Отечество

11 февраля 1969 года моя юная мама выходила замуж за курсанта Энгельсского военного училища. Они были знакомы с детства и, видимо, не находили причин начинать взрослую жизнь друг без друга. Только после получения дипломов, уже в августе, играли свадьбу как полагается: с фатой, платьем, костюмом, гостями и фотографиями на память.

Дипломированные специалисты отправились в таежный край. Так в далеком сибирском военном городке под Томском семья удвоилась. В 70-ом году появилась маленькая Маргарита Владимировна, а в 75-ом - я. Ирина и Рита - это чтобы не картавили. Так хотел папа. Кстати, хотел-то он сыновей. Но...
"Две девочки, две дочки, два сияния,
Два трепетных, два призрачных крыла
В награду, а скорее - в оправдание
Судьба мне, непутевому, дала..."
(Автор Евгений Клячкин, папе нравилась эта песня)

Потом был Калинин. Общежитие на берегу Волги. И новый папин диплом об окончании Военной Академии имени Маршала Жукова. 1980 год.

И вот мы уже в Ленинградском военном округе. Противовоздушная оборона в папиных руках! И мама тоже надевает форму. Она медик, и теперь уже в погонах. Новая жизнь, эх!
А родители куда-то все время уходят. Сутки через двое, сутки через трое... Дежурства. Есть еще полигон. Далеко. В Казахстане. Как правило, летом, как правило, на месяц. Папа привезет ежика. Тот сбежит. Взрослеем.
Лет в семь спрашивала, допытывалась, "расскажи, мам, военную тайну". И каков ответ?
- Если будет война, мы с папой уйдем.

Занавес.

И все же! Романтично донельзя! Музыка из всех наших окон! Чудесная молодость наших родителей. Яркое наше детство под Ленинградом. Счастье. Рядом город, который манит. "Ленинград - это в камне застывшая музыка, музыка, му-зы-ка..." И вот я уже со срипкой на электричке еду в райцентр. Мне восемь, девять, десять, одиннадцать... Райцентр на полпути в этот памятник архитектуры, в культурную столицу.
Папа иногда сокрушается, что мы оторваны от корней. Все остались там, на Волге.

А у нас ветер перемен! Уф! Сестра заканчивает школу и ей предстоит начать самостоятельную жизнь.
В день семнадцатилетия сестры, 21 августа 1987 года, мы едем за Полярный круг. Папу перевели на Север!
От Мурманска вдоль Кольского полуострова почти до самого мыса Святой Нос на теплоходе по Баренцеву морю... Штормит. Гремиха. Город подводников. Но папа "зеленый" и будет следить за воздушными рубежами нашей Родины.
...За три года проведенных в этом месте, мне кажется, я перестала расти. Кто знает, что детей там не держат летом, да и если есть возможность, отправляют на "большую землю" к родным на подольше? Это так. А здесь остаются подводные лодки, сильнейшие ветра, голые сопки, полярные ночи, северное сияние, отливы, шторма, бакланы и несколько холмогорских коров. Они нужны для оставшихся детишек. Витаминов нет. А еще здесь нет живых овощей и фруктов.
А еще... здесь остаются родители. Да! Папа уже полковник.

Переезжаю обратно к сестре. Со скрипкой и с другом (у меня есть собака)!
10, 11 класс под Ленинградом.
Сестра, малая моя семья, спасибо за наше гнездо. И в нем тоже постоянно звучит музыка! Яблочко от яблоньки.

Родители вернулись с Севера порознь. Сначала мама, чуть позже папа. Ему предстояло отслужить еще год в Зеленогорске. Встречаемся с ним иногда. Но родители воссоединяются и вместе вступают в зрелость.
Девяностые. Другие песни, другие цены, другая  реальность.
Мы с сестрой передаем им гнездо, собаку и кошку (обжились) и разъезжаемся по общежитиям. Я поступила в институт.
Теперь мы совсем большие.

...19 декабря 2020 года папа ушел. Он дождался мальчиков. Это внуки. И их немало. У Риты - Александр и Артем, 25 и 19 лет, у меня - Евгений и Марк, 20 и 8 лет. Все они нянчены дедом. Добрым и мудрым дедом.

Папа переделал миллион дел! Не суетясь. Шутя. Уверенно и четко. Смело, даже лихо. Изобретательно и аккуратно. Со вкусом. Под музыку. А иногда и с песней. Он все успел.

Я знаю, где наши корни. Они остались там, где от них оторвался папа. Я знаю, где лежит папин прах. Здесь. В Петербурге. А еще я знаю, что мое отечество в моей душе. И граница его - не черта на карте. Это не о географии. Это о чувствах.

22.02.2021

 


Рецензии
"Я знаю, где наши корни. Они остались там, где от них оторвался папа. Я знаю, где лежит папин прах. Здесь. В Петербурге. А еще я знаю, что мое отечество в моей душе. И граница его - не черта на карте. Это не о географии. Это о чувствах."
Это очень тронуло. Очень мудрый вывод.
С теплом.

Андрей Корбо   27.12.2021 16:21     Заявить о нарушении
Это чувство с детства. Как ощущать себя человеком мира. Просто жителем Земли. У которого и внутри есть Вселенная.

Ирина Скабуцки   27.12.2021 16:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.