Фильмография Винсента Прайса
Винсент Леонард Прайс родился 27 мая в 1911 году в Сент-Луисе, штат Миссури, в семье главы компании по производству кондитерских изделий и директора школы.
С самого детства Прайс был увлечен музыкой и театральным искусством. Главным же открытием для него в детстве была экранизация "Доктора Джекила и Мистера Хайда" (1920) с непревзойденным Джоном Бэрримором в главной роли. Именно это событие, можно сказать, стало отправной точкой к дальнейшей страсти Прайса к кинематографу и исполнению ролей злодеев.
В 1930-е годы - во времена "Великой Депрессии" - Прайс получил работу преподователя в Нью-Йоркской школе, а через год уже преподавал в английском институте.
Со временем Прайс забросил преподавательскую деятельность и записался в театр, попав в конечном итоге на Бродвей.
В 1938 году Прайса заметила студия Universal, которая тогда доминировала в жанре хоррор, снимая фильмы о Дракуле, Франкенштейне, Мумии и Человеке-невидимке.
Так вскоре Винент Прайс сыграл свою первую роль в фильме ужасов - в фильме "Башня смерти", в котором он играл вместе с такими мастодонтами хоррора, как Борис Карлофф и Бэзил Рэтбоун (который в том же году прославился ролью Шерлока Холмса в экранизации "Собаки Баскервилей").
Фильм является вольной экранизацией «Ричарда III» Шекспира. Действия происходят в 15 веке. Герцог Ричард Глостерский хочет, во что бы то ни стало, взойти на трон. Ему это удаётся после смерти Эдварда VI. Но остаётся ещё одна проблема – устранить своего брата, который может помешать захватить власть.
Наиболее запоминающаяся сцена в фильме стала та, в которой Прайс с Рэтбоуном состязаются в алкогольной дуэли. Она получилась довольно комичной. По словам Прайса они пили Кока-Колу.
Далее Прайс сыграл главную роль в сиквеле к «Человеку-невидимки» (1933) - «Возвращение Человека–невидимки». На протяжении всего фильма звучал лишь его голос, сам же Прайс во плоти появляется в самом финале.
По части новаторских спецэффектов, за которые картина была номинирована на "Оскар", фильм выглядит не менее впечатляющим, чем его предшественник. По словам Прайса, съемки сцены где он снимает одежду с пугала, будучи невидимым, заняла несколько часов, а на экране она длится всего минуты три.
Фильм получился довольно "легким" по тону и комичным, как и последующие фильмы от Universal про Человека-невидимку.
На протяжении 1940-х годов Прайс играл в крупных голливудских проектах - зачастую в фильмах-нуар и триллерах, исполняя главным образом роли второго плана.
В 1953 году Прайс появился в первом цветном фильме ужасов, снятом в 3-D формате – «Музей восковых фигур» (1953) - ремейке «Тайны музея восковых фигур» (1933) от студии Warner Bros., снявшей оба фильма. Оригинал, к слову сказать, был один из наиболее новаторских фильмов ужасов своего времени и определенно заслуживает внимания.
В фильме речь идёт о гениальном скульпторе – Генри Джареде, который испытывает огромную любовь к своим восковым фигурам. Однажды его ассистент сообщает ему, что у них обоих большие финансовые трудности. После чего предлагает сжечь музей, чтобы получить деньги со страховки. Генри против, но его ассистент уже приступает к делу. Между ними завязывается борьба, в ходе которой Генри предположительно умирает. Но несколько лет спустя он снова объявляется, и вскоре в городе начинают пропадать люди. За дело берётся молодая журналистка.
Сюжет ремейка не особо отличается от оригинала, но в фильм добавили множество уловок, связанных с применением 3-D технологий. Прайс сыграл превосходно. Благодаря именно этому фильму его стали всё чаще ассоциировать с фильмами ужасов. Роль ассистента Прайса сыграл тогда начинающий актёр, будущая звезда боевиков и вестернов – Чарльз Бронсон.
В фильме есть довольно устрашающая сцена, в которой персонаж Прайса с обгоревшим лицом преследует молодую девушку в ночи.
Режиссёр Андре де Тот, который чаще всего снимал фильмы–нуар, снял потрясающую зрелищную картину. Но проблема заключалась в том, что у него был лишь один глаз, и из-за этого он не смог вдоволь насладиться трехмерным изображением при просмотре своего шедевра.
«Музей восковых фигур» стал первым 3-D фильмом от крупной студии и принёс ей огромные прибыли.
Студия Columbia взяла за основу сюжет «Музея восковых фигур» и сняла с Прайсом фильм «Безумный фокусник» (1954), в котором он расправлялся с теми, кто вставал на его пути и применял их внешний облик (прямо-таки Фантомас). Это была одна из лучших ролей Прайса среди ранних фильмов ужасов с его участием.
Вскоре после этого Прайс вновь снимется в нескольких крупных голливудских проектах, одним из которых был эпический фильм с библейским сюжетом – «Десять заповедей» (1956). Прайс сыграл характерную для себя роль утончённого злодея. Другой классический актёр фильмов ужасов - Джон Кэрредин - тоже принимал участие в «Десяти заповедях». Фильм был снят с огромным размахом. К тому же, это был более масштабный ремейк одноименного фильма 1923 года. Режиссёром обоих фильмов был Сесил Б. ДеМилль, который прославился прежде всего именно благодаря эпическим фильмам с наличием библейских сюжетов.
Но несмотря на участие в крупных проектах, Прайс всё равно тяготел к фильмам ужасов.
В 1958 году Прайс снялся в фильме «Муха», по одноимённой новелле Джорджа Ланжелаана.
Прайс играет брата учёного по имени Андрэ Деламбре, создавшего машину для телепортации. Для начала Андрэ испытывает машину на различных предметах, затем – на животных. Но когда он экспериментирует на себе, в кабину машины влетает муха, в результате чего их ДНК смешиваются, и Андрэ начинает превращаться в муху. Единственный выход – найти влетевшую с ним в машину муху и повторить эксперимент. Он просит свою горем убитую жену найти ту самую муху.
Как и в большинстве фантастических фильмах ужасов, в «Мухе» показана идея того, что происходит с теми, кто возомнил себя самим Творцом. «Муха» - довольно напряжённый и эмоциональный фильм. Примечательно, что он снят на цветную плёнку - весьма редкое явление для фантастических хорроров 1950-х.
Первая половина фильма похожа больше на мелодраму, в которой показаны идеальные отношения между мужем и женой и их верой в светлое будущее.
Облик учёного после его превращения в муху не показан до самого конца. Остальную часть фильма он прикрывает голову накидкой. Это задало фильму необходимую толику напряжения.
Хотя самому Прайсу досталась относительно небольшая роль, он её исполнил на высочайшем уровне.
Фильм имел огромный успех и стал самым кассовым из всех фильмов режиссёра Курта Нойманна.
В 1959 году вышел сиквел – «Возвращение мухи». Вторая часть, в отличии от оригинала, была чёрно-белой, и получилась намного слабее. Но участие Винсента Прайса придало фильму особую глубину.
Сюжет второй части сфокусирован на сыне Андрэ. Он, как и отец, хочет стать великим учёным. Но он ничего не знает о том, что произошло с отцом… К тому же, у него появляется конкурент в научных кругах, который хочет от него избавиться. Вскоре сын Андрэ тоже превращается в муху.
Был ещё и третий фильм – «Проклятие мухи», который никак не связан с первыми двумя фильмами, и в нём не было Винсента Прайса. Это был, пожалуй, самый слабый фильм из всей трилогии.
В 1986 году вышел крупнобюджетный ремейк "Мухи" Дэвида Кроненберга c участием Джеффа Голдблюма. Во время премьеры фильма Голдблюм написал Прайсу: «Надеюсь, вам этот фильм понравится так же, как мне ваш». Прайс остался доволен версией 1986 года, отметив, что Голдблюм сыграл «почти идеально».
В конце 1950-х потрясающую игру Винсента Прайса приметил один из самых выдающихся режиссёров жанра – Уильям Касл, который славился необычайными киноуловками и ухищрениями.
Их первым совместным фильмом был «Дом ночных призраков» (1959).
Прайс играет миллионера по имени Фредерик Лорен. Он снимает на ночь старый особняк, который, по приданиям, населён призраками, и приглашает туда нескольких человек, которым обещает большое денежное вознаграждение, если они останутся там до утра. Но различные ужасающие события, происходящие в доме, вынуждают главных героев позабыть о большой сумме денег. Но на этом всё только начинается…
Фильм имеет неожиданную развязку.
В фильме присутствует немало по-настоящему устрашающих сцен. Самая известная из которых – резкое появление слепой старухи с обезображеным лицом.
Но по большому счёту «Дом ночных призраков» является, всё же, пародией на фильмы о домах с призраками, в духе американских хорроров 1920-х годов, в которых якобы мистические события всегда в финале подвергались рациональному объяснению.
В этом фильме Уильям Касл использовал трюк, который он назвал Emergo. Во время сеанса в кинотеатрах в моменты, когда в фильме появлялся оживший скелет, прямо на зрителей вылетал пластиковый скелет, закреплённый на тросах. Зачастую зрители кидали в него пакеты с поп-корном.
Вторым совместным фильмом Касла с Прайсом стал «Тинглер».
Прайс играет учёного – доктора Уоррена, который занимается исследованием человеческого страха. Он выясняет, что страх – это некое осязаемое существо, которое находится в спинном мозге человека. И по мере того как человек сдерживает эмоции в моменты страха, это существо разрастается в размерах. Единственный способ это предотвратить – закричать. Уоррен даёт название этому существу Тинглер («колющий»). Научным достижением Уоррена пользуется один его знакомый, который хочет присвоить состояние своей глухонемой жены, напугав её до смерти…
На этот раз Касл использовал трюк, который вовлекал в происходящее самих зрителей. В фильме есть сцена, в которой Тинглер попадает в зал кинотеатра, в котором крутят немое кино, и в этот момент голос Прайса с экрана обращается прямиком к зрительной аудитории в полной темноте: «Дамы и господа, Тинглер в кинотеатре! Кричите, кричите если вам дорога ваша жизнь! Кричите, это отпугнёт Тинглера!».
Помимо этого, сидения кинотеатров были снабжены проводами, по которым в самые неожиданные моменты пускали ток малого напряжения.
Начиная с 1960 года Прайс стал постоянной звездой студии American International Pictures, которая славилась тем, что снимала коммерчески выгодные фильмы при минимальном бюджете и минимальных сроках. Их фильмы были расчитаны преимущественно на подростковую аудиторию. Их показывали по два за сеанс, в так называемых Drive-in’ах – кинотеатрах под открытым небом.
Главным продюсером и режиссёром студии AIP был Роджер Корман, которого называли «Королём фильмов категории «Б». Как режиссёр он поставил более 50 фильмов. А в качестве продюсера – 400. У Кормана начинали свою карьеру такие видные голливудские деятели, как: Джек Николсон, Роберт Де Ниро, Френсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе, Джеймс Кэмерон, Питер Богданович, Джо Данте, Деннис Хоппер, Харрисон Форд, Сильвестр Сталлоне, и др.
Корман был известен тем, что снимал фильмы с небольшим бюджетом и в сжатые сроки. При этом они всегда были сняты очень качественно. Он снимал во всех жанрах: от научной фантастики и фильмов ужасов до комедий и вестернов.
Снимая в 1950-х фильмы в различных жанрах (предпочтительно - дешевую черно-белую фантастику), Корман делает неожиданный поворот в своей карьере, от которого зависел его дальнейший огромный успех. Прежде Корман снимал два чёрно-белых фильма бок о бок по 100 000 долларов каждый, которые также показывали по два за сеанс. Но к 1960 году ему надоела эта формула и он решает снять один фильм в цвете за 200 000, потратив столько же дней на съемки, сколько ранее тратил на съемки 2 фильмов. И тогда он принимает решение снять экранизацию готической повести Эдгара Аллана По – «Падение дома Ашеров». Корман был с детства большим поклонником произведений великого американского писателя.
Он попросил написать сценарий писателя Ричарда Мэтисона (наиболее известного по пост-апокалиптическому роману - "Я - легенда"), который тоже с большим уважением относился к произведениям По и с радостью взялся за работу.
Винсент Прайс исполнил главную роль Родерика Ашера. Он был просто идеальной кандидатурой на роли персонажей Эдгара По.
Игра Винсента Прайса непревзойдённая. Он гениально сыграл Родерика Ашера, передав в точности всю утончённость, ранимость и безумие своего персонажа.
В результате получился захватывающий, восхитительный фильм с завораживающими готическими декорациями.
Сам сюжет во многом отличается от оригинального рассказа. В данной киноверсии весь акцент поставлен на любовном романе между главным героем и сестрой Родерика Ашера – Мэделин. Подобной сюжетной линии в рассказе не было, но это придало фильму ещё большую интригу.
Начальная сцена фильма задаёт нужный настрой, вводя зрителя в красочный мир готики и тёмной романтики.
Корман умело использовал наличие цветной пленки: удивительные готические пейзажи завораживают своей мрачной красотой, декорации мастерски выстроены. Каждый кадр фильма пропитан готикой и выглядит, словно потрясающее полотно, созданное гениальным художником.
В картине присутствуют все составляющие классической готики: мрачное поместье, окутанное туманом, склепы, покрытые паутиной, раскаты грома в ночи, сумрачные ландшафты, смесь любви и смерти и гнетущая атмосфера.
Некоторые художественные приёмы, такие как игра теней и искажение реальности посредством видений безумца, во многом отсылают к фильмам эпохи немецкого экспрессионизма 1920-х годов ("Кабинет доктора Калигари", "Голем", "Носферату", "Пражский студент"), которыми Корман неоднократно вдохновлялся.
Фильм имел огромный успех и не выходил из проката на протяжении нескольких месяцев.
«Дом Ашеров» создал Корману хорошую репутацию, и о нём заговорили в Голливуде.
В результате Корман снял цикл из 8 фильмов по Эдгару По с Прайсом в главной роли (не сыгравшем лишь в одном фильме из всего цикла). Этот цикл стал уже легендарным.
Следующим фильмом данного цикла стал «Колодец и маятник».
Оригинальный рассказ весьма короткий, поэтому Мэтисон написал некую предысторию к событиям, описанных в произведении По.
В фильме, как и в большинстве рассказов По, речь шла о таинственной болезни, и умирающей от неё прекрасной женщины. Действия происходят в 16 веке в Испании. Как и в большинстве фильмов цикла, «Колодец и маятник» начинается с впечатляющей сцены, в которой главный герой прибывает в загадочное поместье и вовлекается в пучину страшных событий, связанных с родовым проклятием и таинственной болезнью.
«Колодец и маятник» получился несколько слабее «Дома Ашеров», но в нём всё равно множество красочных декораций, необычная цветовая гамма, впечатляющий финал, и, конечно же - удивительная игра Винсента Прайса.
В фильме есть примечательная сцена, в которой показан труп невесты главного героя, лежащий в гробу, застывший с ужасающим выражением на лице, в момент попытки вырваться наружу, будучи заживо похороненным. Сам "король ужаса" Стивен Кинг признал эту сцену, как одну из самых страшных в истории фильмов ужасов.
Помимо цикла фильмов по Эдгару По, Корман в сотрудничестве с Прайсом поставил ремейк «Башни смерти» (1962). Примечательно, что в оригинальном фильме Прайс также участвовал, но в небольшой роли. На этот раз ему досталась главенствующая роль.
Корман решился взяться за этот фильм по причине того, что тогда были популярны шекспировские кинопостановки с актёром режиссером Лоуренсом Оливье, который обыграл в кино множество пьес Шекспира.
Кормановская «Башня смерти» получилась по многим параметрам лучше оригинального фильма. Его версия - более мрачная и трагичная. Прайс прекрасно исполнил главную роль, проявив себя в амплуа классического шекспировского злодея.
Следующим обращением Кормана к творчеству Эдгара По стал фильм – альманах, основанный сразу на 3 рассказах – «Истории ужаса» (1962).
К Прайсу в актёрский состав добавились такие ветераны жанра, как Питер Лорре и Бэзил Рэтбоун. Прайс сыграл во всех трёх историях, проявив, таким образом, свой разносторонний актёрский талант. Как и прежде, сюжеты оригинальных рассказов По были во многом изменены и приправлены дополнительными интригами.
В первой истории - «Морелла» - молодая девушка Ленора приезжает в поместье своего отца, которого она не видела с детства. Но увидев Ленору, её отец нисколько ни рад её приезду и приказывает ей уйти. К тому же, он очень много пьёт. Как оказалось, мать Леноры умерла при родах, и теперь отец винит её в смерти любимой жены. Но его гнев сменяется на милость, когда он узнаёт, что Ленора тяжело больна. Однако неспокойный дух умершей матери начинает досаждать Леноре…
Вторая история - «Чёрный кот» - является комедией. Благодаря Питеру Лорре у фильма появился комичный оттенок.
Лорре играет пьяницу Монтрезора, который постоянно просит у жены денег на выпивку и плохо с ней обращается. Один раз он попадает на съезд виноторговцев, где собрались профессиональные дегустаторы вин. Он начинает соревноваться с Фортунато Лукрези, который считается лучшим в своем деле. Лукрези ведёт совсем опьяневшего Монтрезора к нему домой. Там Лукрези знакомится с его женой, и они становятся любовниками. Монтрезор лишь со временем догадывается, что к чему...
Третья история - «Случай с мистером Вальдемаром». Бэзил Рэтбоун играет гипнотизёра по имени Кармайкл. Он проводит сеансы гипнотерапии для мистера Вальдемара, у которого опухоль мозга. Цель этих сеансов – ослабить мучающую Вальдемара страшную боль. Помимо этого, Кармайкл попросил у Вальдемара позволения для эксперимента – загипнотизировать его в момент смерти, с целью узнать, что происходит с человеком после смерти. Помимо заинтересованности в эксперименте, Кармайкл влюблён в жену Вальдемара...
«Истории ужасов» - один из лучших фильмов цикла. Все 3 ветерана хоррора блестяще сыграли свои роли. Их великолепная игра просто завораживает.
Это первый фильм цикла, в котором присутствуют комедийные элементы. Питер Лорре много импровизировал во время съёмок, и большая часть шуток, который он выдавал в фильме, придуманы им самим.
Продолжая смешивать дух произведений По с комедийными элементами, Корман снял потрясающую комедию «Ворон» (1963).
К Винсенту Прайсу и Питеру Лорре присоединился Борис Карлофф. Одну из ролей также сыграл молодой Джек Николсон.
Действия происходят в 15 веке. Волшебник Эразмус скорбит по умершей жене в своём доме. Вдруг к нему залетает черный ворон. На удивление Эразмуса ворон заговорил человеческим голосом и попросил налить ему стакан вина. Ошеломлённый Эразмус выполняет просьбу ворона и наливает ему вина, которое тот с жадностью поглощает. После этого ворон просит вернуть ему человеческий облик. Выясняется, что ворон – на самом деле знакомый маг Эразмуса – Бедлоу, и в ворона его превратил их злейшиг враг – маг по имени Скарабус, которого Бедлоу вызвал на магическую дуэль, будучи не трезвым...
«Ворон» - изумительная, искрящаяся комедия с элементами сказки, в которой ветераны ужасов комично обыграли свои же образы. Как и в «Истории ужасов», лучшим комичным персонажем получился Питер Лорре, от которого исходили потрясающие шутки. Винсент Прайс тоже был не прочь повеселиться. В то время как Борис Карлофф был более серьёзным, чем его коллеги.
В 1963 году Прайс снялся в фильме «Дневники сумасшедшего» по рассказу Ги де Мопассана – «Орля».
Прайс играет мирового судью Саймона Кордье, одержимого некой зловещей силой, называющей себя Орля, которая толкает его на совершение различного рода злодеяний, в частности - на убийство дорогих ему людей.
Фильм, как и оригинальный рассказ Мопасссана – настоящий шедевр ужасов. У Мопассана очень эмоционально переданы все чувства, волнения и внутренние противоречия главного героя, которые в свою очередь гениально воплотил на экране Винсент Прайс.
В трейлере к фильму Прайс говорил следующее: «Покуда в сердце человека живет зло, Орля существует. Хотите узнать таинственный секрет силы Орля? Тогда следуете за мной, и я приведу вас в самую обитель зла. И вы тоже будете порабощены силой Орля».
Продолжая снимать цикл фильмов по Эдгару По, Корман решает взять за основу произведение другого великого писателя ужасов – Говарда Филиппса Лавкрафта – «Случай Чарльза Декстера Уорда». А название для фильма Корман позаимствовал из поэмы По – «Заколдованный замок» (данная поэма присутствует в оригинальном рассказе «Падение дома Ашеров»). Несмотря на сюжет, навеянный Лавкрафтом, фильм всё равно позиционировали, как экранизацию По.
Корман был первым режиссёром, который экранизировал Лавкрафта.
Действия происходят в 1765 году в городе Аркхем. Местные жители до смерти напуганы деяниями загадочного жителя городка – Джозефа Кервина. Они считают его злым колдуном. В одну грозовую ночь в поместье Кервина приходит молодая девушка. Кажется, что она находится под его гипнозом и полностью ему подчиняется. Выследив девушку, и осознав, что она находится под его чарами, жители города связывают Кервина и сжигают заживо. Перед смертью Джозеф им всем клянётся, что он ещё отомстит, и проклятие падёт на весь их род.
Проходит 110 лет. В Аркхем вместе с женой приезжает дальний потомок Кервина – Чарльз Декстер Уорд с намерением остаться жить в родовом замке своего предка. Местные жители предоставляют ему холодный приём. Прибыв в замок, их встречает слуга, которого они не ожидали увидеть. Сам замок выглядит очень мрачно. Уорд решает, что на следующий день они с женой покинут это место. Но в Уорде происходят странные перемены, когда он начинает смотреть на портрет своего зловещего предка…
«Заколдованный замок» - наиболее мрачный и гнетущий фильм из всего цикла. Корман использовал приглушённый свет, что придало фильму особый мрачный оттенок.
Прайс блестяще исполнил роли Уорда и Кервина. Ему удалось очень тонко показать грань между положительным и отрицательным персонажем в одном лице.
На этот раз актёрский состав пополнился еще одной бывшей звездой хоррора студии Universal - Лоном Чейни, который испытывал тогда карьерные трудности. В этом фильме Чейни выглядит несколько помятым и располневшим, что было следствием его проблем с алкоголизмом. Но свою роль Чейни прекрасно сыграл. Изначально его роль была написана для Бориса Карлоффа, но он не смог участвовать по причине болезни.
Дополнительные диалоги к фильму написал Френсис Форд Коппола.
Следующий фильм из цикла по Эдгару По стал самым красочным и завораживающим– «Маска красной смерти».
Для его съёмок Корман отправился в Англию, поскольку там было дешевле снимать, т. к. в Англии не приходилось строить декорации готических замков — всё можно было снимать на натуре.
Действия происходят в Средневековой Европе. Повсюду свирепствует чума, которую местные жители назвали «красной смертью». В одну из местных деревень приезжает зловещий принц Просперо. В своем замке он предоставляет убежище одной из жительниц деревни - Франческе, отца и возлюбленного которой он держит в заточении. Просперо собирает всех тех, кого он приютил в своём замке и сообщает о том, что вскоре будет костюмированный бал в честь победы над Красной Смертью, от которой он их спас.
Финал фильма, как и финал рассказа По, непредсказуем. Однако неожиданная развязка в адаптации Кормана отличается от оригинальной.
Картина снята очень зрелищно. В ней множество красивых декораций, особенно – в сцене костюмированного бала. По словам Кормана, на съёмках именно этого фильма в его распоряжении были лучшие декорации.
Помимо оригинального рассказа Эдгара По, у фильма есть немало общего с шедевром Ингмара Бергмана – «Седьмая печать» - по части как сюжета, так и визуальных отсылок.
Винсент Прайс идеально сыграл зловещего средневекового принца, в котором, казалось, уже не осталось ничего человеческого. Но, даже не смотря на всю бесчеловечность Просперо, игра Прайса придала его персонажу особую утончённость.
Последним обращением Кормана к творчеству Эдгара По стал фильм «Гробница Лигейи».
Это был, пожалуй, самый слабый фильм из всего цикла. Он получился несколько клишированным, повторяющим множество сюжетных ходов из предыдущих фильмов.
Но сам фильм снят очень красиво, а английские натурные съёмки придали ему особый шарм.
Специально для съёмок Винсент Прайс накладывал на себя побольше грима, чтобы выглядеть моложе, поскольку так было нужно для его персонажа.
Помимо Кормана, в 1960-х для AIP снял несколько тематически схожих фильмов еще один ветеран жанра – Жак Турнёр (который в 1940-х прославился атмосферными фильмами ужасов, пугающими прежде всего своей мрачной загадочной атмосферой, нежели наличием монстра, как это было принято в те времена). Первым его фильмом для студии был «Комедия ужасов» (1963). В нём собрались все звёзды жанра: Винсент Прайс, Борис Карлофф, Бэзил Рэтбоун и Питер Лорре.
Главный герой - алкоголик – гробовщик похоронного бюро Трамбал. Его бюро находится на грани банкротства, поскольку уже давно в него не поступало «клиентов». Владелец бюро - мистер Блэк, даёт Трамбалу предупреждение, что если в ближайшие 2 дня он не оплатит аренду, то он будет вынужден их выселить. Чтобы спастись от разорения, Трамбалу приходиться пойти на убийство.
«Комедия ужасов» - замечательная пародия на фильмы ужасов, наряду с «Историями ужасов» и «Вороном». Все актёры сыграли блестяще.
Бэзил Рэтбоун в роли мистера Блэка, возомнившего себя шекспировским актёром и постоянно цитирующий его произведения, комично обыграл шекспировский репертуар, благодаря которому изначально и прославился.
Борис Карлофф в роли выжившего из ума старика, получился очень смешным, прекрасно себя проявив в качестве комедийного актёра.
Изначально роль Блэка должен был играть Карлофф, но, учитывая, какие физические трюки бы ему пришлось выполнять, при том, что он был болен артритом, они с Рэтбоуном поменялись ролями.
Винсент Прайс и Питер Лорре сыграли парочку неудачливых владельцев похоронного бюро. Благодаря им фильм так и искрится шутками и чёрным юмором.
Последним фильмом Турнёра, снятого для AIP, стал «Город в море» (1965), основанном на одноимённой поэме Эдгара По. Прайс на этот раз был единственной звездой хоррора, задействованной в фильме.
В фильме речь идёт о некоем городе в глубине моря, в котором обитают бессмертные люди-рыбы. Их капитан даёт им поручение похитить земную девушку, которая напоминает ему о его умершей возлюбленной. По их следам идут друзья девушки. Им предстоит пройти через множество опасностей, прежде чем спасти её.
Помимо одноимённой поэмы Эдгара По, в фильме присутствует явное влияние произведений Говарда Лавкрафта. В особенности – «Дагон», в котором, как и в большинстве его рассказов, речь шла о монстрах со дна океана.
«Город в море» оказался последним фильмом Жака Турнёра, и послужил окончанием цикла фильмов по Эдгару По.
Параллельно со съёмками в цикле фильмов по Эдгару По, Прайс снялся в двух фильмах режиссёра Сиднея Сэлкоу. Первым их совместным фильмом стал «Три страшных рассказа» (1963), основанный на рассказах Натаниеля Готорна, чьим творчеством в свое время восхищался сам Эдгар По.
Этот фильм во многом напоминает «Истории ужасов». В нём, как и в «Историях ужасов», собраны 3 истории, и во всех главные роли исполнил Прайс.
Первая история - «Эксперимент доктора Хейдеггера» - о загадочной воде, которая возвращает мертвых к жизни.
Вторая история - «Дочь Рапаччини». Сюжет в лучших традициях "Ромео и Джульетты". Молодой парень Джованни влюбляется в прекрасную девушку Беатричче. Но им не суждено быть вместе из-за того, что её отец – учёный наделил её особым свойством – всё, к чему она прикасается, умирает. Он хотел уберечь любимую дочь от мужских прикосновений. Но Джованни не намерен сдаваться, и на всё готов пойти, чтобы воссоединиться со своей возлюбленной…
Последняя история - «Дом о семи фронтонах». Джеральд Пинчеон приезжает со своей невестой в родовое поместье с целью найти спрятанные одним из его предков сокровища. Но вскоре он сталкивается с родовым проклятием, наложенного на их род главным врагом его дальнего предка…
Примечательно, что раннее Винсент Прайс уже снимался в полнометражной экранизации «Дома о семи фронтонах» - в 1940 году.
Вторым совместным фильмом Прайса с Сиднеем Силкоу стал «Последний человек на Земле», основанный на произведении Ричарда Мэтисона – «Я – легенда».
Прайс играет учёного – доктора Роберта Моргана, который выживает в следствии всемирной чумы вампиров. Морган – единственный выживший человек на Земле, поскольку у него выработался иммунитет. Чума отняла у него жену и дочь. По ночам Морган запирается в своём доме от вампиров, наравившихся сделать его себе подобным. Днём он пополняет запасы провизии, заезжая в опустошённые магазины. Но вскоре он выясняет, что помимо него есть ещё выжившие…
Создавая «Я – легенда», Мэтисон вдохновлялся «Дракулой» Брэма Стокера. Но вместо одного вампира Мэтисон решил создать целую планету, населённую вампирами.
«Последний человек на Земле» потрясающе передаёт атмосферу отрешённости и постапокалипсиса. Пустынные улицы, заброшенные машины и дома, всюду лежащие трупы – всё это задаёт необходимую фильму атмосферу безысходности и опустошённости.
«Последним человеком на Земле» впоследствии вдохновлялось последующее поколение режиссёров, снявших фильмы о конце света и зомби-апокалипсисе (включая Джорджа Ромеро при создании "Ночи живых мертвецов").
Для Прайса «Последний человек на Земле» стал чем-то вроде бенефиса, поскольку большую часть времени он проводит один. Он идеально передал всё отчаяние, душевные терзания и внутреннюю борьбу своего персонажа.
На протяжении последующих 3 лет Прайс снимался преимущественно в сериалах (включая роль злодея "Яйцеголового" в "Бэтмене"). Его возвращению к хоррору поспособствовал фильм «Великий инквизитор» молодого режиссера Майкла Ривза.
Майкл Ривз за свою короткую карьеру успел поработать со всеми ветеранами жанра: с Кристофером Ли («Замок живых мертвецов»), с Барбарой Стил («Сестра сатаны»), с Борисом Карлоффом («Волшебники») и, соответственно, с Винсентом Прайсом в роли реально существовавшего средневекового инквизитора Мэтью Хопкинса.
На съёмках «Великого инквизитора» Ривз не поладил с Прайсом, ввиду того, что он с самого начала не желал с ним сотрудничать. Изначально главную роль должен был играть знаменитый английский актёр Дональд Плезенс, с которым Ривз удачно поладил. Но студия AIP настояла на присутствии их главной хоррор – звезды.
Ривз просил Прайса не играть с присущей ему манерностью и постоянно делал ему замечания. Прайс в гневе говорил Ривзу: «Молодой человек, я снялся в 87 фильмах. А сколько вы сняли?». На что Ривз ему отвечал: «Я снял всего 3, но хороших». В конце концов Прайс и Ривз возненавидели друг друга.
Но когда Прайс увидел конечный результат, осознал, чего именно от него добивался молодой режиссёр, и вскоре они поладили. Впоследствии своей лучшей ролью Прайс считал именно роль в этом фильме.
Как и прежде, Прайс сыграл на потрясающем уровне. На этот раз образ его персонажа был ещё более зловещим и бесчеловечным, чем в предшествующих фильмах с его участием.
«Великий инквизитор» был и лучшим фильмом самого Ривза. В фильме присутствует множество шокирующих сцен с присущими Средневековью ужасающими пытками. Это был самый шокирующий фильм своего времени.
К сожалению, вскоре после съёмок Ривз умер от передозировки таблеток в возрасте 25 лет.
«Великий инквизитор» дал зарождение новому течению в фильме ужасов, которое можно обозначить как «фольклорный» хоррор, главными особенностями которого были: английский фольклор, средневековые ландшафты и различные атрибуты средневековой Англии.
На волне этого течения Прайс снялся в фильме «Плач Банши», который был тематически схож с «Великим инквизитором».
В 1969 году Прайс на пару с Кристофером Ли снялся в довольно незадачливом фильме «Продолговатый ящик», вольно основанном на одноимённом рассказе Эдгара По.
В сюжете повторялись сюжетные ходы из кормановского цикла фильмов по Эдгару По. И, стоит заметить, это было неудачным решением.
Режиссёром был Гордон Хесслер, снявший в общей сложности 3 фильма с Прайсом, которые считаются самыми неудачными в карьере великого актёра: «Плач Банши», «Продолговатый ящик» и «Крик и снова крик» (в котором к Прайсу присоединились Кристофер Ли вместе с Питером Кушингом).
Несмотря на столь звёздный состав, «Крик и снова крик» - пожалуй, худший фильм в карьере мастеров жанра.
Возрождению карьеры Прайса после нескольких неудач послужил фильм «Ужасный доктор Файбс».
Антон Файбс – гениальный немой музыкант, пострадавший в результате аварии. Его жену не смогли спасти врачи от смерти на операционном столе. Файбс решает им всем отомстить, используя изощрённые пытки, черпая вдохновение из 10 казней египетских.
Роль доктора Файбса стала одной из самых каноничных в карьере Прайса.
На протяжении всего фильма Прайс общается при помощи специальной фонографной машины, провод от которой подсоединён к его шее. Это позволяет вдоволь насладиться потрясающей мимикой актёра.
На момент съёмок Прайсу исполнилось 60 лет и это был его 100-й юбилейный фильм.
В фильме присутствует множество ужасающих шокирующих сцен, которые даже сейчас выглядят довольно нелицеприятно.
Основа фильма послужила вдохновением для таких триллеров, как «Семь» и «Пила». В них присутствует множество заимствований из «Доктора Файбса» по части ловушек и основной идеи.
Фильм имел огромный успех среди зрителей и критиков, и вернул Винсенту Прайсу былую славу короля хоррора.
В 1972 году вышел сиквел – «Возвращение доктора Файбса».
Файбс отправляется в Египет с целью воскресить свою горячо любимую жену. Там он подвергает изощрённым пыткам тех, кто стоит у него на пути.
Второй фильм имел более сдержанный успех среди зрителей. Поэтому AIP не стали выпускать цикл фильмов про доктора Файбса, как планировали изначально.
Ещё одна примечательная роль Прайса в период 1970-х - в фильме «Театр крови».
Прайс играет роль классического шекспировского актёра, которого обделили вниманием театральные критики, воспевшие малоприметного молодого актёра. Тогда герой Прайса решает им отомстить, черпая вдохновения из произведений Шекспира.
В «Театре крови» Винсент Прайс в полной мере проявил свой многогранный талант. Благодаря особенностям мести его героя, Прайс смог обыграть сразу несколько шекспировских ролей в одном фильме.
Помимо сцен ужаса, в фильме присутствует немалая толика чёрного юмора.
Далее Прайс на пару с Питером Кушингом снялся в фильме студии Amicus - «Сумасшедший дом».
Прайс играет практически самого себя – актёра, прославившегося в фильмах ужасов, по имени Пол Тумбс. Главный персонаж Тумбса, которого он играл на протяжении нескольких фильмов – злодей по имени Доктор Смерть. Тумбсу кажется, что его персонаж преследует его всюду, словно зловещее альтер-эго. Тумбс обвиняется в убийстве своей невесты. Он проводит несколько лет в сумасшедшем доме. По возвращению он решает возобновить свою карьеру. Но вскоре с его знакомыми и коллегами происходят убийства, совершённые в соответствии с убийствами в фильмах с его участием.Тумбс снова становится главным подозреваемым…
В тех фрагментах, где показаны фильмы с участием Пола Тумбса, были использованы сцены из кормановского цикла фильмов по Эдгару По, таких как: «Дом Ашеров», «Колодец и маятник», «Истории ужасов», «Ворон» и «Заколдованный замок».
«Сумасшедший дом» - весьма примечательный классический фильм ужасов с двумя ветеранами жанра, имеющий неожиданную развязку.
В 1980 году Прайс в дуэте с Джоном Кэрредином сыграл в одном из последних фильмов студии Amicus – «Клуб монстров».
Фильм снят по классической структуре студии Amicus – в качестве антологии, состоящей из нескольких мистических рассказов, с элементами черного юмора.
Несмотря на наличие двух мастеров жанра, «Клуб монстров» - довольно слабый фильм студии.
Но благодаря ему Прайс вернулся в своё классическое амплуа актёра фильмов ужасов. До этого он на протяжении нескольких лет снимался для телевидения и в телесериалах, в том числе – в сериале «Коломбо» - «Жертва красоты». Также он участвовал в записи альбома шок-рокера Элиса Купера – «Welcome to My Nightmare». Его голос можно услышать в песне «Devil's Food». Ещё он участвовал на съёмках нескольких видео Купера. К слову сказать, Прайс с самого начала был одним из главных вдохновителей Купера для его зловещего образа.
В 1982 году Прайс снялся в комедии ужасов «Дом длинных теней», в котором, помимо него, в звёздный состав входили такие ветераны жанра как: Кристофер Ли, Питер Кушинг и Джон Кэрредин.
Классические мастера жанра с блеском обыграли свои образы в комичной форме, высмеяв шаблоны фильмов ужасов. Сам же сюжет напоминает ранние представители американских хорроров 1920-х годов про дома с привидениями, с концовками, рушащими всю мистику предшествущих в сюжете событий.
По словам Прайса, они вместе с Ли и Кушингом во время съемок отметили свои дни рождения - их даты удачно совпадали друг с другом - у Кушинга - 26 мая, а у Прайса с Ли - 27.
В том же году Прайс сотрудничает с начинающим режиссёром Тимом Бёртоном.
Прайс был с детства кумиром Бёртона. Именно этому и посвящена их совместная работа – короткометражный мультфильм «Винсент».
Главный герой мультфильма - 7-летний мальчик по имени Винсент Маллой, который мечтает быть похожим на Винсента Прайса. Одержимый этой идеей, мальчик начинает во всём ему подражать, попадая в круговорот мрачных фантазий, связанных с фильмами своего кумира.
«Винсент» содержит множество отсылок к фильмам с Прайсом. В особенности – к циклу фильмов по Эдгару По. А также – к «Музею восковых фигур». С художественной же точки зрения мультфильм выполнен в духе немецкого экспрессионизма. Именно эти художественные особенности и станут основным вдохновением для последующих работ Бёртона.
Сам Прайс зачитывал закадровый текст в стихотворной форме.
Прайс называл «Винсента» своей лучшей работой в кино, заявив, что такого рода признание даже лучше, чем собственная звезда на Голливудском Бульваре.
Впоследствии Прайс с Бёртоном стали хорошими друзьями.
В 1983 году Прайс участвовал в записи песни Майкла Джексона – «Thriller». Он зачитывал текст в конце песни в стихотворной форме. И именно его зловещий смех звучал в финале песни. Этот смех Прайса применялся впоследствии во множестве произведений массовой культуры.
Помимо этого, Прайс был приглашён для записи вступительного текста в песне группы Iron Maiden – «The Number of the Beast». Но участники группы не смогли оплатить его гонорар, и пригласили радиоведущего, который сымитировал голос Прайса.
Одна из самых примечательных работ Прайса среди поздних – озвучка главного злодея в диснеевском мультфильме «Великий мышиный сыщик». Он озвучивал гигантскую крысу - профессора Рэтигана. А имя мышиного сыщика - Бэзил, было позаимствовано у Бэзила Рэтбоуна - в качестве дани уважения его исполнению роли Шерлока Холмса.
Последняя крупная работа Прайса в кино – в фильме Тима Бёртона - «Эдвард руки–ножницы».
Прайс играл самого создателя Эдварда. Эта роль являлась отсылкой к его классическим образам безумных учёных.
Великого актёра не стало 25 октября 1993 года в возрасте 82 лет.
Винсент Прайс создал множество образов классических злодеев. И по прошествии лет его никто так и не превзошёл. Его огромный вклад в историю фильмов ужасов уникален.
Винсенту Прайсу был посвящён фильм "Эльвира - повелительница тьмы 2", который содержит множество аллюзий на его классические образы - включая образы из цикла фильмов по Эдгару По.
А группа Deep Purple посвятила ему песню "Vincent Price" в альбоме "Now What?!"
Свидетельство о публикации №221090201476