Субъективные признаки организации террористическог

Субъективные признаки организации террористического сообщества и участия в нем и их проблемы.


Субъективная сторона ч. 1-2 ст. 205.4 УК РФ характеризуется прямым умыслом, при котором все участники террористического сообщества осознают с какой целью объединяются и желают действовать.
Субъект преступлений ч. 1-2 ст. 205.4 УК РФ будет общим, а именно вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Надо отметить, что специальный субъект в данной статье отсутствует, что является огромным пробелом для УК РФ. Именно на сегодняшний день в ст. 205.4 УК РФ отсутствует строка о таком способе совершения преступлений террористической направленности, как использование служебного положения. Данное положение закреплено только в ст. 205.1 УК РФ Содействие террористической деятельности.
Комментируя данную статью, законотворец выделяет, что использование служебного положения служит квалифицированным видом данного преступного деяния и причисляет к ним должностных лиц, государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, не относящихся к числу должностных лиц, а также лиц, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческой организации независимо от формы собственности или в некоммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным учреждением.
Перечисляемые лица используют своё положение не только для умышленного использования своих полномочий, но и с целью влиять своим авторитетом на других и побуждать их для ведения террористической деятельности и совершению террористических преступлений.
Если понимать Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 17 апреля 1997 г. № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» то в п. 11 находим следующую формулировку служебного положения, а именно «…понимать использование лицом своих властных или иных служебных полномочий, форменной одежды и атрибутики, служебных удостоверений или оружия, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением, при подготовке или совершении бандой нападения либо при финансировании ее преступной деятельности, вооружении, материальном оснащении, подборе новых членов банды и т.п.». При анализе данного определения можно сделать вывод о том, что, лицо, обладающее определённой должностью в органах власти, не только может быть руководителем любого сообщества, будь то банда или будь то террористическое сообщество, но наряду с этим может быть как пособником этой деятельности, так и её исполнителем.
Наряду с этим занимаемое должностное положение даёт гораздо более обширные возможности для руководства и организации террористического сообщества, к тому же дискредитирует государственные уполномоченные органы и позволяет действовать такому сообществу гораздо дольше и эффективнее.
Если мы вновь обратимся к уголовному законодательству, а именно к Постановлению Пленума Верховного Суда от 10 июня 2010 № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» то в п. 23 увидим следующее определение законодателя о том, что «Под использованием своего служебного положения, следует понимать не только умышленное использование лицом своих служебных полномочий, но и оказание влияния исходя из значимости и авторитета занимаемой им должности на других лиц в целях совершения ими определенных действий, направленных на создание преступного сообщества (преступной организации) и (или) участие в нем (ней).» Подобное свидетельствует о том, что законодатель неоднократно говорит, что лицо использующее своё служебное положение может руководить преступным сообществом. Ввиду того, что террористическое сообщество является преступным сообществом, то будет справедливо ввести в ст. 205.4 УК РФ строку «с использованием служебного положения.»
В Уголовном Кодексе Российской Федерации признак состава преступления «использование своего служебного положения» является квалифицирующим. Субъект специальный, лицо, которое помимо общих признаков субъекта преступления обладает ещё и дополнительными признаками. До сих пор круг таких субъектов является спорным, по мнению отдельных ученых, это лица, имеющие юридический статус, определенный в примечании к ст. 286 УК РФ и ч. 1 примечания с ст. 201 УК РФ, другие ученые утверждают, что подобные лица состоят на службе как в государственных, так и негосударственных организациях и предприятиях, но сходятся в том, что они используют своё должностное положение в преступных целях. Необходимо также помнить и о такой черте представителей власти, как нарциссизм, безудержное стремление к ещё большей власти чем та, которая у них есть, исходя из этого они и организовывают террористическое сообщество, зачастую считая, что умереть в бою наилучший выход для «воина».
Правильно и не раз отмечается, что когда государственный служащий, имеющий властные полномочия, совершает тяжкое преступление, то в первую очередь подрывает авторитет государственной власти, а когда он совершает это умышленно, то дискредитирует государственное управление в целом. К тому же следует отметить, что государственный служащий не только может быть пособником, но и абсолютно естественно может быть и организатором, и руководителем как преступного сообщества, так и террористического сообщества. Естественно, что данное обстоятельство будет являться отягчающим. Например, подобное прямо закреплено в п. «ж» и «о» ч. 1 ст. 63 УК РФ по отношению к сотруднику органов внутренних дел.
Наряду с этим стоит отметить, что виновные, пускающие в ход собственное служебное положение, зачастую становящиеся организаторами и руководителями террористических сообществ должны не просто наказываться сильнее остальных, а именно к ним необходимо применять наказание в виде пожизненного лишения свободы.
В качестве решения проблемы, во-первых, следует выделить отдельным пунктом состав преступления в виде руководства террористическим сообществом и внести в ст. 205.4 УК РФ, подпункт «п. 2.1 Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи совершенные должностным лицом или служащим лицом, а равно лицом, использующим должностное или служебное положение –
наказываются лишением свободы на срок от двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до десяти лет или без такого и с ограничением свободы на срок от пяти лет до восьми лет или пожизненным лишением свободы либо смертной казнью.»


Рецензии