Гаражное братство

Записки соседа

Стоит купить любую колесную технику с моторчиком в 250 сантиметров кубических, как сразу зарождается  скромная мечта  иметь свой  гараж. Так случилось и со мной. Однажды, в мае 1983 года, захожу в магазин «Спортивные товары», расположенный по соседству с работой и, не верю своим глазам: стоит на продажу уцененный мотоцикл «Минск – ММВЗ112», красного цвета, всего за 150 рублей, полная цена 350 рублей. Узнаю  у продавщицы магазина секрет уценки, вы знаете, говорит она без утайки:
- Пробовали заводить, не получилось.
Со мной пришел помочь разобраться в темном деле Саша Шестаков, механик и электроник от Бога. Шепчет мне:
- Бери, разберемся, скорее, всего, не исправен блок электронного зажигания.
Покупаю, катим мотоцикл во двор нашего вычислительного центра. Саша извлекает блок БЭЗ-КТ  под сидением мотоцикла и радостно восклицает:
- А я что говорил, смотри! -  Замкнуты выводы катода и управляющего электрода тиристора, наверняка он пробит, ставим новый и заводим.
Водитель машины директора центра крутится возле нас, оно и понятно: всем интересно, может, на что и сгожусь, владелец красавца-мотоцикла угостит. Так и вышло: он принес литр бензина, влили в него немного маслица, залили в бак, подкачали карбюратор. Саня Шестаков улыбаясь, проговаривает:
- Ну, хозяин, заводи!
Я резко нажал на педаль стартера. Мотоцикл взревел, затем перешел на режим холостого хода, мягко затарахтел «тах-тах» приятным звуком, какой издают только минские мотоциклы. Сердце мое забилось в полном восторге, все - дороги и просторы  Беларуси мне открыты!
К этому времени освоил ремонт оргтехники на селе - пишущих машинок, электронных калькуляторов, других счетных машинок всех типов, для колхозов, совхозов, РАЙПО, сельских Советов. Транспорт мне нужен был как воздух, для оперативного объезда всех объектов, где находил работу по трудовому соглашению. Все субботы проводил на селе, на разной удаленности от дома родного. Этот «бизнес» рискованного труда продолжался до 2000 года, когда Китай завалил нас дешевым ширпотребом, не пригодным  кустарному ремонту. За восемь лет работы на колесах, смог заработать на строительство двухэтажной дачи, собрать многотысячную библиотеку отечественной и зарубежной классики, современной литературы, мемуаров известных писателей, дневники и воспоминания моих любимых писателей. Одним слов, собрал все, что дорого и любимо моей душе, по мере проживания, как мне казалось, содержательной жизни. Много позднее, по мере прочтения книг, библиотека усадила меня за письменный стол, заставила пробовать писать самому. О том отдельно, ниже, в этих записках.
Проходит год уверенной, безаварийной езды теперь уже на любимом мотоцикле. Знакомый предлагает купить его подержанный, проверенный на ходу мотоцикл «Днепр». Мне к этому времени нужно массово возить грузы на строительство дачи на берегу Днепра. Его покупка дает мне право вступить в гаражный кооператив. Что я и делаю. В июне 1984 года въезжаю в гараж по улице, близко от побережья реки  Оршица. О лучшем и мечтать нечего. В летний период здесь рай для купания, рядом со своей техникой. До дома пешего хода двадцать минут, на городском автобусе проехать две остановки. С момента вселения в гаражный блок, знакомства с многими общительными, приятными соседями, начинается новая жизнь в околоземном пространстве.
 Однажды весной, в 1985 году работаем в гараже с сынишкой Дениской - чистим мотоцикл “Днепр” от сгустков песка, смешанного с машинным маслом. Они налипли на раму, коляску, двигатель. Увлечены подготовкой транспорта к первому выезду после зимы. Светит солнышко, периодически садимся у ворот на тарные деревянные ящики отдохнуть, погреться, попить чайку из термоса. Сынишке нравилось протирать двигатель мягкой ветошью, зажав её большим пинцетом. Наконец завершаем грязную работу, прогреваем двигатель, но ехать прокатиться по весенней грязи не хочется. Подождем недельку, дороги просохнут и тогда всей семьёй поедем проведать нашу стройку на даче.
В гараже на искосок от нас, соседнего блока, работает мужчина в синем комбинизоне у машины такого же цвета. Внешне, такой машины больше ни у кого нет, а Дениска меня донимает:
- Папа, а что за машина у дяди?
- Сынок, я и сам не знаю, познакомимся с дядей, тогда и спросим у него, - отвечаю сыну.
Первым подошел сосед, видимо и ему надоело взаимное наше молчание:
- Да, техника у вас желает быть лучше. Надежным и удобным в эксплуатации всегда был и остается по сегодняшний день, мотоцикл “Урал”, вот это действительно техника,- просветил нас сосед в комбинизоне:
- Давайте знакомиться, Александр, бывший мотогонщик, а сегодня владелец первой иномарки в нашем городе. Мой “Опель” хоть и староват, но пока работает как часы, особых хлапот я с ним не знаю.
- Игорь, - протягиваю руку знакомства с Александром, - работаю электроником на вычислительном центре ЦСУ  СССР,  подчиняемся Минску. Мы с сынишкой впервые видим иномарку, если можно, покажите нам машинку по подробней.
Подходим к симпатичной машинке, Саша открывает капот, рассказывает о дизельном двигателе в 120 лошадиных сил, раскрывает двери салона, все смотрится очень красиво, необычно по сравнению с нашими легковыми машинами. Аппарат ему пригнал друг из Германии. Они вместе работают на Севере Тюменской области, качают нефть на буровых вышках. Живут там постоянно, домой приезжают только на время отпуска.
Так началась моя многолетняя дружба с Александром Бедрицким, “Сашей Северным”. До 1991 года, в течение шести лет, мы общались с ним как мотоциклист может общаться  с суперводителем иномарки из Германии. Несмотря на большую разницу во владении транспортных средств и обладании материального достатка, Саша вел себя запросто, без всяких амбиций на превосходство по уровню жизни. 
 Наступает лучшее время года, когда весна переходит в лето. Размышляя о предстоящих работах на дому,  смотрю  едет Саша. Сообщаю ему приятную новость, что жена с братом и отцом готовятся к поездке в Германию, там живет брат моего тестя. Возможно от туда вернуться на машине, мне приказано продать мотоцикл “Днепр,” а деньги беречь на оплату пошлины в Бресте, когда будет происходить растаможка. Посоветовал покупать машину “Фиат” зарубежного выпуска, так будет дешевле покупать запчасти и, они будут подходить от наших “Жигулей.”  Света, брат её и отец улетели из Ленинграда двадцатого декабря 1990 года, а вернулись одиннадцатого января 1991 года. Это событие перевернуло мою жизнь в лучшую сторону как эпохальное событие. Наша семья сразу разбогатела и осчастливилась на двадцать лет пока не состарилась машина. Мы с шиком ездили на дачу и по городам Беларуси. Дети не могли нарадоваться этому чуду “FIAT - 132A”. Уже тогда иномарка была большой редкость и со многими новшествами - электроподъемники стекол, рулевая колонка регулировалась, ветряки вмонтированы в кузов, т-образный двигатель инжектор, объем два литра, бензин.  Наши дорогие родны Светлана с братом Сашей подъехали к дому около одиннадцати часов вечера, шел декабрьский дождик в Беларуси. Саша очень уста за дальнюю дорогу, что еле поднялся в квартиру на пятом этаже. Затем мы дружно начали разгружать машину - Лена, сестра Светы, Руслан, муж Лены, я и наши дети. Таскали в квартиру около часа по времени множество всего - одежда, продукты, обувь, постельное белье. Все разбирали до глубокой ночи. Уселись на пол и стали пить  вино с конфетами. Пол завален вещами, стол завален продуктами и конфетами. К утру все разделили на три кучи. Пока наши находились в Германии с нами жила Наташа, жена Саши из Воронежа, с сыном Ваней и дочкой Машей. Компания наша сделалась дружной, вечерами читали книги, дети рисовали, играли в экономические игры, интернета тогда еще не было. Я вел дневник “Развитие мысли и дела,” много конспектировал русских классиков, особенно Л. Н. Толстого и философов. Жаль, что я тогда еще не начал писать, все не верил в свои возможные способности. Раз появилась машина надо идти на курсы водителей. Началась моя вечерняя учеба в автошколе у старого автовокзала на улице Белинского. Время пришло золотое, интересное, появилось много друзей водителей. Проучился всю зиму 1991 года с января по май до 15 числа, до дня сдачи экзамена и вождения. Все сдал с первого раза и был на вершине счастья. Не дожидаясь окончания курса, с сынишкой Дениской пришли в гараж восьмого марта, я выкатил машину, сынок предложил давай папа прокатимся. И я рискнул. Утро начла девятого часа, стоит легкий морозец, асфальт свободен от снега, гололеда нет и мы поехали. Подымаюсь в горку при выезде на дорогу от селикатного завода, легко нажимаю на кигстартер, машина очень приемистая, рвется вперед, меня прижимает к спинке сидения, душа поет, включаю магнитофон, звучит немецкая мелодия “Бабилон” голос мужчины баритон очень приятный, нас заворожило качество звучания Японского магнитофона. Проехали до тридцать восьмого магазина и обратно, ГАИ нас не обнаружило. Возле гаража еще долго слушали завораживающую музыку. Домой летели на крыльях радости сообщить маме, Уле и Настеньке о том, что мы успешно прокатились, наша машинка “зверь”. Но больше я не рискнул выезжать без прав водителя.
На протяжении всех лет езды с 1991 года и до полной остановки двигателя в 2014 году машину ремонтировал и переваривал весь тракт глушителя Александр Бедрицкий. Мне не надо было бегать кого-то искать, сварка полуавтомат, металл и все инструменты находились в гараже в блоке напротив меня. Это экономило время, а главное нервы и силы. Мы работали с ним спокойно не торопясь в свое удовольствие. Я неоднократно был у него в гостях по улице Лепешинского. Квартира на втором этаже с хорошим обзором улицы и прилегающего двора. Особенно хорошо отдыхали у него с апреля по конец мая. Это время остановилось для меня. Жарить во дворе шашлыки, потом пойти на балкон и посидеть в спокойной уютной обстановке. Но вот наступили последние годы, кода Саша посадил свой посольский “Форд” когда ехал ночью из Витебска. Ехал на пониженной передаче и перегрел двигатель. Быстренько его продал по дешевке, лишился своей главной радости водителя. Новую или другую машину купить не смог. Начались бессмысленные загулы, дело дошло до продажи квартиры и жил у друзей в Грязиловке, окраине города. Однажды на майские праздники зашел в свой двор, друзья жарили шашлыки, пригласили к совместной трапезе. Пошли за добавкой, а Сашу оставили костровым дожарить последнюю порцию шашлыков. Он не утерпел решил попробовать готовность мяса, кусок оказался большим и он подавился им  и, умер от асфикции. Так не стало нашего общего друга для многих моих соседей по гаражу. Лишились хорошего сварщика, специалиста по ходовой части  и знатока тонкостей дизельных двигателей. Но мой инжектор фирмы  “BOSCH” оказался очень сложным в ремонте. Минск мне ответил, что ремонтируют машины не старше десяти лет. Так я оказался отрезанным от столичной сервисной службы “FIAT”, а обращаться к местным знатокам не имела смысла - у них нет приборов по диагностике инжекторных двигателей. Круг замкнулся, машину пришлось продавать вместе с гаражом, разбирать её на запчасти у меня не хватило сил и мужества коверкать красивую вещь. Так и я оказался лишенным транспортного средства. Жизнь для меня остановилась, ремонтировать нечего, походы в гараж прекратились. Я пересел за письменный стол и начал “творить”  малую прозу - писать рассказы, очерки, занимательные истории о прожитой жизни. С большим трудом вышел на литературный портал “Ridero.ru” где можно самому издавать книги, а продают их сами владельцы этого сайта, плюс партнерские книжные интернет-магазины. Многое дали литературные конкурсы разного назначения, жюри объективно оценивает труды начинающих писателе, это важнее чем отдельны отзывы читателей на портале “ПРОЗА.РУ”. Это как хранилище литературных трудов писателей.
Вспоминается 1999 год, когда наш блок оказался без электрика, возникла угроза отключения от сети, а приближалась зима, на дворе стоял октябрь. Звонит мне на работу сосед первого гаража, начальник отдела из городских сетей, Кахно Вячислав и говорит:
- Игорь, может ты согласишься поработать на пользу всем нам, а то точно останемся на зиму без тепла и уюта в гаражах. Надо-то всего-навсего сдать экзамен на допуск в Энергонадзоре. Подумай для пользы дела.
Проходит какое-то время, мне нужно увольняться с железной дороги, рядовой должности электромеханика АСУ “Экспресс” по продаже билетов. Появилась возможность пойти на завод в электроцех, на должность энергетика, вести три цеха. Но здесь на допуск экзамен надо сдавать во внутри заводской комиссии, в составе главного энергетика, начальника электроцеха, председателя профкома и инженера по технике безопасности. Сама жизнь меня подвела и вести наш гаражный блок. Звоню Вячиславу Григорьевичу, даю согласие на обслуживание блока. Вначале оформляюсь на заводе, потом еду в Энергонадзор, проходить там проверку знаний Правил “ПТЭ и ПТБ при эксплуатации электроустановок потребителей”. С ноября 1999 года и до момента продажи гаража в 2014 году я сопровождал наш блок. Конечно, не всегда удавалось вовремя собрать деньги с владельцев  гаражей за потребленную электроэнергию, приходилось рассчитываться в Энергосбыте своими деньгами, а потом ходить с шапкой и собирать взносы с неплательщиков. Нервы потратил себе изрядно за эти 15 лет “работы на пользу Отечества”, но зато в гаражах всегда был свет, тепло и уют пребывания на заветной территории нашей внедомашней жизни и свободе, а это дорогого стоит, что и говорить! А иначе для чего мы живем, если сами себя не можем обеспечить должным комфортом и уютом!
На протяжении всего времени вселения в гаражи двух блоков девятого и десятого с 1984 года меня свела дружба с земляком Сибиряком из Томской области Виктором Сергеевичем Всяких. Уйдя на пенсию он работал на автовышке на “Спецатобазе” где и я работал главным энергетиком. Он частенько выручал меня при ремонте тормазной системы и замене колодок. Это тонкая процедура прокачки всей системы и подгона колодок в барабаны заднего моста. Без навыка в таком деле невозможно добиться правильного торможения и одновременности юза задних колес. С помощью и советом Виктора такой ремонт проходил на должном уровне и оперативно. Выезжая  знал о надежности тормозов и с благодарностью вспоминал участие  Виктора в таком важном ремонте. Жизнь шла своим чередом. Нами была проделана реконструкция ввода электросети в моем девятом блоке. Заменили провода и каблировали ввод в щит учета. Ввод и сегодня смотрится хорошо, оставили после себя доброе дело на пользу всем. Я не ездил на малую Родину с 1969 года, поселок Заводоуспенское, Тугулымский район, Свердловской области. Виктор посещал Сибирь регулярно, впечатления о тех местах тяжелое - все развалено и ничего не работает,  сказал, что больше туда не поедет, впечатление удручающее.  Значит и мне там делать нечего, хватит рвать нервы  по написанию прошений Властям помочь выжить моей Родине. Никому ничего не надо, в бардаке жить легче. Если случалось посидеть на праздник у Виктора всегда находились отменные соленые грибки. Это исконно народный сибирский деликатес с отваренной картошечкой в любом виде горячей или холодной со сметанкой, затем шли воспоминания о изобилии разных грибов в Сибири.  Уходит в прошлое золотое время общения с гаражными соседями, вспоминается только хорошее и приятное, иначе бы эти строки не писались.

04.09.2021.  Игорь Назаров  / Игорь Сибиряк /.
 


Рецензии