейской деревни живут в страхе, не оправившись ещё после страшных событий, причиной которых был легендарный граф Дракула. В деревню прибывает монсеньор и утверждает, что жителям деревни бояться нечего. И чтобы их в этом заверить, решает провести обряд изгнания злого духа перед замком Дракулы. Он отправляется к замку вместе с деревенским священником. Но именно благодаря священнику Дракула восстал из мертвых.

Изначально Ли не собирался в очередной раз играть роль Дракулы, поскольку, во-первых, не хотел оставаться заложником одной роли, во-вторых, Hammer всё дальше отдалялись от оригинального сюжета. Да и само наличие Дракулы с каждым фильмом становилось, казалось бы, всё менее существенным. Но руководство студии давило на Ли, мотивируя это тем, скольких людей он оставит без работы, если не сыграет в фильме. Так происходило на протяжении всех последующих хаммеровских фильмов про Дракулу с его участием.

Режиссёром изначально должен был быть Теренс Фишер, но он не смог участвовать по причине болезни, и его заменил Фредди Фрэнсис.
Фрэнсис использовал для съёмок необычные светофильтры. Сцены, в которых показан замок Дракулы, окрашены в тёмно-алый и желтоватый оттенок.

Главную женскую роль исполнила бывшая фотомодель Вероника Карлсон, ставшая новоиспечённой звездой Hammer. Карлсон была очень красивой и сексуально обворожительной блондинкой. И она сыграла, пожалуй, наиболее соблазнительную жертву Дракулы из всех хаммеровских фильмов.

Следующим фильмом о Дракуле был «Вкус крови Дракулы».

На этот раз возрождению Дракулы поспособствовал особый сатанинский ритуал, участники которого обязаны выпить кровь самого Дракулы. Таким образом в поздних фильмах о Дракуле Hammer связывали его не просто с обольстительным вампиром, но и с самим дьяволом (что было вызвано успехом фильма "Ребенок Розмари" Романа Полански).

Помимо этого в фильме довольно сильно обыграна тема отношений отцов и детей. Главная героиня – красивая молодая девушка, которой строгий отец запрещает общаться с противоположным полом. И главным злодеем, по сути, является именно ее отец, а не Дракула. Запрещая ей общаться с ее молодым человеком, сам он регулярно посещает бордель со своими товарищами. Это явно подчеркивает лицемерие Викторианской эпохи - с виду добропорядочные джентльмены в тайне придаются запретным удовольствиям. И именно эти джентльмены решают пойти дальше своих обыденных удовольствий, воскресив самого Дракулу.

Главная же цель Дракулы на этот раз – месть. Для этого он использует главную героиню, подчинив её своей воле. Сам Дракула появляется во второй половине фильма, что стало уже традицией для Hammer.

Изначально Ли не хотел играть в очередном фильме о легендарном вампире. А в оригинальном сценарии даже не было самого Дракулы, что, в общем-то, заметно по ходу фильма. Ральф Бэйтс, сыгравший роль дьяволопоклонника, воскресившего Дракулу, изначально должен был стать главной звездой фильма. Но американские дистрибьюторы настояли на том, чтобы Hammer убедили Ли сняться в фильме. В итоге снова повторилась история того, каким образом Hammer смогли уговорить Ли появиться в фильме.

В том же году году Кристофер вместе с потрясающим актёрским составом сыграл в фильме «Проклятие тёмно – алого алтаря», вольно основанном на произведении Говарда Лавкрафта – «Сны в ведьмином доме».

В звёздный актёрский состав, помимо Ли, входили: Борис Карлофф, Барбара Стил и Майкл Гоф.

Главный герой Роберт Маннинг отправляется на поиски своего таинственно исчезнувшего брата. Он едет в далёкое поместье, откуда от него в последний раз поступил телефонный звонок. Попав туда, Маннинг вовлекается в пучину загадочных событий…

Фильм содержит в себе неплохую нагнетающую атмосферу, необычную цветовую гамму, и, конечно же, прекрасную актёрскую игру ветеранов хоррора. Также в нем отразили эпоху свингующей Англии с ее "свободной любовью", раскованными обнаженными девушками и хиппи.

Сам же Ли был недоволен сценарием фильма, и считал его одним из худших фильмов со своим участием. Также он считал, что потенциал первосортного актерского состава остался не использованным. Снялся он в нем главным образом потому, что хотел еще раз поработать с Борисом Карлоффом, для которого это был последний фильм снятым в Англии, и на протяжении всего фильма он находился в инвалидной коляске. Карлофф был уже явно не в лучшей форме, но это никак не отразилось на его профессионализме, на чем Ли также заострял внимание во время съемок.

В конце 1960-х Ли появился в фильмах режиссера Гордона Хесслера: "Продолговатый ящик" и "Крик и снова крик", в которых к нему присоединились друзья-коллеги Винсент Прайс и Питер Кушинг. Несмотря на такой впечатляющий актерский состав, это были одни из худших фильмов с троицей ветеранов хоррора. Хесслер вообще, можно сказать, случайно снял фильм "Продолговатый ящик", заменив внезапно умершего молодого режиссера Майкла Ривза. И поскольку у него не было опыта в жанре хоррор, снял он просто невероятно скучный и затянутый фильм. И это несмотря на наличие крайне жестких для своего времени кровавых сцен. Так что ни в коем случае не смотрите эти фильмы.

Вышеупомянутый Майкл Ривз, кстати говоря, был основоположником поджанра "фольклорный" хоррор, сняв фильм с Винсентом Прайсом - "Великий инквизитор". Главными особенностями этого направления были: английский фольклор, средневековые ландшафты и различные атрибуты средневековой Англии с налётом язычества.

Кристофер Ли исполнил свою лучшую, по его признанию, роль в фильме «Плетёный человек» (1973), который наиболее точно раскрывал атрибуты английского фольклора, христианства, язычества и особых древних обрядов. "Плетеный человек" представлял из себя довольно странную, но, все же, уникальную смесь из хоррора, черной комедии и мюзикла (Ли впервые продемонстрировал свои вокальные данные именно в этом фильме). Ли настолько жаждал сняться в этом фильме, что даже согласился сняться бесплатно. И несмотря на то, что фильм в итоге не окупился, он стал культовой классикой.

В 1970 году Ли на протяжении 3 фильмов сотрудничал с Хесусом Франко.

Хесус Франко – испанский режиссёр, снимавший эпатажные, аморальные трэш фильмы, в которых зачастую смешивал откровенную эротику с мистикой. Его фильмы часто подвергались жёсткой цензуре, и по этой причине он часто скрывался под различными псевдонимами. Одними из главных технических особенностей его фильмов были: резкие «наезды» камеры, максимально крупные планы и длительная «зацикленность» на одной определённой сцене.

Благодаря своим фильмам Франко получил большую скандальную известность. Всего он снял 180 фильмов.

Впервые Франко сотрудничал с Ли на съёмках фильмов про Фу Манчу, о котором он снял последние 2 картины: «Кровь Фу Манчу» и «Замок Фу Манчу».

В 1970 году Франко поставил фильм «Кровавый судья» (другое название – «Ночь кровавого монстра»), снятый на волне «фольклорных» фильмов ужасов.
Кристофер Ли сыграл реально существовавшего судью лорда Джеффриса, который приговорил к жестоким пыткам множество обвинённых в колдовстве девушек.
В «Кровавом судье» присутствовало множество жестоких сцен с изощрёнными пытками над обнажёнными девушками, и много других шокирующих сцен.
Но в целом это один из наиболее удобоваримых фильмов Франко, снятый с более-менее крупным бюджетом.

В фильме «Южени», по одноимённому произведению Маркиза Де Сада, Кристофер Ли выступил в небольшой роли рассказчика. На время съёмок Ли не знал о наличии сцен эротического содержания. Об этом он узнал лишь на премьере, что повергло его в шок.

Следующим совместным творением Франко с Ли стала экранизация «Дракулы»  – «Граф Дракула» (1970). Это был первый фильм, в котором Ли исполнил роль Дракулы не для студии Hammer.

Стоит признать, снимая «Графа Дракулу», Франко постарался на славу. Это был один из лучших его фильмов. Здесь нет присущих Франко обнажённых сцен и сцен насилия. В своей экранизации Франко постарался сохранить преданность оригинальному произведению.

Кристоферу Ли наконец посчастливилось сыграть Дракулу таким, каким он был в книге, о чём он давно мечтал. Именно в этом фильме впервые был в точности показан облик Дракулы, каким он был у Стокера: высокий седовласый человек с седыми усами, одетый во всё чёрное. К тому же в «Графе Дракуле» было впервые показано, как Дракула становится моложе за счёт крови.
Таким образом Кристофер Ли стал первым исполнителем роли Дракулы, сыгравшем его наиболее близко к литературному первоисточнику.

Примечательно, что роль Ренфилда исполнил знаменитый немецкий актер Клаус Кински, который сам сыграл Дракулу 9 лет спустя в фильме "Носферату. Призрак ночи".  В роли Ренфилда он практически не произнес ни слова (что было его личной задумкой), и в принципе он сыграл очень сдержано - несмотря на то, что был известен своим буйным нравом. В данной версии у Ренфилда несколько иная предыстория, чем в романе, и не совсем понятно, является ли он слугой Дракулы, или наоборот хочет его уничтожить.

Ван Хельсинга же блистательно сыграл Герберт Лом (хотя изначально его мог сыграть Винсент Прайс). Он также максимально соответствует образу своего книжного прототипа - как внешне, так и чертами характера. Хотя в последней части фильм он по неизвестной причине был прикован к инвалидной коляске и, в отличии от романа, не выехал в Трансильванию с целью уничтожить Дракулу (видимо, это было связано с бюджетными ограничениями).

Несмотря на довольно близкое следование первоисточнику, у фильма, все же, немало минусов. Начинается все вполне стремительно и в соответствии с романом. Но ближе к концу появляется все больше нелепых сцен, явно снятых в огромной спешке. Видимо, к концу съемок уже бюджет заканчивался, и Франко снял последнюю половину в своем более привычном "трэшевом" стиле. Что называется, "начали за здравие, кончили за упокой".

Позже Франко еще дважды сотрудничал с Кристофером Ли – в шпионском боевике «Тайная миссия» (1988) и военной драме «Поверженные» (1989), с Марком Хэмиллом в главной роли (известного по роли Люка Скайуокера в «Звездных войнах»). В рамках творчества Франко это были одни из наиболее выдающихся его фильмов, с более продуманными сюжетами.

В том же 1970 году Ли снова сыграл роль Дракулы для студии Hammer - в фильме «Шрамы Дракулы».

Дракула снова начинает терроризировать всю округу. Деревенские жители решают поджечь его замок. Но по возвращению домой они видят как гигантская летучая мышь искусала до смерти их жён. И теперь Дракула становится ещё более кровожадным.

Главное отличие «Шрамов Дракулы» от предшествующих хаммеровских фильмов – большее количество кровавых сцен с еще большим налётом эротики.  В начале 1970-х цензура ослабла, поэтому Hammer вышли на следующий уровень с использованием своих главных составляющих.
Дракула в этом фильме был намного ближе к своему книжному прототипу, нежели в предыдущих творениях Hammer: загадочный, соблазнительный, и в то же время - более коварный и кровожадный. Помимо этого здесь присутствует сцена, в которой Дракула карабкается вверх по стене своего замка. Данная сцена полностью отсылает к оригинальному произведению. К тому же Ли предоставилась возможность произнести больше реплик, чем в предыдущих хаммеровских фильмах.

Сам же фильм ничего нового по сравнению с предыдущими фильмами о Дракуле в сюжет не привнес. И наличие еще более привлекательных актрис с глубоким вырезом и более жестоких сцен явно не спасает положения.

В 1970-71 годах Ли с Питером Кушингом снялись в двух фильмах студии Amicus. Первым был «Дом, где стекает кровь».
Основное место действия – старый дом, в котором происходят страшные события, на которых и базируются мистические истории.
Ли играет вдовца, который плохо обращается со своей дочерью и запрещает ей иметь кукол. Становится ясно, что он это делает неспроста – у его дочери есть способность проводить ритуалы Вуду при помощи кукол. Её особый дар доводит до того, что и сам отец становится жертвой её ужасающих способностей.
Примечательно, что в истории с Питером Кушингом, в которой его персонаж посещает музей ужасов, среди прочих восковых фигур, присутствует фигура Дракулы в исполнении Кристфера Ли.
А в последней истории, в которой речь идёт об актёре, прославившемся в фильмах ужасов, главный герой, восхищаясь классикой ужасов перечисляет такие фильмы как: «Франкенштейн», «Призрак оперы», «Дракула». После чего уточняет: «Разумеется, с Белой Лугоши, а не с этим новым парнем», подразумевая Кристофера Ли.
 
Следующий фильм Amicus с двумя ветеранами жанра назывался «Я монстр».

«Я монстр» - экранизация «Доктора Джекила и мистера Хайда». Кристофер Ли был против весьма странного названия фильма, но продюсеры Макс Розенберг и Милтон Суботски настояли на нём.

«Я монстр» является самой приближённой к первоисточнику экранизацией. Именно Ли исполнил роли Джекила и Хайда. Но по неизвестным причинам, помимо смены названия, главных героев назвали не доктором Джекилом и мистером Хайдом, а - доктором Марлоу и мистером Блейком. Притом, что имена остальных персонажей были в точности такими, как у Стивенсона. Что послужило причиной таких изменений, Кристофер Ли так и не узнал. На самом же деле смена названия и имен были введены с той лишь целью, чтобы аудитория заранее не знала, о чем будет фильм.

Ли потрясающе сыграл роли доброго учёного и его зловещего альтер–эго. Он единственный в истории актёр, который снялся в двух экранизациях «Джекила и Хайда», причём - в разных ролях.

В 1972 году Ли с Кушингом сыграли в испанском фильме «Поезд ужасов». Это был редкий случай когда они были по одну сторону барикад.

Действия происходят в 1906 году. В Китае научная экспедиция находит древнюю гробницу. Они перевозят её в поезде по направлению в Москву.  Вскоре выясняется, что в гробнице находится жуткий монстр с горящими красными глазами, от взгляда которого люди превращаются в ему подобных…

«Поезд ужасов» - отличная чёрная комедия. В фильме присутствует потрясающий тонкий юмор в сочетании с ужасающими сценами. Сам же сюжет является переработкой рассказа Джона Кэмпбелла - "Кто идет?", на основе которого также были сняты фильмы "Нечто" в 1951, 1982 и 2011 годах.
 
В том же году Ли вернулся к своему самому знаменитому образу в фильме «Дракула н.э. 1972».
Как можно вынести из названия, основные действия, связанные с деяниями знаменитого вампира, перенесли из Викторианской Англии 19 века в 1970-е годы. Стоит признать, это было не самой удачной затеей. Образ Дракулы не очень хорошо вписался в эпоху 1970-х - период психоделического рока, хиппующей молодёжи и свингующего Лондона. Но благодаря завораживающей игре Кристофера Ли и Питера Кушинга (вернувшегося в образе Ван Хельсинга), фильм получился довольно неплохим творением студии Hammer среди поздних. И, конечно же, Hammer, как всегда, порадовали наличием прекрасных девушек. Одну из жертв Дракулы сыграла прекрасная брюнетка  – Кэролайн Манро, сыгравшая, кроме того, в еще нескольких примечательных фильмах ужасов.

В последний раз Ли сыграл роль Дракулы для Хаммер в фильме «Сатанинские обряды Дракулы».

В «Сатанинских обрядах» Дракула появлялся крайне редко. Большая часть времени уделена полицейскому расследованию во главе с Ван Хельсингом по поимке сатанинской секты, участники которой воскресили знаменитого вампира. Сам же Дракула на этот раз намерен поработить весь мир, распространив чуму по всей планете.
«Сатанинские обряды Дракулы» - определенно один из самых слабых фильмов студии Hammer о Дракуле. Как и прежде, сценарий изначально явно не был написан для фильма о Дракуле - он больше походит на шпионский триллер с налетом научной фантастики. Рабочее название фильма и вовсе было нелепым - "Дракула мертв... и хорошо себя чувствует, и живет в Лондоне". Ли, разумеется был против такого названия, и в итоге его изменили. Сам же Ли назвал этот фильм "смесью Говарда Хьюза и доктора Ноу" (кстати о его родстве с Яном Флемингом).

В 1973 году Ли сыграл знаменитого злодея Рошфора в «Трёх мушкетёрах».
Будучи профессиональным фехтовальщиком, Ли самостоятельно выполнял все трюки. На определённом этапе съёмок Ли приходилось несладко: съёмки проходили в Испании в самый разгар жары, а Ли необходимо было носить сапоги на платформе и множество слоев одежды. Помимо этого, у Ли была повязка на глазу, из-за чего он порой плохо ориентировался во время сражений на шпагах.
Благодаря роли Рошфора, Ли в очередной раз проявил свою многоликость и потрясающий актёрский потенциал.
Впоследствии Ли повторно сыграл эту роль в "Четырех мушкетерах" и "Возвращении мушкетеров". Трилогия о мушкетерах была полна отличного юмора, лихого экшена и захватывающего динамичного сюжета.

В 1973 году Ли с Кушингом, под руководством Фредди Фрэнсиса, снялись в фильме «Ползающая плоть».
Кушинг играет профессора–антрополога, нашедшего скелет доисторического человека. В ходе исследования становится ясно, что скелет увеличивается в размерах, если на него попадает вода. Во время дождливой  ночи скелет оживает и наводит страх на окружающих.
Фильм получился крайне медлительным и вялотекущим. Лишь к финалу появляется кое-какое действие - когда оживает скелет.
Этот фильм стал один из последних, в котором вместе снялись Ли с Кушингом на определённом этапе. Их следующая встреча в кино состоялась несколько лет спустя в потрясающем фэнтези-фильме «Арабские приключения», основанном на "1000 и 1 ночи".

В 1974 году Ли сыграл злодея Франциско Скарамангу в фильме про Джеймса Бонда - «Человек с золотым пистолетом». Как и прежде, Ли создал образ солидного злодея, у которого в наличии были различные механизмы, уловки и гаджеты. Это одна из самых его известных ролей и наиболее любимая у него самого. По его словам, образ Скараманги представлял собой как бы темную сторону самого Бонда.

В 1975 году Ли снова обратился к истории Дракулы, но на этот раз - в документальном жанре. Фильм «В поисках Дракулы» повествует о жизни Влада Цепеша, который для румынского народа  является национальным героем. Помимо этого, в фильме раскрываются мифы о вампирах и их влияние на кинематограф. Также присутствует некая параллель, связывающая два величайших готических произведения: «Франкенштейна» и «Дракулу».
Ли читал закадровый текст, и в отдельных фрагментах фильма изображал как настоящего Влада Цепеша, так и самого Дракулу Брэма Стокера. Существует даже слух о том, что когда Ли появлялся на съемках в Румынии в образе Цепеша, местные жители принимали его за него.

В последний раз Ли исполнил роль графа во французской комедии «Дракула - отец и сын» (1976).

Сын знаменитого вампира не хочет жить  жизнью ночного охотника и питаться человеческой кровью. По стечению обстоятельств отец и сын разлучаются. Сын Дракулы оказывается во Франции. А Дракулу в Англии замечают кинодеятели, которым нужен был актёр для роли вампира. Вскоре Дракула встречает своего сына и между ними вспыхивает конфликт на почве страсти к одной и той же девушке…

Кристофер Ли мастерски обыграл собственный образ Дракулы в комичной форме. Правда, по словам Ли, он играл просто роль вампира - ведь его даже в фильме ни разу не называли Дракулой. Только когда фильм вышел в прокат, в название решили вынести имя Дракулы.

Ли исполнил роль Дракулы в общей сложности 9 раз. Причём - в абсолютно различных вариациях. Ни один другой актёр не играл роль Дракулы в таком количестве. Это делает Ли по-настоящему уникальным исполнителем роли знаменитого Князя Тьмы.
 
В 1976 году Ли снялся в одном из последних фильмов студии Hammer – «Дочь для дьявола», по роману Денниса Уитли.
Ли играет дьяволопоклонника – отца Майкла, который собирается дать рождение ребёнку сатаны. Для этого он намерен овладеть разумом юной девушки Катрины, которой и суждено стать рабыней дьявола.
Роль Катрины исполнила дочь Клауса Кински – прекрасная Настасья Кински. Это была одна из её ранних ролей, прежде чем она стала известной актрисой. К тому же здесь она в одной из финальных сцен снялась полностью обнажённой - несмотря на то, что ей было всего 14 на тот момент.
«Дочь для дьявола» получился весьма неплохим фильмом о сатанизме. Хоть и без особых изысков.

Вскоре студия Hammer закрылась по причине банкротства. В последние годы существования студия не смогла найти золотую середину в фильмах ужасов, что во многом и поспособствовало ее закрытию. В то время, как США пестрили такими крупными фильмами как : «Изгоняющий дьявола», «Челюсти» и «Чужой», фильмы Hammer на их фоне выглядели крайне безобидно, и, соответственно, студии было не с чем конкурировать.

В 1977 году Ли перебрался в США, поскольку не хотел оставаться заложником ролей в фильмах ужасов, как это произошло с его друзьями – Питером Кушингом и Винсентом Прайсом.

Первым американским фильмом с участием Ли был фильм-катастрофа «Аэропорт 77».

В 1979 году Ли  появился в комедии Стивена Спилберга - "1941". Однако это была не самая удачная картина знаменитого режиссера. Фильм был полон крайне "плоского", чисто американского юмора, с тортами в лицо, кривляниями и пошлыми шутками. Даже обидно, что Ли снялся именно в этом фильме Спилберга.

В 1981 году Ли сыграл на пару с самим Чаком Норрисом в фильме «Око за око», благодаря которому Норрис прославился. И это тот редкий случай, когда вам не хочется, чтобы Чак Норрис расправлялся со злодеем. В этом фильме зрительскую симпатию заслуживает именно злодейский образ Ли. Впоследствии Кристофер с Чаком стали близкими друзьями.

В этом же году умирает его мать - Эстель Мария.

В 1982 году Ли снялся в комедии ужасов «Дом длинных теней», в котором, помимо него, в звёздный состав входили такие ветераны жанра, как: Винсент Прайс, Питер Кушинг и Джон Кэрредин. Классические мастера жанра с блеском обыграли свои образы в комичной форме, высмеяв шаблоны фильмов ужасов.

Сам же фильм являлся пародией на фильмы о домах с привидениями 1920-х годов, в которых якобы мистические элементы в конце придавались рациональному объяснению. Сам сюжет получился довольно слабым. И если бы не присутствие ветеранов хоррора, фильм бы и вовсе канул в Лету.

В 1983 году Ли снялся в австралийском фильме «Возвращение неукротимого капитана». Это была комедийная пародия на фильмы о Супермене и Капитане Америка. Ли играет главного злодея - нациста по имени мистер Миднайт. Фильм примечателен тем, что в нём присутствует множество музыкальных номеров, что позволило Ли раскрыть в полной мере свой талант певца. Самая известная песня в исполнении Ли – «Name Your Poison», в которой он проявил свои потрясающие вокальные способности. Впоследствии Ли неоднократно исполнял эту песню на нескольких телешоу.

Возвращение Криса Ли к жанру ужасов ознаменовал фильм «Вой 2», в котором он играл роль подобную Ван Хельсингу. Ли считал этот фильм неудачным, и даже извинился перед режиссером первого фильма - Джо Данте - за участие в нем. Единственной причиной по которой он сыграл в "Вое 2" было то, что он еще до этого не снимался в фильмах про оборотней. Но, тем не менее, фильм получился довольно неплохим и атмосферным.

Одна из самых примечательных ролей Ли в период 80-х – роль злобного волшебника Като в фильме «Мио, мой Мио», по книге Астрид Линдгрен. Основная часть съёмок проходила в СССР. Режиссёром был Владимир Грамматиков. Во время съёмок произошла авария в Чернобыле, и на какое-то время члены съёмочной площадки были эвакуированы. В целом Ли был не доволен санитарными условиями во время нахождения в СССР.

В «Мио» свою первую главную роль исполнил Кристиан Бэйл. С Ли Бэйл ещё раз пересёкся на съёмках «Острова сокровищ» (1990), где Бэйл играл Джима Хокинса, а Ли – Слепого Пью.

В фильме «Гремлины 2» режиссёра Джо Данте, Ли исполнил роль безумного учёного в духе персонажей из классики хоррора студии Universal. Любопытно, что в фильме была удаленная сцена, в которой герой Ли, изучая летучую мышь, произносит: "Я слышал, что они иногда питаются кровью", что было отсылкой к роли Дракулы.

Также примечательны роли актера, где он играл русских: «Поезд смерти» и «Полицейская академия 7: Миссия в Москву», в которых он продемонстрировал свои неплохие познания русского языка.

В 1996 году Ли снялся у сына Марио Бава – Ламберто Бава – в потрясающем сказочном фильме «Ализея и прекрасный принц». Он исполнил роль злого колдуна Азарета, похитившего маленькую девочку Ализею с её братьями. На помощь которым приходит юный принц Демион.
«Ализея» - прекрасный эпический фэнтезийный фильм с потрясающими сказочными декорациями и непревзойдённой игрой Ли.

В том же году Ли выпустил свой первый сольный альбом -"Devils, Rogues & Other Villains", в который вошли различные композиции из классических опер (в частности - ария из «Бориса Годунова», которую Ли с блеском исполнил на русском), а также народные песни.

В 1997 году Ли появился в эпизоде в экранизации «Одиссея» Андрея Кончаловского. Он исполнил относительно небольшую роль слепого прорицателя Тиресия. Несмотря на короткое присутствие в фильме, роль Ли получилась очень запоминающейся и довольно таки жуткой.

Своей лучшей ролью после «Плетёного человека», Ли считал роль в фильме «Джинна» (1998), в котором он блестяще сыграл основателя Пакистана - Мухаммада Али Джинну. Со слов Ли: "У фильма были лучшие рецензии за всю мою карьеру. Но при этом его никогда не показывали в кинотеатрах". С учетом его ролей в фильмах ужасов, Ли получал смертельные угрозы от жителей Пакистана и ему пришлось нанять телохранителей во время съемок. И в целом многие мусульмане были недовольны тем, что эту роль играл актер - не мусульманин. Но все же для Ли было огромной честью сыграть настолько выдающуюся роль, которой он очень гордился впоследствии.

В 1999 году  Ли впервые сотрудничает с Тимом Бёртоном в фильме «Сонная лощина». Бёртон был с детства большим поклонником Кристофера Ли. А «Сонная лощина» вобрала в себя множество художественных и сюжетных отсылок к классике хоррора, включая фильмы студии Хаммер и фильмы Марио Бава. Именно по этой причине Бертон взял Ли на одну из ролей.
Фильм изобилует потрясающими готическими декорациями и великолепной цветовой гаммой в духе классики хоррора. Подобно им, "Сонная лощина" также является готической сказкой с элементами фольклора. Помимо Ли, в "Лощине" снялся еще один ветеран хаммеровсих фильмов - Майкл Гоф. Кроме того, по словам Бертона, он представлял Икабода Крейна в исполнении Джонни Деппа в духе персонажей, сыгранных Питером Кушингом в хаммеровских фильмах и Винсентом Прайсом - в серии фильмов по Эдгару По (в "Лощине" есть даже сцена из "Колодца и маятника" (1961)).  Так что фильм по сути является крупнобюджетным хаммеровским фильмом, возведенным в степень блокбастера.

Кстати говоря, в сцене с Ли за его спиной словно вырисовываются гигантские крылья, что тоже, по-видимому, является отсылкой к роли Дракулы.

Впоследствии Ли сотрудничал с Бёртоном на протяжении ещё 4 фильмов: «Чарли и шоколадная фабрика», «Труп невесты», «Алиса в стране чудес» и «Мрачные тени».

В начале 2000-х Ли сыграл роль, по которой он больше всего известен широкой аудитории – Сарумана в трилогии «Властелин колец».

Изначально он должен был сыграть  Гендальфа. Да и сам Питер Джексон хотел видеть его в этом образе. Стоит отметить, что Ли впервые прочитал знаменитую трилогию ещё в 1950-х, и сразу же стал ее поклонником, перечитывая ее ежегодно и мечтая сняться в экранизации. Лишь однажды он встретился с ее автором - Джоном Толкином - в английском пабе. После чего они вели переписку. Уже тогда Ли мечтал сыграть доброго волшебника Гендальфа. Но по причине своего возраста актеру, все же, досталась менее подвижная роль могущественного мага Сарумана. Все же более привычный для Ли образ злодея ему явно больше подошёл. Также во время съемок культовой трилогии, Ли выступал консультантом в области грима и даже был советчиком Питера Джексона, который прислушивался к каждому слову актера.

Кстати, на одном из фестивалей посвященных "Властелину колец", одному поклоннику знаменитого актера удалось перемолвиться с Кристофером парой фраз. Со слов поклонника:  "Ли остановился и поздоровался с каким-то человеком. Когда тот ушёл, я подошёл к Ли и пожал его руку. Мне очень хотелось что-нибудь ему сказать, и я сказал: "Мистер Ли, я смотрел вашу документальную передачу, ваши заключительные памятные слова о Питере Кушинге и Винсенте Прайсе были восхитительны!". Но то, как он на меня посмотрел в ответ, я не могу описать. Эти имена, произнесённые вслух, просто потрясли его! Он посмотрел мне прямо в глаза и медленно произнёс: "Ну что ж, благодарю вас". Он освободил мою руку и отвернулся. Но прежде чем уйти, он, не оборачиваясь, произнёс: "Я скучаю по ним очень сильно"...

Ещё одна наиболее известная роль Криса Ли среди широкой аудитории – граф Дуку в «Звёздных войнах». Само имя и титул, как нетрудно догадаться, позаимствованы у графа Дракулы.

Сцены сражения на световых мечах Ли исполнял самостоятельно, лишь иногда прибегая к помощи дублёра - в наиболее подвижных сценах. Тут снова пригодились его навыки фехтовальщика. По словам Ли, в сцене сражении с Йодой ему было не очень-то легко. Ведь Йоды там не было! Ему лишь Джордж Лукас говорил в какие стороны размахивать световым мечом.
А во время репитиций боев, Лукас выставлял маленькую фигурку Йоды, у которой были вампирские клыки - опять же - шутка, связанная с Дракулой. На что Ли сказал: "Я не буду это комментировать. Не думал, что ты так поступишь со мной, Джордж!"

В 2007 году студия Hammer объявила о своём воскрешении. Ли снялся в одном из новых хаммеровских фильмов - "Ловушка", который не очень-то напоминал старые творения студии. Это был довольно посредственный триллер в духе фильма 90-х - "Щепка".

Одна из наиболее примечательных поздних ролей Ли – в военной драме «Сортировка», в которой ему предоставили, пожалуй, наибольшее количество экранного времени и реплик среди его поздних работ. Сам же фильм получился очень крепкой драмой с неожиданным финалом.

Также Ли снялся у Мартина Скорсезе в потрясающем фэнтези фильме «Хьюго» («Хранитель времени»), который рассказывал о мальчике, познакомившемся с самим отцом-основателем кинематографа - Жоржом Мельесом в период его забвения и поспособствовавшем возрождению его карьеры.

По словам Ли, они были хорошими друзьями со Скорсезе еще с 1975 года, но только в 2010 им наконец посчастливилось поработать вместе. Это наиболее нестандартный фильм Скорсезе. Ведь он всегда славился жесткими криминальными драмами, а этот фильм был ориентирован преимущественно на детскую аудиторию.

В 2000-х Ли, помимо съёмок, полностью посвятил себя музыке. Он сотрудничал с итальянской группой «Rhapsody of Fire», с которой исполнил потрясающую песню «The Magic of the Wizard’s Dream», а также был рассказчиком на одном из их альбомов. Кстати, вместе с Кристофером над альбомом данной группы трудилась и его родная дочь Кристина.

В 2006 году он выпустил свой второй сольный альбом «Revelation», в который вошли как песни из фильмов в его исполнении, так и записанные специально для альбома. На альбоме есть такие известные песни как: «O Sole Mio», «The Toreador March», «My Way», и рождественские песни - «The Silent Night» и  «The Little Drummer Boy».

В 2010 Ли выпустил концептуальный альбом, посвящённый своему дальнему предку Карлу Великому – «Charlemagne: By the Sword and the Cross». Альбом записан в стиле симфоник-метал. В нём принимали участие группы «Manowar», «Rhapsody of Fire» и симфонический оркестр из ста человек. Альбом получился настоящим шедевром. В нём Ли в полной мере раскрыл свой потенциал оперного певца.

За «Charlemagne» Кристофер Ли получил награду «Дух метала», предоставленную журналом "Metal Hammer". Награду ему вручил гитарист группы Black Sabbath – Тони Айомми.

В 2013 году вышел второй альбом про Карла Великого – «Charlemagne: The Omens of Death». Тексты в нём были идентичными текстам первого альбома. Единственным отличием было другое музыкальное сопровождение, написанное Ричи Фолкнером – новоиспечённым гитаристом группы Judas Priest. Этот альбом был записан в стиле чистого хеви-метала.

В 2012 Ли выпустил альбом с рождественскими песнями, переделанными в стиле хеви-метал – “A Heavy Metal Christmas”.
Помимо этого, Ли зачитывал тексты для симфонического оркестра имени Толкина – The Tolkien Ensemble, который специализируется на концептуальных альбомах по произведениям Толкина.

В 2011 Кристофер Ли получил награду Bafta за свой огромный вклад в кинематограф. Bafta  - награда, вручаемая в знак признания выдающихся достижений в области кинематографа и телевидения. Награду ему вручил Тим Бёртон.

К тому же Ли был посвящён в рыцари Британской империи в Букингемском дворце. Еще он получил королевский рыцарский Орден святого Иоанна, благодаря которому получил звание Сэра.

В 2013 году Ли принимал участие в озвучке мультфильма-антологии "Необычные сказки", основанном на 5 произведениях Эдгара По. Помимо него в озвучке звучал голос Белы Лугоши (взятый из архивных записей), Роджера Кормана и Гильермо Дель Торо. Мультфильм выдержан в лучших традициях готической прозы По - мрачный, но завораживающий визуальный ряд, тема гибели и злого рока, пронизывающая собой все 5 историй, плюс прекрасная озвучка от ветеранов хоррора. Особенно если учесть, что в мультфильме звучат голоса и Ли, и Лугоши - это можно расценивать как два Дракулы по цене одного!

В 2010-ых Ли вернулся к роли Сарумана в трилогии «Хоббита». А с учетом того, что события "Хоббита" предшествовали событиям "Властелина колец", Ли исполнил роль еще доброго Сарумана. Таким образом он отлично показал переход Сарумана, выражаясь языком "Звездных войн", от светлой стороны к темной. Это было одно из лучших преображений персонажа в истории кино.

"Хоббит" стал последним крупным проектом в карьере Ли.

Кристофер Ли умер 7 июня 2015 года на 94-м году жизни, совсем вскоре после своего 93 дня рождения. Невозможно передать словами, сколь велика эта потеря. Сэр Кристофер Ли был настоящим гением, человеком невероятных талантов, великим певцом, актером, и просто хорошим человеком. Его вклад в кино, музыку и множество других сфер искусства остаётся непревзойдённым. Его образы навсегда останутся в памяти поклонников и простых зрителей!  
 
 
 


Рецензии