Шелковица Глава 3. Часть 7

Начало http://proza.ru/2021/08/11/1051
3.7. ФЛОТИЛИЯ В ШКОЛЬНОМ ДВОРЕ

Далёкий уже 1972 год. Конец мая. В школе звенит «Последний звонок». Детям дают напутствия, и начинаются самые продолжительные летние каникулы. «А почему бы не организовать на летний период школьный  оздоровительный лагерь?» —  зародилась мысль у молодого школьного воспитателя Александры Алексеевны Мироновой, и она воплотила её в жизнь.

В школе есть столовая, оборудованы условия для послеобеденного «тихого часа», дело за интересными мероприятиями, наполняющими лагерную жизнь. За работу Александра Алексеевна взялась с интересом. Придумывать мероприятия — её любимое дело.

Севастополь особый город, флотский, и название лагеря должно быть в тему: «Флотилия «Чайка». Энергичная, весёлая, добрая, наделённая большой творческой фантазией, Александра Алексеевна отлично подходит на роль адмирала флотилии. Начальником этого школьного летнего оздоровительного лагеря Миронова отработала тридцать шесть лет, постоянно совершенствуя его жизнь. Александру Алексеевну приглашали многие школы поделиться опытом, что она всегда делала охотно. О лагере «Флотилия «Чайка» регулярно писали городские газеты, показывало местное телевидение. Обобщая информацию, познакомимся с работой лагеря.

Актовый зал школы чудесным образом преображен в уютную кают-компанию. На стенах морская символика, детские рисунки. Дети в лагере отдыхают и одновременно изучают историю Севастополя, морские традиции. В игре воспитываются любовь к своему городу, светлое чувство — патриотизм.
День начинается с утренней гимнастики. Под красивую музыку дети получают заряд бодрости на предстоящий насыщенный событиями день. Затем —  линейка, подъём лагерного флага (белая чайка на голубом фоне). Днём — насыщенная программа: музеи, детский парк, детская библиотека имени А.П. Гайдара, музыкальные часы, спартакиады, празднование дней рождения. Вечером — подведение итогов дня, рапорты командиров экипажей, спуск флага. Детские голоса чеканят девиз лагеря: «Честь, отвага, доблесть, труд никогда не подведут!»

Флотилия поделена на экипажи с названиями кораблей Черноморского флота. У каждого экипажа своя отрядная песня, своя речёвка. Дети поддерживают контакты с экипажами судов, изучают их историю, совершают экскурсии. У ребят неподдельный интерес ко всему происходящему. На плечах — синие гюйсы, на головах — голубые пилотки. Предусмотрено самоуправление. Есть штаб и совет флотилии. Ежедневно экипажи отправляются в очередное «плавание». Каждый день игра, в которой участвуют и дети, и взрослые.

Такой пример. В лагере «тихий час». Вдруг зазвучал горн: «Побудка по тревоге». Быстро: подъём, построение. Тревожное сообщение: «Ребята! К нам с просьбой обратились пограничники. В город проник шпион. Задача — обнаружить его. Приметы: средний рост, на левой щеке шрам, на голове кепочка. Проверяем район в пределах двух кварталов от лагеря». 
А в это время «шпиона», Степана Николаевича, завхоза школы, усиленно гримируют. Дети начинают проверку со школьных классов. Нашли «шпиона» на скамейке в Детском парке. На лагерной линейке подвели итоги. За смекалку, бдительность, находчивость победивший экипаж  наградили большим, ароматным, вкусным пирогом. Остальные ребята тоже не остались без угощения.

Другой пример. Начальник флотилии даёт командирам экипажей задание, полученное от аптеки города. Вереница автобусов с табличками «Дети» сворачивает с шумного городского шоссе и мчит туда, где тишина, где бескрайняя пёстрая степь. В ней горькая полынь, жгучая крапива, подорожник, ароматная ромашка. Автобусы останавливаются, звучит наказ вожатых: «Место встречи изменить нельзя!» Это значит, что через определённое время все должны собраться здесь! Операция «зелёный десант» по сбору лекарственных трав началась. Лица ребят возбуждённые, радостные. Ребята чувствуют себя участниками важного дела. Вечером появляется «молния»: «Люди в белых халатах 168-й аптеки благодарят: собрано и сдано сто двадцать пять килограммов целебных трав. Все они будут переданы в лечебные учреждения».

Вечером ребята говорят начистоту, что за прошедший день было хорошо, что плохо, чей поступок понравился, чей нет.
У ребят старшей группы диспут. Тема: «Кем бы они стали?» Например Том Сойер и Гекльберри Финн. Том мог бы стать актёром. Нет! Скорее всего он стал бы писателем. Выходит, озорные становятся великими людьми? Стоп! Стоп! При всём озорстве у Тома доброе сердце, чувство товарищества. Он честный парень и во имя правды и справедливости рисковал жизнью. А его озорство всегда сдобрено юмором. А Гек? Стал бы знаменитым моряком? Путешественником? Археологом? Он любил искать клады! И такая интересная жизнь у ребят каждый день!

В чём же особенность лагеря «Флотилия»? В романтической, игровой атмосфере? Может, в традициях, связанных с жизнью приморского города? И в этом, конечно, тоже. А еще в игре, рождающей мечту, что может увести в дальние моря.
Продолжение http://proza.ru/2021/09/02/736


Рецензии