Духовность русского мышления

   Творческие занятия по русской лирике
«Духовность русского мышления»
Цель занятий  - увидеть, понять духовное начало, многогранность русской поэзии.
Занятие первое 
«Таинственная речь», в русской поэзии воплотившаяся»
1. Преподаватель читает стихотворение Ф.И.Тютчева «Поэзия» и говорит несколько слов о лирике как литературном роде, спрашивает студентов,   каких поэтов 19 века они знают.
Преподаватель  читает стихотворение  А.А.Фета «Сад весь в цвету...»
Обсуждаются следующие вопросы.
1. Чувства лирического героя.
2. Что значит «Таинственная речь»?
3. Что значит «непостижна и ясна»?
4. Что значат последние строки?
(Для сопоставления преподаватель читает стихотворение О.Э.Мандельштама «Как облаком сердце одето...»).
 (Звучит произведение И.С.Баха)
2.  Обращение к главному стихотворение А.С.Пушкина «Пророк».
Преподаватель спрашивает о главной мысли и говорит о том, что это — главное произведение всей русской литературы. Лучше вопрос о главном произведении задать до обращения к произведению.
3.  Обращение к стихотворению   М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...»
Преподаватель спрашивает о главной мысли и говорит о том, что это стихотворение можно считать главным о природе.
 (Звучит 2 часть Концерта № 23 В.А.Моцарта).
4. Возвращение к творчеству А.А.Фета. Звучит стихотворение «На стоге сена ночью южной...»
Сначала проводится словарная работа — значение слов: твердь, сонм, длань.
    Вопросы.
1. Душевное состояние лирического героя.
2. Найти аллегории и сравнения.
Работа с другими стихами о звёздном небе: «Благовонная ночь», «Молятся звёзды...»
5. Образ времён года.
Преподаватель задаёт вопрос о том, какую  роль играют времена года                в литературе.
(Как преддверие звучит «Весна» из времён года А.Вивальди).
Звучит стихотворение «Пришла – и тает всё вокруг… »
        Вопросы.
1.Что символизирует зима – и в русской литературе вообще, и в этом стихотворении?
2.На какой связи построено стихотворение?
3. Объяснить 2 последние строки 4 четверостишия
4. Найти главные строки.
5. Объяснить последнее четверостишие.
 Как антитеза стихотворение «Осеняя роза».
    Вопросы.
1. Главный образ и что он символизирует.
2. На какой антитезе построено произведение? 
(Звучит «Осень» из времён года А.Вивальди).

6. Образ рассвета
Звучит стихотворение «На рассвете» -  «Плавно у ночи с чела…»
    Вопросы.
1. Душевное состояние лирического героя.
2. С каким ранее прочитанным произведением перекликается?
Делается вывод о победе Света над тьмою.
(Звучит церковная соната Т.Альбинони)

7. Как завершение звучит стихотворение «Целый мир от красоты».
Делается вывод о роли образа природы.
(Звучит сюита Г.Ф.Генделя «Музыка на воде»)

Занятие второе «Пространство» духовности».
В качестве вступления повторяется вопрос о лирике и значении образа природы.
1. А.К.Толстой.
Преподаватель читает отрывки из поэмы «Иоанн Дамаскин» и говорит о значении этой поэмы для России.
(Звучит романс «Благословляю вас, леса…»)
Звучит стихотворение «Под Благовест»
       Вопросы.
1.Каким чувством проникнуто стихотворение?
2.Объяснить «Край благодатный». Объяснить понятие «пространства».
  Преподаватель читает стихотворение «Пантелей-целитель».
               Вопросы.
 1. От лица кого написано произведение (Обратить внимание на стиль).                С какой целью используется народная, крестьянская речь?
2. С какой целю отражено соединение времени и пространства?
3.Кого лирический герой   считает безнадёжным?
 2. Ф.И.Тютчев - ранние произведения и Е.А.Баратынский.
       Преподаватель читает стихотворение «Последний катаклизм»   и говорит о раннем творчестве поэта  - о «любомудрии»   
              Стихотворение  «Фонтан».
             Вопросы.
1.Смысловые части.
2. Образ фонтана
3. Каким чувством проникнуто произведение?
           «Молчание»
           Вопросы.
1.Обратить внимание на шестистишие.
2. Чем вызван призыв к молчанию и каким чувством проникнуто произведение?
3. Чем перекликается с предыдущим?
  «Не то, что мните вы, природа»
          Вопросы.
 1. Главная мысль и антитеза.
Баратынский Е.А. «Приметы»
Сопоставить произведения. Главная мысль.
Преподаватель говорит, что у Е.А.Баратынского есть строки, которые  можно назвать «выходом» из этого духовного тупика.
 Читаются произведения «Царь Небес, успокой…» и «Болящий дух врачует песнопенье…»
               
               
                Вопросы.
1. С каким ране прочитанным произведением перекликается второе стихотворение? Найти перекликающееся с ним произведение Ф.И.Тютчева.
Строки Ф.И.Тютчева  - перевод И.В.Гёте. «Кто с хлебом слёз своих не ел…»
Почему  переводят литературные произведения?
       (Звучит 7 симфония Л.ван Бетховена)
3. Ф.И.Тютчев – поздние произведения.  Образ России
 «Эти бедные селенья»
               Вопросы.
   1. Ключевые слова
  2. Антитеза
  3. «Вывод», который делает автор и его лирич. герой.
 Преподаватель цитирует слова поэта о России.
           «Два единства»
                Вопросы.
          1. Антитеза
           2. Чем перекликается с предыдущим произведением?
(Звучит Концерт № 1  П.И.Чайковского).
                «Наш век».
                Вопросы.
  1. Главная трагедия.
   2.   Найти строки, отражающие душу, не находящую покоя, даже «выхода».
   3. Символы в произведении.
               
                4. А.С.Хомяков
 Преподаватель читает стихотворение «Подвиг» и рассказывает о поэте и философе,                о понятии «Соборность».
 Стихотворение «Как часто во мне пробуждалась…»
                Вопросы.
1. Главные образы.
2. Чем стихотворение перекликается с «Пророком» А.С.Пушкина?
 Стихотворение «Парус поднят; ветра полный…»
               
                Вопросы.
         1. Аллегории
          2. Главная мысль
  Как финал звучит стихотворение «России», начинающееся словами «Гордись, льстецы тебе сказали».
                Вопросы.
  На какой антитезе построена основная часть произведения и какое «предупреждение» звучит в строках поэта?
  В финале звучит вопрос о том, что в русской поэзии главное при изображении нашего Отечества.
      (Звучит  «Славься» М.И.Глинки)   


Рецензии