Столичной тусовке интересно есть ли жизнь за мкадо

 СЕРИАЛ «ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ»… КАК ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЕБЕ СТОЛИЧНАЯ ТУСОВКА «ЖИЗНЬ ЗА МКАДом»?
 
 Самое интересное, что этот сериал снимал режиссер Александр Котт. Который раньше отметился патриотическим полотном (иначе и не скажешь) «Брестская крепость» и «Обратной стороной Луны - 2», где действие происходило в СССР, сумевшим пережить «перестройку».
 Поэтому я и не думаю ставить «Третью Мировую» в один ряд с такими «шедеврами» как «Бумажный солдат» или «Левиафан». Сериал снят об интересном эпизоде в жизни СССР – «карибском кризисе». (Его еще американцы называли «Кубинский ракетный кризис».) Там показано, как местные власти являют собой яркий пример «услужливого дурака». Что завсегда «готов бежать впереди паровоза», и на любое слово или телодвижение высокого начальства в Москве готов откликнуться таким «углублением и улучшением» столичных инициатив, что народу тошно становится.
 (Хотя, думаю, не всегда это является «идиотизмом нижестоящих». Был издавна на Руси обычай у «бояр» бороться с «царем» с помощью доведения до абсурда всех его распоряжений. Дескать, ага, «величество» сказал навести порядок среди рыбаков, что рыбу удочкой ловят. А мы усугубим-с! Запретим рыбалку вовсе! Установим за нарушение неподъёмные штрафы! А когда народ возмутится – сошлёмся на Москву!» Так делалось при царях, при генсеках, а теперь и при президенте. Главное – безопасно. Всегда есть возможность прикинуться услужливым дураком.)
 Время описано хрущевское. (Карибский кризис случился осенью 62-го.) Никиту Сергеевича у нас народ недобрым словом поминает до сих пор (в отличии от интеллигенции). И не зря. Балуясь в молодости троцкистской р-р-революционностью, он так и не избавился от неё на склоне лет. Объявил, что «коммунизьм», дескать, мы построим уже через 20 лет, а потому надо срочно избавляться от «пережитков капитализма». По такому случаю отобрал у колхозников личные приусадебные участки, с которых они кормились, а также коров – «получать молоко они будут с фермы, это даже лучше». Побывав в Штатах, он стал великим фанатом кукурузы и призвал сеять ее «как мога больше». Местные начальники подхватили сей призыв (в желании отличиться или скрытно навредить, как я писал) и насаждать эту культуру везде где только можно. Мне рассказывали, что ее пытались выращивать даже у нас, в Архангельской области! Чтобы увеличить урожаи, была распахана казахстанская степь (знаменитая «целина»), для этого перебрасывались человеческие ресурсы из Центральной России, и это еще более обезлюдело многострадальную русскую деревню, которой и так досталось во время недавней войны.
 Вот про такую деревню, про ее тяжёлую жизнь в самый разгар хрущевской дури и рассказывается в данном сериале. А еще показывают жизнь двух молодых людей. Оба они из Москвы. Только Александра отец, член ЦК (исп. Никита Высоцкий) привёз сюда, чтобы вылечить от мучительной болезни, а Женя попала сюда после окончания педвуза по распределению учителем немецкого. Оба они – москвичи, а, значит тянутся друг к другу… И всё это на фоне истерии местных гражданских и военных властей «война на пороге!»
 Повторяю, сериал мог получиться очень интересным. О выживании русской деревне при «Никите-кукурузнике». О трудностях привыкания к деревенскому быту молодых специалистов… (Знаю о таком не понаслышке – мама у меня всю жизнь проработала в  сельской школе преподавателем математики и повидала немало таких бедолаг- вчерашних девчонок, что попадали к нам после вузов, отрабатывали положенное и надолго не задерживались.) О ухаживании за Женей местного мачо – колхозного шофера Юрия (захотел себе «образованную жену»). О «любовном треугольнике» - куда ж без него?
 Но… Но всё портят киноляпы создателей сериала, от которых у меня, прожившего всё детство в старинном поморском селе, просто глаз дёргается. (Кстати, именно из-за подобных грубых ляпов ни я, ни мои знакомые, бывшие и теперешние военнослужащие не можем смотреть сериал «Горюнов». Поставленный по новеллам Александра Покровского он в деталях являет собой такое убогое вранье, что всё желание смотреть пропадает.)
 Сами картины деревенской жизни в фильме смотрятся так, будто снимал их москвич, ранее никуда дальше МКАДа не выбиравшийся.
 С первых кадров нам показывают заснеженные поля. Зима? Но обкомовская «Волга», на которой везут в деревню московского артиста (аж самого КИО!), буксует в грязи по самое брюхо. Первый снег? Но, когда машина подъезжает к зданию колхозного правления снег везде лежит ровным покрывалом, нет следов таяния, как если бы он только выпал. Значит – уже начало зимы? Но тогда должны были уже случиться заморозки, и дороги (если нет буранов) должны быть твёрдыми, укатанными! Зима на селе – пора хороших дорог. Не бывает так, что вокруг сугробы, а там, где надо проехать – полоса жидкой грязи. Думаю, вы все тоже в курсе. Это только москвичам невдомёк.
 Молодая учительница немецкого Женя – москвичка из интеллигентной семьи. И этим всё сказано. И конечно, диссидентка – а как без этого? Заставляет ученика говорить по-немецки «я живу в плохой, убогой деревне и нищем колхозе». Это в присутствии остальных детей-то? Пионеров-комсомольцев? Нет, в «страшное КГБ» никто бы из них доложил, но вот завучу или директору школы обязательно бы пожаловались (какая-нибудь девочка-отличница, «общественница») и без последствий бы такая эскапада не осталась.
- Здесь в домах везде грязь и мухи… - жалуется она директорше школы. – У всех грязь под ногтями, даже у девочек… (Здрасьте-мордасте! Кто учился в советские годы не даст соврать – правило гигиены в нас вбивали с первого класса! «Мойте шею, мойте уши!» А по утрам класс обходили чрезвычайно важные (и ответственные) девочки в составе т.н. «санитарных патрулей» и проверяли состояние ногтей!). Так что пусть режиссеры-сценаристы пургу не гонят!)
 «Везде в домах – грязь и мухи…» Где – как. На селе ведь тоже люди разные жили, как и везде по стране. Вообще-то хозяйки в домах убирались, но были, конечно, семьи разные. Только вот таких грязнуль не уважали, в гости к ним заходить не любили и их к себе не звали. Так что мамашу шофера Юры, что не любит прибираться в доме нормальные деревенские обходили бы стороной. И вообще – дом у Юры (надо понимать – он тут самый благополучный? Шофер как-никак? И даже кабанчик в доме есть?) какой-то странный, неухоженный. Я уже говорил, что провёл детство в селе на Севере, бывал во многих деревенских домах (сам в таком жил) и фальшь в изображении сельского быта могу отличить. Во-первых – окна. У нас они были гораздо меньшего размера. Это и понятно – тепло стоит беречь. С холодами в окно вставляют вторые рамы, промежуток между ними утепляют ватой, а бабушки-затейницы еще кладут на эту вату сухие листья деревьев или сушеную рябину – для красоты. Во вторых – на окнах всегда занавески. Вышитые или обшитые кружевами. И это Юрино в фильме: «Мам, ты бы хоть занавески повесила!», а мама ему: «Зачем?!» - для меня звучит дико. А еще в каждом доме столы были накрыты скатертями (зачастую само-расшитыми), на полах – самодельные коврики, которые наши бабушки сшивали-собирали из десятков разноцветных лоскутков. И бесчисленные салфетки на полках… На селе женщины все от мала до велика занимались рукоделием. Да и «в городах» - это было не редкостью. Просто горожанки больше занимались вышиванием (помните красивые наборы ниток для вышивания у наших мам и старших сестер – «мулине» называлось?), шили по выкройкам (с машинкой или даже без нее), вязали. Все хотели выглядеть модно, а то, что было тогда в продаже, не всегда устраивало.
 И вообще дом у Юрия – одна большая комната, очень пустая на первый взгляд. В сельской избе стол обязательно стоял бы поближе к окнам, под которыми бы шли лавки. На столе, как я уже сказал, скатерть. Потолок побелен – уж побелку бы даже в хрущевские времена можно было бы найти.
 И вообще – деревенские, они в этом фильме смотрятся ходульными, лубочными… (Как в Европе, в средневековых мистериях были неизменные Арлекин, Пьеро и Коломбина. «Вечные» персонажи – с одним и тем же набором качеств, с раз и навсегда «запрограммированным» характером.)
 Так и здесь. Председатель колхоза – Семёныч. Точнее – Жилин Тимофей Семёнович. По фильму бывший фронтовик, орденоносец, командир батальона. «Батяня-комбат» одним словом. С таким послужным списком должен бы быть харизматичной личностью, но… Семеныч о-очень боится начальства. До дрожи в коленках, до заикания… И он о-очень ува-жа-ет москвичей! Москвичи для него… «Разве можно с москвичами спорить?!. – захлебываясь возмущением, выговаривает он Юрию. – Знай-помалкивай!.. Каждый москвич – он неподалёку от Кремля обитает!!!»
 Тут мне хочется обратиться к создателям сериала (разумеется – МОСКВИЧАМ): «Ребята! Неправда ваша! Если вы уверены, что в остальной России так к вам относятся – то вы горько ошибаетесь! Вас там не любят! Очень!.. Но если вам так приятнее думать – продолжайте…»
 Встречал ли я в жизни таких начальников, как Семёныч? Да сколько угодно! Только вот авторитетом они не пользовались. Их не любили. Внешне незлобивые и понимающие, они, из-за своей боязни «начальства» были готовы в любой момент отдать отказаться от своих слов, отдав подчиненного на расправу – «я его туда не посылал! Он – сам!»
Кроме Семеныча в «Третьей Мировой» мы знакомимся с деревенским блаженным Гринькой, который так впечатлился тем, как фокусник развязывал крепчайшие узлы, что носится с этими веревками, как дурень с писаной торбой. Конечно, лицезрение такого персонажа поднимает в своих глазах любого москвича. (И вообще – хотя создатели фильма вроде бы искренне сочувствуют русской деревне, самих ее жителей они изображают, как бы это поделикатнее сказать?.. Слишком незатейливыми что ли? Не обогащенными интеллектом – во как! Деда Максима возьмите, например. Кстати, вот совпадение, играет его Макс Максимов. Сидит дед Максим на представлении фокусника открыв рот. Не от удивления открыв, не от восхищения. Просто так придурковатей получается. Такое выражение ха… простите – лица, типично, по мнению создателей фильма, для наших крестьян.)
 Есть еще бабка-ведунья Темниха. Лишь её признают за человека все и всяческие начальники, что приезжают в деревню. Отмахиваются как от назойливой мухи от Семёныча, что сразу пытается рапортовать и спрашивают: «А где у вас… эта… бабка-ведунья живёт?»
 Саму Темниху изобразили вполне под стать всем этим сериалам о колдуньях на «3-м Канале». Целый день она только и делает, что полёживает в гробу, как святой старец-отшельник. Остается только гадать, когда же она успевает собирать лечебные травы и готовить из них свои мази и настойки. Правда, в конце фильма она встает и даже вылечивает от болячки на лице москвича Александра, сына аж «члена ЦК»! Сам Александр, несмотря на то, что три с лишним серии проходил с замотанной физиономией, прям как Зорро какой, полюбился и молодой учителке Жене и помошнице Темнихи – Зине. Обе готовы уехать вместе с ним в Москву. Если позовёт. Повторяется история Джеймса Бонда и русской шифровальщицы. Только теперь не «из Москвы с любовью», а – наоборот. Что доказывает зрителям сериала – москвичам (буде таковые найдутся), что один их горожанин, пусть и с болячкой на лице, конечно, даст сто очков вперед всем деревенским увальням, какими бы здоровыми и красивыми они не были.
 Из остальных ляпов – Юра-шофёр по делу и без рассекает среди бела дня по деревне на своём «ГАЗ-51» порожняком, будто у него и работы нет. Ни зимой, ни летом. А тракторов не видать вовсе. Колхоз бедный? Не выделили? Но «МАЗ»-то дали! А ведь трактор для колхоза машина куда более полезная! Дома стоят все поголовно из некрашеного дерева – ладно, поверим. Начало 60-х, народ в колхозах еще беден, не до краски. Но вот уж покосившееся крыльцо поправить или забор починить – это уж могли. И мы бы видели свежие доски заплат. Ведь мужики с войны (кому довелось выжить) давно уже вернулись, да и новое поколение выросло – есть кому ремонтом заняться, но…
  И еще, «обозначенные приметы времени» так сказать – лажа полнейшая, извините за выражение! В самом начале фильма отец Александра, член ЦК Бобровский вместе с двумя своими приятелями (тоже, наверное, не последними людьми в партийно-государственной иерархии) смотрят на правительственной даче телевизор, уставившись на него как бараны на новые ворота. Начало 60-х!.. А они мечтают, что когда-то «лет через сто телевизор будет в каждой советской семье», «какое это изумительное средство агитации и пропаганды» и т.д. Нас что, господин режиссер со сценаристом вообще за питекантропов считает? Телевидение в СССР, дорогие господа – создатели ТЕЛЕСЕРИАЛОВ было создано в начале 30-х!
 
 Загляните в Википедию и там увидите:
  Вот что писала газета «Известия» № 271 от 1 октября по поводу запуска телевещания:
  С 1 октября 1931 г. в Москве, впервые в СССР, начинаются регулярные передачи движущихся изображений (телевидения) по радио. Передачи организованы Московским радиовещательным узлом НКПиТ под руководством ВЭИ и будут происходить через радиостанцию МОСПС (волна 379 м) ежедневно с 24.00. до 0.30 мин…

 И телевизоры в Советском Союзе свободно производились на нескольких заводах ( и даже – в артелях!). Так что, вашему герою – члену ЦК и его приятелям-коллегам полагалось это знать.
Или еще эпизод. В деревню приехали военком и дама – областная партийная шишка, согнали в клуб сельчан и показывают им фильм про Кубу, Фиделя Кастро и героическую борьбу кубинского народа против американского империализма. Потом партийная начальница НАЧИНАЕТ ОБЪЯСНЯТЬ , ЧТО ТАКОЕ КУБА, ГДЕ ОНА РАСПОЛОЖЕНА и т.д.! Робяты, наши люди, даже в начале 60-х, это вам не так любимые вашему сердцу американцы, которые путают Австрию с Австралией! Да, домашние телевизоры были тогда большой редкостью, но в каждом деревенском доме находилась «тарелка» репродуктора, а по всесоюзному радио новости передавались каждый час! Люди читали газеты, выписывали журналы. Революция на Кубе произошла в 1959-м, Кастро уже встречался с Хрущевым, и эти встречи широко освещались и в газетах и по тому же радио!
Вы наших дедушек и бабушек представляете какими-то дикарями! Не надо это делать!
Так и получилась вместо серьезного сериала с интересным сюжетом картинка-лубок – «Как типичный москвич представляет себе жизнь за МКАДом».

 


Рецензии