Глава 3 Храмы России Часть 16 Памятник

СОВРЕМЕННЫЙ  ХРАМ
Алтарная часть, 2004 год

ГЛАВА 3  ЦЕРКВИ  И  ХРАМЫ РОССИИ

ЧАСТЬ 16 ПАМЯТНИК

Новый собор возведён в традициях обетных храмов как памятник героям Отечественной войны 1812 года.

Нижний коридор служит памятником военных действий.

Налево от западного входа в храм на стене помещены тексты Высочайшего манифеста 13 июня 1812 года о вступлении французской армии в пределы России и Воззвания к народу Русскому 6 июля об ополчении.

Вслед за ними по стенам Нижнего коридора на мраморных досках помещены описания 71 сражения, произошедшего на территории России в 1812 году в формате «название сражения, дата, участвовавшие войска, имена убитых и раненых офицеров и общее число выбывших из строя».

Ряд памятных досок завершается на восточной стене храма, где помещены манифест об изгнании Наполеона из России 25 декабря 1812 года и два благодарственных манифеста: к Русскому народу и к Русскому дворянству.

Кроме того, напротив горнего места — манифест о построении храма во имя Христа Спасителя в Москве.

По южной и западной сторонам расположены доски с описаниями 87 заграничных сражений, которые заканчиваются у западных дверей манифестами: о взятии Парижа, низложении Наполеона и мире в Европе. Над каждой доской о сражениях находятся величания святым, память которых празднуется в этот день.
Сперва были созданы орнаменты, которые образуют более половины художественного убранства храма. Для их выполнения художники использовали более 50 кг сусального золота.

Большая часть художественного убранства храма представлена на пространствах галерей. Композиции «Крещение Господне» и «Вход Господень в Иерусалим», выполненные мастером Василием Нестеренко, расположены на северной и западной сторонах соответственно.

Росписи в приделе святого Николая выполнены группой художников под руководством профессора Сергея Репина (Василий Сухов, Никита Фомин, Александр Чувин и др.) а в приделе святого Александра Невского — группой Александра Быстрова (Юлия Бехова, Александр Кривонос, Александр Погосян и др.).
 
Над восстановлением икон главного иконостаса работали мастера Межобластного научно-реставрационного художественного управления и объединения «Арт-Храм» (руководители — Андрей Оболенский, Никита Нужный; участники — Виталий Бакшаев, Алексей Егоров, Дмитрий Трофимов и др.).

Скульптурное и живописное оформление храма выполнили в короткие сроки и приняли комиссией в декабре 1999 года.

Свод главного купола традиционно имеет определяющее значение в оформлении храмовых интерьеров. Подкупольное пространство представлено композицией «Отечество», на которой изображён Господь Саваоф с младенцем Иисусом и Святым Духом в виде голубя. В росписи пояса изображены Спаситель и Богоматерь. Фигуры святителей были выполнены группой художников под руководством Зураба Церетели.

Живописный ряд на пилонах храма изображает истории из земной жизни Спасителя. Композиции «Преображение Господне» и «Вознесение Господне» были воссозданы группой под руководством художника Виталия Бакшаева (Алексей Егоров, Никита Нужный, Дмитрий Трофимов) , картины «Евангелист Лука» и «Евангелист Иоанн» выполнены бригадой художника Алексея Артемьева. Композиции «Вознесение Господне» и «Евангелист Матфей» выполнены также Василием Нестеренко, который участвовал и в восстановлении фресок под сводами.

Картины юго-западных пилонов «Сошествие Святого Духа на апостолов» и «Евангелист Марк» созданы группой живописцев под руководством Сергея Присекина (Сергей Оссовский, Михаил Полетаев, Александр Сытов).

Объёмные работы по реконструкции и прорисовке орнаментов и надписей были проведены коллективом художников под управлением Алексея Живаева. Отдельные бригады мастеров работали над воссозданием композиций в нишах пилонов, а также центральных арок.
 
Искусствовед Ирина Языкова, сравнивая изначальный храм и восставленный, констатировала, что изначальная идея восстановить храм во всём его прежнем величии не была достигнута:

«Бетонный храм уже не такой, как каменный, его объём и силуэт воспринимаются иначе. Изменившаяся городская среда тоже способствует этому. Да и красота внешнего облика прежнего храма была в белокаменных барельефах, выполненных лучшими скульпторами XIX века. Белые объёмные композиции значительно облегчали тяжеловесность храма.

В современном варианте их заменили бронзовые рельефы, выполненные гораздо быстрее, требующие меньшей трудоёмкости и придающие фасадам иной характер. Гораздо большей исторической достоверности удалось достичь во внутреннем убранстве».

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ


Рецензии