Глава 3 Храмы России Часть 3 Проект Витберга
ЧАСТЬ 3 ПРОЕКТ ВИТБЕРГА
ХРАМ НА ВОРОБЬЁВЫХ ГОРАХ
Проект Карла Витберга, 1817 год
Возводимый храм, по мысли Александра, должен был отличаться величием и грандиозностью духовной идеи. Вскоре провели открытый международный конкурс с участием 38 архитекторов. Среди них были такие известные зодчие, как Андрей Воронихин, Джакомо Кваренги, Василий Стасов и другие.
В 1813 году архитектор Воронихин представил не менее семи вариантов проекта храма, ни один из которых не был принят. Специалисты выделяют несколько основных типов, преобладавших в представленных проектах.
Первый вариант — это круглый храм с одним куполом классического типа.
Второй — храм, напоминающий древнерусский пятиглавый крестообразный в плане собор.
В 1814 году проектное задание уточнили: собор планировалось построить в течение следующих 10-12 лет.
В этом первом конкурсе победил проект 28-летнего художника и масона Карла Витберга.
В плане этот храм обладал высотой 240 метров и был втрое больше современного. Он включал в себя Пантеон погибших, колоннаду из 600 колонн, выполненных из трофейных пушек, а также памятники правителям и видным полководцам.
Ради утверждения проекта Витберг перешёл в православие.
В качестве местоположения для храма были выбраны Воробьёвы горы, которые император Александр I часто называл «короной Москвы». Раньше на этом месте находилась одна из загородных царских резиденций — Воробьёвский дворец.
Выбор местоположения был также обусловлен исторически: путь к храму располагался между Смоленской и Калужской дорогами к Москве, по одной из которых войска Наполеона вошли в город, по другой — его покинули.
Для Витберга, не бывшего профессиональным архитектором, строительство имело в первую очередь символическое значение — он замыслил возвести новый Соломонов храм, или, как он нередко называл его в своих записках, Храм Премудрости.
В основе этого проекта лежали масонские идеи, а его автор стремился найти «вселенский первопринцип, лежащий в основе Бога, природы и мышления», и воплотить его в архитектуре.
Воспоминания Карла Витберга:
"Я вообразил себе Творца точкою. Назвав её единицею, Богом, поставил циркуль и очертил круг, коего центр эта точка; эту периферию назвал множественностью -творением. Итак, я имел единицу и множественность, Творца и творение.
Как эта точка может соединяться с перифериею, наблюдая за черчением я видел, что расходящиеся ножки циркуля делают прямую линию, коих бесконечное множество составляют круг и которые все, пересекаясь в центре, составляют кресты; а следственно крестом соединяется с Творцом природа. Таким образом, я получил три формы: линию, крест и круг, составляющие одну таинственную фигуру, совершенно успокоившую меня; и с этой минуты я постиг сию тайну."
Храм во имя Христа Спасителя по проекту Витберга должен был выражать связь человека с Богом и состоять из трёх ярусов.
Витберг считал, что этот храм должен обладать прямоугольной формой в виде гроба, быть высечен в скале и содержать катакомбы. Сооружение служило бы местом поминовения убитых воинов в войне 1812 года.
Нижняя часть называлась «Храмом тела» и олицетворяла хтонический, потусторонний мир или могилу. В алтаре нижнего яруса предполагалось установить изображение Рождества и барельеф в память о смерти Христа и апостолов.
«Храм тела» соединялся со вторым ярусом — душевным или моральным, расположенным на земле. Его крестообразная форма символизировала одухотворённость и жизнь.
Средний храм планировалось освятить во имя Преображения Господня — соответствующую сцену собирались поместить в алтаре, а по стенам расположить барельефы.
Согласно плану, третий ярус представлял собой божественный храм и был посвящён духовной ипостаси человека.
Храм состоял из «чистого круга, следствия креста», в его алтаре изображалось Воскресение.
Верхняя часть должна была стать источником света для других помещений, а плафон купола — ярко освещён окнами.
Свидетельство о публикации №221090200075