Притча о десяти девах. Суть и смысл

Первый вопрос, который здесь может возникнуть, состоит в том, а что такого особенного в данной притче, что ей нужно посвятить вот такое отдельное и подробное рассмотрение? Разве не является эта притча логическим продолжением других евангельских притч, посвящённых учению о Царстве Божием? Да, является. Более того, она есть как бы завершающая целую серию такого рода притч. И всё-таки, при всём этом, в ней имеется нечто такое, что выделяет эту самую притчу среди других. А дело как раз и состоит в том, что это единственная, пожалуй, притча, которая говорит именно о втором пришествии Иисуса Христа, тогда как остальные касаются, в основном, Его первой миссии. Подобное заключение я могу сделать на основании того, что рассказана данная притча была уже после ответа Христа о своём втором пришествии (Мф.24,3). Ввиду такой особенности притчи о десяти девах, она имеет ряд разных её толкований. Но я решил их всё-таки не касаться, и дать тексту притчи своё объяснение. Обосновывать я его буду, разумеется, на самой Библии, поскольку именно в рамках Писания подобного рода учения ранее всегда и рассматривались. Конечно, здесь имело место отражение той жизненной реальности, характерной для того времени, а потому такие притчи были более понятны древнему человеку, по крайней мере, в эпоху античности и часто не требовали подробной расшифровки. Сейчас наше мышление формируют уже другие категории, а потому эти древние повествования бывают не всем и не всегда понятны. Возникает как бы духовный барьер, не дающий взглянуть на всё это своими же, но современными  глазами. Вот сейчас мы и сделаем такую попытку, чтобы всё же преодолеть это препятствие и увидеть то, что, в принципе, могло не получаться до этого.
Притча о десяти девах присутствует в Евангелии от Матфея в Главе 25, стихи 1-13, и относится к иерусалимскому периоду земной жизни Иисуса Христа. Это уже было накануне завершения Его земной миссии, а потому как бы характеризовала собой весь итог Его деятельности. В этом, пожалуй, состоит ещё одна особенность притчи. Чтобы это яснее понять, разберём её по каждому стиху в отдельности.

1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
Здесь перед нами предстаёт, можно сказать, центральное направление данной притчи – обоснование такого понятия, как Царство Небесное. В самом Евангелии от Матфея данный аспект упоминается не раз и рассматривается с разных позиций. В одной притче Царство Небесное обозначено как доброе семя (Мф.13,24), в другой – как закваска (Мф.13,33), в третьей – как некое сокровище (Мф.13,44), в четвёртой – как жемчужина (Мф.13,45-46) и т.д. Спаситель в своих притчах представляет данный аспект с довольно разных сторон, поскольку однозначно Царство Небесное охарактеризовать действительно нереально. Настолько непростое это определение, что и излагать его приходится именно в притчах, поскольку в иной форме его понять бывает очень сложно, а в чём-то даже и невозможно. Наш человеческий мозг полностью вместить в себя такое непростое содержание будет просто не в состоянии, так как всё это, что называется, не от мира сего (Ин.18,36). Но, в тоже время, мы сможем определить нечто общее, что все эти понятия между собой объединяет. В общей сложности получается, что Царствие Небесное здесь отождествляется с особой драгоценностью, которую человек не только обретает, но и сам он как бы созревает для того, чтобы как следует уяснить, что же именно такое, в конце концов, он сам и приобрёл. Только тогда он научится это по-настоящему ценить, а дополнительно и приумножать. Если человек не поймёт, что за ценность особенную он приобрёл, то значит, он её тогда обязательно потеряет. Точнее сказать, не в состоянии будет её правильно оценить, а, следовательно, и ею распорядится, поскольку это вовсе не такой дар, которым вот так просто можно было бы пренебречь. Как сказал сам Спаситель: «ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф.13,12). И в нашей притче мы это тоже увидим.
Десять дев, которые несут светильники, символизируют собой последователей Христа («жениха»). Иначе не было бы смысла им идти ему навстречу. Образ дев здесь не случаен, поскольку сами девы как таковые были в античности символами непорочности и чистоты. Именно такими и выглядят здесь верующие, чтобы их «представить Христу чистою девою» (2Кор.11,2). В Ветхом Завете, например, Девой назван народ Израиля (Ам.5,2). Числовое слово «десять» символизируют духовную полноту, как, например, десять заповедей Божиих (Исх.20,2-17). Они, будучи законом, вели народ  непосредственно к Христу (Гал.3,24). А вот горящие светильники обозначают «дух человека, испытывающий все глубины сердца» (Прит.20,27). Да, тот самый дух, наличие которого в человеке выделяет его из всех остальных созданий, и позволяет человеческому уму проникать в такие области знания, которые не постичь никакому животному.
Наличие жениха означает, что эмблемой к притче стал древний свадебный обряд, или тот его момент, когда девы должны были встречать жениха перед домом невесты. В самой притче жених, что уже ясно – это Христос, как иногда сам себя Он называет в Евангелии (Мф.9,15). Невеста в притче не названа, но, понятное дело, что она есть. Иначе, какая же это свадьба? А невеста – эта сама Церковь Христова, или как в Откровении так назван Новый Иерусалим (Отк.21,9). Ожидание встречи с женихом и есть ожидание второго пришествия Иисуса Христа.

2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
Здесь символически обозначено деление верующих на две условные группы – «мудрые» и «неразумные». Но сама их характеристика будет дана ниже. Для начала выясним указанный принцип деления: пять на пять. Действительно, а почему, скажем, не четыре на шесть? Здесь нет единого толкования, но я считаю, принцип «пять на пять» означает некое равновесие, которое говорит о равенстве свободного выбора. Каким быть верующему человеку, какой выбрать из двух путей такого становления, Господь Бог даёт одинаковые шансы для этого шага. Это, почти, как у Исава был свободный выбор между правом первородства и чечевичной похлёбкой (Быт.25,33). Или разумное поведение Марии, когда она слушала проповедь Христа, а её сестра Марфа, вместо того, чтобы сначала послушать благую весть, стала, напротив, заботится прежде об угощении (Лк.10,41-42). Притча, очевидно, говорит именно о таком же равном, но не равноценном выборе, что-то наподобие «50 на 50».

3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
Масло, как, я думаю, несложно догадаться, есть горючее вещество для этих светильников. В самой притче это масло символизирует собой веру. И то, что неразумные девы, то есть недальновидные верующие, которые не смогли правильно понять время прихода жениха,  в результате не рассчитали нужное для этого ожидания количества этого масла. Для нас, христиан, это означает, что мы не знаем на самом деле время второго прихода Иисуса Христа (Деян.1,7), а потому должны запастись необходимым терпением, которое и выражается в нашей собственной вере - не брать пример с неразумных дев.

4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
Мудрые девы, в отличие от неразумных, получше запаслись маслом. Иными словами, речь здесь идёт о последователях Христа, которые больше укрепились в своей вере. Дополнительное масло было взято в специальных сосудах, причём у каждой девы был именно свой сосуд. Что это значит? В Библии человек, как сознательное существо, иногда уподобляется именно сосудам, которые Господь Бог, представляемый тут в виде самого Горшечника, изготовляет их для разного употребления (Ис.45,9; Рим.9,21-22). В нашей притче сосуд и выступает в качестве человеческого сознания, которое, в свою очередь, должно быть наполнено верой в своего Создателя. Не просто наполнено. А чтобы запаса этого хватило бы до самого Божьего Суда.

5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
«Жених», то есть сам Иисус, задержался в своём прибытии. Что значит – задержался? С одной стороны, никому не дано знать, кроме Бога, сроки второго пришествия Христа (Мк.13,32). Но здесь, надо заметить, самого точного времени наступления такого события, во всяком случае, в человеческом понятии, быть и не должно. Такое время может наступить только тогда, когда само человечество его, собственно говоря, и создаст. Точнее сказать, когда оно до этого момента фактически «созреет». Должна сначала наступить «мерзость запустения» (Мф.24,15), пока «не придёт прежнее отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего» (2Фес.2,3-4). С другой стороны, как об этом сказал апостол Пётр, «не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет.3,9). То есть, Господь Бог специально даёт время людям подготовиться к этому пришествию, что такое великое событие не застало их, как бы сказать, врасплох.
Не дождавшись «жениха» все «девы» задремали. Для Господа Бога – тысяча лет, как один день (Пс.89,5), а человеческая жизнь в таком временном масштабе довольно коротка – «как трава дни его» (Пс.102,15). Долгое ожидание породило в результате некоторое умиротворение, типа ощущения – всё равно не дождёмся. Можно сказать, это результат усталости от такого ожидания. Это немного похоже на то, как ученики Христа уснули на горе Фавор перед явлением Преображения (Лк.9,32), или на Елеонской горе перед арестом Иисуса (Мф.26,45). После этого наступает уже сон, что следует понимать уже с приходом смерти, поскольку само Писание иногда отождествляет сон именно со смертью (Мк.5,39; Ин.11,11). Что поделаешь – короткая человеческая жизнь не всем даёт возможность дождаться второго пришествия.

6 Но в полночь раздался крик: «вот, жених идет, выходите навстречу ему».
Вот теперь наступает кульминация, развязка событий. Раздавшийся крик означает глас Архангела, который должен быть произнесён накануне второго пришествия Христа, когда он «сойдёт с неба» (1Фес.4,16). И происходит всё это именно в полночь, что тоже на самом деле не является какой-то случайностью. Ведь это – самое тёмное время суток и довольно крепкого сна.
Ещё в Ветхом Завете сказано, что День Господень – это «тьма, а не свет» (Ам.5,18). Апостол Пётр говорил, что придёт такой день «как тать ночью» (2Пет.3,10). А апостол Павел к этому добавляет: «Когда будут говорить: мир и безопасность» (1Фес.5,3). В греческом тексте написано, возможно, даже точнее «мир и утверждение». Это и есть то самое умиротворение, о котором было сказано немного выше, и означает, что всё произойдёт внезапно, тогда, когда меньше всего ожидаешь наступление подобного рода событий.
«Жених идёт» символизировать может только то, что второе пришествие Христа уже произошло, стало, можно сказать, свершившимся фактом. Слово «выходите» здесь, разумеется, также дано в переводе. В оригинальном тексте оно по смыслу звучит как «исходите», то есть как о переходе из одного состояния в другое. Речь здесь идёт, несомненно, о воскресении мёртвых, которое и должно наступить сразу после второго пришествия (1Кор.15,23). Получается, что здесь сказано не простом пробуждении от сна, а о переходе из смерти в жизнь.
«Выходите навстречу» говорит о том, что приход Христа есть желанное событие для его последователей, поскольку означает само приближение к Христу, к чему, собственно говоря, и следует стремиться. Как сказано: «восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фес.4,17). «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол.3,4).

7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
«Встали» означает, соответственно, что само воскресение из мёртвых уже произошло. «Поправили светильники» - сделали их горящими более ярко, чтобы исходило от них больше света. В оригинальном тексте вместо слова «поправили» стоит «украсили». Светильникам, в сущности, придали праздничный вид, что тоже указывает на особую значимость такого дня для верующих, «потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2Кор.4,6).
А теперь прошу обратить внимание ещё на одно обстоятельство.
Дело в том, что пока сами девы спали, их светильники продолжали ещё гореть. После своего пробуждения эти девы не возжигали светильники заново – они лишь только поправили их, то есть усилили яркость пламени. О чём это говорит? О бессмертии человеческой души. Девы уснули, то есть тела людей умерли своей смертью. Светильники, как мы уже говорили, эти человеческие души, точнее их дух, и означают. И эти души, не смотря ни на всё, продолжали жить и ожидать пришествия Господня. Именно бессмертным душам, в первую очередь, согласно притче, суждено было дождаться данного пришествия. «Бог же не есть мёртвых, но живых, ибо у него все живы» (Лук.20,38). Всем в итоге предстоит «выйти из тела и водвориться у Господа» (2Кор.5,8).

8 Неразумные же сказали мудрым: «дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут».
Светильники неразумных дев не в состоянии удержать нужную яркость пламени. То есть, запаса веры им не хватило на то, чтобы как следует встретить новое пришествие Христа. А запаса веры нет в том случае, когда человеческое сознание недостаточно наполнено Духом Божиим (Рим.8,9), поскольку «Дух подкрепляет нас в немощах наших» (Рим.8,26). Здесь человеческую душу подкрепить оказалось нечем.

9 А мудрые отвечали: «чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе».
Неразумные девы решили найти более лёгкий выход из своего положения – просто попросить масла у мудрых дев. Но ведь кто не имеет, у того и отнимется то, что имеет (Мф.13,12). Вот где сработал вышеназванный нами принцип, по крайней мере, в данной притче. Мудрые девы дали им вполне правильный ответ, суть которого заключается в том, что при встрече с Христом недостатка веры, как и Духа, не должно быть ни у кого. Как Иисус молился о Петре, чтобы не оскудела вера его (Лк.22,32). Но неразумным девам был ещё дан и совет – купить масла у продающих его. Продающие – это Писания и пророки. Как сказано в Евангелии, «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лк.16,31). А вот что значит «купите», то речь здесь, скорее всего, идёт о необходимости чем-то пожертвовать, чтобы эту необходимую веру обрести.  Как писал апостол: «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. И так умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол.3,4-5). Словом, сделать всё необходимое для того, чтобы быть готовым являть себя в Духе Святом (2Кор.6,6).

10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились.
Чтобы приобрести всё то, о чём было сказано выше, требовалось определённое время. Но неразумных дев ждать уже никто не стал. Задержка жениха давала им  реальную возможность, чтобы запастись маслом, но они этим не воспользовались. Время ожидания закончилось, и кто оказался готов к брачному пиру (Мф.24,44), те и пошли на него. Туда пришли, как сказано, именно «готовые», то есть, «званные на брачную вечерю Агнца» (Отк.19,9). Двери на неё затворились не просто для тех, кто опоздал на такую вечерю, но оказался, другими словами, её ещё и недостоин.

11 После приходят и прочие девы, и говорят: «Господи! Господи! отвори нам».
Опоздавшими в итоге оказались именно неразумные девы, у которых к моменту прихода жениха гасли светильники. Но двери для них оказались закрытыми. Почему? А всё потому, что Господь предупреждал заранее, что настанет не только день Его пришествия, но и определённый час (Мф.24,36). Сам приход Христа станет не просто неожиданным, но и довольно быстрым, что сравнимо будет с небесной молнией (Мф.24,27). Брачный пир был готов, но прежде званные оказались, как уже было сказано,  недостойны (Мф.22,8). Было много званных, а в итоге оказалось мало избранных (Мф.22,14).

12 Он же сказал им в ответ: «истинно говорю вам: не знаю вас».
Слова «не знаю вас» означают «не признаю вас» или «не принимаю вас». Но чем же вызван подобный отказ? Мы уже прежде говорили о том, что у человека, поступившегося своей верой, отнимется и то, что он имеет. Об этом хорошо сказал и апостол Павел: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8,9). Потому что «без веры угодить Богу невозможно», и Он «ищущим Его воздаёт» (Евр.11,6). Произошло примерно так, как своим отцом от благословения был отвергнут Исав, который до этого отказался от своего первородства, и не мог уже переменить мыслей отца (Быт.27,34; Евр.12,17). Это также очень совпадает с тем, что сказано будет позже о Новом Иерусалиме, что «не войдёт в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Отк.21,27).  И это даже при условии, что ворота там запираться не будут (Отк.21,25). Не случайно Спаситель ещё прежде напоминал о том, чтобы люди именно бодрствовали, а не спали, чтобы не были внезапно застигнуты таким событием (Мф.24,44).

13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
В этом стихе подведён весь итог рассказанной притчи. Интересно, что притча как таковая от басни обычно отличается тем, что в последней не даётся морального вывода из её содержания. Но данная притча выглядит здесь как бы некоторым исключением. Тут подчёркнуто именно то, что Христос ещё прежде высказывался о своём втором пришествии. Ну а если такое сказано, что называется, ещё раз, то оно означает, как писал апостол, «изменение колеблемого, как сотворённого, чтобы пребыло непоколебимое» (Евр.12,27). Иными словами, то, что в Писании было повторно сказано, такое уже не изменится никогда.

2021 г.


Рецензии