Политический заказ или...

После Олимпийских игр в Токио в российских спортивных изданиях снова стала муссироваться тема влияния политики на спорт.  Она началась еще в 2016 году, когда Россию обвинили в массовом употреблении допинга спортсменами, когда большинство обвинений основывалось на показаниях двух человек – бегуньи Степановой, убежавшей на Запад, и главы Российского антидопингового агентства Родченкова, который тоже сбежал на Запад.  В результате многих спортсменов не допустили до участия в Олимпиаде в Рио-де-Жанейро, в том числе тех, кто никогда не был уличен в применении допинга, например, прыгунья в высоту Мария Кучина (через год она взяла фамилию мужа и стала Ласицкена), и прыгунья с шестом Елена Исинбаева. В результате наша сборная недосчиталась несколько олимпийских медалей, в том числе золотых.

А  в программу Олимпийских игр в Токио Международный олимпийский комитет включил 33 новых вида спорта, в которых наибольшие шансы выиграть были в сборных США и Японии, что и подтвердилось на Олимпиаде. Эти сборные выиграли по 12 дополнительных золотых медалей, а американцы опередили в неофициальном медальном зачете сборную Китая, а японцы нашу сборную. Правда, справедливости ради надо сказать, что наши олимпийцы не досчитались медалей в «наших» видах спорта – в борьбе, боксе, тяжелой атлетике, спортивной и художественной гимнастике.

Вот тогда снова заговорили о вмешательстве политики в большой спорт, якобы в угоду американцам как ведущей спортивной державе мира, и японцам, как хозяевам Олимпиады. Кстати, несколько новых видов спорта исключили из программы следующий игр в Париже в 2024 году.

Но тема вмешательства политики в спорт поднималась и ранее, по крайней мере, в конце 60-х и начале 70-х годов. Любители спорта со стажем об этом должны помнить.

Как известно, в 1968 году в Чехословакии зрел государственный переворот, когда националистические силы хотели свергнуть коммунистическое правительство, была так называемая «Пражская весна».  Я не буду касаться этого вопроса глубоко, в том числе и причин, которые привели к резкому обострению внутриполитической ситуации в Чехословакии.  Все закончилось тем, что в страну были введены войска нескольких стран Варшавского договора. 
В целом численность введённых в Чехословакию войск составляла:
- СССР — 18 мотострелковых, танковых и воздушно-десантных дивизий, 22 авиационных и вертолётных полка, около 170 000 человек;
- Польша — 5 пехотных дивизий, до 40 000 человек;
- ГДР — мотострелковая и танковая дивизии, всего до 15 000 человек;
- Венгрия — 8-я мотострелковая дивизия, отдельные части, всего 12 500 человек;
- Болгария — 12-й и 22-й болгарские мотострелковые полки, общей численностью 2164 чел. и один болгарский танковый батальон, имевший на вооружении 26 машин Т-34.

И хотя войска вводили почти все страны Варшавского договора (кроме Румынии), сопротивление чехи и словаки оказывали только советским войскам.

После подавления восстания отношение чехословацких спортсменов к советским резко ухудшилось.  Правда, далеко не все демонстрировали публично такое отношение к нашим спортсменам, наиболее остро это выражалось в хоккее.  Хоккеисты Чехословакии из кожи лезли, чтобы победить сборную СССР на чемпионатах мира.  Это им удалось дважды сделать на чемпионате 1969 года в Стокгольме (тогда чемпионат проходил в два круга), но проиграв оба поединка сборной Швеции, чехословаки не смогли стать чемпионами мира. Дальше победы нашим хоккеистам доставались хоть в упорной борьбе, но регулярно.  Тоже самое произошло на Олимпийских играх в японском Саппоро.  Причем наша победа отбрасывала сборную ЧССР на третье место, а второй занимала сборная США.
Вот после этого и появилась конспирологическая теория, что якобы руководитель делегации СССР на Олимпийских играх, выражая волю партийного руководства страны, предложил уступить сборной ЧССР в последнем матче, ведь сборная СССР уже становилась победителем Олимпиады и матч, по сути, ничего не решал. Но наши тренеры Чернышев и Тарасов категорически отказались, наша команды выиграла со счет 4:1, и чехи получили лишь бронзовые медали.  И это несогласие якобы стало причиной увольнение Чернышева и Тарасова с поста тренеров сборной СССР.  Наказали за несговорчивость, так сказать, по поняли курса партии на сближение с Чехословакией.

После победы сборной СССР на Олимпийских играх 1972 года в Саппоро, советскую команду покинул непобедимый тренерский дуэт – Аркадий Иванович Чернышев и Анатолий Владимирович Тарасов. Покинул после десяти подряд выигранных титулов чемпиона мира и Олимпийских игр.

К чемпионату мира 1972 года в Праге сборную СССР готовили Всеволод Михайлович Бобров и Николай Георгиевич Пучков, которые не имели до этого никакого опыта руководства главной командой страны. Почему, в преддверии такого ответственного турнира, к тому же проходящего на родине главного соперника сборной СССР последних лет – сборной Чехословакии, советское спортивное руководство пошло на этот весьма авантюрный шаг?

Тут во многом интересна вообще история по какой причине легендарные наставники сборной СССР покинули команду, не доработав сезон. Отсутствие порой внятной информации на этот счет порождало и порождает массу слухов и домыслов.

Чего уж греха таить, если даже прославленный тренер по фигурному катанию – Татьяна Анатольевна Тарасова, дочь знаменитого хоккейного тренера, все годы рассказывает всем байку о том, что ее отца вероломным образом убрали из сборной, за то, что он отказался на Олимпийских играх в Саппоро сыграть вничью со сборной Чехословакии, чтобы обеспечить «дружественную страну» серебряными медалями.

Версия, кстати прочно устоявшаяся в определенных кругах хоккейных болельщиков, любителей альтернативной истории. Причем преподносится это как неоспоримый факт, при этом не обращая внимания на курьезные для данного «факта» обстоятельства.

Ну во-первых, Татьяна Анатольевна совсем упускает тот факт, что заставить сыграть вничью команду Тарасов не мог по одной простой причине – не он принимает такие решения. В команде есть – старший тренер, и имя ему Аркадий Чернышев.

Во-вторых, призывать команду играть вничью, в матче, где возможное поражение лишало советскую команду всего, мог только идиот, а том, что в советском руководстве того периода такие отсутствовали, это я думаю понятно всем. То, что в спорте случается всякое, и порой залетают совершенно курьезные шайбы способные перечеркнуть ход любого поединка, я думаю,  никому объяснять не нужно. И любые «игры» подобного плана, как правило, заканчиваются для инициаторов плачевно.

Посему, все эти бредни про «заказной результат» сборной в Саппоро, давайте оставим на совести любителей сказок в духе «Легенды 17». Я думаю, большинство почитателей нашего канала к таким не относится. Хотя то, что они существуют, и их не мало, в этом меня убеждать не нужно.

Так что же все-таки произошло в Праге весной 1972 года?

Почему все-таки знаменитый тренерский дуэт не повез команду в Прагу? Здесь есть несколько причин, и без любителей жанра «триллер». Знаменитые наставники сборной хотели покинуть главную команду еще по завершении сезона 1969-70 года.

Было завоевано десять медалей высшей пробы на главных турнирах планеты, и тренеры хотели остановиться на этом волшебном числе. Руководство сборной страны и клубами на протяжении долгого времени откладывали на жизни наставников свой непростой отпечаток. Элементарная усталость физическая и психологическая.

Сын Аркадия Ивановича Чернышева – Борис Аркадьевич, рассказывал, что у знаменитого на весь мир специалиста в тот момент появились немалые проблемы в семье, по причине постоянного отсутствия, и недовольства супруги этим обстоятельством. Она постоянно подталкивала его к уходу из сборной команды, да и хоккея вообще.

Не лучше обстояли дела и у Анатолия Владимировича. Обострились отношения в коллективе, накопилась усталость, усилилось давление на тренера из-за его опрометчивого решения увести команду со льда, в знак протеста, год назад, что привело к потере ЦСКА звания чемпиона. Кроме того, на паузе настаивали врачи. Но уйти побежденным он не мог, и сделал это год спустя, возвратив команду на высшую ступень пьедестала.

1970 год. ЦСКА возглавил Борис Павлович Кулагин. Что позволило Тарасову взять время на передышку, да и заняться написанием диссертации.

Но как быть со сборной? Кому поручить главную команду страны? Вопрос этот стоял очень остро, и ответа у спортивного руководства не было.

Один из самых влиятельных людей нашего хоккея Андрей Васильевич Старовойтов никогда не скрывал своего негативного отношения к Тарасову, но он прекрасно понимал, что в сборной действующим наставникам альтернативы на тот момент не было. Аркадия Чернышева и Анатолия Тарасова уговаривают остаться в сборной еще на год.

За это время в нашем хоккее произошли перемены. ЦСКА, под руководством Бориса Павловича Кулагина, играл невнятно. Было заметно, что Кулагин был не готов держать звездный коллектив в своих руках уже тогда. Слишком большая была зависимость команды от Тарасова. И после того, как отставание армейской команды в чемпионате от лидирующего московского «Динамо» достигло десяти очков, Анатолия Тарасова приказом министра обороны вернули на тренерский мостик. ЦСКА в итоге вновь стал чемпионом страны.

Чемпионат мира 1971 года вновь выиграла сборная СССР при этом впервые за долгие годы проиграв титул чемпиона Европы хоккеистам Чехословакии, сыграв один матч вничью, а второй проиграв.  О силе главного соперника сборной СССР отдельно рассказывать не имеет смысла.

По окончании сезона, вопрос с уходом тренеров из сборной вновь стал актуален. Причину Аркадия Ивановича я озвучил, а Анатолий Владимирович хотел покинуть свой пост в знак солидарности, попутно имея и свои долгоиграющие планы на сей счет. Он рассчитывал, что команда посыплется как ЦСКА годом ранее, и к его услугам обратятся вновь, уже на уровне сборной команды, но уже в роли старшего, так как Аркадий Чернышев возвращаться уже не планировал.

Но и в этот раз спортивному руководству удалось уговорить знаменитый дуэт наставников сборной команды остаться у руля сборной до Олимпийских игр 1972 года в Саппоро. Так что никакими «политическими жертвами» наставники сборной СССР не были.

Что же до самого чемпионата мира 1972 в Праге, то у новых тренеров элементарно не было опыта управления сборной командой. Чехословацкие спортсмены играли у себя дома, и на этот турнир делали ставку.

Безусловно ослабило сборную СССР отсутствие многолетних лидеров команды – Анатолия Фирсова и Виталия Давыдова, которых новый тренерский дуэт считал проводником идей Анатолия Тарасова и Аркадия Чернышева соответственно, и не взяв их в состав, таким образом стремился ограничить влияние последних в команде.

Это было очень спорно и несвоевременно. Особенно на этом этапе негативно сказалось отсутствие в команде Анатолия Фирсова. Причем не только в Праге, но и во время знаменитой серии с канадскими профессионалами осенью того же года.

Прежде всего было разрушено лучшее звено Олимпийского турнира и сезона вообще – Владимир Викулов – Анатолий Фирсов – Валерий Харламов. Заменивший Фирсова в тройке – Александр Мальцев провел блестящий турнир, стал лучшим бомбардиром чемпионата мира и его лучшим нападающим, а звено вновь лучшим в составе сборной. Но все же, его эффективность снизилась.

Чемпионат в целом сборная СССР провела достаточно уверенно, но было заметно, что в конце игрокам элементарно не хватило физики.

Отчетный матч со сборной Чехословакии прошел 20 апреля 1972 года. В первом круге команды провели очень тяжелый матч и победителя не выявили – 3:3.

Для чехословацких хоккеистов этот чемпионат значил очень много. Их тренер, Владимир Костка по ходу турнира активно использовал ротацию звеньев в поисках лучшего сочетания. К матчу второго круга против сборной СССР хозяева чемпионата подошли в состоянии, в котором ничейный результат их уже не устраивал. Перевес сборной СССР по разнице шайб был значительным.

Тренеры нашей команды сделали ставку на предельно взвинченный темп игры с самого начала матча. Но добиться территориального превосходства не получилось. Поставить неразрешимые вопросы перед обороной сборной Чехословакии не получилось.

А началось с того, что на 9-й минуте звено Владимира Петрова заигралось в зоне соперника, защитник Виктор Кузькин откровенно провалился, и Владимир Мартинец с Вацлавом Недомански вылетели вдвоем на одинокого Александра Гусева. Следует пас на дальнюю штангу и Недомански открывает счет.

Через буквально минуту Владимир Шадрин долго не может отобрать в своей зоне шайбу у Владимира Мартинеца, тот проходит с ней от борта к воротам и делает острый пас на Рихарда Фарду, который находится перед пустыми воротами – 0:2. При этом позиционно проваливается Валерий Васильев.

Получив такую «фору» в начале матча, чехословацкие спортсмены получили так необходимую им уверенность.

Во втором периоде на шайбу Александра Мальцева вскоре ответил точным выстрелом Ярослав Голик – 1:3.

Защитники сборной хозяев всякий раз после потери шайбы успевали в оборону и встречали наших форвардов во всеоружии. Лишь дважды за весь матч защита чехословацкой команды допустила выход наших форвардов один на один с Голечеком. При этом Юрий Блинов был остановлен недозволенным приемом, и Валерий Харламов реализовал численное преимущество, а Александр Мальцев забросил шайбу.

К слову, это и были две наших шайбы в этот вечер. Большего чехословацкая команда добиться не позволила.

Владислав Третьяк в целом провел матч очень уверенно и несколько раз спасал наши ворота от неминуемого гола.

Чехословацкие хоккеисты сделали значительный шаг вперед. Все специалисты отмечали, что впервые с 1961 года, чехословацкая команда выглядела столь уверенной в своих силах. Наши ребята остались на прежних позициях.

Ту очень хочется снова уделить внимание «современным байкам». Якобы вопрос «сдачи» первенства мира нашими игроками обсуждался заранее, и это еще одна причина, по которой сборную покинули Чернышев с Тарасовым, якобы не согласившиеся на эту авантюру.

Все эти «сказочники» прежде всего оскорбляют память замечательных специалистов – Всеволода Михайловича Боброва и Николая Георгиевича Пучкова, допуская то, что они могли пойти на сделку со своей совестью. А также, это бросает тень на наших игроков, которые честно бились, но не всегда оказывались сильнее соперника. Соперника, очень достойного и сильного.


Рецензии