Две страсти

               
     У Егорки были две страсти, на которые, как ему казалось, постоянно не хватало времени. Первая страсть – это чтение. Чтению он отдавал каждую свободную минутку. Хотя, где эта свободная минутка у мальчишки, у которого родители – колхозники? Он уже мужчина и должен помогать по дому, пока родители и старший брат на работе.
      Читать он начал рано, ещё до школы: научился от старшего брата. Перечитал все его учебники, начиная с «Букваря» и «Родной речи» и заканчивая «Арифметикой», причём в последнем учебнике он просто читал тексты задач. Потом начал выклянчивать книги в школьной и сельской библиотеках, так как записывать в них начинали только с первого класса.  Открывая книгу, он забывал обо всём и погружался в мир книги. Вместе с героями произведения он то сражался с врагами советской власти, то плавал на корабле, то путешествовал в другие страны… Конечно же, он забывал, что надо встретить из стада корову, что надо накормить кур, что надо прополоть картошку, что надо… За это он получал колотушки от старшего брата, затрещины от отца, хорошие шлепки от мамы, Марьи Семёновны.
– Как несправедлива жизнь, - жаловался Егорка самому лучшему другу Яшке. - Из всех видов наказания самое обидное - это мамино. Представляешь, Яшка, женщина наказывает мужчину, будущего хозяина в доме! И за что? За то, что он любит читать! Разве это справедливо? Ясно, что Егорка не сообщал дружку, что наказывают его за то, что домашние дела не сделал, а Яшка-то не знал, поэтому был всецело на стороне Егорки.
-Нет, несправедливо! – поддакивал он. – Давай в сельсовет пожалуемся или председателю колхоза. Председатель быстро порядок наведёт! Но Егорка не соглашался:
-Нет, нельзя ябедничать на родную мать. И она женщина. Как-нибудь потерплю, пока совсем вырасту и в школу пойду. Тогда она будет думать, что я уроки учу. А против уроков мама не пойдёт, так как хочет, чтобы я выучился и стал грамотным человеком. И тяжко вздыхал.
      Вторая страсть – это сопки, которые окружали деревню со всех сторон. Ранней весной, как только сходил с них снег, он, чаще всего один, убегал на какую-нибудь сопку и проводил там весь день. На сопках была своя, не похожая на их, жизнь. Клубком вились змеи, грелись на солнышке ящерицы, и пёстрые, и зелёные, сновали муравьи… Больше всего его интересовали ящерицы: когда он наступал им на хвост, они оставляли этот хвост ему и удирали. Но потом, говорят, этот хвост вырастал снова. Однако Егорке не верилось:
-Глупости это всё! Вот у меня ногу отрезать – разве она вырастет снова? Нет. Вон, дядя Ваня с фронта пришёл без руки. Разве она выросла? Нет. Так и работает.  Одной рукой управляется. Я же ни одной ящерицы без хвоста не видел! Значит, враки это, про ящериц. Ещё Егорка на сопке любовался цветами. Потому и не любил даже Яшку с собой брать. Ещё скажет: «Как девчонка, любуешься цветами». Особенно любил марьины коренья. Цветы крупные, яркие, малиновые. Когда он их видел, то всегда думал:
-Маме, наверно, в их честь имя дали. Она же в молодости красавицей была! Папка рассказывал. Он многим ребятам носы за неё поразбивал. Все потом боялись подойти к ней даже на шажок – вот ей и пришлось замуж за папку идти. Он же один жених у неё остался. Мамка его и с войны дождалась. Мне, наверно, тоже придётся за свою невесту драться. Но я выберу только ту, которая читать будет и вот эти сопки полюбит так, как я.
    Сегодня он опять улизнул из дома, пока все спали. Он чувствовал, что уже расцвели марьины коренья. Егорка долго любовался ими, а потом подумал:
-А нарву-ка я мамке этих цветов! Пусть она порадуется, у неё давно уже радости не было, только работа да забота. Когда ей по сопкам ходить да на цветы любоваться, если дома мал мала меньше. Егорка нёс цветы, стараясь их не помять. Мать была дома. Только хотела наброситься на сына с упрёками, но тот протянул ей букет. Она бережно прижала цветы к груди и всхлипнула:
-Спасибо, сыночек!  Это мои самые любимые цветы! Какой красивый букет!..   
Две Егоркины страсти – привязанности так и терзали его до   окончания школы. То он хотел быть библиотекарем – читай не хочу! То биологом – изучай всякую живность и сажай цветы! В итоге он стал учителем биологии, где две страсти слились в одну – любовь к детям, которых он знакомил через книги и пешие походы с красотами нашей Родины. А ещё вместе с ними вокруг школы сажал цветы, где главное место занимали марьины коренья.
                2021 год


Рецензии