Легенды о привидениях
Приведение – это то же духовное, нематериальное существо, но в отличие от абстрактного духа является душой конкретного человека, обычно невидимой, но при определённых метеорологических состояниях атмосферы (дождь, снег, иней, ионизация, свет, излучение и другие явления), проявляющейся в виде свечения, тени, призрака.
Вера в привидения широко распространена среди человечества, начиная с поклонения духам умерших предков в культуре большинства
народов.
В кыргызском языке слову «привидение» соответствует «арбак» - дух предков.
Несмотря на то, что у кыргызов был культ поклонения арбакам, в фольклорной литературе он почти не отразился.
Автором сделана попытка восполнить этот пробел и привести пример легенды, в которой дух-арбак представлен не как дух-покровитель, а как призрак мщения своим обидчикам.
Эта история произошла в давние времена, в начальный период переселения кыргызских племён с Алтая на Тянь-Шань в XVIII веке. Так, одно из кыргызских племён с названием «басыз» поселилось около озера, которое позднее получило название «Кыз-К;л (рус. Кыз-Кёль – девичье озеро)». (Само же название племени Басыз состоит из двух составляющих баа – (ир.) – цена, ценность, оценка; (каз.) – ба;а – цена; (тат.) б;hа – стоимость, плата + сыз – без; (тат.) сыз – без = бесценный).
Это озеро расположено на юге Кыргызстана в Сузакском районе Жалалабадской области в 32 км от города Жалал-Абада. Длина озера 100 м, ширина – 50 м. Глубина точно неизвестна. Озеро бессточное. Берега озера обросли камышом, карагачами, миндалём, зарослями других густорастущих кустарниковых растений. На южной стороне озера есть небольшой лес.
В приведённой легенде рассказывается об одной из местных девушек-красавиц племени «басыз». Она рано осиротела и осталась без родителей. Её родители погибли при перекочёвке, попав под снежную лавину. Так как у неё не было своего жилья, она жила в семье старшего брата. Невестка (кыр. жене – жена старшего брата) завидовала её красоте и поэтому не любила золовку и всячески старалась навредить ей.
Однажды брат подарил сестре красивое платье, и она пошла показать его своим подружкам, а потом решила прогуляться в нём около озера. Она не знала, что невестка следила за ней и поэтому беззаботно прогуливалась по крутому берегу. И когда она очень близко подошла к обрывистому краю берега озера, то невестка незаметно подкралась к золовке и столкнула её с обрыва в озеро. Девушка не умела плавать и поэтому утонула.
С тех пор прошло какое-то время, и жители рядом расположенного села, проходя по дороге около этого озера, стали часто видеть утонувшую девушку, которая стояла на берегу и горько плакала. Но когда люди подходили ближе к ней, она исчезала. Обычно она была одета в белое полупрозрачное платье и плохо различима. И люди стали называть её Ак-Кыз (кыр. ак – белый, чистый, божественный + кыз – девушка, дочка = белая девушка, духовное привидение).
С того же времени окрестные жители стали замечать необычные явления, происходящие в акватории озера. Так, люди заметили, что у тех, кто умывался водой этого озера, пропадали язвы и другие болячки. Если же жители села рубили деревья в этой зоне, то поверхность озера краснела. Также в годы лихолетий и несчастий на поверхности озера появлялись красные блики. Есть и другие факты, подтверждающие святость этого озера и оно было объявлено мазаром (ар. mazar – место посещения, осмотра и поклонения).
И к озеру потянулись сотни паломников с окружающих поселений. Местные старейшины разработали особый статут озера. Так здесь ежегодно на праздник Курман-Айт совершается жертвоприношение, верующие весной обходят озеро, молятся и читают Коран. И в память об Ак-Кыз паломники на кустах миндаля, растущего на берегах озера, привязывают матерчатые ленточки. Говорят, что если при этом загадывать желания, то они обязательно исполнятся.
Существуют и другие варианты легенд с аналогичной тематикой
Свидетельство о публикации №221090300197