Вселенная владислава крапивина

  ВСЕЛЕННАЯ ВЕЛИКОГО КРИСТАЛЛА. И ЕЁ СОЗДАТЕЛЬ – СТАРЫЙ ВОЛШЕБНИК ВЛАДИСЛАВ КРАПИВИН.
  Согласно всезнающей «Википедии», Владислав Петрович Крапивин родился 14 октября 1938 г. В г. Тюмени Омской области.
 (Хочу заметить, что каждый раз обращаясь к помощи «Википедии», испытываю некоторую неуверенность. «Юмористы-админы» сразу предупреждают, что за точность информации не отвечают. Вполне, знаете, в духе наших учреждений, где, в гардеробе, первых делом утыкаешься в таблицу: «За сохранность денег и личных вещей, оставленных в карманах, администрация ответственности не несёт!» То есть тебя сразу предупреждают, что здесь, куда ты пришёл – сплошное ворьё. Начиная с гардеробщика, и кончая директором. Или «хозяином» - как у них там босса своего кличут? По идее, так и в ресторанах-кафе всяких стоит вывесить объявления: дескать, отравитесь и помрёте – мы не виноваты! )
 Впрочем, извините – отвлёкся.
На книгах Владислава Крапивина выросло несколько поколений мальчишек (и девчонок) нашей страны. Даже я (сейчас уже дедушка, шестой десяток разменял) во второй половине 70-х был просто заворожён его повестью «Мальчик со шпагой», где рассказывалось про честного и справедливого Серёжу Каховского. По этой повести сняли («те-ле-ви-зи-он-ный», как тогда говорили) спектакль, который мы, школьники, тоже смотрели с большим удовольствием! А еще были «настоящие» (полнометражные) фильмы «Валькины друзья и паруса», «Рыцарь из Княж-городка», «Колыбельная для брата» (я сначала прочёл эту повесть в журнале «Пионер»), телевизионный спектакль «Оруженосец Кашка» и т.д.
 Для меня, десятилетнего, тогда, пацана, тогда доставляло особое удовольствие взять в сельской библиотеке (в который раз уже!) затрёпанный синий томик «Мальчика со шпагой» и, читая, одновременно, одним глазом, посматривать на экран чёрно-белого «Рекорда», где, в этот момент, разворачивалось действие одноимённого спектакля. Это было похоже… не знаю… на то, как уплетать арбуз, держа в обеих руках по куску. Откусывая и оттуда, и – оттуда. (Сейчас, конечно, смешно вспоминать.)
 Конечно, в советские времена «государственного атеизма» «зелёную дорогу» давали, в первую очередь, произведениям «реалистическим». Рассказы , где присутствовало нечто чудесное («Баркентина с именем звезды» - там, где маленький мальчик подружился с говорящим лягушонком. «В ночь большого прилива» - где герой превращается в мальчишку и гуляет по сказочному городу.) не то, чтобы не приветствовались, только печатались они гораздо реже. Фантастику в конце 70-х уже не жаловали так, как десять лет назад. В стране был взят курс на «стабильность».
 Как пишет «Википедия», «…он с детства обнаружил в себе способность придумывать занимательные истории, которые рассказывал потом в кругу своих сверстников…»
 Ну, это нам знакомо. Хорошие фантазёры-рассказчики ценились во времена моего детства. Тогда ведь не существовала Интернета с его играми. Телевизор ловил только две программы (по крайней мере, у нас под Архангельском так было), а поход в кино был настоящим событием и планировался заранее. Вот нам, тогдашним пацанам, и приходилось развлекать себя самим. Играть в игры, которые сами придумывали (выходило здорово и безо всякой 3D-графики), и рассказывать друг другу истории. Пересказывали, конечно, и прочитанные книги, но не только… Сама обстановка располагала. В нашем северном суровом краю, где бесконечные просторы тайги смыкались с суровым морем, возвышались среди сосен шатровые кровли и купола деревянных церквей, похожие то ли на диковинные антенны, то ли – на звездолёты. Но и настоящие космические ракеты стартовали неподалёку, ведь, не так уж далеко по нашим меркам был небольшой городок – Плесецк. А интерес к морю подогревали силуэты огромных подводных лодок, уходящих на глубину. Ведь совсем рядом был город побольше – Северодвинск. Теперь название этих городов у всех на слуху, а тогда это было государственной тайной, но мы, местные, про эту тайну знали, и поэтому много ребят мечтало стать космонавтами или подводниками.
 (Правда, в отличии от героя моего повествования, стать настоящим писателем мне так и не довелось.)
 Окончив школу, Владислав Петрович поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета. Будучи студентом, занимался в литературном кружке под руководством редактора «Уральского следопыта» В.Н.Шустова.
 Замечу: здесь ему здорово повезло. И в том, что у них был такой солидный, с немалым тиражом, литературный журнал. И то, что редакция этого журнала не чуралась таких «презренных жанров», как фантастика и вообще «рассказы о необычном». (У нас же, в Архангельске, областное отделение Союза Писателей эту «ересь» старательно искореняло. Десятилетиями. Особенные заслуги тут имеет наш уважаемый Михаил Констатинович Попов.)
 В творчестве Крапивина фантастика, как направление, стала заметна с приходом 80-х. До этого мы знали Мастера, в основном, как автора «реалистичных» произведений. Трилогия «Мальчик со шпагой», повесть «Оруженосец Кашка», рассказ «Бегство рогатых викингов»… Все эти вещи были занимательны, интересны, читались взахлёб… Но вот только чудес там не было.
 Иногда мне кажется, а не создал ли Владислав Петрович свою «Вселенную Великого Кристалла», чтобы его герои, устав бороться со лживым и жестоким миром взрослых, могли уйти в другие, более справедливые Миры? Где множество новых земель – на любой вкус? Где существует Пограничье, куда взрослые, с их черными мыслями и помыслами, не допускаются? Где герои не погибают (Это было бы слишком горько!), а просто уходят на Великую Дорогу. Странствовать и искать своё счастье?
 «В ночь большого прилива», «Голубятня на жёлтой поляне», «Выстрел с монитора», «Гуси-гуси, га-га-га…», «Застава на Якорном поле», «Ампула Грина», «Лето кончится не скоро» - не перечислить этих великолепные книги! Каждая из которых может подарить не только нашим детям-внукам, но и нам самим – встречу со Сказкой. С Чудом! С Детством!
 Там всегда ярко сияет солнце, ну, а если уж бушует гроза – так только держись! Там оглушающе пахнет свежим снегом и морозом – зимой, и нагретыми досками, цветами и травой – летом. Там синева небес и зелень травяных джунглей настолько яркая, что, с непривычки, режет глаза! И обязательно где-то рядом присутствует Тайна, которую просто необходимо разгадать!
Даже если его герои живут в современных высотках, и родители возят их на самых «навороченных» иномарках, всё равно – Тайне обязательно находится место! Где-нибудь совсем рядом – за поросшими иван-чаем и можжевельником холмами. За заброшенными громадами опустевших заводских корпусов… На окраине, среди старых, но ещё крепких деревянных домов с резными наличниками… За оврагом, где растёт такая высокая трава, что, не только мальчишку, но и взрослого скроет с головой.
Обязательно, за всем этим обнаружится «волшебная» поляна (а, может быть – и целая страна!), где полно жёлтых одуванчиков и розовых шариков клевера. Где жужжат (но не кусаются!) пчёлы. Где почему-то обязательно найдётся старая, полуразрушенная крепостная башня. С парой таких же древних чугунных орудий… Где не слышен шум и суета большого города (ну, разве, совсем чуть-чуть!). Где летают великолепные, громадные стрекозы… Где с Пространством и Временем происходят вещи непонятные…
 Это – Мир доброго старого Волшебника – Владислава Крапивина. Мир, куда трудно попасть, откуда неохота уходить, и в котором легко остаться навсегда.
     Перечислять все награды и премии Владислава Петровича, которыми он был удостоен – занятие долгое.
 …Юбилейная медаль «За доблестный труд», звание «Отличник народного просвещения РСФСР», почетный знак ЦК ВЛКСМ имени А.Гайдара (не прощелыги, что обрушил нашу страну в пучину разрухи и бедности – его заслуженного деда-писателя), Орден Трудового Красного Знамени, Орден Дружбы Народов, Орден Почёта… Премия Ленинского Комсомола, премия «Великое Кольцо», премия «Аэлита»… И прочее, и прочее, и прочее…
 Владислав Крапивин известен ведь не только как писатель и журналист. В своё время, «без отрыва от литературной деятельности», он изучал педагогику таких легендарных личностей как Януш Корчак и Антон Макаренко. В 61-м создал и возглавил детский отряд «Каравелла», который в 1965-м получит статус отдельной пионерской организации и пресс-центра всесоюзного журнала «Пионер».
Девизом «Каравеллы» стала клятва: «Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их не встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня.»
 Стоит ли удивляться, что даже в СССР тех времен, с его брежневской неторопливой «стабильностью» отдельная пионерская дружина с ТАКОЙ клятвой – это было что-то, и «Каравеллу» не раз пытались закрыть? И не будь во главе её всесоюзно известного писателя, лауреата всех и всяческих… , чиновники-перестраховщики обязательно бы добились своего? А уж теперешней «ЕЛИТЕ» слова такой клятвы – как серпом по одному месту!.. Тем более, если в последних произведениях Мастера и появлялись такие «персонажи», как чиновники, олигархи, бандиты и шоумены, то, как правило, это были существа злобные, подлые и трусливые. Они однозначно выступали на стороне тёмных сил и, в конце концов, терпели поражение…
Именно поэтому, хотя фильмы по произведениям Владислава Крапивина продолжают снимать, на центральных каналах вы рекламу их не увидите. Нынешней столичной «творческой» тусовке старый Мастер пришёлся не ко двору. 
Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_


Рецензии