Духовность русского мышления
«Духовность русского мышления»
Цель занятий - увидеть, понять духовное начало, многогранность русской поэзии.
Занятие первое
«Таинственная речь», в русской поэзии воплотившаяся»
1. Преподаватель читает стихотворение Ф.И.Тютчева «Поэзия» и говорит несколько слов о лирике как литературном роде, спрашивает студентов, каких поэтов 19 века они знают.
Преподаватель читает стихотворение А.А.Фета «Сад весь в цвету...»
Обсуждаются следующие вопросы.
1. Чувства лирического героя.
2. Что значит «Таинственная речь»?
3. Что значит «непостижна и ясна»?
4. Что значат последние строки?
(Для сопоставления преподаватель читает стихотворение О.Э.Мандельштама «Как облаком сердце одето...»).
(Звучит произведение И.С.Баха)
2. Обращение к главному стихотворение А.С.Пушкина «Пророк».
Преподаватель спрашивает о главной мысли и говорит о том, что это — главное произведение всей русской литературы. Лучше вопрос о главном произведении задать до обращения к произведению.
3. Обращение к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...»
Преподаватель спрашивает о главной мысли и говорит о том, что это стихотворение можно считать главным о природе.
(Звучит 2 часть Концерта № 23 В.А.Моцарта).
4. Возвращение к творчеству А.А.Фета. Звучит стихотворение «На стоге сена ночью южной...»
Сначала проводится словарная работа — значение слов: твердь, сонм, длань.
Вопросы.
1. Душевное состояние лирического героя.
2. Найти аллегории и сравнения.
Работа с другими стихами о звёздном небе: «Благовонная ночь», «Молятся звёзды...»
5. Образ времён года.
Преподаватель задаёт вопрос о том, какую роль играют времена года в литературе.
(Как преддверие звучит «Весна» из времён года А.Вивальди).
Звучит стихотворение «Пришла – и тает всё вокруг… »
Вопросы.
1.Что символизирует зима – и в русской литературе вообще, и в этом стихотворении?
2.На какой связи построено стихотворение?
3. Объяснить 2 последние строки 4 четверостишия
4. Найти главные строки.
5. Объяснить последнее четверостишие.
Как антитеза стихотворение «Осеняя роза».
Вопросы.
1. Главный образ и что он символизирует.
2. На какой антитезе построено произведение?
(Звучит «Осень» из времён года А.Вивальди).
6. Образ рассвета
Звучит стихотворение «На рассвете» - «Плавно у ночи с чела…»
Вопросы.
1. Душевное состояние лирического героя.
2. С каким ранее прочитанным произведением перекликается?
Делается вывод о победе Света над тьмою.
(Звучит церковная соната Т.Альбинони)
7. Как завершение звучит стихотворение «Целый мир от красоты».
Делается вывод о роли образа природы.
(Звучит сюита Г.Ф.Генделя «Музыка на воде»)
Занятие второе «Пространство» духовности».
В качестве вступления повторяется вопрос о лирике и значении образа природы.
1. А.К.Толстой.
Преподаватель читает отрывки из поэмы «Иоанн Дамаскин» и говорит о значении этой поэмы для России.
(Звучит романс «Благословляю вас, леса…»)
Звучит стихотворение «Под Благовест»
Вопросы.
1.Каким чувством проникнуто стихотворение?
2.Объяснить «Край благодатный». Объяснить понятие «пространства».
Преподаватель читает стихотворение «Пантелей-целитель».
Вопросы.
1. От лица кого написано произведение (Обратить внимание на стиль). С какой целью используется народная, крестьянская речь?
2. С какой целю отражено соединение времени и пространства?
3.Кого лирический герой считает безнадёжным?
2. Ф.И.Тютчев - ранние произведения и Е.А.Баратынский.
Преподаватель читает стихотворение «Последний катаклизм» и говорит о раннем творчестве поэта - о «любомудрии»
Стихотворение «Фонтан».
Вопросы.
1.Смысловые части.
2. Образ фонтана
3. Каким чувством проникнуто произведение?
«Молчание»
Вопросы.
1.Обратить внимание на шестистишие.
2. Чем вызван призыв к молчанию и каким чувством проникнуто произведение?
3. Чем перекликается с предыдущим?
«Не то, что мните вы, природа»
Вопросы.
1. Главная мысль и антитеза.
Баратынский Е.А. «Приметы»
Сопоставить произведения. Главная мысль.
Преподаватель говорит, что у Е.А.Баратынского есть строки, которые можно назвать «выходом» из этого духовного тупика.
Читаются произведения «Царь Небес, успокой…» и «Болящий дух врачует песнопенье…»
Вопросы.
1. С каким ране прочитанным произведением перекликается второе стихотворение? Найти перекликающееся с ним произведение Ф.И.Тютчева.
Строки Ф.И.Тютчева - перевод И.В.Гёте. «Кто с хлебом слёз своих не ел…»
Почему переводят литературные произведения?
(Звучит 7 симфония Л.ван Бетховена)
3. Ф.И.Тютчев – поздние произведения. Образ России
«Эти бедные селенья»
Вопросы.
1. Ключевые слова
2. Антитеза
3. «Вывод», который делает автор и его лирич. герой.
Преподаватель цитирует слова поэта о России.
«Два единства»
Вопросы.
1. Антитеза
2. Чем перекликается с предыдущим произведением?
(Звучит Концерт № 1 П.И.Чайковского).
«Наш век».
Вопросы.
1. Главная трагедия.
2. Найти строки, отражающие душу, не находящую покоя, даже «выхода».
3. Символы в произведении.
4. А.С.Хомяков
Преподаватель читает стихотворение «Подвиг» и рассказывает о поэте и философе, о понятии «Соборность».
Стихотворение «Как часто во мне пробуждалась…»
Вопросы.
1. Главные образы.
2. Чем стихотворение перекликается с «Пророком» А.С.Пушкина?
Стихотворение «Парус поднят; ветра полный…»
Вопросы.
1. Аллегории
2. Главная мысль
Как финал звучит стихотворение «России», начинающееся словами «Гордись, льстецы тебе сказали».
Вопросы.
На какой антитезе построена основная часть произведения и какое «предупреждение» звучит в строках поэта?
В финале звучит вопрос о том, что в русской поэзии главное при изображении нашего Отечества.
(Звучит «Славься» М.И.Глинки)
Свидетельство о публикации №221090500116