Рассказы из детства. Крепость

Пришла зима, морозная и в то же время снежная. Сугробов намело в огороде под самый верх забора, огораживающего территорию со складскими помещениями. Не помню, что за предприятие базировалось тогда там, то ли «Заготконтора», то ли ещё какое, но помню, что очень много земли просто пустовало.
       Я проснулся рано. Не спалось, ведь ещё вчера договорились с Димкой Малышевым, соседом по огороду, что строить крепость будем с тайными проходами в сугробах. Наст уже крепкий и наш вес легко выдерживает, не проваливается.
       Встаю, бегу умываться, после чего достаю из холодильника банку с молоком, и большой столовой ложкой размешиваю сливки, собравшиеся сверху.  Бабуля говорила мне, что так нужно делать всегда, для того чтобы жирность в молоке равномерно распределить. Бабушка заботливая была, обо всех думала. Бывало нет, нет, да напомнит мне, мол, о маме нужно думать, а то вы все сливки выпьете, а там лишь вода останется одна. «Поэтому внучок, хорошенько разбалтывай молочко, нехай и мамке жиринка перепадёт. Она и так худэнька, глянь, яка», – говорила по-украински.
      Отрезаю кусок вкусного, свежего хлеба, который мамуля с утра успела купить в ближайшем магазине, и с аппетитом ем. Как вкусно! А если ещё медку добавить сверху на хлеб, так вообще объедение! Как говорится, за уши не оттянешь. До сих пор, когда вспоминаю, слюнки текут!
       Всё, дело сделано, поел. Ну, теперь вперёд! Потеплее одеваюсь и в огород. Открываю дверь, ведущую на территорию огорода и тут понимаю, что вынужден закрыть глаза, потому что не могу смотреть. Больно. Что это? Пытаюсь осторожно приоткрыть глаза и чувствую, как через ресницы проникает яркие лучики света, которые отражаются от снежного наста и светят так сильно, что на снег сразу без привычки смотреть нельзя. Но постепенно глаза привыкают, и необходимость щуриться отпадает. Терпимо. Какая красота вокруг! Это же не снег – это чудо! Блестит, как бриллианты! Сибирское сокровище! Происходящее будоражит моё детское сознание, и я начинаю погружаться в мир своих фантазий. Вот уже не понимаю, где реальность, а где выдуманное. Передо мной всплывают образы из прошлых событий, которые я смог представить. Эти видения выглядят очень реалистично, ведь они основаны на сформировавшихся к этому времени мировоззренческих познаниях. Их оказалось уже достаточно, чтобы голова, точнее мой мозг нарисовал фантастические события, которые ожили перед моими глазами, и я в них принял непосредственное участие. Необыкновенный мир иллюзий! Иногда он переплетает совсем нелогичные события с реальностью. Чудеса! Но это придуманный мир мой. Я в нём живу! Значит он существует! И я в это искренне верю!
       Сквозь дымку вижу бой. Как наши бойцы отстреливаются от фашистов. Им тяжело. Много раненых, но наши не сдаются. Самоотверженно сражаются: стреляют, кричат, с ненавистью бросаясь в атаки. Патроны на исходе, так же, как и силы, но смелости русским не занимать. Они дерутся до последней капли крови. Немцы в ужасе, не понимают, как это нашим бойцам удаётся идти без страха на верную смерть. Даже если в руках только нож, наш солдат не сдастся врагу, будет зубами рвать, но не преклонит колено, не покорится ни за что. Очень быстро передвигаясь с места на место, бойцы пытаются выжить в неравной схватке.
       Неожиданно бой прерывается. Я понимаю, что какое-то время стою и просто смотрю вперёд на сверкающий снег, продолжая додумывать только что промелькнувшие в голове события. Словно являясь невольным участником, присоединяюсь к сложившейся ситуации. Итак, атака немецких захватчиков отражена, нужно готовиться к следующей. Для этого необходимо срочно приступить к строительству оборонительных сооружений, а может и более серьёзного укрепления – крепости.
       Для начала вооружаюсь лопатами. Без них ничего не получится. Строить так строить. Выбираю самые большие и тороплюсь к самым высоким сугробам, чтобы начать копать. Первая попытка с ходу набрать снега обречена на неудачу. Сильно крепкий наст, а лопаты подборочные деревянные. Гнутся и готовы сломаться. Наст не поддаётся. «Не то», – подумал я. «Да ну, не может быть!» – говорю сам себе. Там наши гибнут, а я помочь им не могу. Продолжая фантазировать, обращаюсь к самому себе. «Ну вот, построил!» – огорчаюсь. Позвать кого-то на помощь? Не тут-то было. Во-первых, кому это надо? Во- вторых, это буду не я, если не справлюсь с намеченным делом. Да ещё и Димка пока придёт, нужно успеть самому что-то сделать, чтобы перед товарищем выглядеть достойно. Он оценит и подхватит идею.
      Тут меня осенило! Вспомнив, что в углярке (место, где хранится уголь) есть железные лопаты, побежал быстро за ними. Забегаю во двор. Вот они, на месте. У нас вообще-то все инструменты всегда на своих местах находятся, уж больно тщательно папа за порядком следит. Попробуй только не положить инструмент или инвентарь на то место, где взял, конец, можно затрещину получить.
       «Вот этот инструмент в самый раз!» – подумал я, наваливаясь всем телом на штыковую лопату. Процесс сдвинулся с места. Наст стал отламываться кусками и вскоре получилось довольно приличное углубление в сугробе.
       Тут внезапно, как по волшебству, появилась фигура друга.
       «Привет, Сергей!  Как дела? Смотрю прикольно получается! Расскажи, как ты тут всё запланировал вырыть?» – обращается ко мне с нетерпением Димка. Бросив копать, вылезаю из ямы, и с восторгом начинаю рассказ о своих видениях, не забывая, конечно, о намеченных воплощениях задуманных идей. С детским восторгом он слушает меня и по нему видно, как его лицо заинтересованно меняется, включаясь в будущий процесс. Самому придумать такое ему сложно, ведь он младше меня и поэтому легко подхватывает мою версию дальнейших событий в нашем огороде.
       «Ну ладно, давай я покопаю», – говорит мне Димка и берётся за черенок лопаты, который великоват для него. Подолбив немного снег, он быстро охладевает к такому занятию. Заметно, что ему очень тяжело бороться с настом, хоть и не показывает виду.
       Мне становится скучно смотреть на всё это, и я с лёгкостью нахожу выход из ситуации.
       «Слушай», – говорю ему. «А у тебя дома есть хорошая лопата?»
       «Есть, конечно есть, – отвечает он. Сейчас принесу». Уходит. Тем временем я продолжаю копать. Через некоторое время Димка появляется и тянет за собой огромную железную лопату. Видимо, с углярки.
       «Вот, смотри, класс!» - кричит из далека.
       «Да уж, класс», - иронично произношу. «Боюсь, что от такой лопаты у нас животы завтра болеть будут. Это точно», - завершаю реплику.
       Тут появляется отец Дмитрия, дядя Володя, и предлагает помочь нам. Подходя, берётся за свою огромную лопату. Работа закипела. Надо отметить, что дядя Володя был довольно сильным мужчиной и с его помощью наша крепость быстро приобрела задуманные очертания. Немного поработав, он ушёл домой, сославшись на домашние дела, но его помощь ускорила процесс строительства нашего оборонительного укрепления.
       Передохнув, мы решили разделиться, предполагая, что так будет быстрее, и стали рыть тайный проход к крепости навстречу друг другу. Какое счастье оказалось встретится, когда проход был прорыт. Восторг, несмотря на пот и сильную усталость. Дав эмоциям волю, мы незаметно перевели основную деятельность в новую реальность, а точнее, в игру. Почему-то все мальчишки в то время играли в войну. Конечно, всем хотелось победить. Вот и мы увлеклись борьбой против фашистов, пусть даже вымышленных, но ведь нам так хотелось стать героями. А больше всего я мечтал стать разведчиком.
       Хорошая крепость, удалась на славу, но только есть недочёты. Да к тому же у нас нет оружия и поэтому тяжело от фашистов отбиваться. Не успели на крепость установить бойницы и укрепления. Очень мало секретных ходов и лазов, поэтому сложно обманывать соперника. Как быть? Решение не заставило себя ждать. Нужно изготовить орудие для борьбы с интервентами и продолжить строительство укреплений, а ещё пригласить друзей, чтобы реально было с кем воевать. Так будет интереснее. «Да! Здорово!» – с восторгом восхищались мы.
       Но тут наши мечты нарушила моя мама, которая пришла с работы и позвала домой: «Сергей, хватит играть, иди покушай, отдохни, да погрейся. Холодно на улице, уже вечереет. Завтра продолжишь своё занятие». С мамой не поспоришь. Прощаясь с другом, договорились на завтрашний день доделать всё задуманное и, конечно, об оружии подумать, где его взять. Разошлись по своим домам, забрав с собой орудия труда.
       Расставив во дворе лопаты по своим местам, тщательно обмел себя веником на крыльце с головы до ног. Зайдя за порог в доме, стал раздеваться сразу, у двери, так как весь оказался мокрым. Ещё бы, целый день в сугробах провёл. Немудрено, что намок. Мама эмоционально спрашивает меня: «Ты хоть ел сегодня что-нибудь?»
       Отвечаю: «Да мама конечно, молочко пил».
       Мама: «Молочко пил. Когда это было? С утра? Неужели нельзя перерыв на обед сделать? А блинчиков я кому с утра напекла?». Мама видимо не понимает, что, если я приду обедать, папа может озадачить меня какими-нибудь делами и тогда пропала наша идея с крепостью, строительство придётся отодвигать на неопределённый срок.
       «Мы там, мам, это, крепость строим», – отвечаю.
       «Крепость, крепость. Всё воюешь! Замёрз поди, как цуцик!» - с умилением говорит мамуля.
       «Да нет, жарко!» - тут же выпаливаю как из ружья.
       «Ну ладно, садись, супчику похлебай, да чаю горячего с мёдом, чтобы не заболеть», – нежно с заботой произносит мой самый драгоценный человек на свете.
       Утро. Не успев открыть глаза вскакиваю, но ловлю себя на мысли, что умываться и кушать надо потихоньку, чтобы, не дай Бог, не разбудить папу. А то он и так вчера ворчал, что я по дому не помогаю. Точно заставит делать то, что мне не по душе. Умеет озадачивать разными поручениями. Нет, это не в моих интересах, тем более там в огороде такая грандиозная стройка простаивает. Тихонько умываюсь. Достаю банку с парным молоком. Беру ложку, чтобы размешать ещё еле заметные сливки и тут допускаю оплошность. Размешивая молоко случайно стукнул по внутреннему краю банки. Ну всё! Даже зубы стиснул. Сейчас проснётся отец и не пустит никуда. Пропали мои планы. Затаился. Прислушиваюсь. За шторками в спальню тишина. Ох! Пронесло! Сажусь тихонько на деревянный стул, так, чтобы он не скрипнул и приступаю уплетать всё тот же свежий хлеб и молоко. Мм-м! Объедение!
       Закончив с питанием, быстро одеваюсь и незаметно исчезаю за дверьми. Здорово! На некоторое время я свободен, как ветер в поле! А если повезёт, то и на весь день. Так, теперь к осуществлению задуманного. Прежде всего думаю, где взять оружие? Конечно, изготовить самому. Просить у родителей купить, так их не дождёшься, а воевать хочется сейчас. Захожу в летнюю кухню, через неё в гараж к папиным инструментам. Вот то, что нужно: большой острый нож. Далее нахожу в дровянике подходящее бревно. Беру топор. Откалываю необходимых на мой взгляд размеров толстую щепку. Вот из этого буду строгать себе деревянную финку. Приступаю к работе. Из соседнего дома через калиточку во внутреннем дворике вдруг появляется моя любимая бабуля.
       «Что, внучок, опять мастеришь что-то?» – спрашивает. «Ты прям, как дед твой, тот тоже всё что-нибудь делал. Ох, работящий был», – продолжает.  «Смотри аккуратно строгай, не спеши, самое главное пальцы себе не отрежь, да не поранься», – заботливо даёт наставление.
       «Нет, нет, бабуля, не переживай. Я справлюсь, ведь мне уже 6 лет», – убедительно отвечаю бабушке, чтобы не получить запрет на свою несанкционированную деятельность.
       «Ну ладно, смотри, внучок, чтобы всё было хорошо», – уходя к себе во двор, говорит бабуля. «Какая все же у меня бабушка молодец», – думаю я и продолжаю строгать.
       Ай, блин! Порезался. Вот незадача. Нагорит теперь от родителей, а ещё и бабусиным доверием злоупотребил. Что же делать? Главное, не ныть. Беру чистый снег, потираю рану. Ещё и ещё, до остановки крови. «Ну вот, ничего страшного, до свадьбы заживёт!» – подбадриваю себя, проговаривая пословицу, услышанную от взрослых, и продолжаю строгать. Кровь ещё немного проступает из раны, иногда окрашивая в красный цвет мой будущий нож, но, не обращая внимания, я снимаю щепку за щепкой. Вот уже из моей заготовки выходит довольно узнаваемое грозное оружие.
       Финка готова! Кровь перестала сочиться.  Можно идти к крепости, там еще много дел. Да и смываться пора со двора, пока папа не вышел, а то он обязательно найдёт, за что на меня наворчать. К примеру, за то, что взял без спроса ножик в его инструментах; за щепки, наструганные во дворе в неположенном месте; за полученную рану и. т. д. Беру проверенные лопаты и с новыми силами рвусь устранять недоделки в укрепительных сооружениях.
       Открываю дверь в огород и вдруг меня снова захлёстывают фантазии на тему войны. Вновь вижу танки, повсюду сражения, крики, взрывы. Очевидно, что моё эмоциональное состояние подпитывается рассказами реальных людей, ветеранов. Их истории навсегда останутся в моей душе, ведь они не вымышленные, а реальные, от фронтовых солдат, которые видели войну и прошли через годы ада. Жаль, что о своих подвигах они не любили рассказывать, а хотелось бы услышать. В основном, носителями этой информации были два человека: наш сосед Николай Моциенко и мой двоюродный дед Николай Соломатников. Для меня они – герои, преданные своей отчизне и народу.
       Продолжая развивать свои представления о давно прошедшей войне, я начинаю погружаться в вымышленные события, и у меня возникает непреодолимое желание помочь выиграть схватку. Победить любой ценой, не жалея собственной жизни. И вот я уже на созданных нами укреплениях. Со мною деревянный нож. Берегитесь немцы, теперь меня непросто одолеть. Не замечая ничего вокруг, я вовлекаюсь в игру с собственной фантазией. Вот          надвигается танк противника. Я прячусь в окоп, жду, когда проедет грозная рычащая машина. За ней – фрицы. Берегитесь, фашисты, вас я не пропущу. Начинается схватка, которая длится долго. В ней мне даже наносят ранение, но всё же из последних сил я сумел уничтожить врага. «Ура! Мы победили!» – с восторгом кричу.
       Появляется друг. Спрашивает, против кого я так рьяно воюю. Начинаю рассказывать о придуманной мной схватке. Показываю ему своё реальное ранение, поясняя, что бои тяжёлые. Немцев тьма. Борьба не на жизнь, а на смерть.
       «Ну ничего себе!» – восторгается Димка. «Давай ещё против немцев повоюем», – взахлёб звучит его голос.
       «Давай!» – отвечаю. И понеслось! Кстати, ему папа из дерева автомат смастерил. Это сила! У нас есть оружие защиты. Теперь сражения пойдут на славу! Налепили из снега гранат с лихвой. Ждём наступления. Вот они! Держитесь, гады! И пошёл бой за боем, часа на два. Пока мы не наигрались и не вспомнили, что хотели ещё укрепления достроить. После небольшого отдыха от игры, решили немедленно заняться намеченными делами. Радуясь прорытым тоннелям в сугробе, с энтузиазмом взялись строить из наста укрепительные сооружения. Строили долго, пока опять нас не разогнали по домам наши мамы. Они уже не по одному разу заглядывали в огород и звали домой. Наконец мы поняли по раздражительному голосу наших родителей, что пора реально расходиться. Договорившись по возможности встретиться завтра, мы поплелись в разные стороны, надеясь, что завтрашний день принесёт ещё больше впечатлений. Тем более наступал выходной, и к нам, скорее всего, смогут присоединиться друзья, которые уже ходят в школу. «Вот будет битва!» – в предвкушении думал я, пока плёлся в свой двор, еле волоча уставшие, ватные ноги. Но какие все же лопаты тяжёлые…

Фото с сайта: shatilov.com

Продолжение следует...


Рецензии