Основы метапсихологии. Введение
Бывает трудно сказать просто о сложном. Но и излишне мудрствовать, выдавая свои теории за доступные лишь элите – дело ещё более неблагодарное. Тем не менее, пытаться увидеть и объяснить логику явлений стоит, иначе никакого прогресса ни в какой науке не добиться. Существуют известные законы: физики, химии, физиологии – бесспорные и для многих - понятные. Но каковы законы психики? Доступны ли они логике? Что является движущей силой, отправной точкой и целью души?
Есть ли более интересный, более важный для человека предмет знания, чем он сам, устройство его собственной души? Существуют ли для кого-нибудь понятия более значимые, чем: жизнь,
смерть, счастье, любовь, свобода, Бог? Утвердительно на эти вопросы могут ответить либо гении, недосягаемые человеческому разуму, либо, напротив, окончательно заверченные, забитые жизненной суетой люди.
Исключительная важность предмета, безграничная перспектива науки о душе, глубокий кризис её современного состояния, трансцендентный опыт автора, его друзей и духовных наставников — вот, пожалуй, главные мотивы, побудившие взяться за настоящую работу.
Важность предмета вряд ли вызовет у кого-либо сомнение. Истину сказал кто-то, что психология станет в будущем царицей всех знаний мира. Что касается сегодняшнего кризиса психологии, то он тоже вполне очевиден каждому, кто хоть сколько-нибудь знаком с ней. Большую лепту в кризис науки внесли учёные атеистического толка. В том, что психология сегодня в плачевном состоянии, именно их основная заслуга. Когда-то с подачи ученых-атеистов в устав Международной ассоциации научной психологии был введён пункт, декларирующий несовместимость пребывания в этой ассоциации учёных с исследованиями парапсихологических явлений. С их подачи вера в божественное начало стала изгоем науки.
Что же ожидать от науки, у которой отнято девять десятых ее предмета? Как вообще, будучи в здравом рассудке, можно вывести законы психики, оперируя избитым атеистическим набором методов, электроприборами, да поверхностными знаниями физиологии мозга? Вместо объяснения структуры души, выявления взаимосвязей психических процессов, общая психология занимается описанием внешних проявлений психики, дифференцирует, усложняет, преумножает и даёт описание периферических явлений и понятий. Этот процесс “увяз” до такой степени, что учёные, обозначая одни и те же вещи разными наименованиями, вскоре совсем перестанут друг друга понимать (или уже?). Амбиции же их имеют тенденцию к росту. Так не пора ли вернуться к истокам, к самой д у ш е ?
Данная работа преследует цель выявить фундаментальную структуру души и взаимосвязь основных психологических понятий. Предмет книги — о с н о в ы м е т а п с и х о л о г и и (здесь: “мета” означает - “стоящее за”, или причинная ). Менее значительные понятия в данном издании будут оставлены без внимания, во-первых, из-за ограниченного его объёма, во-вторых, чтобы подчеркнуть важность понятий и их взаимосвязей, воистину фундаментальных.
Метапсихология, в нынешнем её состоянии, соотносится с традиционной психологией, как только что вылупившийся цыплёнок с эмбрионом своего собрата, пребывающего ещё в яйце. У них разные источники: информационные, энергетические. Психология, при всём к ней уважении, находится в «скорлупе» окружающих её понятий и явлений, сопутствующих ей наук: медицине, физиологии, биохимии. В метапсихологии иная методология – трансцендентное познание.
Вопрос: откуда ему взяться? Каковы его источники? Ответ следует искать не только и не столько внутри «скорлупы», но далее – за её пределами.
Учителям грядущих поколений придётся не раз «перелезть через забор», чтоб выйти за пределы «стойла» устоявшихся догм. Обладающих даром трансцендентного видения и так немного. Ещё меньше среди них тех, кто способен синтезировать и структурировать свои знания, способных дать им научный вид, подвести к общему знаменателю. Таких первопроходцев в метапсихологии – по пальцам пересчитать (разумеется, из тех, кого знаем, а не представителей тайных сообществ и сект). Даниил Андреев, Карлос Кастанеда, Войно Ясенецкий, Роберт Монро могут по праву считаться родоначальниками метапсихологии. Но они ушли, а «воз» и поныне там. Среди современных авторов мне не привелось видеть продвинувшихся в научном смысле дальше них (возможно, искал без должного усердия). Но двигаться дальше нужно: искать взаимосвязи, отследить логику событий и процессов, постараться подвести вновь обретённые знания к общему знаменателю.
Кто-то возразит, скажет, что объективно существует область непознаваемого, доступного лишь Всевышнему. Соглашусь, не всё доступно смертному, будь он и семи пядей во лбу. Но общий знаменатель всё же есть. Он и есть Бог – начало и первопричина всего. Ещё Бенедикт Спиноза сказал: «Только познание Бога даст нам возможность подчинить гибельные страсти. Это знание, будучи источником всякого знания, является наиболее совершенным из всех. Ввиду того, что всякое знание исходит из знания о Боге, мы можем знать лучше Бога, чем самих себя».
Метапсихология – ко всему остальному - и есть наука о Боге, как ни пафосно это может показаться. Бог, думаю, не станет противодействовать попыткам узнать Его лучше, увидеть логику и рационализм в Его деяниях, учениях, заповедях. Разве не стоит хотя бы ради этого иногда «заглядывать за забор»?
Сам факт соприкосновения с трансцендентными явлениями ещё не даёт основания считать их уже постигнутыми и причислять себя к элите (в каких бы то ни было смыслах). Всегда следует помнить, что человечество находится лишь в самом начале этого пути. На нём, как и в любой другой науке, неизбежны ошибки, разочарования, порой, и опасности от неизведанного. Но тут уж каждому из нас выбирать: идти дальше, чем-то рискуя, или топтаться у калитки, открывающей путь в необычные миры.
Кто-то скажет: смахивает на авантюру. Что-то похожее уже было в Библии - в истории Адама с Евой, вкусивших плод от древа познания добра и зла. Аналогия действительно прослеживается, но какие выводы можно сделать из притчи Бытия об искушении и падении небожителей? Не пытаться познавать истину? Не лезть, куда не следует? Мне, как и большинству, думаю, очевидно и понятно: плохо плаваешь – не заплывай за буйки, не умеешь драться – не лезь на рожон, сомневаешься в качестве еды – не ешь, а то отравишься, не готов к испытаниям – не торопись форсировать события, подготовься получше.
Адама с Евой можно сравнить всё с теми же эмбрионами, а их изначальный "отдел" Рая – с "детским садом" или с яйцом, в котором они развивались, но не успели укрепиться телом и Духом. «Яйцо» раскололось раньше, чем плод в нём созрел, вместо полноценного рождения произошёл «выкидыш» или «аборт» со всеми вытекающими. Именно в этом вижу смысл библейской притчи об изгнании Богом из Рая первопредков людей. Господь намеревался послать их в миры подготовленными, в идеале – совершенными, чтобы те могли с честью достойно противостоять всемирному злу. Возможно, в каком-то другом из миров Его замысел реализовался более успешно, чем на нашей Земле. Кто знает?
Христос – вполне созревшее Его дитя, воплотившее в себе замысел Бога в полном объёме, что не удалось Его библейским предтечам. В Христе я вижу совершенного учителя. То, что Иисус говорил притчами, а не показывал апостолам доступных Ему миров, как делал Кришна обучавший Арджуну в Бхагавад-гите – можно понять. Дети и есть дети. Их сказками надо учить, а от «боевиков» и "ужастиков" у них крыша может поехать (что, кстати, и происходит сегодня повсеместно). И всё же, не мистических миров нужно больше бояться, а своих действий в них, обусловленных собственной неподготовленностью.
У метапсихологии, равно, как и у её «внутриутробной» сестрицы (что без приставки «мета») основной предмет един – душа. Разница лишь в методологии её исследования. «Мета» лишь расширяет этот предмет, сообразуя его с разными уровнями материй и энергий. Законы кармы, свободы, любви, добра и зла, не смотря на кажущуюся простоту и библейскую наивность, чрезвычайно важны для понимания самых сложных происходящих в мирах явлений и событий. Демонические силы на разных уровнях подчиняются своим демоническим законам, которые тоже необходимо знать, чтобы успешно им противостоять. Как врачу нужно знать природу болезни, чтобы помочь пациенту бороться с ней.
Сопутствующей метапсихологии следует считать метафизику, рассматривающей материю и энергию в разных их ипостасях – от грубой физической до самой тонкой и всепроникающей – Божественной. Материя способна трансформироваться в энергию, равно как и наоборот – энергия в материю. Все обитатели Вселенной являются проводниками энергий разного уровня и качества. Проводимость энергии и времени, их трансформация в пределах человеческой души - ещё один из предметов науки.
К мысли о том, что по сей день не существует единых базовых принципов, способных стать достаточной основой психологии для всех ее периферийных отраслей, пришли как будто все и уже давно. Основы психологии сегодня — не более чем скучный придаток к прикладным методикам: дианетике, психоанализу и прочим. Однако отсутствие фундамента не мешает горе-строителям ваять свои конструкции. Воз и поныне там, а специалистов по прикладным методикам, авторов тестов, советчиков и врачевателей с каждым днем всё прибывает. Удивительно ли, что подавляющее большинство этих систем, излечивая одно, калечат другое. Чем глубже кризис основ здания, тем осторожнее нужно вести его дальнейшее строительство, тем пристальнее должно быть внимание к краеугольным камням его конструкции.
Допускаю, что на первых этапах становления новой науки не обойтись без элементов веры, доверия интуитивному видению. Разумеется, по мере обретения учеными-психологами трансцендентного опыта сектор веры будет сужаться, вытесняясь объективным знанием, но произойдет это не так скоро, сколь хотелось бы. Многое зависит от хода развития человечества в целом. А потому стоит предположить, что психология обречена в течение неопределенно длительного периода времени в масштабах цивилизации быть наукой избранных учителей, как в смысле владения психотехниками, так и в нравственном аспекте. Для подавляющего большинства людей еще многие годы метапсихология останется ничем иным, как “описанием мира», одним из множества вариантов (термин введен К. Кастанедой) и лишь для немногих — действующим путеводителем по бескрайним просторам обители человеческого Духа.
В той или иной степени элементы веры неизменно присутствуют в любой из существующих областей знаний. Само по себе з н а н и е и есть - т в е р д а я в е р а . Всякое знание, будь то о наличии нейтронов или лептоновых полей в физике, о неоткрытых пока элементах периодической таблицы в химии и т. д., изначально базируется на обычной человеческой вере в их существование, такой же, как вера в существование души и Бога.
Тезис: “там, где присутствует вера, там кончается наука” неверен в принципе, ибо всякая наука и есть система знаний, основанная на вере в ее исходные постулаты и аксиомы. Без веры не могли быть созданы ни теория относительности, ни таблица Менделеева, ни теория о происхождении видов Дарвина, ни компьютерная техника, ни одна из религиозных и эзотерических концепций.
Интуиция и воображение всегда опережают опыт. Задача науки — определить степень реальности интуитивного видения исследователя. Вопрос в том, как определить эту степень реальности в той науке, где большая часть предмета недосягаема для физического восприятия, опыта и наблюдения? Не в этом ли суть кризиса психологии? Выбор, как видим, небольшой: либо топтаться у дверей храма знаний с набором допотопных несостоятельных отмычек, либо проникать в области тонких психических планов и территорий, опираясь на интуицию, духовное видение и их осмысление.
Книга пока состоит из трех взаимосвязанных, хотя и относительно самостоятельных частей.
Первая часть включает общее описание структуры психики, ее базовых понятий и взаимосвязей психических процессов.
Во второй части излагаются основы психорационализма — нового, зарождающегося направления в психологии, в будущем способного объединить в себе и мета-явления. Это направление выявляет рациональные отношения между основными психическими понятиями и явлениями. Позволю себе предположить, что именно психорационализм (хотя, вполне допускаю, что название его будет иным) станет отправной точкой для всех отраслей психологии, своего рода системой общепринятых психологических измерений, их общей нормативной базой. Сам же он будет опираться только на знания о структуре психики, как на начало начал, как на Бога, в буквальном и переносном смыслах.
Третья часть содержит философию Свободы и Любви, как самых значительных Божественных законов, а, следовательно, и законов души. Свобода и Любовь пронизывают все, без исключения, слои человеческой психики и потому по праву должны занять центральное место среди остальных фундаментальных понятий психологии.
Искушенному в предмете книги читателю, пробежавшему взором оглавление и введение, уже должно быть вполне очевидно, что задача, поставленная автором, кажется, по меньшей мере, грандиозной. Кто-то, успев прикинуть небольшой объем работы, не без оснований засомневается в полноте раскрытия автором заданных тем; кто - то может даже усомниться в психической благонадежности самого автора. Спешу, уважаемый читатель, уведомить со всей серьезностью, что автор далек от мысли о своей гениальности, как, впрочем, и о наличии у него бреда величия и иных маний. Просто, как сказал один мой почивший хороший друг: "надо же кому–то и этим заниматься". Дел здесь, и в правду - непочатый край. Так что, собирайтесь потихоньку, коллеги: единомышленники и оппоненты. И - в путь.
Все, что мой читатель откроет для себя ниже, следует изначально рассматривать, как один из вариантов “описания мира”, и не спешить с выводами. Истинным словом может учить лишь истинный Бог. Мы же, (будь мы Его рабами, слугами, детьми, созданиями, или ещё кем-то), способны дать миру знания, лишь прошедшие через призму нашего восприятия, в меру зрелости нашего видения и опыта. Они открывают каждому из нас свою картину мира. А уже насколько она реальна? Судить, наверное, лишь Богу, искра Которого, надеюсь, есть в каждом из нас.
Свидетельство о публикации №221090400987
С уважением,
Евгений Ермолин 28.07.2022 19:54 Заявить о нарушении