Удивительные миры головачёва

 
 УДИВИТЕЛЬНЫЕ МИРЫ ВАСИЛИЯ ГОЛОВАЧЁВА.

 …Его имя прогремело среди любителей фантастики в конце 80х – начале 90х. Ещё жил и здравствовал Сергей Павлов, разворачивая свои эпические полотна о покорении человечеством Солнечной системы. Еще творил «звёздный тандем» братьев Стругацких, активно работали Кир Булычев и Владислав Крапивин. Но, с появлением Василия Головачёва, всем стало ясно – на небосклоне научной фантастики взошла новая яркая звезда…
 Василий Васильевич Головачёв родился 21 июня 1948 г. в Жуковке Брянской области. Закончил институт по специальности инженер-конструктор радиоэлектронной аппаратуры. Служил срочную на Дальнем Востоке. После переезда на Украину (впрочем, тогда у нас была единая страна!) устроился на работу в Украинский Государственный проектно-конструкторский институт «Металлургавтоматика». Там он прошел ступени: инженер – руководитель группы – начальник отдела.
 С 1983 года – член Союза писателей России (и Украины). Профессиональным писателем стал в 1989 г. , когда читатели были просто покорены его произведениями «Особый контроль», «Спящий джинн», «Отклонение к совершенству» и др.
 В тогдашней фантастике он сразу нашел (и прочно занял) свою «нишу» - русский писатель-патриот, пишущий о космической экспансии Человечества.
 В мире, описанном Головачёвым, наши потомки уверенно вышли на просторы Вселенной. Основали колонии на планетах других звёзд. Построили космические корабли, способные перемещаться со скоростью, во много раз быстрее скорости света, оснащённые специальными устройствами – «дыробоями». Освоили телепортацию людей и грузов, назвав новую транспортную систему привычным словом «метро». (Особенно эффектна сцена, где ГГ, выйдя утром из своей квартиры в мегаполисе Брянска, входит в статр-камеру местного «метро» и, через мгновение, выходит из финиш-камеры на борту спейсера, висящего в окрестностях чужого солнца в десятках световых лет от Земли.)
 Картина победного космического марша Человечества (пусть – трудного, с поражениями и потерями) в романах Головачёва очень созвучна главной теме другого выдающегося (ныне, увы, покойного) русского фантаста – Сергея Ивановича Павлова. Ведь цикл «Лунная Радуга» тоже о космических полётах и покорении других планет (поначалу – наших соседок по Солнечной системе). Только у Головачёва, наши потомки, шагая по Вселенной, больше озабочены вопросами безопасности первопроходцев – космонавтов, ученых-исследователей и колонистов. В одном строю с ними идут Пограничники. Их долг «встать между человеком и любой опасностью, с которой он может встретиться в дальнем космосе». Будь то силы слепой стихии или… представители чужого враждебного разума. А внутри освоенного «периметра» этим занята служба Безопасности УАСС – Управления Аварийно-Спасательной службы. Нечто вроде контрразведки и службы спасения в одном флаконе.
  И это – мудро. Вспомним историю Великих Географических открытий. Каждая солидная экспедиция, отправляясь на поиски новых земель, брала с собой вооружённую охрану! Или – солидный запас оружия. (Я не о военных кампаниях, вроде «египетского похода» Наполеона, и не о пиратских набегах – речь идёт именно о НАУЧНЫХ экспедициях!). Потому что на дальних дорогах, в незнакомой местности, возможны встречи и с могучими хищниками и с враждебными туземцами. Не все из них склонны встречать «чужаков» хлебом-солью! Видимо, подобные меры предосторожности придётся применять и при полётах к другим звёздам.
 Знаю, у нас, в советской фантастике, ещё со времен Ивана Антоновича Ефремова, возобладала точка зрения, что встречи с братьями по разуму (если они тоже достигли уровня космических полётов) будут исключительно мирными. Едва не пасторальными. (Особенно наглядно такой «братский контакт» показан в его повести «Сердце Змеи».) Чем, мол, выше уровень развития цивилизации, тем она «гуманнее». (Сейчас сказали бы – «толерантнее».) Увы. Это прекраснодушное убеждение опровергаем мы сами. Собственным примером. Никто ведь не будет отрицать, что по части техники и науки наша цивилизация далеко ушла вперёд от каменного топора и звериных шкур в качестве одежды? Но, несмотря на наши университеты и соборы, картинные галереи и консерватории – мы до сих пор продолжаем воевать! Да ещё как! Одни мировые войны чего стоят!
 И ещё надо учесть, что гуманизм «братьев по разуму» может быть направлен чисто на «внутреннее потребление». И этому не надо удивляться. Стоит вспомнить недоброй памяти гитлеровскую Германию. Ведь в этом треклятом рейхе победил «национальный социализм»! Его вожди провозгласили «единство народа», прилагались немалые усилия, чтобы улучшить жизнь рабочих… но… всё это относилось ТОЛЬКО К НЕМЦАМ. Остальных (за небольшими исключениями) ждали рабский труд на новых «господ-арийцев» и трубы крематориев.
 Так что Пограничная служба и Безопасность УАСС в «Будущем по Головачёву» – это необходимость. И без работы они не сидят. Тем более, что, в отличии, например, от мира «Лунной Радуги» С.Павлова, человечество еще не едино, и старые конфликты не ушли. Ещё дают о себе знать русофобия европейцев и исламский экстремизм. Да и новых проблем прибавилось. Со всеобщим повышением благосостояния многие люди, проще говоря, стали мучиться от безделья. Ну не всем же быть космонавтами, изобретателями и учёными. И, если в нашем времени, обыватель вынужден вкалывать, чтобы обеспечить себя и семью, то в Будущем, при развитии технологий… Появляются новые изуверские секты, молодежные, далеко не безобидные, движения… Например, «эскадроны жизни» и «беривсеи»… С этим тоже приходится бороться.
Одним словом, «Будущее по Головачёву» - это не скучно-приглаженный» земной рай, проблем тут хватает.
 Большинство романов Василия Головачёва объединены в циклы. Каждый цикл по сути – отдельная вселенная. Почему «отдельная»? Да потому что, и там, и тут могут действовать одни и те же герои (например – семья Ромашиных), но живут они как бы в «параллельных мирах»! Различаются детали – у одного и того же героя в одном «цикле» может быть внук, а в другом – пара внучек. Могут быть даже разные общественные устройства. Там – Всемирное Вече, а тут – Верховный Совет Старейшин. Отдельные миры составляют циклы о «чёрном человеке», «джиннах», «Реликте», «Древе Времён». Иногда Мастер, явно забавляясь, заставляет встречаться «клоны» своих героев и даже объединять усилия, если враг слишком силён и опасен.
 Есть у Василия Васильевича и произведения, где действуют наши с вами современники. Это циклы «Запрещенная реальность», «Евангелие от зверя», «Катарсис», «Война HAARP» и другие. Все они «круто замешаны» на эзотерике. Вообще-то, Головачёва, авторы статьи в Википедии назвали писателем «национал-патриотической направленности, с уклоном в русское неоязычество». Не знаю, как вам, а мне в этих строках почудилось явное неодобрение. Любопытно, подумалось тогда, а если бы писатель-фантаст, о котором они писали, исповедовал бы неоязычество «с другим национальным уклоном»? С финским, башкирским, корейским, немецким – стали бы давать ему определение «НАЦИОНАЛ-патриота» или бы одобрительно отозвались о его «патриотизме»? Да еще бы о «развитии национальной культуры» похвалы добавили?
 Но Бог с ними – с этими «авторами». К настороженно-подозрительному отношению к эпитету «русский» нам не привыкать. Нам ещё Ельцин пытался внушать, «шо мы щас ро-ос-си-яане-е по-они-ма-ашь»! А сколько до него таких «просветителей» было – не перечесть!
Читая книги Мастера, иногда поражаешься – как подробно и с каким ЭНЦИКЛОПЕДИЧНЫМ ВСЕЗНАНИЕМ он описывает мир Будущего! Перечитайте те страницы из «Чёрного человека», где рассказывается, как Клим Мальгин, нейрохирург из ХХ111 века (!) готовится оперировать своего друга Даниила Шаламова, получившего тяжелый «информационный» удар инопланетного компьютера! Сколько подробностей, медицинских и специальных терминов об операции на мозге, которая… сейчас нашими медиками не проводится и еще лет двести проводиться не будет!
 Или описания звездолётов, космических аппаратов и баз, грузовых терминалов и залов управления, узлов связи, снаряжения и экипировки… Не можешь отделаться от впечатления, что АВТОР ОПИСЫВАЕТ ХОРОШО ЗНАКОМЫЕ ЕМУ ВЕЩИ И СОБЫТИЯ. Поневоле вспоминаешь комедию Гайдая об энтузиасте-одиночке, построившем в своей квартире Машину Времени!
 (Отвлеку вас немного. А ведь у нас, в России, на рубеже «нулевых», ребята из группы «Космопоиск» Вадима Черноброва сумели-таки собрать несколько моделей-прототипов МВ! И получить результат! Правда – скромный. Замедление-ускорение течения времени в рабочем объёме МВ исчислялся секундами и минутами. Но – лиха беда начало! Первые ракеты Королёва и Глушко тоже летали невысоко! Именно тогда, Дима Медведев, будучи президентом, весьма удивил всю Россию, не с того ни с сего «шарахнув» указ о реформировании часовых поясов. Этот указ, я помню, зачитали в утренних новостях на «Радио России» и был там пунктик… Звучал примерно так: все научные и опытно-исследовательские работы в этой области (времени) должны проводится под руководством Российской Академии наук и признанными специалистами. Понимай так – самодеятельность тут запрещена! А то мало ли что в голову взбредёт!)
 Но, вернёмся к творчеству Мастера. Конечно, я не сошёл с ума, чтобы на полном серьёзе думать, что у Василия Васильевича Головачёва стоит дома Машина Времени! У него просто – гениальное воображение и необыкновенный писательский талант. Тем более, сам немного занимаясь литературой, я сумел «вычислить» истоки некоторых идей в его произведениях.
 Вообще-то писатели очень не любят, когда им задают вопрос: «А откуда вы берёте идеи для своих книг?» (Стивен Кинг признавался, что его этот вопрос просто бесит!) Это, друзья, равносильно тому, как спрашивать фокусника об его секретах. Писатель – тот же фокусник. Немного. И свои профессиональные «секреты» бережёт.
 Но вот, читая «Бич Времён» - роман о постройке в Будущем Хронобура, устройства, способного соединить разные времена одним туннелем-скважиной, можно догадаться, что мысль о нём пришла Василию Васильевичу, когда он наблюдал как… закручивают шуруп в доску. Или – просто сверлят. Сами посудите. Начало романа – наше время, в брянских лесах появляются странные огромные пауки (на самом деле – биороботы), которые начинают плести шатер из паутины. Потом – хлоп! – шатёр взрывается, и на его месте уже стоит огромное здание-колонна, упираясь в низкие облака! А ещё время от времени эта «башня» начинает «плыть», раздаётся гул, трясётся земля, и диаметр этой колонны рывком увеличивается! Правда, очень похоже на то, как забивают гвоздь или вкручивают шуруп?
 Или – возьмём один из первых романов из цикла «Реликт». О Звёздном Конструкторе, создатели миров. Его спора, из которой он должен родится, представляет собой огромное (около километра в диаметре) «кожистое» яйцо (поверхность в буграх и складках). Так случилось, что земляне поймали эту спору, и в целях изучения (куда смотрела их Безопасность?!) притащили её на Марс. (Слава Богу – не на Землю!). А спора проснулась и пустила отросток – «корень»… Чуть ли не до планетарной мантии! Знаете, на что это похоже? На процесс проращивания зерна! И я голову на отсечение могу дать, что Василий Головачёв, наблюдая за пророщенным зерном, и задумал эту книгу!
 Вот почему я считаю Василия Головачёва гениальным фантастом! Это ж какую силу воображения надо иметь, чтобы глядя на самые обычные вещи, предметы быта, которые мы видим каждый день, черпать из их образа такие великолепные идеи! Воистину он – замечательный писатель-фантаст!
Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Головачёв,_Василий_Васильевич


Рецензии