Легенды о привидениях

               
     Приведение – это то же духовное, нематериальное  существо, но в отличие  от абстрактного духа является душой конкретного человека, обычно невидимой, но при определённых метеорологических состояниях атмосферы (дождь, снег, иней, ионизация, свет, излучение и другие явления),  проявляющейся в виде свечения, тени, призрака.
     Вера в привидения широко распространена среди человечества,  начиная с поклонения духам умерших предков в культуре большинства
народов.
     В кыргызском языке слову «привидение» соответствует «арбак» - дух предков.
Несмотря на то, что у кыргызов был культ поклонения арбакам, в фольклорной литературе он почти не отразился.
Автором сделана попытка восполнить этот пробел и привести пример легенды, в которой дух-арбак представлен не как дух-покровитель, а как призрак мщения своим обидчикам.
     Эта история произошла в давние времена, в начальный период переселения кыргызских племён с Алтая на Тянь-Шань в XVIII веке.  Так,  одно из кыргызских племён с названием «басыз» поселилось около озера, которое позднее получило название «Кыз-К;л (рус. Кыз-Кёль – девичье озеро)».  (Само же название племени  Басыз состоит из двух составляющих  баа – (ир.) – цена, ценность, оценка; (каз.) – ба;а – цена; (тат.) б;hа – стоимость, плата + сыз – без; (тат.) сыз – без = бесценный).
     Это озеро расположено на юге Кыргызстана в Сузакском районе Жалалабадской  области в 32 км от города Жалал-Абада.  Длина озера 100 м, ширина – 50 м.  Глубина точно неизвестна. Озеро бессточное. Берега озера обросли камышом, карагачами, миндалём,  зарослями других густорастущих кустарниковых растений. На южной стороне озера  есть небольшой лес.
     В приведённой легенде рассказывается об одной из местных  девушек-красавиц  племени «басыз». Она рано осиротела  и осталась без родителей.  Её родители погибли при перекочёвке, попав под снежную лавину.  Так как у неё не было своего жилья, она жила  в семье старшего брата. Невестка (кыр. жене – жена старшего брата) завидовала её красоте и поэтому не любила золовку и всячески старалась навредить ей.
     Однажды брат подарил сестре красивое платье,  и она пошла показать его своим подружкам, а потом решила прогуляться в нём  около  озера.  Она не знала, что невестка следила за ней и поэтому беззаботно  прогуливалась по крутому  берегу. И когда она очень близко подошла к обрывистому краю берега озера, то невестка незаметно подкралась к золовке и столкнула её с обрыва в озеро.  Девушка не умела плавать и поэтому утонула.
     С тех пор прошло какое-то время,  и жители рядом расположенного села, проходя по дороге около этого озера, стали часто видеть утонувшую девушку, которая стояла на берегу и горько плакала.  Но когда люди подходили ближе к ней, она исчезала.  Обычно она была одета в белое полупрозрачное  платье и плохо различима. И люди стали называть её Ак-Кыз (кыр. ак – белый, чистый, божественный + кыз – девушка, дочка = белая девушка, духовное привидение).
     С того же времени окрестные жители стали замечать необычные явления, происходящие в акватории озера. Так,   люди заметили, что у тех, кто умывался водой этого  озера, пропадали язвы и другие болячки.  Если же жители села рубили деревья в этой зоне, то поверхность озера краснела. Также в годы лихолетий и несчастий на поверхности озера появлялись красные блики. Есть и другие факты, подтверждающие святость этого озера и оно было объявлено мазаром (ар. mazar – место посещения, осмотра и поклонения). 
     И к озеру потянулись сотни паломников с окружающих  поселений.  Местные старейшины разработали особый статут озера. Так здесь ежегодно  на праздник Курман-Айт  совершается жертвоприношение, верующие весной  обходят  озеро, молятся и  читают Коран.  И в память об Ак-Кыз  паломники на кустах миндаля, растущего на берегах озера,  привязывают матерчатые ленточки. Говорят, что если при этом загадывать желания, то они обязательно исполнятся.
     Существуют и другие варианты легенд с аналогичной тематикой


Рецензии