Российское судостроение возрождается

Скажу честно, у меня особое отношение к военному судостроению России. Почему так произошло, сейчас поясню. После окончания Хабаровского медицинского института, где была военно-морская кафедра, меня по распределению отправили служить на Тихоокеанский флот. А на подводную лодку я попросился сам, чем немало огорчил свою маму. Но у меня были свои причины, первая из которых – в годы Великой Отечественной войны именно советские подводники показали себя с лучшей стороны, чем экипажи надводных кораблей. Во время службы я прочитал мемуары знаменитого немецкого адмирала Дёница о войне под водой в Атлантике.

Когда я пришел служить на субмарину Б-63, она завершала капитальный ремонт во Владивостоке.  Для получения допуска на самостоятельное командование медицинской службой подводной лодки я должен бы сдать несколько зачетов, среди которых был и вопрос об устройстве подводной лодки.  Увидеть находящуюся в сухом доке субмарину, к тому же получать исчерпывающие ответы от командира электро-механической боевой части (БЧ-5) было хорошей школой для знакомства с устройством субмарины.  А по признанию всех экспертов, современная подводная лодка – самое сложное в технологическом отношении творение кораблестроителей, сложнее, чем космический корабль.  И уже это заставляло с особым уважением относиться к кораблестроителям.

Мне довелось бывать в цехах Хабаровского судостроительного  завода, но вот на Амурском судостроительном заводе имени 50-летия ВЛКСМ (так он назывался в пору своего расцвета) я не был.  Но как куратор города Комсомольска-на-Амуре, где этот завод, по линии здравоохранения, был знаком с руководством завода, и бывал в медсанчасти № 98 этого завода.  Когда завод отмечал свой полувековой юбилей, были выпущены буклеты, и я стал обладателем одного такого буклета. Из него я узнал, что в 80-е годы завод ежегодно спускал на воду до 17 подводных лодок, как ракетоносцев, так и многоцелевых.

И еще одна причина по-особому относиться к судостроению заключалась в том, что мой родной дядя, всего на год старше меня, отдал военному судостроению всю жизнь. После окончания Ленинградкой корабелки он работал инженером на Хабаровском судостроительном заводе, был призван на флот, стал военным представителем, затем его перевели служить в Ленинград на один из судостроительных заводов. Грамотного военпреда, хорошо разбирающего во многих аспектах работы заводов, особенно в ценообразовании, выдвинули в Москву, в главный штаб ВМФ, где капитан 1 ранга-инженер В.С.Пастернак служил до увольнения в запас по достижению пенсионного возраста.  Но и потом остался в отрасли. Был заместителем генерального директора концерна Среднетоннажного судостроения, благодаря которому продолжалось строительство подводной лодки на заводе в Комсомольске-на-Амуре, которую позже отдали в лизинг Индии.  А последние годы трудился в Центре технологии судостроения и судоремонта, возглавляя Отраслевой научно-технический центр ценообразования, трудоемкости и нормирования труда судостроительной промышленности «Румб», созданный при одобрении и поддержке Минпромторга России, ФСТ России, ВМФ, АО «ОСК», а так же ВПК при Правительстве России.  Благодаря деятельности этого подразделения ЦТСС удалось найти консенсус в области ценообразования с учетом возможностей федерального бюджета, интересов Военно-морского флота и заводов-производителей.  Авторитет среди судостроителей у моего дяди был колоссальный, в этом я убедился сам при неоднократных встречах с руководителями отрасли. Увы, девять месяцев назад Владимир Степанович скончался от коронавируса. 

У меня есть отдельная работа под названием «Роль судостроения в развитии отечественной промышленности» (см. ссылку http://proza.ru/2019/05/16/396)  В ней я пишу, что высокотехнологичная отрасль судостроения дает толчок развитию других отраслей промышленности. Это так не только в нашей стране, во всем мире. 

После распада СССР российское судостроение пережило 20 трудных лет. Отсутствие заказов, инвестиций и утрата технологий резко отрицательно сказались на боевом потенциале ВМФ РФ, который не мог не то, что обновлять свой корабельный состав, но и содержать уже имеющиеся единицы.

Путь к возрождению

«В конце 2000-х годов ВМФ был не в состоянии даже выполнять функции стратегического сдерживания, лишь половину времени удерживая ПЛАРБ в море»,  - указывается во французском издании Meta-defense.

На этом фоне в начале 2010-х годов начали происходить серьёзные подвижки в судостроении. Однако создание новых кораблей шло с огромными задержками, фактически они строились параллельно с восстановлением производственного потенциала верфей. Как указывает автор, рационализация судостроения заняла период с 2012 по 2020 год. Но итог налицо: время постройки ПЛАРБ «Борей-А» уменьшилось с 17 лет до 7, «Ясеня-М» - с 20 до 7, фрегатов «Адмирал Горшков» - с 12 до 5.

«Даже ДЭПЛ проекта 636.3, строительство которых в конце советской эпохи занимало год, а в 2010 году – более 4 лет, теперь сократилось до немногим более года», -- отмечается во французской прессе.

При этом судостроение продолжает набирать темпы. Уже становится ежегодной традицией день массовой закладки кораблей. 16 июля 2020 года началось создание фрегатов 22350, АПЛ «Ясень-М» и УДК 23900 – по две единицы каждого проекта, 28 апреля 2021 года были заложены по два корабля каждого типа – АПЛ «Борей-А», ДЭПЛ 636.6, корвета 20380.

Обогнав Европу

«Загрузка российского военного судостроения теперь достигла более высокого уровня, чем у всех вместе взятых европейских верфей» - говорится в издании.

Как поясняется, сейчас в Европе одновременно строятся 5 АПЛ (1 Astute и 4 Suffren), 4 обычные подлодки (А26 и S81), 1 вертолётоносец Trieste, 12 фрегатов (типов T26, FREMM, PPA) и 5 корветов. В России тем временем создаются по 5 АПЛ «Борей-А» и «Ясень-М», 5 ДЭПЛ 636.6, по 2 БДК и УДК, 6 фрегатов «Адмирал Горшков», 10 корветов 20380/5/6, 3 лёгких корвета [МРК] «Буян-М», 8 лёгких корветов [МРК] «Каракурт» и 3 тральщика «Александрит».

«Иными словами, впервые за 30 лет российское военное судостроение превосходит всю Европу […] Ещё неизвестно, почему Москва прилагает такие усилия в военно-морской сфере […] А в это время Европа занимается тем, что протягивает США руку помощи, отправляя корабли в Южно-Китайское море […] Рост и модернизация российского флота идеально подходят для того, чтобы взять верх над ВМС европейских стран», 
- делает вывод автор.

Мне было очень приятно прочитать это утверждение не в нашем издании, а за рубежом, во Франции, которая известна своим подходом к развитию военно-морского флота, в котором присутствуют корабли всех классов, включая атомные ракетные подводные лодки крупные надводные корабли.

Сделанные американцами спутниковые снимки новейшей российской ядерной торпеды «Посейдон» размером с автобус, которую испытывает ВМФ России, вызвала страх на Западе. Такое новейшее оружие способно изменить характер ядерных угроз в мире, сообщил британский таблоид Daily Express.

«Российский ядерный подводный беспилотный аппарат „Посейдон“ выглядит размером примерно с автобус. Разведка США идентифицировала ее как „межконтинентальную автономную торпеду с ядерной энергоустановкой и ядерной боеголовкой“. С тех пор, как президент России Владимир Путин в своем выступлении в 2015 году впервые обнародовал информацию о существовании сверхсекретной торпеды, это зловещее оружие, известное как „Посейдон“, вызывает огромный интерес у экспертов по безопасности. Новые снимки помогают понять, как Россия может использовать свое новое оружие», — указывает издание.

Западные эксперты полагают, что, судя по конструкции торпеды, она будет действовать под водой на очень большой глубине и с высокой скоростью.

«Эти достижения означают, что „Посейдон“, как новая категория стратегических вооружений, потенциально изменит характер ядерных угроз», — отмечает газета.

«Спутниковые снимки, сделанные компанией космических технологий Maxar Technologies в августе также подтвердили, что на военный объект, на котором спутник сфотографировал новое оружие размером с автобус, не раз заходило океанографическое исследовательское судно (ОИС) специального назначения „Академик Александров“. Этот объект находится на северном берегу реки Северная Двина вблизи места ее впадения в Белое море», — говорится в статье.

Носителями ядерных беспилотников «Посейдон» предположительно будут новые подводные лодки. Первая из таких субмарин-носителей — К-329 «Белгород» — базируется на другом берегу реки напротив нового причала на объекте. Как подчеркивает Daily Express, Северодвинск, где строится множество самых современных российских подводных лодок, уже напрямую ассоциируется с атомной торпедой «Посейдон». Там же базировались корабли и подводные лодки специального назначения, использовавшиеся во время первых испытаний ядерной торпеды.

«Наблюдая за некоторыми новыми российскими объектами, подобными этому, эксперты получат ясное представление о возможностях российского военно-морского флота. Это также позволяет им оценить приблизительную стоимость программы, которая предусматривает создание новой вспомогательной инфраструктуры и строительство множества испытательных кораблей и подводных лодок», — заключает таблоид.

EADaily добавляет, что американское информационное издание USNI News опубликовало спутниковую фотографию с вероятным носителем российских ядерных подводных беспилотных аппаратов «Посейдон». В США обращают внимание на то, что, судя по развитию российской секретной военной программы, на текущем этапе практически все готово к принятию ею на вооружение «Посейдона», который представляет большую опасность для США.

Все это говорит, что наша судостроительная отрасль на пути к возрождению, особенно в части военного судостроения. И это радует.  Если государство не может себя защитить, грош ему цена.  В мире всегда уважали только сильных.


Рецензии
Порадовала,Саша,эта статья.Ты пишешь с фактами и цифрами,подтверждающими возрождение судостроения в России.Вот даже французы,англичане и американцы озаботились публикациями о темпах загрузки нашего судостроения,а о"Посейдоне"они сообщают даже,кажется,с оттенком ужаса.
Очень здорово,что ты отметил заслуги Владимира Пастернака в кораблестроении,его талант внес весомый вклад в эту отрасль.Он мог бы еще многое сделать для возрождения флота,не уберегли.
Здоровья тебе,Саша,и дальнейших успехов в творчестве.
С уважением и признательностью за твой труд,Галина.

Галина Еньшина 2   04.09.2021 22:02     Заявить о нарушении
Строили, строили.., а возить зерно не на чем.
Появляются сообщения, что для перевозки нефти и зерна мы фрахтовали чужие суда.
Но проблемы для того и существуют, чтобы их решать.
Что-то придумают.

Владимир Иноземцев   13.05.2022 09:43   Заявить о нарушении