Дядя Паша

                Мистическим образом из прошлого  к нам тянутся
                невидимые нити,которые сплетаясь в настоящем,
                ведут нас в будущее.

                Из воспоминаний Галины
        В 1971 году  я училась на 4-ом курсе и на зимние каникулы приехала домой в Орёл. За два месяца до этого в ноябре 70-го мы с Санькой поженились.
Навестить свою сестру (мою маму)пришел дядя Паша и, естественно, поинтересовался - «чьих будет» мой муж.
     Я сказала, что отец у него из Тульской области, а мать из Тамбовской. Дядя Паша, услышав про Тамбовскую область, сделал стойку и спросил - откуда конкретно.
       - Из Сосновки.
       - Из Бенкендорф-Сосновки?
       - Я не знаю, знаю только, что из Сосновки.
    И тут дядя Паша начал рассказывать про свою юность. Он был 1914-го года рождения.

        Вот его рассказ.
     Меня после окончания Орловского техникума по специальности механик направили работать в Бенкендорф-Сосновку Тамбовской области. Это было начало 30-х годов. Время было голодное. Мать дала мне в дорогу бутылку молока и коврижку хлеба. До Сосновки надо было добираться с пересадками через Москву и ст. Богоявленск. В то время это занимало несколько дней. Молоко и хлеб я съел в первый же день. Когда я приехал в совхоз, в котором мне предстояло работать в МТС, то был тепло встречен и накормлен. Почему-то там жизнь была сытнее, чем на Орловщине.
            
      Скоро я освоился с работой, и мой начальник, взявший надо мной шефство, не раз приглашал к себе домой поужинать. Как-то он позвал меня помочь заколоть и разделать свинью. Я вырос в деревне и умел делать это. После, как водится, ужинали жареной  печенью и мясом с картошкой. Я засиделся допоздна, но от предложения остаться переночевать отказался. Жил я в общежитии, которое было в центральной части Сосновки. От совхоза до него было менее 2-х километров. Была тёмная осенняя ночь. Низкие облака закрывали и луну и звёзды. Короче, не видно было ни зги. Я пошел , ориентируясь на отблески фонарей ж.д. станции. И вдруг, я оступился и упал в какую-то глубокую яму. Ощупав её стены , я понял, что попал в свежевырытую могилу. Дорога проходила мимо неогороженного кладбища. Мне стало жутковато, но потом я сказал себе: «Я же комсомолец, ничего со мной не случится». После неудачных попыток выбраться из могилы, я решил переждать до утра, так как звать  в это ночное время на помощь было бесполезно. Утром я услышал разговор, проходящих мимо мужиков, закричал, и они меня вытащили из могилы. Потом мне говорили, узнав про это приключение: «Жить будешь долго, так как тебя уже отметили в небесной канцелярии».

      Дядя Паша задумался, посветлев лицом, очевидно, заново переживая события тех лет и сказал: «Для меня Сосновка - это как вторая родина. В ней я провел свою юность. Из Сосновки я призывался в Армию».

        - А вот ещё был случай из той поры — продолжил он.
     Как-то меня пригласили на спиртзавод, который был рядом с совхозом, чтобы я помог по механической части. Летний  день был жарким. После завершения работы я зашел в контору и попросил попить. Мне указали на ведро, около которого стояла жестяная кружка. Я зачерпнул из ведра и обуреваемый жаждой сделал несколько больших глотков. Обожгло горло и пелена встала перед глазами. Я вышел на крыльцо, ноги подкашивались. Присел и несколько часов провел в сумеречном состоянии. В ведре был спирт, и это было для меня первое знакомство с алкоголем. Потом мне объяснили, что на спиртзаводе под словом «попить» всегда подразумевалось слово «выпить», и злого умысла у них не было.

        Когда я рассказывала Саньке про  это, то он  предположил, что  ведь это могло оказаться одной из проделок дедушки Коли, который работал на спиртзаводе  техноруком, умер в 31 году, но шутливая традиция могла сохраниться и после его смерти.

         
        Вторая встреча с дядей Пашей произошла у меня через пару лет. Как видно, он не забыл наш предыдущий разговор и, уже зная мою новую фамилию, спросил:
         - А вот в Сосновке работал бригадир Иван Петрович Долгов. Такой высокий и ходил всегда в длинном плаще. Его уважали. Не родственник ли он твоего мужа? Как отчество свекора?
        - Иванович. Но нет — резко и с уверенностью  возразила я.
        - Это другой. Свекор из Тульской деревни, и его отец в Сосновке никак не мог быть. Я спрошу потом у мужа.
  Дядя Паша  посмотрел на меня, но сомнения его развеяны не были.

       Санька потом рассказал мне, что действительно, Иван Долгов, про которого говорил дядя Паша и  был его родным дедушкой, которого он никогда не видел, так как тот умер до его рождения.   А как Долговы, кстати бабушка Никифоровна  всегда настаивала, что фамилию надо произносить с ударением на 1 слог -ДОлговы, попали в Сосновку, то это отдельная история. Раскулачивание, ссылка дедушки в Сибирь, заключение бабушки, как она сама говорила, в Тульский острог, и приглашение дедушки после ссылки в Сосновку как специалиста по овощеводству.  Тётя Валя - сестра Санькиного отца, выпив, всегда  сжимала кулаки и проклинала «Рябого»-так она звала Сталина, который принес несчастье в семью и разрушил её жизнь.
 
        Дядя Паша был призван в РККА в 1936 году. Прошёл Финскую и Отечественную войны. Участвовал в боях за Крым и Кенигсберг. Награждён орденами «Красной Звезды» и «Красного Знамени», медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За взятие Кенигсберга».

Умер дядя Паша в 2000 г.


Рецензии