Вестники новой эпохи. Подарок из Европы

Ты ли это, капризное, но искреннее дитя?
эта шалунья, резвушка? Как скоро выучилась
она притворяться? как быстро развились в ней
женские инстинкты! Ужели милые капризы были
зародышами лицемерия, хитрости?
И. Гончаров. Обыкновенная история

Никто из родителей не ставит своей целью воспитать преступника. Но все родители, даже те, которые не прикладывают к воспитанию детей никаких усилий,  хотят, чтобы их дети были самыми-самыми… Так рождаются иллюзии.

Молоденькой учительнице истории Алёне Петровне всё это ещё предстояло узнать. Она начала преподавать в школе №*** после окончания Ленинградского Государственного университета и сразу попала в водоворот событий и страстей школьной жизни. Ей очень хотелось воспитать из своих учеников достойных членов общества, но, вопреки стараниям Алёны Петровны, происходили неприятные истории, омрачавшие начало её педагогической деятельности.

В школе соблюдался строгий порядок: учитель, ведущий последний урок в классе, должен был сопровождать учеников в гардероб и присутствовать там, пока не уйдёт последний ребёнок. Гардероб представлял собой большое проходное помещение, по своим размерам похожее на спортивный зал. Одна его стена не использовалась, потому что в ней были огромные окна, а у другой стены, перпендикулярно ей, стояли вешалки, вешалки, вешалки… Учитель заводил учеников с одной стороны, а провожала их гардеробщица уже через противоположную дверь. Номерков не было, потому что осуществить за ними контроль было невозможно. Следили, в основном, за тем, чтобы дети не баловались и не бросались шапками.

В один из зимних дней к Алёне Петровне, сопровождавшей 7-А класс в гардероб, подошла расстроенная Яна Тулина:

- Алёна Петровна, я не нашла свой мешок с обувью.

Яна была удивительная девочка – полненькая, крепко сбитая, смуглая и черноволосая, с ярким румянцем и ямочками на щеках - очень привлекательная девочка–подросток. От неё так и веяло здоровьем и доброжелательностью. Семья Тулиных считалась в школе благополучной, с хорошим материальным достатком: мама работала в НИИ, папа ходил боцманом в загранплавание – оба красивые, видные, доброжелательные. Когда Яна пошла в 1-й класс, у них родилась двойня – мальчик Игорь и девочка Женя - и их семья стала многодетной.

Алёна Петровна уже из собственного опыта знала, что дети склонны паниковать даже тогда, когда для этого нет оснований: ребенок мог заявить, что у него пропали сапоги, а когда ему показывали его мешок с обувью, он мог смотреть на него и утверждать, что это чужой мешок.

Именно такая история и произошла недавно. Прозвенел звонок с последнего урока, и гардероб стал похож на муравейник. Наконец, вся эта суета, баловство и гам прекратились, и в школе снова воцарилась тишина. Гардеробщица Анна Яковлевна осмотрела свои владения и увидела, что на вешалке остались ещё несколько пальто и мешков с обувью. Через полчаса в гардероб зашла семиклассница Наташа Волкова.

- Наташа, а ты почему задержалась? – спросила гардеробщица. – Все ваши ребята уже ушли.

- Нет, не все. В классе ещё двое. Нас классная руководительница оставила, мы готовимся к празднику.

- А-а, понятно, - сказала гардеробщица, открывая дверь. – Я и смотрю, что ещё есть куртки на вешалках.

Наташа сняла с вешалки свою куртку и вдруг спросила растерянно:

- Ой, а где мой мешок?

- Так вот же он, на твоей же вешалке! – сказала гардеробщица, стоявшая рядом.

- Это не мой мешок! – уверенно сказала Наташа.

- Да ты посмотри, что за обувь в мешке. Наверняка, твоя.

Наташа двумя пальчиками брезгливо взяла края мешка, наморщила носик и заглянула в мешок.

- Сапоги похожи на мои, но это - не моё! – произнесла она, выделив слово «это», как что-то отвратительное.

- Ну, если сапоги похожи на твои, открой мешок, достань их и посмотри внимательно – в том числе и размер.

- Нет, «это» не моё! – мотала головой Наташа, внимательно разглядывая другие вешалки.

- Наташа, я тебя прошу, примерь сапоги! – с нажимом сказала гардеробщица, и девочка нехотя подчинилась. Утирая уже появившиеся слезы, Наташа вытащила из мешка сапоги и надела их. Это был в точности её размер.

- Ну вот, видишь? Твои это сапоги, - обрадовалась гардеробщица.

- Похожи, как раз по ноге… Но не мои… Да и мешок у меня был другой… Такой же, только черный с золотыми буквами, - с любовью сказала Наташа, а потом добавила с отвращением: - А этот сиреневый какой-то!

- Так, может, у кого-нибудь такие же сапоги, поэтому случайно взяли твой мешок? - предположила гардеробщица, но тут же отказалась от своих слов: - Да нет, это мистика какая-то! Так не может быть. Ты же рядом живешь, позвони домой, может кто-нибудь есть дома.

- Мама дома... Но я боюсь, что она будет ругать.

- Давай мне номер, я сама из канцелярии позвоню, - предложила гардеробщица, и Наташа согласилась.
 
Трубку взяла мама Наташи, и гардеробщица объяснила ей, что произошло:

- Вы знаете, мешок есть, сапоги похожи и размер подходит. Всё висит на её вешалке, но она говорит, что у неё был чёрный мешок, а этот сиреневый…

- Она что, дура? – закричала в трубку мама. – Без глаз совсем! Порвался её чёрный мешок, обувь уже вываливалась из него. Я это увидела, когда она уже собиралась выходить, остановила, нашла ей новый мешок, сиреневый, и при ней тут же всё переложила и дала ей в руки. Какая ей разница, чёрный он или сиреневый? Ну, она у меня дома получит!

Гардеробщица вернулась к Наташе и спросила у нее:

- Наташа, мама сказала, что она утром при тебе поменяла мешок, потому что твой чёрный был с дыркой, из которой вываливалась обувь. Ты это помнишь?

Наташа удивленно посмотрела на гардеробщицу широко открытыми глазами и сказала:

- У нас на первом уроке контрольная по математике была… Я только о ней и думала...

Но Яна, в отличие от Наташи, была очень внимательной и деликатной девочкой, и с ней подобных недоразумений не могло быть. Так её воспитывали родители, по таким законам жила её семья, и Алёна Петровна знала, что Яна не один раз всё проверила, прежде чем обратиться к учительнице.

- Яночка, ты хорошо посмотрела? Давай вместе поищем, может быть кто-то перевесил на другой крючок. Какой у тебя был мешок?

И Яна терпеливо прошлась вместе с Алёной Петровной  по всем углам и вешалкам.  Безрезультатно.

- Опиши мне свою обувь. Какие у тебя были сапоги? – попросила Алёна Петровна.

- Белые.

- Я что-то не помню у тебя таких сапог.

- А я их только сегодня в первый раз надела. Папа на днях пришёл из рейса, привёз мне подарок из Европы.

- Понятно… - сокрушенно сказала Алёна Петровна.

Делать было нечего. Хоть и жила Яна рядом со школой, но не пойдешь же в январе по улице в тапочках! Алёна Петровна отвела Яну в учительскую, откуда Яна позвонила домой, и на её счастье дома оказалась мама – Марина Викторовна. Вскоре она принесла Яне обувь.

- Я чувствовала, Алёна Петровна, что так произойдёт! – сказала Марина Викторовна. - Знаете, сапожки импортные, очень красивые - просто изумительные! Я посоветовала Яне не надевать их в школу, чтобы ни у кого не провоцировать зависть. Дети есть дети! Вдруг кто-нибудь не справится с собой… Мне даже жалко ту девочку, которая это сделала.

Алёну Петровну немало удивила такая реакция женщины, дочь которой только что обворовали в школе. Родители в подобной ситуации имеют право быть требовательными, настаивая на компенсации.

- Может быть, напишете заявление директору? – спросила Алёна Петровна, стараясь исполнить свой учительский долг до конца.

- Да нет, не буду. Вы о пропаже знаете, а ребятам Яна сама завтра скажет, чтобы были внимательнее. Найдутся сапожки – хорошо, а если нет - что тут поделаешь? Будет и ей тоже наука. Папа наш, конечно, расстроится не меньше Яны, - с грустной улыбкой закончила Марина Викторовна.

Алёна Петровна, потрясённая случившимся, очень хотела помочь Яне найти сапожки, и через два дня её усилия дали результат. Гардеробщице Анне Яковлевне кто-то сказал, что это сделала Вика Мерзликина, которая училась в 6-м классе, и Анна Яковлевна, в свою очередь, доложила об этом Алёне Петровне. Но Алёна Петровна засомневалась: Яна была семиклассницей, к тому же довольно крупной девочкой, поэтому Вике, фигура которой была гораздо миниатюрнее, сапоги должны быть явно велики. Может быть, кто-то по-детски оговорил Вику? Алёна Петровна не знала, как ей быть в этой ситуации, но, пока она боролась со своими сомнениями, всё разрешилось без её участия. В выходной день Яна, возвращаясь с мамой из магазина, встретила  Вику и увидела на ней свои сапожки. Видно было, что они ей велики, но Вику это нисколько не смущало: она шла по улице и явно хвасталась своей обновкой. Встреча с Яной и её мамой оказалась для Вики совершенно неожиданной, но она ничуть  не растерялась.

- Это мои сапоги, мне мама купила! – уверенно ответила она на вопрос о сапогах.

- Да-а? И где же продаются такие сапоги? – удивлённо спросила Марина Викторовна.

- Даже не знаю… У мамы надо спросить.

- Очень интересно!.. Хорошо, давай спросим у твоей мамы, где она купила такие сапоги, - предложила Марина Викторовна.

- А её нет дома! Она на работе.

- Пойдём, пойдём - мы тебя проводим. Мало ли: может быть, мама случайно окажется дома… - настояла Марина Викторовна, и они втроём пошли к Вике домой.
 
Дверь им открыла Викина мама. Когда Марина Викторовна объяснила ситуацию, она неожиданно закричала:

- Что? Мы украли ваши сапоги?

- Нет, конечно… Не украли… Вика, наверное, соблазнилась, - Марина Викторовна старалась говорить как можно деликатнее.

- Соблазнилась, да? Стоите тут, красивые, холёные. Вы знаете, что у нас многодетная семья? У меня трое детей. Я вкалываю день и ночь, а вы со своими вонючими сапогами! Им, видите ли, сапог жалко!

- У меня тоже многодетная семья: трое детей, как у Вас. С детьми всякое может случиться. На то мы и родители, чтобы помочь детям, - опешила Марина Викторовна.

К этому времени Вика уже вошла в квартиру, сняла сапоги и наблюдала за развитием событий из-за спины матери.

- Ах, вы тоже многодетная семья? Что-то не похоже! Нате вам ваши сапоги, подавитесь!

С этими словами Викина мама схватила сапоги, швырнула их на лестничную площадку и захлопнула дверь квартиры.

Яна и Марина Викторовна стояли в оцепенении, а из квартиры доносился голос Вики, которая успокаивала мать, все ещё продолжавшую бушевать:

- Ладно, хватит, мам… Ну, успокойся… Пусть подавятся своими сапогами… правда ведь?

Это происшествие оставило у всех в школе неприятный осадок, но развивать ситуацию дальше не стали: учителя понимали причину произошедшего, старались много не обсуждать эту историю, и она стала постепенно забываться.

***
Месяц спустя Алёна Петровна снова проводила последний урок в 7-А классе, после которого, как положено, проводила учеников в гардероб. Когда почти все дети оделись, к ней подошла Лена Панова. Увидев расстроенное лицо девочки, Алёна Петровна спросила:

- Что случилось, Лена?

- Моей куртки нет, - ответила девочка с полными от слёз глазами.

- Боже мой, да что же это такое? Что за наваждение? Только с Яной разобрались, теперь вот у тебя куртка пропала! – взмолилась  Алёна Петровна, своими словами невольно упрекая девочку, потому что Лена тоже была из благополучной семьи с хорошим материальным достатком и возможностью «доставать» красивые импортные вещи. После истории с пропажей сапог Алёна Петровна очень деликатно намекала родителям своих учеников, что им надо скромнее одевать детей в школу: для того и придумана школьная форма, чтобы у детей не было повода подчеркнуть разницу в материальном достатке родителей. Ведь не скажешь откровенно, что не надо давать детям в школу красивые, дорогие вещи, потому что  их могут украсть! Как-то язык не поворачивается, потому что родители, в свою очередь, могут спросить: «А куда смотрит администрация школы? А чем занимается комсомольская организация? Так что же, это у вас пионеры воруют вещи? Или октябрята?» И вот теперь ей, видимо, придётся выслушивать подобные вопросы, потому что вторая крупная пропажа в школе, тем более в её классе, – это неслыханно!  Кроме того, необычность этой пропаже — а Алёна Петровна уже не сомневалась, что это пропажа - придавало то, что Лена была подругой Яны, месяц назад пострадавшей от кражи. Обе они рослые, крупные девочки, но Лена несколько полнее Яны, у неё голубые глаза, длинные, вьющиеся русые волосы, полные губы, и вся она своей медлительностью и флегматичностью производила впечатление пушистого домашнего котёнка. Но это было внешнее впечатление, училась она хорошо, была обязательной и исполнительной ученицей. И вдруг такая беда…

Алёна Петровна  совершенно растерялась. Анна Яковлевна тоже была очень расстроена случившимся и оправдывалась перед Алёной Петровной:

- Я же всё время на месте, никуда не отхожу! Господи, что же это за напасть такая?

Алёне Петровне пришлось успокаивать не только Лену, но и «бабулю», как все уважительно называли Анну Яковлевну, потому что искренне любили её за то, что она ко всем ученикам относилась с любовью, словно это были её собственные дети, хотя её дети и внуки давно выросли.

Куртка так и не нашлась, и  Алёна Петровна, как и в случае с Яной,  повела Лену в учительскую, чтобы та позвонила домой  и попросила принести одежду. Вскоре пришла старшая сестра Лены - молодая женщина лет тридцати, такая же высокая и полная, как Лена, - и принесла ей пальто. Она не стала разбираться с младшей сестрой, а лишь многозначительно сказала:

- Объясняться будешь с родителями!

- А я-то тут при чём? – удивлённо спросила Лена.

- При том! – сухо ответила сестра, и Лена, не найдя в ней поддержки, ушла из школы в подавленном состоянии.

Всю следующую неделю в школе ни о чём другом, кроме как о пропавшей куртке, не говорили. В расследовании, так или иначе, принимали участие все. Даже ребята из других классов, которые приходили в кабинет  Алёны Петровны на урок истории, непременно считали своим долгом спросить:

- Алёна Петровна, нашлась куртка? - и обязательно что-нибудь советовали или сообщали «полезную» информацию.

Детектив, да и только! Несмотря на поддержку всей школы,  Алёна Петровна  была уверена в том, что куртка вряд ли найдется, и её логика была проста: из-за того, что нашлись сапоги Яны, куртка Лены теперь не найдется никогда, потому что двум удачам не бывать. Именно так и думала: двум удачам не бывать!

Но через неделю ей сообщили, что «одна девочка» видела на автобусной остановке Свету Баранову из 6-го класса в красной куртке, по описанию очень похожей на куртку Лены. Народу на остановке было мало, поэтому видевшая Свету девочка, которая ехала в автобусе, очень хорошо её разглядела. Света, видимо, кого-то ждала, потому что не села в автобус, а когда он тронулся, то у этой девочки, имя которой местные детективы решили не разглашать, пока идет следствие, к счастью, мелькнула мысль, что она раньше не видела у Светы такой красивой куртки, которая к тому же была явно ей велика.

Алёна Петровна  сразу пошла к Валентине Ивановне, классной руководительнице Светы Барановой, и рассказала ей всё, что узнала. Слушая рассказ Алёны Петровны, Валентина Ивановна кивала головой, как и подобает учителю со стажем, слушающему ответ ученицы, потому что сейчас молодая учительница Алёна Петровна всем своим растерянным видом напоминала школьницу. Но уже в середине рассказа Алёны Петровны взгляд Валентины Ивановны стал более задумчивым, выдавая появившуюся у неё мысль, и когда  Алёна Петровна  закончила, она сказала:

- Знаешь, Алёна Петровна, я не думаю, что это сделала Света. От неё можно ожидать только какого-нибудь недомыслия… Но чтобы она взяла чужую вещь – не поверю! Для этого нужно иметь сильный характер, а я за ней этого не замечала. Нет, она довольно глупенькая, но добрая девочка…

- Вот и я не верю! – обрадовано подхватила  Алёна Петровна, которая готова была смириться с пропажей куртки, лишь бы не подозревать человека, а тем более ребёнка, в краже. Она представила Свету – щуплую, бледную, с тонкими волосами добродушную девочку, и сама мысль о том, что она могла украсть, показалась ей дикой. - Я, конечно, не знаю Свету так хорошо, как Вы, но мне тоже кажется, что она не способна взять чужую вещь…

- Да подожди ты, не перебивай! – остановила её Валентина Ивановна, которой, похоже, восторженная болтовня  Алёны Петровны мешала о чём-то думать. - Интересная история! Интересная… Я точно знаю, что у Светы такой куртки нет… Зато у неё есть подруга Катя Демченко. А вот Катя Демченко… Катя Демченко – это не Света Баранова!

- А при чём здесь Катя? – удивилась  Алёна Петровна. Ей нравилась эта активная, сообразительная девочка, хотя, к сожалению, её активность и сообразительность никак не относились к учёбе. Но она всегда была готова помочь другим, и это её качество подкупало Алёну Петровну. Особенно бросалась в глаза красота Кати. Она была среднего роста, стройная, с вьющимися каштановыми волосами, а на её личике красивой овальной формы выделялись огромные голубые глаза и яркие, упругие губки, уже в детском возрасте подающие серьёзную заявку на чувственность их обладательницы.

- Не знаю, не знаю… - задумчиво произнесла Валентина Ивановна, и вдруг решительно закончила: - Но надо проверить! Пойдем со мной, но только ты ни во что не вмешивайся, очень тебя прошу!

Валентина Ивановна стремительно прошла в кабинет литературы и попросила учительницу отпустить Свету с урока. Девочка была в недоумении: ведь она только что, на перемене, видела свою классную руководительницу, - но испуга на её удивленном лице не было.
 
- Света, пойдем со мной, - сказала Валентина Ивановна и повела Свету и  Алёну Петровну в кабинет, который был закреплен за ней - учителем географии. Едва они вошли в кабинет, как она спросила у Светы напрямую, стараясь быть не слишком резкой из опасения напугать девочку, но и не слишком ласковой:

- Света! Тебя видели в красной куртке. Это твоя куртка?

- Не-а! – простодушно ответила Света, и весь её вид говорил о том, что она не собирается ничего утаивать от учителей.
 
- А чья?

- Катькина.

- Ты имеешь в виду Катю Демченко? – уточнила Валентина Ивановна. - Я правильно тебя понимаю?

- Ага, - радостно закивала головой Света при упоминании подруги.

- Так, Светик-цветочек! – обрадовалась Валентина Ивановна. - Я тебе вопросы больше задавать не буду, а вот тебе лист бумаги, вот ручка: садись и пиши всё по порядку.

- А что писать? – удивилась Света, вытаращив свои маленькие глазки.
 
- А написать надо о том, как ты оказалась на автобусной остановке в чужой куртке.

- А-а-а, - с облегчением сказала Света, поняв, наконец, чего от неё хотят. – Хорошо, напишу.

Она села писать, а обе учительницы украдкой наблюдали за ней. Было видно, что девочка не чувствует за собой никакой вины и абсолютно спокойна. Когда она закончила писать, Валентина Ивановна и Алёна Петровна  прочитали её объяснительную записку, и им стало понятно, как Света оказалась на остановке в чужой куртке.

***
После уроков Света и Катя договорились пойти погулять. Катя попросила Свету зайти за ней домой, а когда та пришла, неожиданно спросила:

- Слушай, Света! А знаешь что?

- Что? – спросила Света, которая привыкла к постоянным интересным выдумкам своей подруги.

- Мне мама куртку новую купила! – похвасталась Катя и, пристально посмотрев на Свету, словно оценивая, вдруг предложила: - Хочешь примерить?

- Конечно, давай! – обрадовалась Света, которая расценила это предложение как признак верной дружбы.

Она надела куртку и посмотрела на себя в зеркало. Куртка была импортная - яркая, нарядная – в ленинградских магазинах таких не было, и, хоть она была явно великовата Свете, невзрачная девочка стала выглядеть в ней гораздо привлекательнее: красный цвет явно был ей к лицу. Она вертелась перед зеркалом, Катя смотрела на неё с восхищением и вдруг окончательно удивила подругу:

- А хочешь поносить сегодня мою куртку?

- А мама твоя не будет ругаться? – с сомнением спросила Света, которая, конечно же, хотела поносить куртку своей необыкновенно щедрой подруги – самой лучшей подруги в мире!

- А её нет дома. Она будет поздно, - спокойно ответила Катя, которая, похоже, не понимала, какая она чудесная и добрая.

- А ты что наденешь? – на всякий случай спросила Света.

- Твою куртку, если ты не возражаешь.
 
- Ой, конечно, не возражаю! – взвизгнула Света, подпрыгнув на месте: сегодня Катя была настоящей волшебницей!

- Только, знаешь, что? – задумчиво сказала Катя. – Давай сделаем так: ты иди сейчас к себе домой, а через час встретимся недалеко от магазина, на автобусной остановке. Ладно?

- А почему так? – удивилась Света, ей очень не хотелось расставаться с подругой.

- Ну-у, мне нужно ещё кое-что сделать, - загадочно ответила Катя.

- Так давай я тебя здесь подожду, - предложила Света.

- Нет-нет, иди домой, а через час мы встретимся. Ты мою бабушку знаешь, она всё маме рассказывает про то, как долго у меня в комнате сидят подруги, - таинственно зашептала Катя и посмотрела на дверь, ведущую в комнату бабушки.

- Ну, ладно, - с сожалением согласилась Света и ушла домой. Сегодня она готова была сделать всё, о чём просила Катя.

Через час, как договорились, Света уже была на остановке, прождала Катю почти час, но подруга так и не пришла. Света не знала, что делать, но, поскольку она была в Катиной куртке, решила, что нужно идти к ней домой. Она нажала кнопку звонка, и, к её удивлению, дверь открыла мама Кати. Но тут же появилась и сама Катя:

- Мама, мама! Света сейчас уйдет, она на минутку! Ей только спросить! - быстро заговорила она прежде, чем мать успела открыть рот, затолкала Свету в свою комнату, закрыла дверь и виновато сказала подруге: - Извини, мама неожиданно пришла, и всё сломалось. Потом погуляем.

- А мама у тебя ничего, про куртку даже не спросила! - с восхищением сказала Света.

- Да она просто не обратила внимания, - ответила Катя, и в её голосе Света почувствовала обиду. – Она вообще меня не замечает! Ладно, давай, снимай быстро!
Света сняла красную куртку, надела свою и тут же ушла.

На том её объяснительная записка закончилась.

***
- Так, всё ясно! – подвела итог Валентина Ивановна, и посмотрела на часы. –  Алёна Петровна, вы со Светой оставайтесь здесь, а я сейчас вернусь.

И она быстро вышла из кабинета.

Алёна Петровна уже поняла причину этой поспешности: надо было успеть перехватить до конца урока Катю, которая видела, как забрали с урока её подругу. И точно: через несколько минут Валентина Ивановна уже входила в кабинет с Катей Демченко.

- Катя! Только что Света написала нам объяснительную записку  по поводу того, как она оказалась на улице в чужой куртке. Там есть упоминание о тебе. Теперь я хочу, чтобы ты тоже взяла ручку и лист бумаги и написала свою версию, - обратилась она к Кате, которая вела себя совсем не так, как Света. Нет, в ней не чувствовалось страха, она не была напугана, но её красивые голубые глаза смотрели на учителей внимательно и настороженно.

- А можно посмотреть, что написала Света? – вкрадчиво спросила Катя.

- Нет, нельзя! – отрезала Валентина Ивановна.

- А почему? – быстро спросила Катя, словно уже заранее знала, что ей откажут, и держала наготове этот вопрос. Она задала этот вопрос таким требовательным тоном, что  Алёна Петровна  поняла: если бы следствие вела она, то непременно почувствовала себя виноватой перед этим ребёнком. Но Валентина Ивановна вела себя иначе.

- Игра у нас такая: сначала пишем, потом будем читать, - твердо, но доброжелательно ответила она, деликатно напоминая всем действующим лицам правила игры: кто здесь дети, а кто взрослые, кто может задавать вопросы, а кто может лишь отвечать на них.

Катя взяла бумагу и ручку и, вопросительно уставившись на Свету, сидящую за партой, направилась к ней, но Валентина Ивановна ее остановила:

- Катя, Катя, не сюда! Вон туда! Там тебе будет удобнее, никто мешать не будет! – и она показала рукой на дверь, ведущую в лаборантскую комнату: у географов всегда было много учебных пособий, поэтому кабинет географии имел дополнительную комнату для хранения этих пособий.
 
Катя поджала губы и нехотя пошла в лаборантскую. Через полчаса Валентина Ивановна и  Алёна Петровна  читали её объяснительную записку. Версия Кати оказалась гениально простой и короткой.

Созвонилась со Светой, решили погулять, договорились встретиться через час после разговора на остановке. Тут пришла мама и никуда не отпустила. Катя очень сильно переживала, но предупредить Свету не могла. Когда Света пришла к ней домой, Катя ей всё объяснила, извинилась и выпроводила, чтобы не попало от мамы. Во что была одета Света, Катя помнит смутно. На ней была какая-то куртка, может быть и красная, но Катя была так напугана приходом мамы, так боялась, что мама будет её ругать, что ни о чем другом не думала.

Валентина Ивановна сказала:

- Девочки, кто-то из вас написал неправду, и я даже догадываюсь, кто.

С этими словами она вернула Катю  в лаборантскую и заперла дверь, Свету оставила в кабинете, вышла вместе с недоумевающей Алёной Петровной в коридор и заперла дверь в кабинет. Алёна Петровна, наблюдая за действиями Валентины Ивановны,  не выдержала и робко сказала:

- Валентина Ивановна, методы у нас какие-то очень уж взрослые… Мы же всё-таки имеем дело с детьми…

- Я знаю, - спокойно ответила Валентина Ивановна. – Но объясню потом, почему так делаю. Сейчас просто нет времени. Где Лена Панова?

- Она на уроке английского языка.

- Хорошо. Иди за Леной, встретимся на улице, - сказала она  Алёне Петровне, а сама оделась и переговорила по телефону с Катиной бабушкой, с которой была хорошо знакома, потому что уже бывала в их семье. Она сказала бабушке, что сейчас придёт к ним домой, но о чем будет разговор, не сообщила.
 
Когда Валентина Ивановна вышла на улицу, Лена, которая ждала её вместе с Алёной Петровной, спросила:

- Валентина Ивановна, а куда мы так спешим?

- Куртку свою опознавать будешь!

Дверь открыла бабушка и, увидев классную руководительницу своей внучки, пригласила их войти. В прихожей на вешалке висела красная куртка. Валентина Ивановна вопросительно посмотрела на Лену, и та молча кивнула головой.

- Скажите, вот эта куртка - чья она? – спросила Валентина Ивановна у бабушки.

- А я знаю? Висит уже больше недели. Катя говорит, что она, вроде бы, с какой-то девочкой поменялась. А точно не знаю, врать не буду.

- Как же так? – укоризненно сказала Валентина Ивановна. - Вы же видите, что это новая импортная куртка. Она висит у Вас в прихожей больше недели, и Вы не выясняете, что это за куртка?

Бабушка сразу всплакнула и пригласила их в свою комнату. Сквозь слезы она стала рассказывать, как ей тяжело живётся у дочери, которой она посвятила всю свою жизнь. И Катя её не слушается, грубит, поэтому она старается не показываться из своей комнаты, когда кто-нибудь из членов семьи дома.

- Вот так и живу затворницей… Дочка привела в квартиру какого-то мужчину, он живет у нас уже почти год, но зарегистрировать брак не предлагает… Катя совсем от рук отбилась… Я всё это вижу, а начинаю говорить – мне сразу «закрывают рот», - говорила, всхлипывая, бабушка.
 
Вдруг она перестала всхлипывать и испуганно посмотрела на дверь. Гости тоже обернулись и увидели молодую красивую женщину –  Катину маму.

«Какая красивая женщина! – восхищённо подумала  Алёна Петровна. - Катя очень похожа на свою маму… А она ждёт ребенка: живот уже большой. Как некстати всё, что здесь сейчас происходит, это только навредит беременной женщине».
 
Эти мысли мгновенно промелькнули в её голове, и ей стало очень стыдно за то, что она пришла в дом к этой красивой женщине, чтобы разбираться по поводу какой-то куртки. Никакая куртка не стоит здоровья беременной женщины и её будущего ребенка!

- Ну что, мать твою, опять жалуешься, как тебя тут все обижают? – вдруг заорала беременная женщина, глядя на свою мать, и Алёна Петровна вздрогнула от неожиданности. - Дочка у тебя плохая, да? Нех… было рожать! Живешь тут, как королева: тарелку за собой не помоешь, ешь–пьёшь за мой счет… Но тебе же этого мало! Тебе же ещё и командовать надо!

Алёна Петровна  опешила от такого обилия матерных слов, и тем более странно было слышать их от красивой беременной женщины.

- Нина Семёновна, погодите, здесь же ребёнок! - попыталась урезонить её Валентина Ивановна, для которой, похоже, стиль поведения этой женщины давно перестал быть сюрпризом.

- А я вас к себе, кажется, не приглашала, поэтому уё…те отсюда! – продолжала кричать хозяйка квартиры. Она двинулась в сторону входной двери, и гости вышли из комнаты в коридор.
 
- Хорошо, мы сейчас уё... - сказала Валентина Ивановна и неожиданно запнулась, с ужасом поняв, что она сейчас едва не повторила матерное слово, поддавшись бешеной энергии этой женщины, - …уйдем. Вы совершенно правы: нам следовало бы согласовать свой приход не с бабушкой Кати, а с Вами. Но у нас не было другого выхода. Девочка – она показала на Лену - переживает по поводу пропажи своей куртки, а она в это время споко-о-ойненько висит себе в Вашей прихожей, и нам надо с этим разобраться.

- Разбирайтесь! – коротко, но уже без истерики, ответила Нина Семёновна, и взгляд её стал внимательным и настороженным.

«Взгляд в точности как у Кати!» - невольно отметила про себя  Алёна Петровна.

- Давайте, мы, для начала, отдадим куртку Лене и отпустим её, а сами спокойно всё обсудим, - дипломатично предложила Валентина Ивановна в надежде, что Нина Семёновна так же дипломатично признает очевидное, не потеряв при этом лица.

- Ничего не знаю! – резко ответила Нина Семёновна, показывая пальцем на Лену. - Сначала докажите, что это её куртка!

- А Вы хотите сказать, что она Ваша? – вкрадчиво спросила Валентина Ивановна и, приподняв брови, внимательно посмотрела на Нину Семёновну, и Алёна Петровна  невольно отметила, что точно так же опытные учителя обращаются к провинившимся ученикам, когда  нужно что-то выведать у них.

- Я ничего не хочу сказать, но куртку отдавать не собираюсь! – Нина Семёновна была по-прежнему категорична, но, после вкрадчивых слов Валентины Ивановны, от которых веяло каким-то подвохом, её голос стал уже менее уверенным. – Докажите сначала, тогда возьмёте! А сейчас выметайтесь из квартиры!

И Алёна Петровна удивлённо отметила, что Нина Семёновна сказала именно «выметайтесь», а не матерное слово, употреблённое в своей «вступительной речи». Значит, в ней что-то изменилось, и можно, наверное, уйти, как она требует, а с курткой можно и потом решить вопрос.

- Нет, мы не будем «выметаться»! – вежливо, но твёрдо возразила Валентина Ивановна. - Зная Вас, Нина Семёновна, я могу предположить, как Вы поступите с этой курткой, когда закроете за нами дверь. Поэтому я с Леной останусь здесь. Алёна Петровна, прошу Вас, идите быстро в школу и вызовите по телефону милицию!

На этой фразе Нина Семёновна молча сорвала куртку с вешалки и швырнула её Лене. Девочка схватила куртку и выскочила за дверь, Валентина Ивановна и Алёна Петровна, не сговариваясь, последовали за ней: дело было сделано!

- А где мой ребёнок? – спохватившись, крикнула им вдогонку Нина Семёновна.
Валентина Ивановна остановилась и ответила ей:

- Катя в школе. Наверное, с этого и надо было начать разговор, но Вы же так эмоциональны! Похоже, Катя взяла куртку Лены из гардероба, ввязала в эту историю Свету Баранову… Всё так некрасиво! Они обе только что написали мне объяснительные, правда, очную ставку я пока ещё не проводила, - произнесла Валентина Ивановна, особо выделив интонацией «очную ставку» и мило улыбнувшись Нине Семёновне, наблюдавшей за ними через приоткрытую дверь квартиры. - Но всё ещё впереди: они сейчас закрыты в разных кабинетах.

- Что? Закрыты? Писали объяснительные? - снова закричала Нина Семёновна. - Да что Вы себе позволяете? Если через полчаса Катя не появится дома, то это я уже буду звонить в милицию!

Дверь захлопнулась, и посетители вышли на улицу. Алёна Петровна дождалась, когда радостная Лена свернула к своему дому, и спросила у Валентины Ивановны:

- Может, не надо было про очную ставку? Отдала куртку - и ладно. А то меня не покидает ощущение, что мы и в самом деле перегнули палку.

- Не переживай! - успокоила её Валентина Ивановна. - Ничего мы не перегнули. Ты, наверное, как учитель истории заметила, что я действовала так же молниеносно и напористо, как, например, Наполеон?

- Да, очень похоже! - согласилась  Алёна Петровна.

- Так вот: у меня была причина действовать именно так, а не иначе. Дело в том, что в прошлом году в нашем классе уже была история с мелкой кражей, в которой участвовала Катя, но дети побоялись сказать об этом открыто. Разговор с мамой тоже ни к чему не привёл. Более того, она ещё и поиздевалась надо мной на родительском собрании: «Что же Вы, Валентина Ивановна, так плохо работаете? Надо было объяснительные с них взять, очную ставку устроить!» Ты понимаешь? Она не возмутилась тем, что её дочь заподозрили в краже, а, словно воспользовавшись ситуацией, просто глумилась надо мной как классным руководителем. Ох, и натерпелась же я тогда стыда! Но снова оказаться в подобной ситуации, я считаю, уже непозволительно! И я постаралась сделать всё так, чтобы у Нины Семёновны не было повода сказать мне, что я плохо работаю.

- Короче, Вы всё сделали так, как «советовала» Вам Нина Семёновна! - пошутила  Алёна Петровна, стараясь смягчить серьёзность момента, и, когда Валентина Ивановна засмеялась, поняла, как была напряжена всё это время. Хорошо, что уже можно расслабиться.

Но Валентина Ивановна снова забеспокоилась:

- Ой, кажется, я снова допустила ошибку!

- Ну, да: очная ставка ещё осталась, понимаю… Но зачем? - попыталась успокоить её  Алёна Петровна, для которой все проблемы уже закончились. - Куртку, слава  Богу, вернули хозяйке. Теперь надо как-то поговорить с девочками, успокоить их.

- Я тоже так считаю. Маму ты видела – что же можно требовать от Кати? Но оставить её поведение без внимания тоже нельзя. Так что самое трудное ещё впереди. Надо хорошо подумать, как тут быть. Пойдём быстрее, а то я что-то заволновалась. Я больше заботилась о том, как не спасовать перед Ниной Семёновной, а дети-то закрыты!

- Конечно, пойдёмте быстрее, но, в принципе, что может с ними случиться? Ну, немножко посидели взаперти… Меня в детстве родители тоже иногда запирали дома…

- Э-э-э, нет! – с тревогой ответила Валентина Ивановна. – Ты просто не знаешь Катю! Надо поторопиться!

И они почти побежали.

***
Когда учительницы заперли девочек и ушли, Катя стала лихорадочно думать, что можно сделать в очевидно безвыходной ситуации. Она подробно выпытала у Светы, что та написала в объяснительной записке, и у неё мгновенно созрел план. Она нашла в лаборантской чистый лист бумаги и ручку и замурлыкала через закрытую дверь:

- Светик…

- Что? – спросила Света.

- Света, я вдруг подумала: а как ты подписываешься? Просто пишешь «Баранова» или у тебя какая-нибудь особенная подпись?

- Да, у меня есть подпись! – радостно ответила Света, довольная тем, что подругу даже в такой момент очень интересует её личная подпись.

- Ой, Света, как здорово! Ты молодец! А я вот никак не могу придумать, как подписываться. Ты, наверное, красиво придумала, да?
 
- Ну, не знаю, красиво или нет… Мне нравится, - ответила совсем разомлевшая от похвал Света.

- Покажи, а?

- А как я тебе покажу? Валентина Ивановна откроет дверь, тогда покажу.

- Ну-у, когда ещё она придет! – обиженно сказала Катя, и вдруг её голос снова стал радостным:

- Ой, я придумала! Давай, я тебе сейчас листочек под дверь подсуну, а ты подпишись там, где точка, ладно?

- Хорошо, - с радостью согласилась Света.

Катя просунула под дверь лист бумаги, на всякий случай крепко придерживая его пальчиками со своей стороны, и Света гордо поставила на нём свою подпись.
 
Катя схватила лист, быстро села за стол и стала лихорадочно писать, забыв про подругу.

- Ну, как? – спросила Света, не дождавшись никакой реакции. - Красивая подпись?

- Что? – спросила Катя, недовольная тем, что её оторвали от важного дела. – А, подпись? Ничего... Сгодится!..

Когда их открыли, Катя тут же подала исписанный лист бумаги Валентине Ивановне. Она стала читать, и её глаза округлились до таких размеров, а брови поднялись так высоко, что это казалось  Алёне Петровне неправдоподобным.

В объяснительной записке, написанной почерком Кати, но с подлинной подписью Светы, содержалось «чистосердечное признание» в том, что она, Света Баранова, украла куртку, и что с ней это иногда бывает, но она не знает почему. Слышала, что есть такая болезнь, и просила её не наказывать. В самом конце записки она сообщала, что Катя к этой истории не имеет никакого отношения.

Алёна Петровна тоже прочитала и поняла, что это «произведение» надолго задержит их в школе: теперь им придется очень подробно разбираться с обеими девочками… Но Валентина Ивановна, совершенно неожиданно для Алёны Петровны, опустила руки и сказала усталым голосом:

- Всё, девочки, по домам! Катя, а тебе надо как можно быстрее бежать домой! Мама дала на твое возвращение из школы полчаса: двадцать минут мы уже потратили, у тебя осталось всего десять минут!

Девочки ушли, и Алёна Петровна, совершенно не понимая, что происходит, спросила у Валентины Ивановны:

- И что же, на том - всё?

- А разве ещё что-то надо делать?

- Вы столько усилий затратили на то, чтобы вывести Катю «на чистую воду», а сейчас, после этой возмутительной «объяснительной записки», просто отправили её домой? А ведь она оклеветала свою подругу, и у нас на руках доказательство этого!

- Дорогая моя, все эти усилия я прилагала только потому, что боролась со взрослым человеком – её мамой, и я не имела права на ошибку, чтобы не уронить честь и достоинство учителя, авторитет школы. Со взрослыми надо обращаться по-взрослому. Но воевать с детьми я не собираюсь, и все мои наполеоновские качества оказались лишними. Здесь нужен другой подход. И, как ни странно, Катя своей совершенно фантастической «объяснительной запиской» напомнила мне о том, что мы имеем дело с детьми. Прочитав её белиберду, я вдруг поняла, что ничего не надо делать.

- Но почему?

- Как тебе объяснить?.. Вот скажи, ты в детстве закрывала руками лицо, когда хотела спрятаться от каких-то неприятностей?

- Да, когда страшно, достаточно закрыть глаза – и все страхи исчезают!

- Вот Катя примерно так и поступила! Она придумала сказку, в которую поверила сама, ей стало легче, и её нисколько не заботит, поверим ли мы в её сказку. Учитель никогда не должен забывать: что бы ни вытворяли дети, для них всё это - игра. Через игру дети познают мир, и к их поведению надо относиться как к игре. С детьми нельзя обращаться по-взрослому, потому что они – дети. Если мы будем считать их взрослыми, то сами будем выглядеть детьми рядом с ними.
 
- А как же теперь Света и Катя? Они не поссорятся после этого случая?

- Дети всегда разберутся между собой, если взрослые не будут навязывать им своё мнение по поводу произошедшего. И, опять же, всё потому, что для детей это игра. Сегодня Катя и Света играли в одну игру, завтра они захотят поиграть в другую. А если игра окажется слишком страшной, как сегодня, то им надо лишь закрыть лицо руками – и все неприятности исчезнут. Вот ты, Алёна, сказала, что у нас на руках имеется свидетельство того, как Катя оклеветала свою подругу…

- Да.

- Для детского сказочного мира это не имеет никакого значения, потому что в этом мире нет ни адвокатов, ни обвинителей, ни суда – нет ничего такого, что могло бы установить факт преступления. А поскольку всего этого нет, значит, нет и самого преступления. Понимаешь? В детском мире нет такого понятия – «преступление»! Есть лишь сказки, в которых дети участвуют, и они могут быть самыми невероятными. Это мы, взрослые, воспринимаем клевету как преступление, но Света и Катя воспринимают это явление совсем иначе. В детском мире есть лишь процесс познания через игру того мира, в котором им предстоит жить, когда они повзрослеют. Вот почему клевета Кати на свою подругу не имеет никакой юридической силы…

- В отличие от взрослых… - задумчиво добавила Алёна Петровна.

- Да, у взрослых всё иначе, - подтвердила Валентина Ивановна и вздохнула с сожалением.


Рецензии