Программа. Структура занятия. Слова

Начало тут: http://proza.ru/2021/05/01/452

Предыдущая часть: http://proza.ru/2021/09/02/513

                6. Слова

Выбор лексических единиц для изучения в течение каждого урока, обусловлен тремя основными факторами:
Частотностью
Тематикой
Фокусировкой на изучаемом звуке/звуков иностранного языка

Если мы используем в качестве основы урока поэтические, музыкально-поэтические произведения, отрывки из фильмов, пьес и т. д., возникает четвёртая составляющая выбора слов для изучения.

Перед тем как писать программу, я составила словарь из чуть более трёхсот пятидесяти лексических единиц, обязательных к изучению, руководствуясь именно этими тремя означенными выше составляющими.

Этот базовый словарь, в свою очередь, был мной организован в четыре списка:
Алфавитный, на двух языках;
Тематический;
Звуковой;
Морфологический

Такое распределение материала поможет и мне, и студентам быстро ориентироваться в процессе нахождения нужного слова, и отслеживать результаты усвоения материала, оценивая различные их аспекты.

Этот “базовый” минимум первой ступени всегда может быть дополнен лексикой изучаемых в течение урока художественных произведений. А также самостоятельными исследованиями студентов в процессе изучения языка. Поэтому, при издании пособий необходимо предусмотреть пространство для такого дополнения.

Как изучать слова? Я не сторонница визуальной демонстрации изучаемой лексики на начальном этапе. Приведу свои аргументы:
студенты ещё не умеют читать и, скорее всего неправильно прочтут незнакомые иностранные слова, в памяти же закрепится это неверное произношение слова и будет затем постоянно всплывать ненужной помехой;
для человека естественные пути восприятия информации всегда оказываются более эффективными, чем искусственные. Мы сначала слышим звуки речи, в том числе родной, и только затем у нас возникает потребность их обозначить на письме и научиться распознавать символы - читать. Такого же рода процесс представляется мне оптимальным и в случае изучения иностранных языков,(кроме “мертвых”, разумеется, там все несколько сложнее обстоит);
современный мир перенасыщен визуальной информацией и мозг не обрабатывает её тщательно, отправляя в пространство кратковременной памяти и своевременно избавляясь от неё как от ненужного хлама;
современный человек искусственно визуально ориентирован и по-сути становится инвалидом в смысле аудиального восприятия мира, которое требует иной скорости восприятия, внимания, иной, развитой чувственности и воображения - то есть именно тех качеств, которые и делают нас человеками, это ещё один важный аргумент в пользу высказанного мной тезиса

В своём опыте обучения, я следую правилу “десяти соприкосновений”:

услышать слово в контексте,( в идеале, произнесенное носителем языка);
услышать слово вне контекста;
повторить беззвучно и предположить варианты перевода;
перевести и выстроить ассоциативную связь;
произнести по звукам;
показать на фонологической карте;
записать используемыми звуковыми символами,(я использую цвето-фигурные композиции);
узнать среди написанных письменными символами слов;
записать письменными символами изучаемого языка;
произнести/ произнести в контексте ,(на продвинутом уровне).

Количество изучаемых лексических единиц зависит от состава группы, но (!) ориентироваться стоит на “слабейшего”. Увеличивать же объём изучаемых слов нужно постепенно, уделяя на каждом занятии время, для повторения в игровой форме и в форме упражнений, изучаемого материала. Память подвержена процессу тренировки и укрепления в любом возрасте. Мной это проверено на возрастных (84-86 лет) студентах, благополучно изучавших новый для них Русский язык.

Работая со словами, мы ставим задачей их правильное произношение, а не механическое запоминание. Память активизируется автоматически, если сместить акценты на другие аспекты восприятия. Тем более, что в следующей опции занятия, изученные и проработанные лексические единицы мы будем активно использовать в синтаксических моделях-паттернах.

Эта опция урока может занимать 20-25 минут, и после неё хорошо устроить небольшой перерыв-чаепитие, который можно аранжировать тематически.


Рецензии