Счастье училось у несчастья

   

      Счастье училось у несчастья в целительной школе несчастной любви.

   Поздней июньской ночью девушка приехала к морю. Оставив сумки в номере гостиницы, она достала из одной из них коврик и платок и поспешила на  морской берег.
 Сонное море, словно мудрый старец,  быстро успокоило её,  и она заснула на берегу, убаюканная его тихим дыханием.

   Раннее утро. Первый луч восходящего солнца робко скользнул по гладкой поверхности ещё спящего моря. Постепенно луч, набравшись силы света, смелеет,  ярко искрится. Он взбирается в горы, туда, где в ущелье Кавказских гор, в объятиях вековых скал, дремлет Ветер Ветрович. Солнечный луч настойчиво теребит своего лохматого друга.  Ветер Ветрович недовольно ворочается, отмахивается, ворчит, но луч неумолим, и Ветер, нехотя, лениво, делает робкую попытку догнать солнечного зайчика. Веселый и неуловимый луч убегает на море, играя с волнами, а Ветер, проснувшись окончательно, пускается за ним вдогонку, поднимая легкую рябь на воде.
   Тем временем, красный диск солнца показался над морем, выпуская на волю бесчисленное множество ярких лучей. Ветер, окончательно проснувшись, начал гоняться за ними. Море недовольно щурилось от яркого света, по его поверхности пробегала рябь, словно от щекотки. Ветер, пытаясь поймать лучи на воде, создавал лёгкие волны. Плеск волн разбудил девушку. Она быстро откинула платок и вскочила с коврика. Подбежав к самой кромке моря, она высоко подняла руки, подставив ладошки солнечным лучам, и с восхищением смотрит  на море. Она видела его впервые.

– Здравствуй, море! – кричит девушка, и голос ее тонет в утренней тишине. – Какое ты, море… – Она, волнуясь, замолкает, не в силах подобрать слова, чтобы выразить свое восхищение.

Ветер Ветрович на мгновенье стихает, зачарованный этой юной гостьей. Ему нравится девушка. Он касается ее щёк нежным дуновением, ласково теребит голубое платье, словно шепчет комплименты. Море, заметив нежные заигрывания Ветра с девушкой, тоже включается в игру, ластится к ее босым ногам теплыми волнами, тёплыми брызгами касается открытых ладошек.  Солнечные лучи запутались в светлых волосах девушки, а на курносом носике ярче проступили веснушки. Ветру Ветровичу нравится перебирать светлые локоны, выгоняя из прядей солнечные лучи  и тихо шелестеть: – Моя, моя!

– Какое же ты чёрное!? – девушка возмущена этим расхожим определением. – Я даже не могу подобрать слова, чтобы сказать, какого же ты цвета. Ты такое разноцветное, такое многоликое…
И уже негромко добавляет, словно делясь тайной:
– Я приехала с далёкого Севера. И у нас другие краски: суровые и холодные. Серое небо, хмурые тучи, пронзительный ветер. Северные пейзажи неизменно устойчивы, целостны, неделимы. А здесь, – девушка оглядывает море от края и до края, – такая яркая палитра, такая игра красок, такая переменчивость! Море, я восхищена тобой! – снова восклицает она, и в голосе ее звучит неподдельный восторг.

   Море было польщено словами девушки. Далеко, у самого горизонта, появляется высокая волна. Она устремляется к девушке. Ближе к берегу волна гасится, успокаивается,  и к ногам девушки выносит крупный золотой перстень.
Девушка взяла перстень в руки. «Видимо, стоит немалых денег», – подумала она, взвешивая массивное кольцо на ладони. И вдруг, замахнувшись, бросила его как можно дальше в море.
Ветер, солнце и лучи опешили. Даже белые облака, прервав своё неторопливое скольжение по небу, замерли. Море недовольно ухнуло и негромко, гулко зарокотало.

- Спасибо тебе, море. Но такой подарок я принять не могу. Я не знаю, чей это перстень, как он попал в море…  Может, с ним связана какая-то беда…
Море мгновенье молчало, словно обдумывая ее слова, а потом вдруг улыбнулось. Волны-улыбки кругами побежали по поверхности моря, примиряюще коснулись босых ног девушки.
Облака вновь продолжили свой бег, светлейшее солнце заторопилось ввысь, и Ветер Ветрович облегчённо выдохнул.
   Через некоторое время на горизонте снова появляется высокая волна. Море приготовило другой подарок. У ног девушки появляется крупная морская раковина, переливающаяся всеми цветами радуги.

   Девушка наклонилась, взяла её в руки и раскрыла. Внутри, мерцая перламутровой оболочкой, лежал камень. Девушка, волнуясь, закрыла раковину, посмотрела на море и произнесла лишь одно слово:
- Почему?
Море, понимая, что этот подарок пришелся девушке по душе, плещет-шепчет Ветру, делясь своей радостью:
– Глупенькая! Этот подарок ей – удовольствие для меня. Мне хорошо от того, что хорошо хорошему человеку. Мне радостно от чужой радости…

Маргарита, так зовут девушку, что в переводе с греческого означает «Жемчужина». К слову сказать, жемчуг является драгоценным камнем людей, родившихся в июне. А у девушки сегодня день рождения. И поездка на море – это ее самой себе подарок.
- Ты знало, море, да? – вопросила девушка.
Море звонко смеётся, прикасается нежно, неспешно накатывая на берег волны, словно лаская. Ветер, наполненный тысячами соленых капель, окутывает девушку водяным облачком, веселит морскими брызгами.
Девушка вновь раскрывает ладонь, любуясь подарком.
– Какое это чудо – жемчужина в раковине!

    Девушка читала про жемчуг, знала о его уникальности. Это ведь связано с её именем – это раз. Ее двоюродная сестрица работает в Музее минералогии в Москве – это два. Маргарита как-то была у неё на работе, и сестрица, научный сотрудник музея, по просьбе Маргариты, много рассказывала о жемчуге, который выделяется среди драгоценных камней, так как не извлекается из недр земли и процесс образования жемчуга уникален, окутан тайнами и легендами.
Маргарита вспомнила, что рассматривать камень следует в стороне от прямых лучей, (специалисты говорят, что так можно понять цвет камня: однороден ли он, или есть примесь другого цвета). Девушка старательно прикрывает жемчужину ладошкой, пытается понять цвет, уловить оттенки. Вроде на поверхности нет трещинок, неровностей, все идеально.

– Да что это я, – одергивает себя девушка. – Подарок этот великолепен, бесценен!
Она, улыбаясь, поднимает руку как можно выше к солнцу. На раскрытой ладошке, под прямыми лучами солнца белая крупная жемчужина ослепительно блестит, словно маленький осколок самого солнца…
Бережно зажав в ладошке камень, девушка низко кланяется морю,  и бежит в гостиницу.

   После обеда она вновь появляется у моря, долго сидит на прибрежной скале, фотографирует, любуется. Наблюдает за удивительной особенностью моря – способностью быстро менять цвет воды.
– Ах, сколько ж оттенков в палитре твоей, Чёрное море? – вопрошает девушка, и в голосе ее звучит восхищение.

А море в ответ играет красками, демонстрируя все богатство своей палитры.
А море чарует, колдует.
 А море нашёптывает и утешает.
 А море кокетничает и пленяет.
 А море сверкает, играет…
Завораживает и  увлекает.

   Рано-ранёшенько, лишь только засеребрилась линия горизонта – край неба и полоска водной глади – девушка с альбомом и красками в руках спешит на морской берег, чтобы запечатлеть красоту восходящего дня.
Море еще в полусне, в полудрёме, лениво, чуть слышно, рокочет-бормочет. Пробуждение длится обычно около получаса, прежде чем водная громадина заиграет, засверкает, заволнуется в предвкушении предстоящего летнего дня.
На альбомном листе бумаги девушка стремится запечатлеть увиденные мгновения, сохранить ускользающую красоту рассвета.
Но это ей плохо удаётся. Картина рассвета ежеминутно меняется. Недовольная, она обращается к морю:
– Я же тебя вчера много фотографировала, море. А потом, просматривая фотографии, огорчилась. Мои фотографии не передают того очарования, что есть у тебя, той глубины и мощи. Что-что?
Девушка вслушивается в морской шум, пытаясь что-то расслышать, уловить ответ.
Потом улыбается, понимая, что море ей ответило:
- И вправду. Я могу сделать сейчас только наброски, а потом дома, на Севере, дорисовать.

   Маргарита часа два увлеченно рисует. С появлением первых отдыхающих, проявляющих любопытство, девушка прекращает занятие и спешит домой.
Вскоре она появляется вновь. В голубом купальнике Маргарита несмело входит в море.
- Мне, на холодном Севере, негде было учиться плавать, – оправдывается она.
Море бережно и осторожно баюкает её на волнах, учит плавать, помогает преодолеть страх. Дня через два Маргарита уже смело уплывала далеко от берега.  Темноволосый статный парень обратил внимание на смелую и симпатичную девушку. В кафе, за ужином, он подсел к ней за столик и познакомился. Девушке нравятся его красивые речи и обходительные манеры.

«Ах, молодо-зелено! – тяжело вздохнул Ветер Ветрович и сердито полистал страницы кем-то забытой на скамейке книги. – Не понимает, что этот парень – обыкновенный ловелас. Знает ведь, что девушка – не пустышка… Ловко, мерзавец, расставляет свои уловки! Поймает её, золотую рыбку, в свои сети; натешится, наиграется. Влюбит в себя, потешит своё самолюбие. А немного погодя интерес к ней потеряет, поскольку на глубокие чувства этот тип людей не способен. Вскоре увлечётся другой, ища новые впечатления, эмоции. Будет оправдывать себя перед близкими и знакомыми. С очаровательной улыбкой говорить, что, мол, любовь прошла. Ах, как же без любви? Без любви, без светлого чувства нельзя жить с человеком! И найдутся ведь некоторые, которые ему будут поддакивать… И невдомёк им, что речь-то не о любви, не о светлом чувстве…»
«Да, конечно, жизнь многолика, разнообразна… Всем есть место под светлейшим солнцем – и прекрасной розе, и дурман-цветку, и белому грибу, и бледной поганке… И хлопотливой пчеле, и трудяге-муравью, и порхающей красавице-бабочке. Села бабочка на цветок, полюбовалась собой, поймала восхищенные взгляды и запорхала, полетела дальше, на другой цветок. Без всяких обязательств, без всяких хлопот-забот, наслаждаясь моментом …»
«А девушка тоже хороша! – возмущён Ветер поведением Маргариты. – Старается во всём ему уступать, глядит с восхищением, ловит каждое его слово. Много сил и души вкладывает в него. А ведь не задумывается, стоит ли он того? Летит мотылёк на огонёк, не видя опасности, а огонь безжалостно сжигает крылья».

   Наблюдают море, солнце и ветер, как проводят время молодые, как развивается их роман. Всюду вместе, всюду вдвоём, неразлучны ни на минуту. Девушка забросила краски, забыла о своем увлечении. Весь мир её сосредоточен сейчас только на Александре, он затмил все остальное. Парень пока внимателен к девушке, ласков и обходителен, дарит цветы, говорит о любви, шепчет нежные слова на ушко. Но стали замечать-примечать море, солнце и ветер тревожные знаки в поведении парня, фальшь в его взгляде, неискренность в его словах. Его взгляд стал задерживаться на богатой девице, появившейся на отдыхе. Маргарита же, ослепленная любовью, ничего не видит и не замечает.

   Однажды ночью Маргарита и Александр купались в море. Плавали, смеясь, наперегонки по лунной сверкающей дорожке. Потом проводил парень Маргариту в гостиницу, поцеловал на прощание, пообещал прийти завтра, а сам поспешил в ресторан, где за столиком дожидалась богатая девица.
После ресторанных посиделок, щедро оплаченных капризной девицей, пришли парень с девицей на море, чтобы продолжить веселье и насладиться ночной прохладой. Решили искупаться, несмотря на позднее время.
Спряталась Луна за набежавшую тучку. Померкли звёзды. Успокоившееся было уж к ночи море,  глухо заворчало-зарокотало.
- Куда делась лунная дорожка? – бормотал Александр, удивляясь отсутствию звёзд и туч. Богатая девица, плохо плававшая, держалась у берега, а  юноша, распалённый дорогим коньяком, вздумал пред ней покрасоваться, заплыл далеко в море.
Спрятавшаяся Луна снова услышала негодующий рокот моря. Выглянув из-за тучи, она побледнела от увиденного: чернеющая, рокочущая водная громадина уносила парня в открытое море. Испугавшись, Луна вновь скрылась. Она показалась лишь тогда, когда услышала довольный смех Александра:
- Видела, как далеко я могу заплывать? – хвастался он, обнимая девицу. Вскоре парочка скрылась в роскошных апартаментах.
– Я уж и не надеялась увидеть его живым, – прошептала Луна.
- Я хотела утащить этого мерзавца далеко, не оставив ему ни единого шанса на спасение, - нехотя пророкотало ещё не успокоившееся море.
Притихший Ветер Ветрович слушал разговор своих приятелей.
– Но почему ты его отпустило? – не унималась Луна.
Море замолчало, а затем, волнуясь, сбивчиво заговорило:
- Если бы он утонул сейчас, девушка запомнила бы его хорошим человеком. Она бы ничему не научилась, ничего не поняла. Это её первое серьёзное увлечение, а впереди целая жизнь. Она заслуживает счастья, настоящей любви. Чтобы распознать её, она должна знать негодяев в лицо, чтобы обходить их стороной. Она сильная, выстоит и сделает правильные выводы. Конечно, ей будет больно, она пострадает, поплачет. Но, как говорят люди, у юных до свадьбы заживёт.

   Утро следующего дня Маргарита встретила в своей постели, а не у моря. Сладко потягиваясь, она вспоминала ночное купание, нежные слова.
Солнце, уже высоко поднявшееся над горизонтом, с удивлением заглядывало в её окно: что же ты, красавица, не спешишь к морю?!
– И впрямь, почему я задерживаюсь? Может, Александр уже ждёт меня?
Она быстро привела себя в порядок. Взглянула в окно, радуясь тёплому, безветренному дню, ласковому штилю на море, и выбежала из гостиницы.

Уже приближаясь к морю, она с растерянностью наблюдала резкую смену погоды. Вместо криков чаек слышался тревожный крик буревестника. Сердце сжалось от неясной тревоги: "Буревестник – вестник бури".
Темнеющее небо сливалось с морем, чернеющим на глазах. Галька с гулким шумом накатывалась на берег, штормовые волны разбивались о скалы.  Маргарита попыталась вспомнить прогноз погоды. Обещали ведь жаркий, солнечный день. В недоумении она приблизилась к воде. Но море было неприветливым и неприступным. Ветер переменился и обжёг лицо девушки колючими брызгами…
В замешательстве она обернулась. И вдруг, неподалёку, под зонтом, увидела Александра. Он целовал и обнимал какую-то девицу, стараясь укрыть её от пронизывающего ветра.

   Маргарита не слышала раскатов грома, не видела ослепительных молний, не понимала: то ли слёзы, то ли дождь застилали ей глаза…
Мир рассыпался на осколки. В одно мгновение всё потеряло смысл. Даже собственная жизнь. Лишь одна нестерпимая боль. Она сделала шаг к морю. Колючие морские брызги пронзили тело. Яростный порыв ветра ударил в лицо. Маргарита отшатнулась. Оглянулась назад, пытаясь разглядеть фигуру Александра. И вдруг почувствовала, что смотрит на бывшего возлюбленного совершенно другими глазами. Словно ветер сорвал розовые очки. И мир без них предстал в своей истинной, неприглядной реальности.
– Ловелас. Да он же обыкновенный аферист… – пронеслась в голове спасительная мысль. – Да он не стоит и моего мизинца…
Девушка медленно разжала стиснутые кулаки; долго и бездумно смотрела на свои мокрые ладони. Затем сжала их и ушла от моря прочь.

   Долго ещё не стихал шторм в южном городке, пугая отдыхающих и местных жителей яростными волнами, резкими порывами ветра, холодными уколами дождя.
На следующий день девушка уехала домой. На Север, где пейзажи устойчивы, целостны, неделимы.
Дома, объясняя причину своего скорого возвращения с юга, говорила:
– Простудилась на море. Сейчас всё в порядке. Выздоровела.

Прошло несколько лет.
Однажды ранним летним деньком море в полусне, в полудрёме услышало знакомое радостное приветствие:
– Здравствуй, море! Здравствуй, водная громадина!
Затем детский удивлённый голосок:
– Папа, какое же оно чёрное?! Нет, оно такое разноцветное!..
И смех мужчины:
– Пошли, сын, учиться плавать в этом разноцветном море…

   Маргарита сидела на берегу, любуясь морем, любуясь мужем и сыном. Муж учил сына плавать. Она видела, как морские волны, качая её сына, были надёжны и сильны, как руки мужа.
– Спасибо за урок, море. Он был горек, обжигающе холоден. Я не получила за него отметку, но я получила опыт.
– Не было бы счастья, да несчастье помогло, – тихо проговорила Маргарита, бросая камешки в набежавшую волну.
– Да, – подтвердила она через некоторое время, – конечно, несчастье. Несчастье, когда чувство затмевает разум, искажает восприятие. Несчастье, когда тонешь в другом человеке, ничего вокруг не замечая. Несчастье, когда в отношениях нет верности и доверия. Что я знала о нём? – задала себе вопрос Маргарита и сама себе ответила:
– Ничего. Что он за личность, какова его нравственность… – она усмехнулась, – если она вообще у него была… Я была влюблена во внешние проявления: в его слащавые речи, в знаки внимания, в ухаживания, в подаренные цветы…
Вот как бывает в жизни: через боль лежит дорога к радости.

Маргарита смотрела на своего мужа, Андрея.
– Как интересно получается: я не знала, что он есть. Не замечала его. Но я верила, что он существует. И он появился в моей жизни. И я его увидела. Я его почувствовала. А он, оказывается, давненько приглядывался ко мне…
Прибежавший тёплый Ветер Ветрович обнял её, а светлейшее солнце погладило её своими лучами по голове.

Жизнь продолжается.



 


Рецензии