Багряные ризы новомучеников

Жертвы «Красного террора», спасатели Руси и её разорители в романе Ирины Иртениной "Багряные ризы"

Столетнюю годовщину революционных потрясений литераторы отметили рядом художественных произведений. Из этого ряда мне хотелось бы выделить исторический роман Натальи Иртениной «Багряные ризы», ставший в 2020 году победителем конкурса «новая библиотека», который проводит Издательский совет Русской Православной Церкви. В 2021 году, благодаря издательству «Вольный странник», рукопись стала книгой.

Главный герой романа бывший студент-химик носит простое русское имя Иван и лихую фамилию Востросаблин. К Вербному Воскресению 1918 года, с которого начинается повествование, он уже успел побывать и унтер-офицером армии царской, и подручным комиссара Красной армии. На фронтах Первой мировой Востросаблин заслужил за подвиги два георгиевских креста. За кровавые расправы Гражданской войны попал под патриаршую анафему.

В Москву, недавно ставшую столицей Советской России, Иван Востросаблин прибывает с большевицким документом и желанием спасти Отечество от большевиков. Но спасти ему никого не удаётся. Мало того – он сам оказывается на краю гибели.
Его невеста, надеясь уберечь остатки семьи от уничтожения, становится женой комиссара. Девушка, которую Востросаблин защищает ночью от грабителей, оказывается поэтессой, вышедшей погулять в темное время, чтобы набраться острых ощущений.

Есть в романе и реальные исторические персонажи – новомученики Церкви Русской. Ради них и написана книга. Мы слышим вместе с Иваном Востросаблиным бесстрашные проповеди протоиерея Иоанна Восторгова, которые он произносит в самом сердце Москвы, у храма Василия Блаженного. Видим многотысячные ходы в Москве и Богородске, возглавляемые Патриархом Тихоном. Иван ведёт за чаем беседы с епископом Селенгинским Ефремом (Кузнецовым) и бывшим обер-прокурором Святейшего Синода Александром Самариным. Попадает в тюрьму вместе с миссионером Николаем Варжанским. Общается с протоиереями Неофитом Любимовым и Константином Голубевым. Дважды становится бессильным свидетелем расстрела священномучеников и с содроганием вспоминает тот расстрел, которым командовал сам.

Не меньше, чем острота сюжетных поворотов, увлекает читателя и глубина тем, которые обсуждают герои на страницах романа.

«Одно юридическое право без содействия Божией правды не даст общественной жизни прочных внутренних устоев. Оно всегда и везде носит эгоистический характер и держится только внешним принуждением», - звучат слова священномученика Иоанна Восторгова, и ныне не теряющие актуальности.

«Большевицкая партия  - безусловно, секта. Русского человека завлечь в секту проще простого», - «зычно рокочет» Самарин. И с ним трудно не согласиться.
Иван Востросаблин, оторвавшийся от Церкви, встречается с её лучшими представителями. Они готовы сложить голову за веру. Он тоже готов пожертвовать своей жизнью, но только не за веру, а за Отечество. А ведь «…триста и пятьсот лет назад на Руси не было разорванности двух великих идей – отечества и веры. То, что сейчас разъединено в головах, тогда соединялось накрепко в сердцах», - пишет автор уже не столько о прошедшем времени, сколько о продолжающейся трагедии России.

Востросаблин делает ставку на силу. И в Церкви он поначалу видит лишь мощный общественный институт, обладающий всеми необходимыми ресурсами для свержения богоборческого строя. Иван недоумевает, почему так легко и спокойно отправляются на мученическую смерть авторитетные священнослужители, которые легко могли повести за собой массу людей на битву с большевиками. Он понимает, что такое поведение – не следствие слабости, а проявление иной силы. Перенос основной битвы в иную плоскость. Это война не против крови и плоти, а «против духов злобы поднебесной» (Еф.6.12).

Станет ли Иван Востросаблин в конце романа Иваном Крепковеровым? Это вы узнаете сами, если возьмёте в руки книгу Натальи Иртеневой «Багряные ризы». Уверен, что от чтения вам будет трудно оторваться. Погрузившись в одну из самых драматических эпох истории, вы вернётесь в наши дни немножко иными. А новомученики, с которыми вы встретитесь на страницах романа, станут для вас ближе и роднее.

Священник Владимир Русин, председатель Историко-архивной комиссии Курской епархии


Рецензии