Глава 3 Храмы России Часть 18-2 Статус

Вид со смотровой площадки храма на Хамовники, 2012 год

ГЛАВА 3  ЦЕРКВИ  И  ХРАМЫ РОССИИ

ЧАСТЬ 18-2 Статус

Храм в культуре и искусстве

В изданной в 1916 году статье «Два мира в древнерусской иконописи» Евгений Трубецкой так отразил свои впечатления о храме:
 
«…одним из самых крупных памятников дорого стоящего бессмыслия является храм Спасителя — это как бы огромный самовар, вокруг которого благодушно собралась патриархальная Москва».

В 1930 году поэт Николай Арнольд написал о готовившемся разрушении храма:

Прощай, хранитель русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал…
…Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что «шапка золота литого»
Легла на плаху под топор.

На картине народного художника России Валерия Балабанова «Пловец» (1976 — 1986) изображён не существовавший в то время храм Христа Спасителя в качестве отражения в бассейне «Москва».
Позднее Русской православной церковью и некоторыми искусствоведами эта работа cтала  восприниматься как пророчество, предсказавшее восстановление собора.
4 ноября 1997 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II картина была подарена художником музею воссозданного храма.

 - Борис Акунин писал о храме в романе «Алтын-толобас» 2001 года:

«…Напротив заново отстроенного храма Христа Спасителя (сэр Александер всегда говорил, что эта великанья голова уродовала лик Москвы своей несоразмерностью и что единственное благое дело новых русских — взрыв чудовищного творения)  магистр приостановился и нашёл, что собор ему, пожалуй, нравится — за двадцатый век дома в городе подросли, и теперь массивный золотой шлем уже не смотрелся инородным телом.».

]Храм Христа Спасителя упоминается в романе «Метро 2033» писателя Дмитрия Глуховского. По сюжету романа, сталкеры в постъядерной Москве совершают вылазки около этого храма.

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ


Рецензии