Выбираем ли мы свои действия?

Не раз уже я писал на тему свободы, но беспокойная голова никак не уймется, вновь и вновь продолжает плодить ненужные мысли. А может быть это не она их плодит, а мысли приходят откуда-то со стороны. Кто знает, где обитают эти прохвосты.
Так есть или нет у человека свобода воли, выбираем или нет мы свои действия? Раньше я отрицательно отвечал на этот вопрос и мое мнение не изменилось. Добавилась только аргументация и укрепилась уверенность в своей правоте.

«Ум всегда в дураках у сердца» - писал Ларошфуко. Не знаю в точности, что имел в виду мыслитель, поэтому буду понимать его фразу так, как мне нравится. Сердце, беспокойное сердце руководит нашей жизнью, нашими действиями, а ум покорно за ним следует. Под сердцем я понимаю, в данном случае, наши эмоции и желания. Но, может быть, Ларошфуко иначе понимал термин «сердце»? Может быть, но это уже его проблемы.

Итак, наши действия (почти все) мотивированы пережитыми ранее ощущениями, эмоциями и возникающими из них желаниями. Мы не выбираем свои эмоции и желания, они в нашей власти еще менее, чем мысли. Беря начало в недрах нашей физической оболочки, во всяких там нейронах, гормонах, наши эмоции воздействуют на нашу душу, а желания ставят перед перед нею новые и новые цели.
И как же тогда развиваются события, что предшествует нашим поступкам, а иногда произнесенным словам? Я вижу три варианта ответа на поставленный вопрос, которые последовательно рассмотрю.

1.К нам приходит и в нас поселяется сильное желание, которое овладевает нами, подчиняет себе, становится нашим хозяином. Мы не выбираем это желание, скорее оно выбирает нас по собственной прихоти. Да, да, наши желания, чувства и мысли – это тоже своего рода живые существа, способные питаться энергией нашей души, иногда даже очень прожорливые. Но это уже другой вопрос, рассмотренный мною в другой работе. Желание-хозяин всегда сопровождает многочисленная свита: образы воображения, надежды, мечты, мысли, озабоченные реализацией желания. И желание реализуется, если конечно Жизнь не ставит на его пути непреодолимый барьер. Добавлю, что овладевшее нами желание не обязательно должно быть очень сильным, человек слаб и подчинить его способно любое желание.

2.В нас вселяются два желания, разной направленности, и вступают в поединок друг с другом на арене нашей души. И тогда случается ментальный процесс, который мы называем выбором. Разнообразные аргументы «наскакивают друг на друга, наносят удары, колют друг друга шпагами», доказывая справедливость своего желания. А желания «привлекают на свою сторону новых воинов», черпая извне дополнительную информацию. Не всегда такое противостояние возникает между разными желаниями, чаще оно возникает между вторгшимся в нас желанием и нежеланием его реализовать. Инерция тела и души, опасение неудачи, страх перед трудностями и неприятными последствиями могут эффективно противостоять желанию и победить его. В сущности, нежелание – это тоже желание, желание избежать неприятностей. Процесс сражения можно условно назвать «выбором», но на самом деле это лишь иллюзия выбора, поскольку ни конкурирующие желания, ни страхи и опасения мы не выбираем. Они входят в нас из тайников нашей физической оболочки. Если более сильное желание одерживает победу, мы приходим к первому варианту, рассмотренному выше. Но бывают случаи, когда ни одно из желаний не может одержать победу, а время заканчивается и нужно уже совершать действие.
Тогда случается третий вариант.

3.Когда времени нет, мы совершаем импульсивное, иррациональное, спонтанное действие. Можно назвать такое действие инстинктивным, интуитивным, или как-то иначе, не важно. Импульсивное действие мы не можем предвидеть, оно также не связано с нашим выбором. Возможно, в импульсивном действии проявляется наша карма, направляющая нас по определенной колее, возможно, импульс поступает из нашего Сознания, лежащего глубже ума. Возможно.

Так что же, человек есть механическая кукла, как считал Г.Гурджиев? Если через нас, наше Сознание, течет поток, состоящий из ощущений, эмоций, мыслей, желаний, а мы не в силах управлять этим потоком, можем ли мы при таких условиях быть свободными? Если под свободой понимать возможность выбора действий, то такой свободы, очевидно, не существует, что вытекает из приведённых выше аргументов. Как мы можем выбирать свои действия, если мы не выбираем свои эмоции и желания, свою мотивацию? Но отсутствие свободного выбора, не означает отсутствие свободы, как таковой. Свобода есть! Парадоксальным образом можно сказать, что свобода человека проявляется в возможности поступать вопреки выбору (мнимому). Именно возможность и способность совершать иррациональные, спонтанные поступки, которые невозможно предвидеть, предсказать, свидетельствует о нашей свободе. Если псевдо-выбор мы осуществляем во времени, то есть, в явлении, то наше спонтанное действие совершается в настоящем моменте, то есть, в реальности!

Приведу один конкретный пример. Одна моя знакомая молодая женщина решила разойтись со своим гражданским мужем, с которым у нее были не идеальные (скажем так) отношения. Когда муж уехал в другой город по делам, женщина наняла машину и грузчики погрузили ее вещи, чтобы перевезти в новую, заранее снятую, квартиру. Но в этот момент позвонил муж и состоялся короткий, ничего не значащий разговор. И вдруг женщина почувствовала, что она не может бросить мужа, нанести удар близкому человеку! Она попросила грузчиков занести вещи обратно, а позже отказалась от снятой квартиры. Муж не сказал при разговоре ничего особенного, не затронул тему отношений, лишь теплые нотки в голосе произвели на женщину такое впечатление.

Наше Сознание, лежащее глубже ума, не находится во времени, оно свободно от кармы, от причинно-следственных связей психофизического, плотского существа. Это Сознание и есть наша истинная природа, не случайно мы ощущаем себя свободными и всегда осознаем себя в настоящем моменте. Во времени находится наш ум (через память и воображение), которому кажется, что он выбирает и что от него что-то зависит. Наше Сознание способно вторгаться во время и нарушать причинно - следственную связь событий, фактически уничтожать карму. Об этом говорит, в частности, идея покаяния, подаренная Иисусом человечеству. Кто-то не согласен со мной? Подкреплю свою мысль мнением Раджниша (ОШО). «Покаяние - это гениальная идея христианства, упраздняющая карму и все, что с ней связано». Перевираю, наверное, подлинное высказывание Раджниша, но так ли это важно, если понята его суть.


Рецензии
Здравствуйте, Евгений,

Это блестящее философское эссе о свободе! Лаконизм, выразительность языка и мудрость отличают его от множества других исследований на эту тему.

Очень понравился ход вашей мысли. Диалектика вечного (вневременного) и временного в природе человека, привнесённая в эту тему, позволила совершить прорыв.

Это первое впечатление. Буду возвращаться к Вашей работе ещё не раз, чтобы в деталях рассмотреть её достоинства.

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   05.09.2021 22:21     Заявить о нарушении
Спасибо, Владислав, за комментарий и высокую оценку работы! Тема выбора очень сложная, и я долго не решался ею заняться. Но аргументы против выбора многократно прокручивались у меня в голове, пока не сложились в концепцию. Стало ясно, что они меня не оставят в покое. Пришлось сочинить данную заметку.

Евгений Терещенко   06.09.2021 07:17   Заявить о нарушении