Про дедушку
Старый бабушкин дом в Сосновке был деревянный - из дубовых бревен, и казался мне очень большим по сравнению с нашей комнатой в Воскресенске, в которой мы жили вчетвером. Половицы в доме были из широких некрашеных дубовых досок. Ольгушка летом раз в неделю мыла их, отскребая грязь ножом. После этого ,высыхая в жаркий июльский день, они создавали аромат чистоты и свежести, каковой ныне не достичь современными моющими средствами и дезодорантами. У окна стоял высокий комод, на котором теснились разные безделушки, флакончики для духов (зачастую пустые, но красивые) и гипсовая оправа для часов, изображающая сидящую гречанку с грудями, казавшимися обнаженными, так плотно и прозрачно их облегала туника . Вместо часов в отверстии оправы была поставлена морская раковина, что казалось очень естественным : Греция-море, гречанка -раковина. Над комодом висело зеркало в деревянной фигурно вырезанной раме. Зеркало обвивали длинными стеблями засохшие кувшинки, которые приносились из походов на речку Челновая и обновлялись ежегодно.
Рядом с зеркалом висел большой портрет дедушки Коли с вихром , зачесанным налево . У меня тоже от природы чубчик склонялся налево, но я упрямо зачесывал его направо. Бабушка говорила, что я очень похож на дедушку. Глаза на портрете смотрели грустно и куда-то далеко. Сохранилась также фотография, на которой молодой дедушка со товарищи сидит на травке с гитарой, а его брат Владимир стоит в романтической позе с пышной шевелюрой и модными шнурочками с кисточками вместо галстука. Владимир был художником-самоучкой и всю свою жизнь посвятил этому ремеслу. Рисовал натюрморты и пейзажи, реставрировал иконы, готовил декорации для клубов. Талант унаследовал его сын, который со временем стал членом союза художников СССР.
При жизни дедушка слыл веселым человеком, вносившим в деревенскую жизнь шутливые моменты, о которых с удовольствием вспоминали не только члены семьи, но и соседи.
Шутка 1. Однажды дедушка ходил на охоту. Он слыл заядлым охотником и любил побродить по окрестностям с ружьем на плече. И вот бредя по широкому полю, как –то весной, в распутицу, он заметил вдалеке с трудом ползущую по черноземной грязи телегу с мужиком возницей. Дедушка стал кричать и махать отчаянно и призывно руками. Телега развернулась в его сторону и спустя какое-то время ,переваливаясь по кочкам, увязая в грязи, была притащена тощей лошаденкой к месту, где стоял дедушка. Тот не спеша снял с плеча мешок, служивший рюкзаком, достал вареное яйцо , подошел к телеге и разбил яйцо об обод, после чего поблагодарил мужика за помощь. Мужик сплюнул,развернул лошадь и покатил дальше своей дорогой. Мне как и вам , мой читатель, было непонятно почему мужик не огрел дедушку вожжами, а только и сказал «Ну вы и озорник , Николай Сергеевич!». Объяснялось все просто. Дедушка работал на спиртзаводе техноруком, и в его обязанности входил прием зерна от населения, и он был честен при взвешивании и оплате, за что и заслужил уважение окрестных крестьян. Они даже заранее узнавали, кто будет в какой день принимать зерно и стремились попасть в день , когда предполагалось, что будет дедушка.
Шутка 2. Зимний вечер. Мороз за минус 30. Метель. Дедушка поужинав и побренчав на мандолине (а он умел хорошо играть на гитаре и мандолине) , заскучал, оделся и куда-то пошел. А пошел он на другой конец улицы, где жила дальняя родственница Матрена, оставшаяся с детьми и без мужа , предполагаю, что в результате революционных потрясений. Дедушка стучит в окно, Матрена отворяет дверь.
-Это ты Николай? Чаво тебе?
-Да Ксеня (бабушка) просила передать, что ей срочно нужен чугунок, который ты у нее брала.
-Так давай я тебе его отдам!
-Нет, я не могу, мне еще надо по делам, а ей срочно нужно, что-то она там затеяла, очень просила, чтоб ты принесла.
И вот Матрена ,чертыхаясь , снаряжается в путь и идет по морозу сквозь метель с тяжелым чугунком. Приходит.
-Ой ,Ксеня, да зачем же тебе понадобился так срочно чугунок?
-Да ты что ,Матрена?
-Так Николай сказал.
Посидели, попили чайку и потом Матрена всем рассказывала, какой Николай шутник.
Шутка 3. У графа Бенкендорфа в Сосновке было имение с большим домом, с искусственным каскадом прудов с плавающими лебедями, с каштановой аллеей в парке, плодовым садом, отапливаемой оранжереей, в которой выращивали даже ананасы. Потом на базе усадьбы был создан совхоз, а перед этим большой дом был сожжен в революционном порыве масс. Я застал только двухэтажный небольшой «охотничий домик» , как его называли при графе, а ныне было размещено правление совхоза, заиленные и заросшие пруды с агрессивными гусями, да аллею с засыхающими каштанами.
Так вот, у графа служил дворецкий. Но сначала немного про самого графа. Когда произошла история с дворецким, граф жил в Сосновке уже в преклонном возрасте и был очень строг и даже жесток . Гуляя по дорожкам парка и замечая какой-либо предмет, каковой не должен был находиться по его разумению на дорожке, граф останавливался и начинал стучать тростью, которую я представлял в своем воображении с рукоятью из слоновой кости и с резным орнаментом. Стучал до тех пор , пока кто-нибудь решался , подходил и убирал раздраживший графа предмет и вместо благодарности получал по спине графской художественной тростью. Вернемся к дворецкому. Впрочем, еще немного требуемых для рассказа деталей.
Местность в Сосновке изрезана оврагами, тянущимися до самого Тамбова, в старину в оврагах укрывались разбойники, совершая набеги на торговые пути. Ими же воспользовались восставшие крестьяне – антоновцы в 20-е годы. Кроме того примечательно, что кроме оврагов существовали перепады высот. Например, идешь-идешь по равнинному полю, потом спуск вниз и снова равнина. Бабушкин дом находился как раз возле такого перепада высот, внизу. А перед домом был «бугор», так называли довольно крутой подъем на следующую вышестоящую часть местности. Этот склон жарким летом покрывала высохшая трава, по которой было весело съезжать вниз в сандалиях на кожаной подошве.
Поднявшись на «бугор» можно видеть и усадьбу, и спиртзавод, и часть центральной Сосновки. Только бабушкин дом, хоть он и был совсем рядом, скрывали высокие старые ветлы.
Дворецкий был стар как и граф и уже давно был у того в услужении. Как- то он случайно разбил дорогую графскую вазу. И был так напуган этим, что опасаясь графской немилости, повесился на одиноком дереве на «бугре». Может быть и не из-за этого, может быть он устал от одиночества и жизни, но легенда утверждает первое, а также то, что его неупокоенная душа время от времени появляется на «бугре» , пугая поселян.
Летние ночи в Сосновке очень темные. Как говорится, хоть глаз выколи. И вот дедушка взял большую тыкву, вырезал сердцевину, вставил вовнутрь свечи, поднялся когда стемнело на «бугор», зажег свечи и стал ходить, описывая круги на том месте, где по преданию повесился дворецкий. Время было хоть и темное, но не позднее. Многие сидели на крылечках и видели это жуткое зрелище, с испугом наблюдая за страданиями духа дворецкого. Пугало не само увиденное, а последствия его, так как ничего хорошего это не предвещало, а скорее наоборот.
Я не знаю, узнали ли потом односельчане правду об этой шутке, думаю, что да, секрет был раскрыт, и снова все говорили какой Николай шутник. Впрочем, и позже некоторые наблюдали таинственные свечения у дерева повешенного, но дедушка к этому уже не имел отношения.
Дедушка и становление Советской власти.
Я был идейным октябренком и пионером. Радовался тому, что родился в Советском Союзе, жалел негров и гордился пионерами- героями. Часто просил бабушку рассказать о тяжелой жизни при царе. Но бабушка к моему неудовольствию с умилением вспоминала эту жизнь, и ее рассказы вносили раскол в мои убеждения. А ее воспоминания о победе Советской власти на Тамбовщине и вовсе разрушали образы героев гражданской войны.
В мутное послереволюционное время в Сосновке мужское население мобилизовали дать отпор тем, кто нападет. У дедушки было ружье, и он был выставлен вместе с другими защитниками в заслон у железнодорожной станции. Бабушка его долго собирала, снабдив провизией и теплыми вещами. Однако спустя небольшое время дедушка прибежал со станции и спрятал ружье. Я спросил у бабушки, что же произошло.
-Да приехала бронелетучка (так она называла бронепоезд), и все без выстрела разбежались.
Потом притеснители заняли большую половину бабушкиного дома под штаб и, самое обидное, реквизировали у дедушки гитару. На мой вопрос - кто же приехал на бронелетучке и кто забрал гитару, бабушка ответила:
-Котовцы, кто же еще!
Дедушка умер в 1931 году в возрасте 47 лет с диагнозом сердечная болезнь. По рассказам бабушки причиной этой болезни послужила забота дедушки о жителях Сосновки. Когда тамбовские мужики, озлобленные продразверсткой, восстали под предводительством Антонова, сбились в отряды и начали совершать набеги на очаги Советской власти, расправляясь с коммунистами и руководством на местах, то на их усмирение были направлены Тухачевский и Котовский, которые потопили в крови это восстание.
Дедушка оказался между молотом и наковальней. Сначала до Сосновки по бесчисленным оврагам прискакали антоновцы, привлекая в свои ряды местных крестьян, у которых большевики выгребали все , обрекая на голод их семьи. Дедушка ,опасаясь что антоновцы перепьются спирта и в силу своей русской натуры начнут , как выразилась бабушка , «безобразничать» на селе, открыл сливные вентили, и весь спирт ушел в речушку, служившую для приема сточных вод спиртзавода. Называли речушку, более по виду похожую на ручей , «желтой речкой». За это антоновцы повели дедушку к стенке на расстрел, но за него вступились местные мужики, которые были в банде , так как уважали дедушку, как я уже говорил , за его честность.
Спустя какое-то время антоновцы были выбиты из Сосновки, и пришли красные. Это тоже были русские люди и им хотелось выпить «с устатку». Дедушку снова повели к стенке за то, что он слил спирт.
Дедушку спас случай. Мимо проходил большой командир и он согласился с тем, что спирт был слит, чтобы не достался врагу. Дедушку отпустили, но сердце оказалось надорвано.
Дедушка и полтергейст.
Бабушка очень любила дедушку, и говорили, что именно поэтому она более не вышла замуж. По улице говорили также, что дедушка часто навещал бабушку после своей смерти. Кто-то даже видел светящийся силуэт в ночное время. Бабушка всегда летом оставляла на ночь форточку открытой. Через эту форточку и прилетал дедушка. Так говорила в сердцах и тетка Ольга, когда бабушка не давала ей денег на папиросы сверх норматива, установленного бабушкой.
Когда я, по-пионерски прямо, спрашивал об этом бабушку, то она говорила: "Хватит болтать" и уклонялась от ответа, что только укрепляло мои подозрения на этот счет.
Свидетельство о публикации №221090200747