451 градус по Фаренгейту

 Роман благополучно подходил к своему завершению, но названия у него всё ещё не было. Рэй Брэдбери нервно ходил по комнате, размышляя над финальным штрихом. 
— Когда же эти физики, наконец, ответят на мой вопрос? — ворчал он. — При какой температуре воспламеняется и горит бумага? 

И вот долгожданное письмо. 
— Дорогой друг! Рады сообщить, что мы можем с уверенностью ответить на твой вопрос.При какой температуре воспламеняется и горит бумага?
 После серии экспериментов мы пришли к однозначному выводу: при температуре 451 градус бумага воспламеняется и горит. 
 Для нас было большой неожиданностью, что при этой температуре медный стержень, который использовался в опытах как температурный образец, начинал слабо светиться в темноте. 
С уважением, Герхард и Конрад. 

— Отлично! — воскликнул Брэдбери. — А вот и название для романа: "451 градус по Фаренгейту". Температура, при которой воспламеняется и горит бумага! 

 Рэй Брэдбери сам жил в этом придуманном мире. Он представлял себя пожарником, но не тем, кто тушит огонь, а тем, кто его разжигает. В мрачном будущем, где нет места книгам, пожарники — это специальные команды поджигателей. Их задача — находить и уничтожать книги вместе с домами и их хозяевами. Убежать или спрятаться невозможно. Безжалостные роботы-собаки выследят и уничтожат любого, кто осмелится сохранить книгу. 

 Это мир, где нет книг, интернета, а есть только громадные телевизоры с электронно-лучевыми трубками, занимающие целые стены. Они непрерывно транслируют надоедливую рекламу и пустые развлечения. В этом мире даже радиоприёмники FM — миниатюрные "улитки", которые вставляются в ухо, — не дают покоя, навязывая ту же рекламу и бессмысленные новости. 

 Когда дома охватывает огонь, экраны телевизоров трескаются, с шипением заполняясь атмосферным воздухом. Это звучит как предсмертный хрип умирающей культуры.

 Рэю Брэдбери не суждено было узнать, что книги действительно исчезнут в недалёком будущем. Но для этого их не нужно будет сжигать. Они тихо и незаметно уйдут в небытие, уступив место гаджетам — компьютерам, телефонам и планшетам. Эти устройства, словно "однорукие бандиты", крадут у людей не деньги, а нечто более ценное: время и интеллект. 

Сейчас, в этом наступившем будущем, человек с книгой в метро воспринимается как не от мира сего — как динозавр или неандерталец. 

 А при 451 градусе по Фаренгейту бумага не воспламеняется и не горит. Так что, физики ошиблись? 
Вовсе нет. Они верно определили температуру, при которой бумага воспламеняется и горит, но в Европе, да и во всём мире, её измеряют в градусах Цельсия. В Америке же используют шкалу Фаренгейта. 

-451 °F — это всего 232 °C, температура, скорее, кипения масла, но не воспламенения бумаги. 
-451 °C — это уже 843 °F, –реальная температура самовоспламенения бумаги. 

 Когда роман был опубликован, Брэдбери указали на ошибку, но он отказался её исправлять. 
— Пусть остаётся, как есть, — сказал он. — Красивое, говорящее название. Мало кто обратит внимание на эту незначительную оплошность с температурой. 

02.09.2021


Рецензии