Шахматы

Этюд № 4

Шахматы
(Метафорическая минипьеса)

Действующие персонажи и объекты:

Игрок в чёрном (Мастер Чёрный) – играет белыми фигурами;
Игрок в белом (Мастер Белый) – играет чёрными фигурами
Столик (стол) между игроками, на нём шахматная доска с фигурами.

Сверху нависает лампа-прожектор, заключая в ровный круг холодного света участников действия. Вокруг этого пятна полная темнота.

Мастер Чёрный делает ход, поправляет указательным пальцем очки, и опирается подбородком на кисть. Рука локтем на столе.

Мастер Белый ухмыляется и громко замечает:

- Что ж, сегодня Вы играете белыми, и первый ход за Вами. Но…довольно ожидаемо, коллега! Что ж, наверное, и мой ответ будет для Вас предсказуемым. Принимайте! – и делает свой ход.

Мастер Чёрный хмурится, словно это застало его врасплох. Наступает длительная пауза. Он что-то сосредоточенно обдумывает. Мастер Белый улыбаясь закуривает длинную сигарету, и выпускает струю дыма в потолок.

- Что то Вы призадумались, коллега? Неужели я Вас поставил в тупик очевидным ответом? Вы же тысячи раз играли такие комбинации, и у Вас, я уверен, припасены тысячи же вариантов. Что же Вас поставило в тупик? – чуть ехидно продолжил Мастер Белый, периодически затягиваясь и пуская сизые колечки дыма.

Мастер Чёрный покачал головой и, не отрываясь взглядом от доски, негромко ответил:

- Дело в том, коллега, что я пытаюсь мыслить стратегически на глубину возможного развития событий. Первые шаги – самые важные. Казалось бы, что тут сложного, все фигуры на доске, все ровно пока? Но…каждый раз всё равно происходит по-разному. Вот сегодня я начинаю первым, вы обороняетесь, что для Вас несвойственно. Неужели Вы не волнуетесь? Ведь защита – это великое искусство, ну а Ваш конёк – атака по всем фронтам. Вы настоящий кудесник атаки. Как сегодня пойдёт, ведь атакую я? И, как правильно Вы заметили, вариантов масса. А я хочу выиграть. Хотя результат у нас с Вами, если посчитать за всё время, примерно поровну. Не так ли?

Мастер Белый, всё также ухмыляясь, хоть ухмылка чуть поблекла, а во взгляде появился холод и раздражение:

- Своей патетической речью Вы пытаетесь заставить меня чувствовать себя недалёким персонажем, с комплексом неполноценности в виде нарциссизма и гордыни. Забавно… Да, конечно же, атака с первого хода – это мои сильные стороны. Считаю, что соперника всегда нужно ставить в положение обороняющегося. Навязывать свою игру, свой план, свою волю. Хотя Вы правы, обороняться мне не привычно, игра чёрными тоже. Но…поверхностность мне всё же не свойственна, коллега, и Вы это также прекрасно знаете. Будем считать, что Вы пытаетесь меня выбить из колеи. Не получится, сударь, я же Мастер Белый. Мастер, а не подмастерье! Мои знания и опыт – моя защита. К тому же ещё вся игра впереди, поглядим, кто ещё будет скоро атаковать, хе-хе…

Мастер Чёрный неожиданно делает ход, и откидывается на спинку стула. Поправляет очки и еле заметно улыбается. Кажется, он доволен собой. Мастер Белый выпускает целое облако дыма, словно пряча в него своё удивление. Он удивлён.

- Гм, х-мм.. Однако… И всё-таки Вы меня снова удивили. Мы столько с Вами за всю жизнь сыграли партий, но…каждый раз Вы находите возможность и варианты это сделать.

Мастер Чёрный закинув ногу на ногу, удовлетворённо покивал головой, продолжая едва улыбаться. Впрочем, Мастер Белый не заставил его долго ждать, он всегда действовал быстро, но расчётливо. Он сделал свой ход. Больше игроки не обменивались репликами, началась напряжённая игра. Мастер Белый периодически закуривал новую сигарету и пускал клубочки дыма, которые медленно уплывали сизыми облачками ввысь к источнику света. Фигур на доске становилось всё меньше и меньше. Активно шли размены. Атаки сменялись переходом в защиту. Но всё-таки и в этот раз Мастер Белый, несмотря на то, что играл чёрными, атаковал ярче и, казалось бы, бесшабашней. Мастер Чёрный, хотя и играя белыми, по привычке играл глубоко от обороны, но его неожиданные ходы и комбинации разрушали атакующие действия Мастера Белого и заставляли того периодически отступать.

- Кажется, мы в эндшпиле вышли с Вами во взаимный цугцванг, коллега? – спокойным тоном прервал тишину Мастер Чёрный, поправив очки, съехавшие на кончик носа. 

- Да уж, коллега. И в этот раз мы снова скатились к ничейному результату. А вы друзья как не садитесь,…как говорится в одной известной басне, - с досадою ответил Мастер Белый и закурил очередную сигарету.

- Не расстраиваетесь, коллега. Сколько мы с Вами знакомы? Вечность, как будто? Помните, в начале пути Вы серьезно меня били, пользуясь своим преимуществом в знаниях и опыте? Используя отчасти магию своего знаменитого имени. Но всё течёт, всё меняется. Да и я не стоял на месте, учился, искал свой путь. И вот результат: я забыл, когда в последний раз проигрывал Вам Мастер Белый. Число наших выигрышных партий почти сравнялось. А сейчас мы с Вами, в основном, играем ничьи. И неважно, какого цвета фигуры и кто ходит первым. Что ж, установился баланс. Кажется, наши силы равны? Может это и неплохо для мира? Ведь мы-то с Вами знаем, коллега, что он не делится на чёрное и белое, он многоцветен с кучей полутонов. Не правда ли?

- Очевидно, Вы таким образом предлагаете ничью? Спрятав предложение в очередной патетической эскападе?

- Как Вам будет удобно, Мастер Белый!

- Заметьте, не я это предложил! Что ж, принимаю!

- Какая разница, кто предложил, сути это не меняет. Надо смотреть в глубину. Хотя для Вас всегда было важно, как это выглядит и кто предложил. Вы мастер Белый любите внешние эффекты, подсветить, так сказать, обелить себя.

- А Вы, мастер Чёрный любите навести тень на плетень!

Игроки жмут друг-другу руки. Пятно свет скукоживается в размерах. Фигура Мастера Чёрного исчезает в тени. Мастер Белый выпускает струю сизого дыма в потолок. Свет гаснет.

Занавес.

11.12.20
ilay


Рецензии
Илай, не философствуйте о шахматах. Не ваш уровень. О пафосно дымящей сигарете, о о тени на плетень, о вселенной, о болоте в конце- концов.... не в теме . Цугцванг не бывает обоюдным, а только у того игрока-чей ход. ..Свет гаснет.

Алексей Тихомиров 3   30.11.2022 19:14     Заявить о нарушении
И вам всего хорошего! Спасибо за отзыв

Илай Илимар   30.11.2022 19:25   Заявить о нарушении
И если вы заметили, минипьеса вообще не об этой замечательной игре

Илай Илимар   30.11.2022 19:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.