Глава 3 Храмы России Часть 1 Храм Хр. Сп

ХРАМ  ХРИСТА  СПАСИТЕЛЯ   МОСКВА

ГЛАВА 3  ЦЕРКВИ  И  ХРАМЫ РОССИИ

ЧАСТЬ 1 ХРАМ  ХРИСТА  СПАСИТЕЛЯ  В  МОСКВЕ

ПРОЛОГ

«ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ – это способность получать и сохранять визуальные образы, а также воспроизводить их в сознании, оценивать и комментировать.»
Источник - Википедия.

«АМВОН - Амво;н — специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов..
Источник - ru.wikipedia.org›

В моей памяти с раннего детства хранится один такой «визуальный» снимок.
И не просто снимок, а маленькое «видео».
Подробности того, что запомнилось – воспроизвести не могу. Только общий вид, отдельные детали и  обрывочные действия…

Я с мамой  и ещё с кем-то нахожусь в пустом  не освящённом храме.
Действие происходит в сумерках.  Полумрак. От этого – всё в сером цвете.. Храм такой большой, что  стены и то, что около них – находится где-то вдали. Рассмотреть трудно.  Мама – в стороне « кем-то беседует. Я стою в центре этого огромного помещения,  и медленно поворачиваясь вокруг себя – осматриваюсь.  У ближайшей стены вижу какое-то сооружение типа высокого крыльца, закрытого впереди до середины с нависающей над ним крышей.
Мне интересно. Я бегу туда. Слева и справа к этому сооружению встроены ступени. Я карабкаюсь по ним внутрь. Темно.
Тусклый свет просачивается сверху и падает на наклонный деревянный навес, пристроенный к передней стене этого сооружения, напоминающий приспущенную крышку стола.
В это время меня зовёт мама. Я скатываюсь по ступенькам вниз и бегу к ней.

Я постаралась словами воспроизвести то, что «застряло» у меня в голове  82 года назад. Год этого "видео" и то, что это был - АМВОН определила позже.

Почему-то, на протяжении жизни мне это «видео» воспроизводилось в мозгу не один раз. Мелькнёт и исчезнет, как будто напоминает о чём-то.

Когда  начала писать эту часть Главы, задумалась о том - где бы это могло происходить и когда?

Сработала визуальная память, запечатлев увиденный реальный кадр из жизни…

Первоначально я решила, что это могло быть связано с посещением мамы вместе со мной – Храма Христа Спасителя  до его разрушения. Мама действительно ездила в Москву вместе со мной,когда я была ещё маленькой. На эту мысль наводило – запустение и «безжизненность» этого помещения.

Но, проверяя эту версию, я узнала, что Храм был разрушен в 1931 году, когда я ещё не родилась.

Остался – вторая версия…

В 1939-м году, когда наша семья жила в Казани, к нам из Горького приехала мамина мама – наша вторая бабушка- Надежда Павловна Варсобина. Узнав, что мы - дети (я и брат Борис) не крещённые,  она вместе с мамой окрестила нас в одной из Казанских церквей.
Какой именно – я не знаю. Церкви многие были закрыты. В стране – проповедовался атеизм. Крещение детей не приветствовалось и могло   спровоцировать осуждение и неприятности на работе родителей.
Поэтому мама с бабушкой Надей поехала с нами в пригород - в одну из дальних действующих  церквей, чтобы не встретить свидетелей.  Возможно, служба в это время не проходила и  время было не рабочее, поэтому таинство крещения  провели   в закрытом храме. Отсюда и сумрак и пустое помещение церкви.

Я бы никогда и не знала об этом факте, если бы в семье не раз вспоминали о маленьком происшествии во время нашего крещения. Вернее – по его окончании. После крещения мама одевала Борьку.
Надевает на него штанишки, а он заваливается на бок. Она его опять ставит на ножки, а он опять падает. Оказывается, она обе ножки Борьки мама  засунула - в одну штанину.
Из этого случая понятно, что стоять прочно на ножках он ещё не умел. Значит ему было около двух лет. Это соответствует 38-му году. А мне значит  шел – четвёртый год.

На этом варианте происхождения запомнившегося мне видение пустого помещения  не освящённого храма,  я и остановилась в своих поисках…

Но, в связи с тем, что я первоначально склонялась к тому, что это был ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ, у меня возникло желание ближе познакомиться с историей этого знаменитого ХРАМА.

В первоисточнике книги «ДОЛГАЯ ДОРОГА К БОГУ...» у меня приведены подробности истории этого храма с фотографиями – до его разрушения и – после восстановления. Первоисточник этой книги был создан в 2017 году.  Я писала эту книгу сугубо для себя, не собираясь её публиковать. Поэтому меня не волновали проблемы  отношений с модераторами.

Поскольку я всё-таки являюсь в основном  писателем – не  художественных произведений, а публицистом, мне часто приходиться в текстах прибегать к использованию текстов и иллюстраций чужих авторов. В первую очередь – для того, чтобы не исказить достоверности событий, о которых пишу, особенно – исторических.

Так как книгу эту писала для себя, я не всегда помечала источник использованных материалов.
И вот – теперь, когда я решилась опубликовать эту книгу на ПРЗА.РУ, используя «перепост» с компьютера на портал самиздата, у меня возникли определённые  трудности. Например, не могу найти – откуда я взяла текст с фотографиями  с историей ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ. Соответственно у меня нет
ссылки на источник.

Остаётся одно – заново найти для моей книги нужный текст в интернете с разрешением на бесплатное  использование.
Это дополнительная работа, требующая внимания и времени.
Ну что ж! Спешить- то  мне некуда…

Второе замечание по поводу частичного изменения первоначального содержания книги. Получается, что первоисточник подвергается при редактировании порой - большим изменениям. Пример – первая Глава  книги – «РОДОСЛОВНОЕ  ДРЕВО  СЕМЬИ» вместо небольшой Главы вылилась по объёму – в полнокровную самостоятельную книгу.

Решила, что и это не должно являться препятствием для публикации. Тема и основа содержания первоначального текста – не меняются. Просто вносятся – дополнения и некоторые уточнения, возникающие при редактировании первоисточника .
Всё-таки с момента  написания книги прошло 4 года. Могло что-то и измениться.
Но все указанные причины – мои трудности. Так что, буду сама с ними и исправляться.

Хотелось бы ещё объяснить дополнительно вот что. В книге, в частности в этой Главе мне хочется рассказать о храмах  и церквях, в которых я бывала, а с Храмом Христа Спасителя я не бывала никогда даже рядом. И, тем не мене, хочу оставить здесь большой  раздел о его истории.
Объясню - почему.
Во - первых не хочется выкидывать то, что было уже  включено в первоисточнике.
Во-вторых, опубликованное рано или поздно прочтут мои потомки. А знать историю одного из Главных Храмов России – полезно всем.
В – третьих, наконец, многие из моих читателей  не только в этом Храме, а и в Москве-то не бывали. А эта Часть публикации позволит им на фотографиях увидеть всю красоту этого Храма и не только внешнюю, но и – внутреннюю.
Считайте, что я вас приглашаю на  экскурсию в это великое произведение, созданное великими архитекторами и художниками.

ХРАМ  ХРИСТА  СПАСИТЕЛЯ В  МОСКВЕ

Мне удалось найти бесплатный сайт с текстом и иллюстрациями.
Сразу хочу привести здесь разрешение на использование этих материалов…

Источник - Храм Христа Спасителя — Википедия
ru.wikipedia.org›Храм Христа Спасителя

Сообщение от авторов сайта...

Условия использования:
Это легко доступное для понимания краткое изложение наших
«Условий использования».
Предупреждение: Это краткое изложение — не часть «Условий использования» и не имеет юридической силы. Это просто удобное справочное пособие для понимания сути этого соглашения. Смотрите на этот текст как на дружественный интерфейс к юридическому языку наших «Условий использования».

Частью нашей миссии является:
 - расширение возможностей и привлечение людей со всего мира к сбору и развитию образовательных материалов, а также либо публикация их на условиях свободной лицензии, либо передача их в общественное достояние;
 - распространение этих материалов эффективно и в глобальном масштабе, на безвозмездной основе.

Вы можете свободно:
 - Читать и распечатывать наши статьи, а также просматривать/прослушивать другие медиаданные без какой-либо оплаты.
 - Делиться и повторно использовать наши статьи и другие медиаданные на условиях свободных и открытых лицензий.
 - Пополнять и редактировать содержание наших разнообразных сайтов или проектов.

Примечание от меня:
Так как в ПРОЗА.РУ разрешается к каждой публикации только одна фотография, как и прежде – буду разбивать текст на части.
Т. е. каждая Часть будет начинаться со снимка и сопровождаться текстом, сопровождающем его.

В частности – вверху помещён первый снимок с этого сайта, на котором – СОБОР ХРИСТА  СППАСИТЕЛЯ
А вот – текст,  сопровождающий этот снимок:

У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Христа Спасителя (значения).
Кафедральный соборный храм Рождества Христова
Храм Христа Спасителя

Страна - Россия

Город - Москва

Адрес - улица Волхонка, 15

Ближайшая станция метро -  Кропоткинская

Конфессия - православие

Патриархат  - Московский

Епархия Московская, епархия города Москвы

Благочиние - Центральное

Тип помещения - храм

Придел(ы) - Николая Чудотворца
 - Александра Невского

Престольный праздник - 25 декабря (7 января) — Рождество Христово

Реликвии
 - частица Ризы Господней;
 - частица Ризы Богородицы;
 - мощи святителя Филарета (Дроздова)
 - частица мощей апостола Андрея Первозванного;
 - глава святителя Иоанна Златоуста;
 - частицы мощей: святителей Петра и Ионы, святых князей Александра
   Невского и   Михаила Тверского, преподобной Марии Египетской;
 - один из чудотворных списков Владимирской иконы Божией Матери;
 - чудотворный список Смоленской-Устюженской иконы Божией Матери

Настоятель - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Основатель - император Александр I

Автор проекта - Константин Тон

Архитектурный стиль - Русско-византийский

Основные даты

 - 1837—1860 — строительство по проекту Константина Тона
 - 1931 — разрушение
 - 1994—1999 — воссоздание по проекту  Алексея Денисова, Зураба Церетели,
   Михаила Посохина

Упразднён - 5 декабря 1931

Состояние  - Действующий
Статус - объект культурного наследия России

Сайт  - xxc.ru

 Wikimedia | © OpenStreetMap

 Медиафайлы на Викискладе

Объект культурного наследия России
объект № 7733936000 (БД Викигида)

Хра;м Христа; Спаси;теля, или Храм Рождества Христова, — кафедральный собор Русской православной церкви, расположенный в Москве на улице Волхонке. Существующее сооружение, построенное в 1990-х годах, является воссозданием одноимённого храма, разрушенного в 1931 году.

Решение о создании первого храма в честь победы в Отечественной войне 1812 года было принято императором Александром I. Сразу же, закладка храма во имя Христа Спасителя по проекту архитектора Александра Витберга состоялась 12 октября 1817 года на Воробьёвых горах. Однако в 1825 году работы были остановлены, а архитектор с другими членами комиссии по строительству были обвинены в финансовых растратах.

Автором нового проекта был назначен архитектор Константин Тон. 22 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка собора на Волхонке. Строительство началось фактически за 2 года до того и было завершено в 1860 году, после чего создавался интерьер и внутреннее убранство; 26 мая 1883 года первый храм был освящён.

Здание храма было разрушено 5 декабря 1931 года в результате сталинской реконструкции Москвы. Площадку планировалось отдать под строительство Дворца Советов, в итоге на этом месте был создан бассейн «Москва».

Здание храма воссоздано на цоколе с использованием других строительных материалов в 1994—1999 годах.
 
Храм имеет статус Патриаршего подворья и является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном, на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в войне и Заграничных походах 1797—1806 и 1813—1814 годов.



 


Рецензии