Школьные дневники

                В наши дни, когда в мире царствует интернет, электронная почта, вотсап и постоянная взаимосвязь учителей с родителями, сакральность прежних  старых дневников сильно подорвана.

                Пара моих тетрадок от первого класса достались из маминого небольшого архива, после ее ухода в мир иной. Но ни один дневник, к сожалению, не сохранился.

                Кому , в конце каждого года, был интересен тот старый потрепанный ветеран, испещрённый синими, красными и фиолетовыми чернилами? Тем более, что в новом учебном году, уже ждал новенький, чистенький и совершенно безгрешный экземпляр, по четырнадцать копеек, свободный  от всяческих забот.

                А кроме того, в нашей Тираспольской двухкомнатной квартирке так не хватало места для все новых и новых книг, до собирательства которых мой отец был чрезвычайно охоч. Места, чтобы накапливать дневники , в нашей квартире не было

                С учебой у меня все было отлично. К концу недели, дневник, казалось, здорово тяжелел от большого количества пятерок.

                Рекорды по дню составляли порой до 6-7 высших оценок . Это когда собирались отметки не только по результатам дня, но и от разнообразных контрольных и сочинений. Четверки у нас дома оценками не считались и были позорны.

                - Вифил голдыны фыныверлах ( Сколько золотых пятёрок, идиш),- спрашивала каждый день Роза. Несмотря  на плохую погоду, бабушкина сестра выходила во двор нашей пятиэтажки, как раз, ко времени моего возвращения.

                Получив информацию из первых рук, она кричала на весь двор.

                - Ривки, Ривки! Драй голдыны фыныверлах ( Три золотых Пятерки) !

                Бабушка тут же срывалась из кухни, перебегала площадку и врывалась к маме

                Через  минуту, когда в квартиру входил я, Мама приподнималась с постели и , слабо улыбаясь, поздравляла с успехом и просила побольше подробностей. Сколько и кто ещё получили Пятерки, на какие вопросы мне пришлось отвечать.

                - Клара! Фармах дин пыск ( Клара, закрой рот, идиш)! Ребёнку надо покушать, скоро ему бежать на спорт

                - Ладно, Милик, иди поешь, а то баба просверлит нам дырку в головах,- отпускала мама,- Не забудь, сегодня в четыре тренировка по баскетболу. И ещё. Роза обещала твою футболку покрасить в чёрный цвет. А вечером, тебе надо выучить ещё топик по английскому. Так что поторапливайся. Кстати, у Егорова с дневником и единицей обошлось?

                - Да. Вроде вчера его отец не бил.

                Егоров, который учился с нами в пятом классе, был маминым постоянным клиентом.

                Его отец был военным. За плохие оценки в дневнике, лупил сына нещадно. Вовка приходил в школу в тёмных очках, закрытых рубашках, всячески скрывая множество синяков и кровоподтёков .

                Как-то,  я сообщил ему, что в первых классах школы , мама выручала меня , срезая лезвием лишние загогулины в буквах.

                - Значит , твоя мама сможет меня спасать? ,- взгляд Егорова был затравлен и жалок

                -  Вместо двойки, поставьте мне лучше единицу,- серьезно заявил одноклассник учителю рисования

                - Тогда я поставлю тебе большущий кол,- грозно заявил преподаватель

                - Ваша воля,- согласился Егоров

                В этот же день, мама легко переделала кол на четверку. Надо было, всего лишь, правильно подобрать чернила.

                Над вчерашней двойкой по географии, за которую Егорова ещё не побили, пришлось попотеть дольше, применив хлорку.

                На следующий день, на радостях, Егоров сводил меня в небольшой одноэтажный продовольственных магазин , находившийся напротив завода Ткаченко, рядом с заправочной сифонов.

                - Выбирай, что хочешь! ,- важно заявил Володя в отделе самообслуживания,- денег у меня полно

                Я выбрал стограммовый кулёчек конфет с лимонной начинкой. Стоили они восемнадцать копеек. Егоров положил их в карман курточки, добавив себе и кулёчек с « Мишкой на севере». После этого, он смело прошёл мимо кассы, не заплатив ни копейки, и оказался на улице

                Покраснев как помидор, я выскочил вслед за ним.

                - Угощайся,- предложил Егоров,- закончатся, ещё сходим…

                Он появлялся у нас, с тех пор, с завидным постоянством. Но в магазин я с ним больше не ходил.

                Помогая Егорову, мама избавила его от добрых полсотни страшных побоев. К концу каждой четверти , в школу приходила его мама. Была она очень красивой и от неё всегда волшебно пахло заграничными духами. Решив вопросы с выставлением сыну спасительных троек, она гордо удалялась.

                Через год, отца Егорова направили на службу в Германию, и они уехали.

                Накануне нынешнего первого сентября 2021, попросил Валерку Мельникова - моего дорогого одноклассника, сходить на торжественную линейку в родной одиннадцатой школе.

                - Миля, никто не хотел верить, что я закончил школу сорок девять лет назад! Лови видео и фото того, что я наснимал.

                Да, спасибо Валерке, что приехал в Тирасполь ухаживать за мамой и нашёл время сходить  в школу, заглянуть в наш класс, вспомнить былое.

                Школа выглядит точно также. Что для каменного строения полвека? Только лица . Лица другие. Ни одного нашего преподавателя или одноклассника. А когда собирались на десятилетие окончания, были почти все.

                Дневники, дневники. Представилась бы такая возможность теперь , конечно, я бы сохранил. Сберёг бы все, без исключения.

                Смотрел бы, перелистывая странички, на  комментарии от Эти Ароновны Фридман - нашей классной  руководительницы,  Математички Зои Владимировны Кудачкиной, Клавдии Лазаревны - англичанки, биологички Веры Дмитриевны, ее мужа - физика, Николая Николаевича Слюнкова, и многие-многие  другие комментарии о контрольных, сочинениях, новогодних утренниках , пионерских сборах и комсомольских собраниях, « Зарнице», фестивалях, соревнованиях и прочей прекрасной школьной суете, из которой сложилась такая удивительная и неповторимая  Жизнь…

               

   


               
         

               

               


Рецензии
Читал, отзывалось своими воспоминаниями.
Это у меня как знак качества.
Дневники свои я не хранил,
но память о школе
осталась.

Василий Овчинников   16.01.2023 06:18     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Василий!

Эмануил Бланк   17.01.2023 08:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.