Буровик-интеллектуал творческо-спортивного типа
Этюды о значимых людях
Георгий Львович
Лебединский
18 апреля 1936г. – 5 апреля 2013г.
В свое время, на своих лекционных занятиях по экономике и планированию геологоразведочных работ, незаурядный преподаватель доцент Александр Михайлович Васильницкий, причем нужно отметить кандидат геолого-минералогических наук (а не экономических), время от времени говорил нам студентам шестидесятых годов, что качественному составу научно-педагогических кадров наш сначала горный (, а потом выделившийся из него геологоразведочный факультет) Среднеазиатского политехнического института занимал ведущее, если не сказать, чуть ли не первое место, в Советском Союзе.
Нам такое утверждение педагога казалось невероятным, тем более, что официальной датой образования вуза считался 1929 год… В то же самое время возраст грандов геологического образования насчитывал порою не одно столетие ( Ленинград, Москва, Свердловск…Киев – «Матерь городов русских»...) Тем более, что годом образования родоначальника высшего геологического образования Ленинградский горный институт ( ныне Санкт-Петербургский горный университет ) было 12 ноября 1773 г.
Но на поверку дело обстояло именно так, как о чем ненароком, вскользь, говаривал наш серьезный и через чур говорильный ( порою даже с избытком) доцент, когда он на занятиях, в промежутках между своими строго экономическими выводами и рассуждениями, отходил от пунктов официальной программы, перескакивал на так называемый « преподавательский треп», точнее на « мысленную передышку» студентам перед новыми порциями сложной сухой, академической по сути, информации.
Знакомясь потом с официальными документами Истории вуза, мы узнавали , что организаторами учебного процесса и одновременно преподавателями являлись крупнейшие геологи страны - академики Д.В.Наливкин, Д.С.Коржинский, член.-корр АН СССР В.А.Николаев, профессор Д.К.Ланге, профессор А.С.Уклонский ( впоследствии первый академик АН УзССР, 1943г.) и попутно воспитанники их научных школ , представители уже Узбекской геологической науки академики республиканской АН Х.М.Абдуллаев ( член-корр. АН СССР), А.В.Королев, Г.А.Мавлянов, А.М.Акрамходжаев, Х.Н.Баймухамелов и еще группа высококлассных профессоров А,М.Магурдумов, О.И.Сергунькова, Я.С.Висьневский, Н.А.Никифоров, З.С.Ибрагимов, И.М.Мирходжаев, доцент З.М.Протодьяконова и др.
В аудиториях факультета неоднократно читал свои лекции такой гигант отечественной и мировой науки, как Александр Евгеньевич Ферсман…
Причина наличия такого количества великих имен связана, прежде всего, с Великой Отечественной войной, когда из европейских научных и учебных центров европейской части Союза эвакуировались крупнейшие ученые и специалисты страны. Одновременно Туркестанский край представлял прекрасный неосвоенный пока, слабо и малоизученный в геологическом отношении регион страны. Он представлял большой потенциал для нахождений здесь широкого круга полезных ископаемых. Именно на 50- 60 годы пришелся пик нахождения крупных месторождений полезных ископаемых ( золота, меди, вольфрама, редких, радиоактивных элементов, углеводородного сырья… да, пожалуй, практически всех наиболее ценных элементов таблицы Д.И.Менделеева ).
Флагманом технического образования был тогда именно Среднеазиатский политехнический институт, а наиболее популярными его факультетами был горный (впоследствии разделенный на горно-металлургический и геологоразведочный), туда-то в первую очередь стремилась попасть наиболее талантливая часть романтически-настроенной молодежи, проживающей в республиках Средней Азии и Южного Казахстана.
Выдающиеся ученые-геологи страны подготовили себе достойную смену, в лице более молодого поколения, из которых со временем выросли не менее замечательные специалисты .
После окончания войны гиганты геологической сферы снова вернулись на свои былые места (ленинградские: горный и государственный университет, а также в вузы Москвы и других российских городов ).
И тогда, вместо них, в аудитории и лаборатории вуза взошла новая поросль, воспитанная уже на ташкентской земле, которая продолжила славные традиции, заложенные их незаурядными учителями.
Среди них был и герой моего повествования Георгий Львович Лебединский. Как-то отвечая на вопрос журналиста сколько нужно иметь дипломов об образовании, чтобы считаться поистине интеллигентным человеком, то великий наш ученый академик Петр Леонидович Капица сказал: « ….ТРИ !!!». Изумленный журналист переспросил: « сразу ТРИ?!».
Нет, ответил лауреат Нобелевской премии, - ТОЛЬКО ОДИН, но чтобы он был у деда, отца и сына…
У Георгия Лебединского здесь всё было нормально и по самым тонким законам и правилам. Он был интеллигентом более, чем в трех поколениях. Особенно он гордился своим дедом- профессором Николаем Ивановичем Лебединским, тот был заведующим .кафедрой ГЕОДЕЗИИ и картографии в Среднеазиатском индустриальном институте, был по существу его научным и педагогическим лидером.
Своим дедом Георгий Львович очень гордился и неоднократно показывал мне многостраничные книги своего знаменитого родственника, Заслуженного деятеля науки и техники республики ….
По окончании школы, у него не стоял, как у многих других юношей и девушек, вопрос КУДА поступать, он знал, что будет учиться только на горном факультете, чтобы продолжить династию своих ученых предшественников.
Пройдя блестяще экзаменационные испытания ( в те годы на факультет был наибольшой конкурс, не то, что в 70-80 и последующие годы) он познакомился попутно с двумя незаурядными абитуриентами Анатолием .Пошенко и Львом. Думаревским, ставшими в последующие годы его лучшими друзьями. И вдруг они все трое оказались перед новым выбором (??!). Потому, что на геологоразведочном факультете Среднеазиатского политехнического института только что открылась новая перспективная специальность --- «Технология и техника разведки» и незаурядный педагог профессор А.М.Магурдумов уговорил лучших абитуриентов факультета поступать именно на эту специальность, где были повышенной трудности дисциплины по математике, инженерии, технике производства, и наук физико-химического направления ( для приготовлении бурового раствора при бурении скважин).
Вот так он и его новые друзья стали первыми студентами в республике и регионе учащихся на инженеров-БУРОВИКОВ, где он стал овладевать специальностью поистине дефицитной, когда свои знания и мастерство можно приложить в самых различных местах и сферах…производственной ЖИЗНИ, причем порой далёких друг от друга.
Выбор факультета обучения был связан ещё и с тем, что факультет находился сравнительно недалеко от их дома и попутно они жили вблизи от легендарного, одно время лучшего в городе, да и республике, стадиона «Динамо»( на нем в летом-осенью 1956 проводились тренировки и отборочные соревнования спортсменов сборной СССР, выезжающей на XVI летние Олимпийские игры в Мельбурн, Австралия ) , где Георгий регулярно и сосредоточенно тренировался. Он был попутно еще и незаурядным спортсменом - легкоатлетом, прыгуном в высоту. Да, что незаурядным, он был часто лучшим прыгуном в республике Узбекистан. Два раза он выигрывал чемпионаты малой страны, был победителем и призёром многих официальных и товарищеских встреч спортсменов Средней Азии и Казахстана. Был не единожды и рекордсменом республике в этом, весьма «тонком» виде легкой атлетики.
Впервые я увидел его в 1961 году на первенстве Уз ССР по легкой атлетике, на стадионе «Спартак», там он соперничал с нашим прыгуном из ДСШ молодым и тогда юным Василисом Дзимасом ( греком по национальности, каковых много было в нашем городе, ибо их родители бежали из Греции, когда там установился режим «Чёрных полковников»). Мы, ребята и девчата из городского ДСШ и ДСШ-Динамо вовсю поддерживали В.Дзимаса и старались помешать прыжкам чемпиона и рекордсмена Узбекистана Георгия Лебединского. Дзимас, (еще по возрасту был в сборной юношеской Уз ССР) тогда-то , с нашей помощью победил своего именитого соперника…прыгнул впервые для себя на 1.91см, а Лебединский взял только 188см., хотя до этого у него были прыжки под два метра.
Как потом нам стало известно, что Лебединский женился на известной прыгунье в высоту Валентине Баллод, которая в 1956 году выиграла 1спартакиаду Народов СССР у знаменитой Таисии Ченчик, с результатом 168см.
После рождения сына Васи я видел на стадионе «Динамо» ( наша спортивная площадка) погрузневшую после родов В.А.Баллод ( но уже Лебединскую).
С этой фамилией она и вошла в Историю легкой атлетики Узбекистана и Советского Союза, ибо участвовала в нескольких летних Олимпиадах (Мельбурн -1956, Рим -1960), где немного не дотянула до призового места ( не хватило ей спортивного опыта, тренер сборной Дьячков перетренировал её на предстартовых разминках, каждый раз требовал прыгать все выше и выше, с тем тренировочным результатом она могла стать призёром Олимпийских игр, лично я по себе знаю ( и всегда придерживался этого правила - перед соревнованиями отдыхать, не напрягаясь дня два-три). К этому мнению потом пришла и сама Валентина Александровна, когда выступала потом сама, и особенно, когда в роли тренера готовила своих подопечных к ответственным соревнованиям).
Как-то незаметно пролетели институтские годы, и как один из лучших выпускников специальности он был распределен в научно-исследовательский институт, знаменитый САИГИМС (Среднеазиатский институт Геологии и Минерального сырья), где он через несколько лет станет аспирантом доктора-профессора Ивана Давыдовича Чумакова, т.е. спустя год после поступления в аспирантуру его друга-коллеги Анатолия Пошенко и стал тогда работать над диссертацией…
Вот только оканчивать написание своей диссертационной работы он как-то не спешил…старался её «приукрасить» математическими выводами и серьезным математическим анализом. Попутно разрабатывал алгоритм бурения скважин для пород различной прочности, математически обосновывая свои теоретические выкладки.
Математику любил еще со школы, и постоянно старался решить те или иные задачи разными методами и приемами из сверхтонкой математической казуистики. Он любил читать глубоко-вдумчиво серьезные математические труды, начиная от маститых ученых и кончая начинающими только работать «будущими светилами в этой области». За свои активные творческие годы он собрал огромную библиотеку книг технического и физико-математического профиля, полученная от государства за спортивные достижения его женой квартира не могла вместить всего им приобретенного за многие годы, тогда он часть своего книжного фонда расположил у своих близких родственников, Лучшая литература, по его мнению, находилась рядом с его кроватью, а книги второго и более меньших уровней перекочевывали в дома друзей.
После смерти его вдова и дочь передала все его технические книги в дар кафедре, на которой он долгие годы учился, и его единомышленникам. К счастью они оказались в хороших, добрых руках такого же фаната, как и сам он, каковым по-моему мнению является Рахимжон Ахмедович Турсунметов, мой друг, коллега… высоко эрудированный геофизик, ведущий научный сотрудник института ГИДРОИНГЕО,
В отличии от Ан.Вл.Пошенко, шедшему в своих исканиях по самому короткому и логично-обоснованному пути, то Лебединский «отходил постоянно в сторону» и долго еще « мурыжил» поставленную перед ним творческую научную работу.
Он так «распылился» при написании диссертации, что не укладывался даже в данный ему дополнительный срок. А это грозило разными страшными последствиям: мог был наказан попутно руководитель и оргвыводы могли быть применены и к аспиранту ( мог быть лишен стипендии и отчислен без защиты диссертации). Тогда за дело взялся его друг и неофициальный наставник – Анатолий Пошенко, он стал строго контролировать ежедневную работу своего былого одногруппника. Порою он, разыскивая Жору, находил Лебединского в парке им.Горького, где был серьезный городской шахматный клуб, где силами мерились лучшие шахматисты города. Там были не только шахматисты - любители, но и «прожженные» профессионалы. Вот с ними часто состязался в шахматных баталиях и Георгий Лебединский, приходя туда как бы в невзначай, так себе отдохнуть, развеяться, «расслабиться» но часто пропадающий там часами и даже днями. Шахматист он был сильный, правда выиграть много партий у Анатолий Пошенко так не мог, Анатолий Владимирович был еще тем «калачом» .
Благодаря «жесткой инквизиции» Пошенко удалось «дотащить» Георгия Лебединского до защиты диссертационной работы, которая, не смотря на разные «ответвления и уходы от основной темы », была всё же защищена.
Нужно отметить еще одну немаловажную сторону деятельности Георгия Львовича, он так увлекся изобретательством. Причем это касалось не только самих процессов бурения и разработки новых видов буровых инструментов, но и изобретений в весьма отдаленных сферах.
Его изобретательская деятельность была оценена, им было получено большое количество авторских свидетельств, а потом и патентов. Мало того некоторые были внедрены в производство, за что он получил нагрудный знак -Почетный изобретатель СССР, который он с гордостью носил на бортах своего пиджака.
Второй раз, причем у уже лично, я познакомился с Георгием Львовичем в1979 году, когда рядом с нашими учебными классами ( они были с одной стороны аудиториями, а с другой и лабораторными помещениями), возникли рабочие комнаты вновь организованной на факультете кафедры - «Экономика геологоразведочных работ», познакомил с ним тогда мой одношкольник, работавший на нашей кафедре учебным мастером Олег Константинович Коренский. Он мне так и сказал, что на соседней кафедре появился весьма интересный человек, с философским складом ума и одновременно и бывший спортсмен, «кажется» прыгун в высоту.
Меня этот человек очень и очень заинтересовал, и я не преминул с ним лично познакомиться. С легкой атлетикой я разминулся, еще в далеком 1963 году, когда оканчивал школу и поступил в институт. В юношеские годы я входил в сборные команды района, города, и даже был кандидатом в сборную юношескую Узбекистану… А в 1961 году стал Призером спартакиады школьников Узбекистана в беге на 100м. Часто за разные команды мне приходилось выступать в юношеском многоборье ( восьмиборье…я бегал спринт и 110м с барьерами, прыгал в длину-высоту, с шестом, метал диск-копье, и даже на 800м. ) Я был многосторонним спортсменом ( играл в футбол, волейбол, ручной мяч, рэгби…) , но все же моим коньком была легкая атлетика и в ней спринт ( от 30м до 400) и чем короче была дистанция , тем мои успехи были весомее и значительнее.
Я при знакомстве не узнал того стройного, высокого, длинноного прыгуна. каковым был в те далёкие 60-е годы Георгий Львович…
Встреча для нас была в некоторой мере судьбоносной…мы много общались, говорили на разные темы, в т.ч. и не обходили стороной нашу добрую спортивную тематику.
Сразу же хотел написать, что это был высокоталантливый человек, большой эрудит, обладавший многими потрясающими качествами, которые он демонстрировал на многих аспектах своей ЖИЗНИ…
Да, это был человек, обладающий многими достоинствами: своеобразным умом, творческим восприятием окружающего материального и виртуального мира,определенной находчивостью, терпением, потрясающей трудоспособностью ( всегда в своем большом портфеле, носил огромное число книг, записей, трафаретов…),необычайной любознательностью…попыткой заглянуть в глубь, додраться до самой сути того или иного процесса или явления. .
Был он по-детски обидчив, когда ему отказывали в чем-то: в выдаче тех или иных документов, книг, специальных журналов, газет…
Бывал обижен на сотрудников кафедр не пускающих его к ряду ЭВМ-мок , на своих близких не дающих ему поработать на хорошем ПК, с большими возможностями, в то время как сами на них играют в простые компьютерные игры, к которым он относился , как к пустякам, не заслуживающим внимания.
Г.Л.Лебединского, как весьма начитанную и высоко-эрудированную натуру пригласили для ведения занятий на только что организованную кафедру «Экономика геологоразведочных работ» и он стал читать эту дисциплину для ряда групп факультета, преимущественно для родной ему специальности « Технология и техника разведки МПИ».
Дела его шли там относительно нормально, пока после Л.АлДумаревского ( одногруппника и приятеля) кафедру не возглавил другой человек Рамзиддин Агзамович Авазмухамедов. И тогда между ними стали возникать своеобразные «трения».
А точкой «раздрая» стали защиты дипломных проектов студентов ряда групп, и когда выяснилось, что студенты специальности 0107 , плохо знают экономическую часть и «плавают там по полной программе». Новый зав. кафедрой стал проверять конспекты студентов по экономике и выявил там большую несуразность…основные положения экономики преподавателем не давались…а чем же тогда во время занятий занимался с ними преподаватель ? А он с ними изучал разные аспекты информатики, построение алгоритмов бурения скважин…математические средства обработки данных бурения, но только не простую экономику…или почти не экономикой геологоразведочного процесса в буровых скважинах.
В последующие годы из-за ухода зав.кафедрой Рустама Х.Абдуллаева ( сына знаменитого узбекского геолога, академика Х.М.Абдуллаева, лауреата Ленинской премии) в другую организацию… Все экономические кафедры института ( их в те годы было три) объединили по существу, в единую кафедру и Георгий Львович стал читать студентам разных специальностей, в т.ч. и технических групп, весьма далеких от прямой специализации доцента Г.Л.Лебединского…
Потом, со временем выяснилось, что Г.Л. вел и занятия по информатике на отдельных и других кафедрах института. Словом, эта талантливая и высокоинтеллектуальная личность требовала для себя определенных условий работы, ему было очень тесно в рамках существующей…жесткой модальной системе обучения, а он искал свои методы реализации быстрого обучения студентов разным премудростям, в т.ч. и выходящим за рамки официального «режима обучения». Правда, при этом его сильно «заносило», и не всем студентам и его коллегам это нравилось, случались и жалобы на преподавателя из-за непомерных и малопонятных для разумения обучаемых того каскада знаний, который применял на практике весьма экстравагантный ученый-педагог. Слабым ( тупорылым…тупоголовым и не развитым ) было с ним очень и очень трудно ( чувствовался какой-то идиотизм и дебилизм у себя), зато «продвинутые» получали у него непочатый край знаний самого высокого уровня, я бы сказал высочайшего, когда сам после долгих раздумий понимал то, что он хотел сказать. Моя знакомая как-то в разговоре со мной спросила : «А все ли у него нормально с мозгами», ибо не могла разуметь витееватовое его рассуждение по какому-то поводу. Что могу сказать? Глупцы никогда не понимают гениев, потому что их язык и словарный запас довольно ограничен перед языком ТИТАНОВ человеческого бытия. .
Как высокоодаренная и неординарная личность он проявлял в «блеске» и в других местах… Так попадая на хлопок, в качестве наставника-бригадира, он и там вовсю проявлял свою буйную неукротимость - старался найти алгоритм быстрого собирания хлопка, сам тут же разработанный алгоритм-метод сначала апробировал на себе, а потом передавал в дар плохо собирающим пахту студентам. В ряде случаев это ему удавалось - в результате многие из его «практикантов» намного повысили свою дневную «выработку», другие не восприняли его методику и продолжали так же плохо работать, значит не каждого можно научить методам рационального пользования, методам оптимальной работы.
Одно время он был моим « подчиненным»… просто я с 1980 по 1992 год возглавлял Секцию ТСО, ВТ и САПР НМС института ( попутно был и членом Совета по ТСО и ВТ Минвуза Уз ССР) и в те годы я предложил деканату ГРФ сделать Г.Л.Лебединского ответственным за ТСО, ВТ и САПР факультета. и надо сказать, что Георгий Львович вовсю «окунулся» в эту новую для него сферу деятельности, и нашел в ней свое достойное место…
Часто на заседаниях секции я давал ему слово, где он информировал о методах рационального использования учебной техникой и использованию даже её по новому назначению в условиях вуза, его разработки и рекомендации при использовании вычислительной техники в обучении были просто парадоксальны…, смелы, необычны... Не каждый из продвинутых в технике коллег воспринимал его новшества, порою подвергали его «запутанные идеи» критике… я успокаивал членов Совета, говорил, что каждый из педагогов должен найти свой путь « достижения Истины и её рекомендации найденного для других».
Он порою по пути к себе или от себя заскакивал на мои занятия, располагался на задних столах, а потом одобрительно отзывался о моих занятиях по «Геохимическим методам поисков полезных ископаемых», говоря что мою методику в шлифованном виде можно сделать объектом рекомендаций для других педагогов.
Предлагал мне сделать совместные исследования по методике обучения спец. курсах в высшей школе и защитить мне в качестве диссертации ( даже докторской по педагогике…) внеся в методику математизированный анализ элементов сложной системы, каковой в частности является обучение в высшей школе.
Я его находки и само отношение к делу сравниваю с обучаемыми действиями Учителя столетия Виктора Федоровича Шаталова, та неуёмная сила воображения по вопросу восприятия любой информации, включая обучающую.
Наши неожиданные с ним встрече в МЕТРО, на переходах с одной линии на другую превращались часто в продолжительные , сидя на скамейках станции, обсуждения находок различного характера…
Где-то в году этак 2008/2009 мы с ним пресеклись на соревнованиях, на зимнем чемпионате Р Уз по легкой атлетике среди ветеранов…судившая тогда соревнования ( толкание ядра) его жена Валентина Александровна Баллод-Лебединская дала возможность ( вспомнить ему былую молодость) посоревноваться в толкании ядра… Мы с ним выступали в самой старшей возрастной группе… я переиграл его тогда, толкнув ядро примерно на метр дальше него. Но не нужно забывать, что я был на 8лет младше его. Прыжки в высоту . в длину в наших ветеранских группах уже не проводились…для таких пожилых, как мы, был только бег ( 60м и 300м) и ядро. Мы с ним тогда поняли, что трудно нам уже сейчас состязаться с своей былой молодой УДАЛЬЮ юности… Впереди нас ждет увядание, ослабление, «загибание».
Уход его из жизни был тяжел, и я бы сказал - ТРАГИЧЕН, и по существу не справедлив…
Повреждение пальцев ног привело к гангрене( у него был кажется, сахарный диабет), в результате врачи отняли у него ногу по самое колено…
Но мне показалось, что он воспринял свою участь легко, даже философски…
Он еще хотел работать, быть в творческом поиске, а я все не находил время для совместных раздумий с ним.
Позвонил ему, чтобы встретиться, а жена - Валентина Александровна сказала, что его вчера похоронили.
Я был потрясен, мне казалось, что он, несмотря на потерю ноги, будет жить еще долго, и обдумывать, как реализовать пришедшие в голову мысли – мысли о дальнейшем совершенствовании системы образования страны, да и вопросов рационально-оптимального обучения всех категорий обучаемых, от самых маленьких до людей преклонного возраста…
Не удалось, жизнь отвела для него слишком мало времени для продуктивной творческой работы..
Свидетельство о публикации №221090300917