Глава 3 Храмы России Часть 14 Прежний Храм

Храм перед разрушением (фотография Брэнсона Деку, лето 1931 года

ГЛАВА 3  ЦЕРКВИ  И  ХРАМЫ РОССИИ

ЧАСТЬ 14  ПРЕЖНИЙ  ХРАМ

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ  ХРАМ

Прежде, чем перейти к описанию нового возрождённого Храма Христа Спасителя, вспомним этот Храм до его разрушения. Это для того, чтобы сравнить    и увериться в том, что возрождённый Храм унаследовал и внешние черты и внутренний характер прежнего Храма.

По замыслу архитектора Константина Тона, храм Христа Спасителя должен был стать сооружением, соединяющим в себе классические традиции и черты владимиро-суздальского зодчества.

При характерном для древнерусских храмов пятиглавом навершии, в плане сооружение представляло собой равноконечный крест с выступами в углах. Фасады храма были строго симметричны, а входы должны были представлять торжественные открытые лоджии-галереи.

Позже лоджии были заложены массивными дверьми и остеклением, что пропорционально исказило замысел автора, задумавшего соединить древнерусские черты и отдалённые мотивы итальянского возрождения. Плоскости стен были оштукатурены, декоративная резьба и скульптура изготовлены из белого мрамора, добытого в карьере около села Протопопово Коломенского уезда.

Высота здания составляла 48,5 саженей (около 103,5 метров), пространство, занимаемое храмом вместе с крыльцами, — 1500 квадратных саженей. В храме могло поместиться до 7200 человек.

Отделка стен храма мрамором началась 16 июля 1861 года по Высочайшему повелению императора. Во внутренней облицовке использовались лабрадор и шокшинский порфир, а также итальянские и бельгийский виды камня. Малые иконостасы в приделах кафедрального собора также были выполнены из мрамора. Мраморными работами занялись столичный купец и мастер Гавриил Балушкин, согласившийся выполнить подряды за 585,4 тысячи рублей.

18 августа 1873 года и 21 августа 1875 года были выпущены Высочайшие повеления об отделке нижнего коридора храма мраморными плитами с надписями о днях сражений, убитых, пострадавших и отличившихся воинов Отечественной войны 1812 года.
Работа по установке 117 мраморных плит была окончена в 1879-м.

Главный иконостас храма имел форму восьмигранной часовни из белого мрамора. Сооружение венчал позолоченный шатёр. Работы по установке мраморного иконостаса были выполнены за 89 тысяч рублей.

По личному распоряжению императора Николая Павловича живопись в храме должна была напоминать «о всех милостях Господних, ниспосланных по молитвам праведников на русское царство в течение девяти веков».

На своде главного купола на высоте 33 сажени был изображён Господь Саваоф, благословляющий обеими руками. На его лоне Сын Божий в образе младенца, держащий хартию с надписью «Логос», и Дух Святой в виде голубя и окружённого божественными дарами.
Вокруг престола Господа Вседержителя были расположены ангелы, крылатые херувимы и серафимы. Живописные работы на своде купола были выполнены мастером Марковым в 1861—1866 годах.
На поясе купола находились картины с библейской историей от грехопадения до сошествия Святого Духа на апостолов, а также другие эпизоды и лица Ветхого и Нового Заветов. По задумке, эти изображения «составляют небесную Церковь, собравшуюся около Спасителя и представляющую собой момент торжества радостного, благодарящего».

На западном своде было изображение царственного Спасителя с книгой и скипетром. На своде с южной стороны — Младенец Иисус в окружении ангелов. Купол северного крыла — придела святого Александра Невского — был расписан изображениями Господа Вседержителя со скипетром и Книгой Судеб и четырёх евангелистов в виде апокалиптических животных.

Пилоны и ниши храма также были украшены картинами из Священной истории.
В правом клиросе храма располагался образ Спаса Нерукотворного, в левом — Владимирская Богоматерь.

На царских вратах находились шесть икон, по бокам от них были помещены изображения четырёх московских святителей — Петра, Ионы, Алексия и Филиппа.

Главный иконостас состоял из четырёх ярусов со священными изображениями.

Важное место в художественном оформлении разрушенного храма Христа Спасителя занимали работы по бронзе, которой были выполнены двери, оконные и зеркальные рамы сооружения, а также водостоки.

Помимо прочих видов работ, в храме предполагалось провести отделку мозаикой. По сохранившимся расчётам известно, что покрыть мозаикой потребовалось почти 26 тысяч вершков, а работы были поручены Санкт-Петербургскому мозаичному заведению при Академии художеств. Одна лишь стоимость мозаичных полов на хорах обошлась комиссии примерно в 22 тысячи рублей.
 
Фасад здания был украшен двумя рядами рельефных изображений. Горельефы располагались в порталах и углах храма, а также над карнизом.

По сообщениям историков, на четырёх стенах храма были помещены «священно-исторические изображения, напоминающие или имеющие тождество с событиями Отечественной войны 1812 года — фигуры святых заступников и молитвенников за русскую землю».

На внешних стенах храма размещались горельефы, выполненные на религиозную и историческую тематику. Сюжеты для изображений выбирал митрополит Филарет.

Весь храм освещался шестьюдесятью окнами, из которых 16 были установлены под главным куполом, 36 располагались над хорами, а восемь — в коридоре. В западном крыле находилась огромная бронзовая позолоченная люстра в 148 свечей. Храм также освещали две люстры в 100 свечей и большое количество устройств на 24, 42 и 43 свечи. Для освещения алтаря был задействован 21 подсвечник.

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ


Рецензии