М. М. Кириллов Афганистан в новом обличье

М.М.КИРИЛЛОВ

АФГАНИСТАН  В «НОВОМ» ОБЛИЧЬЕ

    Афганистан. Октябрь-декабрь 1987 года. Центральный Кабульский военный госпиталь МО СССР.  8-й год войны.
    Я, саратовский профессор, полковник м/с, проходил там стажировку под руководством Главного терапевта МО того времени, профессора Е.В.Гембицкого, консультировал больных этого госпиталя и изучал реалии афганской войны.
    Всё это было описано и опубликовано мной в книге, которая так и называлась – «Кабульский дневник военного врача» (издавалась в 1996 г., 2009 и  2016 гг.).
         Два месяца с лишним провёл я на афганской земле. Срок небольшой, но события были не стандартные. «Дневник»,  вобрал в себя всё существенное, чем жил, что видел, о чём размышлял тогда врач, работавший в воюющей стране на финише 1987 г. Это касалось доступного неспециалисту анализа военно-политической обстановки в той стране, профессиональных наблюдений, различных житейских, нравственно-этических и человеческих проблем.
  «Дневник» - всего лишь дневник. Он интересен автору, пережившему эти тревожные дни, его близким и друзьям. Однако подлинность материалов, особенно профессионального характера и сделанные автором выводы, могут привлечь внимание и оказаться полезными и более широкому кругу читателей, прежде всего, военным врачам, тем более в наше, взрывоопасное, время.
         Каким был Афганистан на рубеже 1988 г.? Каковы были его перспективы? Для нас. Для афганского народа.
     Многомиллионный, религиозный, голодный народ, никогда ранее не имевший опыта государственности и демократии, и вместе с тем, с хорошо развитыми торговыми традициями, своеобразной племенной дисциплинированностью, и обязательностью. На этом фоне происходило появление современного государства, первого опыта партийности, образования и здравоохранения народа, создания регулярной армии и милиции, демократических институтов, не имеющих ещё достаточного авторитета и не отличающихся единством. Практическое отсутствие крупной промышленности, «рабочего класса», то есть реальной основы для пролетарской революции, а, следовательно, и для пролетарской власти. Было очевидно, что наше присутствие здесь ускоряет ход внутренних процессов развития Афганистана. Но всё это происходит в условиях кровавой бойни с моджахедами (душманами).
   А мы защищали  тогда и собственные границы, но основа нашего присутствия здесь была бескорыстна. Мы безвозмездно оказывали республике военную, продовольственную, промышленную и энергетическую помощь, готовили кадры, помогали здравоохранению народа, наша помощь пронизывала весь их государственный аппарат.
    Тогда казалось, что пора бы этому посеву превращаться в урожай самообеспечения и самозащиты!   Перспективы ситуации в 1988 г. были неспециалисту не ясны, но в любом случае могли быть связаны лишь с медленным, постепенным, развитием событий, с учётом возможного успеха наших всесторонних инициатив.
   Наиболее приемлемым представлялся тогда вариант укрепления центрального режима на основе разумной коалиционности, нейтрализация большинства племён провинций, раскол и ослабление извне финансируемых формирований и — на этой основе — насколько это возможно, скорейший вывод наших войск.
   Менее приемлемый вариант: вывод с боями наших войск, менее обеспеченное последующее существование центрального режима, продолжение гражданской войны, утрата части завоеваний.
   Неприемлемый вариант: организованный вывод наших войск, немедленная экспансия контрреволюции, гибель демократии, реакционный режим.
    Каждый день здесь стоил нам крови и жизни, но каждый день обеспечивал будущее республики, а только это, в конечном счете, оправдывало принесенные жертвы.
   Было очевидно уже тогда, что достигнутое не позволяет рассчитывать на приемлемый вариант перспективы. Война потребовала от нас слишком много жертв и истощала нашу страну. Вывод наших войск напрашивался уже тогда. Военный врач в этом случае должен будет  уйти отсюда в числе последних.
   Я примерно так и написал  сразу по возвращении в Союз.
25.10.87 г.—3.01.88 г., Саратов—Кабул—Саратов
       Прошло около  девяти лет со времени окончания последней записи в том моём «Дневнике», написанном в основном по памяти, так как даже кратко записывать результаты наблюдений в тех условиях было трудно.
      Вернулся домой. Позади осталась афганская война. Очень многое за это время изменилось и в нашей стране, и не без влияния того опыта, который был «приобретен» в ходе, как оказалось в итоге, во многом бездарной реализации нашей интернационалистской идеи. События и в Афганистане, и в нашей стране пошли по «неприемлемому варианту», что и предвидел автор «Дневника» в конце 1987 г. За это время и провозглашённая в СССР гласность стала недостигнутой, скрыв фарватер очищения и нашей жизни.
        Вместе с тем, профессиональный опыт оказания медицинской, и, в частности, терапевтической помощи в той войне в определенной степени позже получил необходимое обобщение: вышли, в том числе, при участии автора «Дневника» и его Учителей, крупные монографии, были  защищены диссертации, опубликованы наиболее существенные материалы.
     Этот опыт оказался полезным и в будущем, при оказании помощи пострадавшим при армянском землетрясении и в ходе других катастроф и контрреволюционных событий последних лет. И здесь работа легла, во многом, на плечи медиков-афганцев, в том числе и тех, о ком упоминал автор в своем «Дневнике».
          Исторический оптимизм состоит в констатации того, что любое поражение содержит в себе зерно будущего прогресса.
    Афганистан сегодня в крови, наша помощь республике  Ельциным была прекращена уже к 1993 году. Наджибула был свергнут и убит. Но хочется верить, что добрые семена просвещения, народовластия и самостоятельности, которые были посеяны в те недавние годы советскими людьми, сохранившись в памяти афганского народа, ещё дадут всходы в будущем афганском обществе.
     Так писал я уже в мае 1996 г., когда впервые и была опубликована моя книга.
       Позже прошли ещё 20 лет. Современные события на Ближнем Востоке подтвердили значимость ранее сделанных записей.
     ИГИЛ – это прежний Афганистан в квадрате и угроза существования уже всему миру. Республика Афганистан пала, лишившись нашей поддержки. Но моя книга работает.
Это написано при последующем издании «Кабульского дневника военного врача» уже в январе 2016 года.
   Прошло с тех пор ещё 5 лет, и совсем недавно я обнаружил, в привезенных в 1987 году из Кабула документах и записях, стихи об Афганистане, написанные от руки и подаренные мне её автором, медсестрой какого-то батальона действующей армии. Она находилась в то время на лечении в терапевтическом отделении госпиталя, я консультировал её врачей и осматривал её.
    Стихи были подписаны: Морозова Ирина, 10 ноября 1987 года. Это была девушка лет 20-ти, славная  и простая в общении.
    Пролежала тогда эта поэтесса Ирочка  с неделю на госпитальной койке и выписалась в свой батальон для дальнейшего прохождения службы.       
       Помню, она прочла мне эти свои стихи прямо в ординаторской в присутствии больных. Я коротко  упомянул о них и об  авторе стихов в первом же издании книги, но, не приведя текста самих стихов.
       Рукописные стихи были про Афган. Какой мужественный и чистый человек была та фронтовая медсестра! Душа её не очерствела в горах среди солдат. Так об этом и было написано в моей книге.
    Сейчас, найдя в своих старых бумагах эти стихи, я решил опубликовать их. Меня подтолкнули к этому искренность и мужество этой девушки и поступившие только что известия о том, что чёрные тучи агрессии вновь накрыли страдающий от национализма и религиозной жестокости измученный  Афганистан. Душманы сменились талибами, обличье националистов сменилось, а суть их, по-видимому, осталась прежней. Разница в том, что нас там теперь нет, но нет и американских войск, поспешно и бесславно покинувших страну. Обнаружение мной тех стихов и захват талибами Кабула случайно совпали по времени, что не могло не обострить моё восприятие зловещих новостей.
    Теперь прошли уже 30 лет со времени той войны, унесшей жизни более 10 тысяч наших бойцов. В результате нашей бескорыстной помощи была создана и в целом 13  лет просуществовала Демократическая республика Афганистан – с 1979 по 1993 год.
   Афганские и наши жертвы того времени были напрасными. Хотя народная память добро долго помнит. История сейчас повторяется, но уже в новом обличье.  Надеемся, что дважды в одну и ту же реку войти невозможно. Но в любом случае, в какой-то мере, я думаю, мы не сможем и сейчас остаться в стороне при нарастании угрозы со стороны талибана нашим бывшим среднеазиатским республикам и нам самим.   Поэтому моя реакция на тревожные афганские события и публикация живых афганских строк того давнего времени мне показались актуальными и сейчас.
    Вот стихи Иры Морозовой (без малейшей моей редакции):

«Письмо»

Смотрю с поста на горные хребты,
На кишлаки, стоящие вдали.
Уже полгода мне не пишешь ты,
Наверно, наши чувства подвели…

От самолёта в небе полоса,
Густая и пушистая в начале.
Я на неё смотрю во все глаза,
Молясь, чтобы «Стрелою» не попали.

И я не знаю, как письмо начать,
И в мыслях, и на службе суматоха,
И хочется на весь Афган кричать,
Как без тебя мне и без дома плохо.

Мне автомат врезается в плечо,
И тянут вниз металлом магазины.
Я видела: броня пылала горячо,
И на машинах плавилась резина…

У нас повсюду строгие границы,
У нас повсюду мины и посты…
Но по ночам мне в модуле не спится,
Мечтаю, чтобы мне приснился ты.

Письмо пишу, а сердце так и бьётся,
И просится незванная слеза,
Но строчка на листе стальная вьётся,
Горячая, как трассера оса!

Я ничего тебе не напишу,
С тоскою буду я глядеть на горы,
И всю печаль в себе я заглушу –
Ведь всё равно с Россией встречусь скоро…


    И второе стихотворение («На Саланге»):

Восходящее солнце вдали освещает вершины,
И становятся розово-красными сразу они.
Снова вверх на Саланге ползут, надрываясь, машины,
Увозя чью-то юность в военные, трудные дни.

В лобовое стекло навалился, свирепствуя, ветер.
А за тем поворотом – обрыва ощерилась пасть,
Ничего нет дороже в израненном этом рассвете,
Кроме сердца машины, чтобы в этот оскал не попасть.

Вроде нет здесь засад, только ветер в расщелинах стонет.
Мы с Камазом в колонне, но всё ж беззащитно одни.
Я ему доверяю на этом обрывистом склоне. –
Словно друга глаза габаритные эти огни.

В том, что жива, - благодарна военной судьбе,
Но потери друзей на душе,  как осколков отметины.
Всё, что не успели они,
поручаю себе.

   Стихи непрофессионального, но оригинаного и искреннего человека, побывавшего в боях. Они убедительны и сейчас.
    Позже, уже вернувшись в Союз,  я случайно прочёл эти стихотворения в «Комсомольской правде». Вероятно, это была газетная подборка фронтовых стихов того времени. 
     В них хорошо чувствуется правда трудной фронтовой жизни.
      Я больше ничего не знаю об авторе этих стихов. Если она жива, ей должно быть теперь лет 60-65.  Её фронтовое творчество дорого и полезно и сейчас.
 Август 2021 года. 


Рецензии