Как мне удалось вырваться

«Есть многое на свете друг Горацио,
Что и не снилось нашим мудрецам»
Вильям Шекспир.

«Дорогу осилит идущий»

Делаю ли я утреннюю зарядку? Да, делаю. Вот уже 11,5 лет как делаю. До этого не делал, хоть и понимал, что делать надо, а теперь делаю.
Моя зарядка, заимствованная из «Вестника ЗОЖ» (№9 за 2002-ой год) и дополненная моими упражнениями, направлена в основном на поддержание в гибком состоянии позвоночника и суставов рук и ног.
Почему позвоночника? Потому что это несущий элемент скелета и от его здоровья или нездоровья, зависит наше ВСЁ: и наше общее здоровье, и наше благополучие, и качество нашей жизни! Позвоночник у здорового человека должен быть однозначно гибким. Голова должна свободно, легко и без скрипов поворачиваться во все предусмотренные природой стороны. Руки и ноги должны легко сгибаться и проворачиваться в суставах; разумеется, в заданных природой границах. Ну и наконец, спина, основа осанки, должна быть прямой, а глубокие наклоны должны выполняться легко.
Эти нехитрые истины осознал я довольно поздно, но после того, как они до меня дошли, вот уже 11,5 лет, ежеутренне, минут по 35..40 нагружаю позвоночник и суставы упражнениями, достаточными (как мне казалось) для поддержания и их, и себя в относительно здоровой форме. В моих упражнениях сотни поворотов головы, сотни сгибаний в суставах рук и ног и разные изгибы и прогибы позвоночника.

Почему я говорю об «относительно здоровой форме»? Потому что более 40 лет назад по электрокардиограмме, во вверенном мне природой организме, выявили: ИБС, стенокардию, кардиосклероз, полную блокаду правой ножки пучка Гиса и тахикардию. Диагноз этот меня оглушил, всю жизнь о себе напоминал и портил мне настроение. Признали из-за него «годным к нестроевой службе». В командировке после медосмотра не пускали на объект; еле уговорил. А в марте 2009-го терапевт не пустила в Кисловодский санаторий потому, что «город высоко над уровнем моря, и Вашему сердцу не будет хватать кислорода».

Ну, а теперь о главном! Почему я вообще затеял эту тему? Так потому, что в «относительно здоровой форме» жил я до нынешней весны. Принимал ежеутренне бета блокатор от тахикардии и делал свою утреннюю зарядку. Но в мае вдруг с удивлением обнаружил у себя высокие значения давления крови! И это при том, что у меня всегда была гипотония( = низкое давление). И она меня устраивала! Думал, что так будет всегда, а давление вдруг(!) подскочило, и… числа попёрли большие: 150…, 160…, 170…, 180…, 190! И непонятно почему!
То есть понятно, конечно, что верхнее давление 150..190 - следствие чего-то. Но…, вот чего? Что-то случилось со мной? Что-то со мной стряслось?! Во мне, в моём организме что-то изменилось? Или… условия, в которых я живу, изменились? Достоверно лишь то, что мой организм работает теперь по-другому, и из-за этого давление повысилось. Внутренняя ли причина повлияла, внешняя ли, и что за причина - надо выяснять. Знал бы причину – боролся бы с ней осознано и эффективно, потому что правильнее бороться с причиной, а не со следствием.
Ведь как выглядит борьба со следствием. Сегодня ты понизил давление, а завтра оно опять почему-то(!) повысилось. Понизил завтра, а оно повысилось послезавтра. Более того, понизил давление утром, но к вечеру оно опять поползло вверх…. И приходится поэтому понижать его дважды в сутки! Ежедневно…, годами…, всю жизнь!
А вот если бы знать причину высокого давления и устранить её, то борьба бы с ним на этом и закончилась бы.
Если бы…, да кабы!

Но причину высокого давления, т.е. противника, я не знал! Своё лицо этот гадкий, тайный, непонятный, непредсказуемый и коварный враг не показывал. И самое отвратительное, что действовал он быстро и решительно, понуждая меня к действию! Неожиданно повышал давление, ставил перед фактом и… глумился:
- Твой организм? Ты в нём живёшь? Вот и понижай давление…, если, конечно, хочешь, можешь и знаешь как! А не хочешь…, не борись и не понижай! Ха… Ха… Ха…!
Ну как это «не понижай»? Как «не понижай»?! Я же должен защитить своё сердце и сосуды! Мне же их жаль! Безумно жаль! Они же мои; кровные! А вынуждены работать как неродные; с перегрузками! А из-за перегрузок они быстрее изнашиваются, укорачивая мою жизнь! И всё из-за того, что я не знаю, как их (и себя!) надёжно защитить и спасти!
Ну и ещё. Если давление не снижать, со мной может случиться всё что угодно. Авария может случиться, и даже… катастрофа!

И вот… измеряю давление. Волнуюсь! Чувствую себя вроде бы нормально, но… это ощущение обманчиво, из-за того, что давление не ощущается! Я его не чувствую, а оно повышенное; т.е. ненормальное!
Результат измерения предвидеть не могу, а вот реакция моя предсказуема.
Если давление будет не очень высоким - обрадуюсь и успокоюсь. А если…, высоким, то придётся его понижать!
Когда-то понижать давление не умели, а в наши дни - умеют. Покупают (если есть деньги) нужные лекарства и принимают их по прописанной врачом схеме. Причиной повышения давления не заморачиваются. Реагируют только на повышение, т.е. на следствие: повышенное давление понижают. Такой метод лечения называют в медицине симптоматическим.

Первым лекарством, с помощью которого я пытался понизить давление, был лизиноприл. Принял таблетку 5 мг, но она не подействовала. Измерил давление через несколько часов, а оно практически не изменилось.
Кроме лизиноприла в домашней аптечке был ещё нифедипин (10 мг). И пришлось прибегнуть к его помощи. Нифедипин подействовал; и быстро и сильно. Понизил давление со 180-ти до 100. Нифедипин вообще-то не рекомендуется из-за его вредных последствий, и пришлось мне, поэтому просить терапевта из поликлиники заменить его чем-то другим. Рекомендовали моксарел; но это тоже сильное средство.
Обратился за помощью (в части замены нифедипина) к другому доктору и услышал вопрос: «А вы чувствуете высокое давление?» «Нет,- говорю,- не чувствую». «Вот и хорошо! Не обращайте на него внимания. А вообще то, есть проверенное средство - капотен. Положите таблетку 25 мг под язык и рассасывайте! Это скорая помощь!»
Не «обращать внимания», не следить за давлением в собственном организме(!) было выше моих сил, и измерял я его поэтому часто. И получал большие числа, которые действовали на меня как красная тряпка на быка и понуждали защищаться! И настал момент, когда, увидев очередные результаты измерения давления, принял я капотен.
Принял, а он… не подействовал! И пришлось после таблетки капотена принять снова нифедипин, который не подвёл - сработал безотказно.
После осечки с капотеном полез я в Интернет искать причину. Что же это за организм у меня такой? На него даже капотен не действует. И от того что он почему-то не действует, стало мне не по себе; грустняво стало даже!
Ну и вот. Роюсь я в Интернете, читаю всякое, и вдруг… вижу странное словосочетание: «Клуб бывших гипертоников». Споткнулся на слове «бывших». Что за бред?
Ну, «клуб гипертоников» т.е. друзей по несчастью - это понятно. Но…  почему «бывших»? Разве гипертоники бывают бывшими?! У меня давно отложилось в подкорке (читал и слышал об этом), что гипертония – неизлечима; до гроба она! Почему? Потому, что неясна, неизвестна её причина. А раз она неизвестна, то и как лечить неизвестно. Поэтому и лечат симптоматически. Понижают высокое давление, вызванное неизвестной причиной; т.е. непонятно чем! Это то, что я знал.
Да…, но ведь написано «бывшие гипертоники»! А что такое «бывшие»? Это, очевидно, те, кто навсегда(!) вернулся к нормальному давлению 120/80 и избавился благодаря этому от ежедневного приёма таблеток!
Но если это, правда, если «бывшие гипертоники» существуют, то значит, найдена причина высокого давления и предложен способ избавления от неё?! Избавления навсегда?!
И как мне отнестись к этой революционной, сногсшибательной новости? Она ведь всех касается. И гипертоников, и тех, кто может стать гипертоником! У всех появляется шанс на победу в борьбе с давлением!
А для меня это просто подарок! Я ведь «молодой» гипертоник, воюю с высоким давлением недавно. Уже почти смирился с ним и не надеялся его победить. Искал подходящие таблетки от давления и собирался к ним привыкать! Полагал, что таблетки – это навсегда.
Так верить или не верить тому, что сегодня высокое давление уже можно победить? Это такой вопрос я себе задал. И подумав, себе же на него и ответил: «Нужно проверить! Ознакомиться с имеющейся информацией на эту тему и проверить! Ведь это же шанс, и упускать его было бы глупо, ибо других вариантов просто нет!»
А на что я могу рассчитывать, принимая такое решение? Только на свою голову. У меня же на плечах есть голова? Есть! Значит надежда только на неё! Ну так, поехали…!

И для начала, решил я познакомиться с «клубом бывших гипертоников». Зарегистрировался в нём: http://doctor-shishonin.ru/besplatno/ , вступил в него и выяснил, что основал клуб - Александр Юрьевич Шишонин - доктор, руководитель московской клиники «Здоровье 21-го века», кандидат медицинских наук.
Моё вступление в клуб не осталось незамеченным, ибо сразу после него Александр Юрьевич одобрил моё «правильное решение», поздравил меня с ним и пообещал помощь: https://www.youtube.com/watch?time_=&v=VWZJQnGt0B0 , которая сразу же и последовала: http://doctorshishonin.ru/download.html в виде книги «Комплекс базовых упражнений от гипертонии.pdf». Прислали мне её на почту, но предложили, перед изучением, прослушать лекцию Шишонина о её причинах: https://www.youtube.com/watch?time&v=Nxexi1jgc3c.
Поскольку в истории с гипертонией главным для меня было именно выяснение её причин, то начал с лекции.
До лекции знал, что давление крови в сосудах зависит от силы сердечных сокращений. Если сила эта увеличится (уменьшится), то и давление увеличится (уменьшится).

А вот что я узнал из лекции Шишонина.
1. Сердце и лёгкие подчиняются мозгу. При поступлении сигналов от мозга сердце меняет силу и частоту сокращений, а лёгкие - глубину и частоту дыхания.
2. Есть две позвоночные артерии, питающие кровью заднюю часть мозга. Каждая артерия проходит к мозгу через отверстия в отростках 6-ти верхних позвонков и отверстие в черепе (у позвонка 2 отростка, каждый с отверстием). Через те же отверстия в отростках и черепе проходят вены; по ним кровь оттекает от мозга к сердцу.
3. С кровью в мозг поступает кислород. Мозг чувствителен к кислороду и при его нехватке старается им себя обеспечить, увеличивая для этого:  глубину и частоту дыхания; частоту сердечных сокращений и их силу, т.е. давление крови.
4. Отсюда - идея борьбы с гипертонией. Если устранить причины кислородного голодания мозга, то давление крови не повысится и гипертонии не будет!
5. В пространстве между позвонками артерии и вены защищены от неблагоприятных воздействий мышцами, представляющими собой как бы муфточки для этих сосудов. Эти мышцы крепятся к позвонкам и они очень сильны.
6. Причина гипертонии в том, что позвонки нестабильны и могут смещаться со своих позиций из-за: остеохондроза( = дистрофических нарушений в суставных хрящах), травм и хронического стресса.
Стресс, например, способен вызвать мышечный спазм, а спазм может сдвинуть позвонки. Из-за их смещения нарушится нормальный кровоток, ухудшится снабжение мозга кислородом и, как следствие, (см. п.3) повысится давление крови.
7. Если восстановить правильное положение позвонков, то восстановится кровоток и нормальное снабжение мозга кислородом. В результате, давление крови не повысится; останется нормальным.
Остаётся добавить, что доктор Шишонин предложил способ восстановления правильного положения позвонков с помощью разработанных им для шейного отдела позвоночника упражнений. Выполняя упражнения, гипертоники постепенно формируют в своей шее мышечный корсет, который, сформировавшись, сможет удержать позвонки в правильном положении. И тогда… восстановится нормальный кровоток и нормальное снабжение мозга кислородом. Давление крови тоже нормализуется, и действующие гипертоники превратятся в бывших!

Осознав, что проблема повышенного давления снимается выполнением специально разработанных для шеи физических упражнений, стал я с ними знакомиться.
В книге «Комплекс базовых упражнений от гипертонии.pdf» - 8 упражнений, а в видеокурсе «Секреты лечения гипертонии от доктора Шишонина», который я потом купил, их 9.
Комплекс упражнений (все они для шеи) включает в себя 3 упражнения Разминки и 5 (а в видеокурсе 6) основных упражнений.
Назначение Разминки понятно из названия, а на основных упражнениях - остановлюсь. Их особенность в том, что в каждом есть статичная поза, которую нужно принять и зафиксировать на 5..15 сек. В статичной позе нужно ещё и прочувствовать какую-нибудь группу мышц!
Александр Юрьевич в предисловии говорит, что при разработке упражнений использован опыт гимнастики индийских йогов и опыт китайской гимнастики ушу.
Должен сказать, что с юности испытывал благоговение перед йогами, а эффективность статичных поз проверил на себе. В частности, упражнение сарпасана( = поза змеи) сформировало некогда мою осанку. После 2..3-х недельного выполнения этой асаны моя спина распрямилась навсегда, а до этого был я сутулым!
Опыт сарпасаны не прошёл даром, и потому меня не надо было убеждать в том, что статичные позы способны восстановить правильное положение шейных позвонков, со всеми вытекающими отсюда положительными для гипертоников последствиями.
В общем, после знакомства с упражнениями я сразу уверовал в их эффективность и твёрдо решил, что буду их делать. И, кроме того, тогда же решил купить и купил видеокурс «Секреты лечения гипертонии от доктора Шишонина». Зачем? Чтобы смотреть упражнения в движении, анфас и в профиль со всеми важными для практики нюансами, которые тут же на видео разъясняет доктор Шишонин. «Заниматься, так заниматься,- решил я,- по-настоящему!»
Видеокурс выгодно отличается от книги, в которой естественно никакого движения нет. Там только описания упражнений и статичные фото; т.е. количество полезной информации ограничено. Без видеокурса дойти до всего своим умом было бы сложнее, и времени на превращение в бывшего гипертоника ушло бы у меня больше.
16-го июля 2018-го купил я электронную версию курса, а 17-го июля стартовал; начал упражнения осваивать. Смотрел их на мониторе в исполнении помощницы Шишонина Маши, слушал пояснения доктора и старался увиденное воспроизвести. Завёл дневник, в котором записывал давление, время его измерения и принимаемые лекарства. Завёл ещё и файл, в который записывал всё, что отложилось в голове при просмотре видео и выполнении упражнений. Со временем из файла получилась краткая двухстраничная инструкция, которую распечатал и в которую при необходимости заглядывал.
Делал упражнения с давлением, поскольку побороть его таблетками было сложно из-за ограниченного арсенала средств( = нифедипин и моксарел) Давление не ощущал, но знал, что высокое и это знание капало на мозги. Моё настроение менялось вместе с давлением. Давление высокое, и я – «не в своей тарелке», давление уменьшилось и… душа отдыхает; забываю о нём до следующего его повышения. И так каждый день!
Был ли «свет в конце тоннеля»? Был! Это вера в то, что упражнения, в конце концов, мне помогут, и нужно запастись терпением! Про себя решил, что буду делать их хоть год… хоть два! Сколько потребуется, столько и буду! Альтернатива – пожизненные таблетки, к которым придётся привыкнуть!
При выполнении упражнения «дерево» пришло прозрение. Вдруг понял, почему в мае случилась гипертония. Дело в том, что в конечной позе «дерева» напрягают все позвонки - от верхнего до копчика. И на этом ощущении концентрируются! И я вспомнил, что подобное упражнение - «прогиб» было и в моей утренней гимнастике. Гимнастике, которую делаю много лет. А потом я «прогиб» исключил, решил, что перебор. И не делал его полгода..год. Вот оно и аукнулось гипертонией. «Отсюда вывод,- сказал я себе,- «Дерево» - одно из главных моих упражнений».
Экспериментировал ещё. Измерял давление. Потом, сидя, в кресле, вытягивал голову максимально вверх (конечно же, без рук!). Сидел в этой позе несколько минут. И давление после такого пассивного сидения опускалось со 160-ти до 140-ка! «Стало быть,- понял я,- упражнение “Взгляд в небо” - это моё!»
На освоение упражнений ушло дней 10. После добавил силу и осёкся: 29-го июля после гимнастики давление увеличилось! Решил, что переусердствовал, и силу убрал. Вернее - уменьшил её вдвое..втрое. И в дальнейшем силу не увеличивал, а упор сделал на точном выполнении упражнений! Стал их делать перед зеркалом и увидел огрехи!
Оказывается, подбородок поднимаю высоко, надо бы опустить! Оказывается, в упражнении «Факир» локти у меня недостаточно разведены в стороны. А в упражнении «Дерево» выдвинутая вперёд голова должна бы глубже сидеть между поднятых вверх рук. Ну, и самое главное: - физиономия у меня какая-то чересчур озабоченная. И тогда я добавил улыбку! Стал делать с улыбкой. Сижу перед зеркалом и вовсю улыбаюсь!
Первый успех пришёл 4-го августа. Давление в 18:20 было 167/90, настроение соответствующее, и решил я сделать гимнастику. Делал её минут 30, окончил в 19:20, а в 19:45 давление составило 150/83; в 21 час – 145/84; а в 22:45 – 133/64. И это без таблеток!
Конечно, на следующий день давление взяло своё; увеличилось, но оптимизма этот случай мне добавил.
В общем, было трудно, и не всё получалось. Поначалу давление вело себя непредсказуемо; и не так как мне хотелось бы! То оно подолгу не менялось…, то повышалось…, и иногда понижалось! И всё это я себе объяснял. Без объяснений нельзя! Объяснял тем, что шея, для которой я стараюсь, сразу перестроиться не может. И потому надо: запастись терпением, оттачивать в упражнениях технику, умерить пыл, и не очень налегать на силу. Вот так я себя уговаривал, и мои уговоры на меня действовали!
Упражнения я уже успел полюбить и делал их с удовольствием, предвкушая ощущения после гимнастики! Какие ощущения? О них трудно писать. Но если кратко, то: «радовалась спина», и ходил я после гимнастики весь развёрнутый и прямой!
Нацелился я на длительную перестройку шеи, упражнения делал ежедневно, и… появились результаты. Стал вдруг замечать, что верхнее моё давление уже не превышает 160…, потом 150…, потом 140…, потом 130…. А в середине сентября оно вернулось в норму и бывает даже ниже нормы!
Вот так я и победил давление! И теперь я уже не гипертоник, а бывший гипертоник!


Рецензии