Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать...

                ... Но песню иную

                О дальней земле

                Возил мой приятель

                С собою в седле.

                Он пел, озирая

                Родные края: "Гренада",
 
                Гренада, Гренада моя!"

...Он медлит с ответом,
Мечтатель-хохол:
-Братишка! Гренаду
Я в книге нашел.
Красивое имя,
Высокая честь —
Гренадская волость
В Испании есть!

Я хату покинул,
Пошел воевать,
Чтоб землю в Гренаде
Крестьянам отдать.
Прощайте, родные!
Прощайте, семья!
«Гренада, Гренада,
Гренада моя!»

(Михаил Светлов, 1926 год)

  Ох, эти их чистые помыслы, ох, эти наши школьные клубы, штабы и названия отрядов в пионерских лагерях: "Гренады", "Романтики", "Бригантины", "Алые паруса"!..

В то время они, те классики советской поэзии, уже больше знали о правде жизни (мемуары не врут), чем мы, смешные маленькие дети Оттепели! Надолго еще осталось эхом в душах ... У абсолютного большинства - только эхом ( "сантико-фантиковым" -  см: истпед. фольклор, бутафорским), у  "наиболее впечатлительных" - словом и делом. У наиболее невезучих из них, тех  "впечатлительных", но  слишком многое давно понявших и не умеющих обманываться?.. Молчи, грусть, молчи!  Тем горше.

 Но когда душе невозможно без света, есть ПОДЛИННОСТЬ... Классика.  Вошедшая в кровь.

"Гренада... Не надо!..." И этот  волшебный,удивительный  дуэт (сплетенные в одно  голоса - мужской и женский). Галина Беседина и Сергей Тараненко -  более точного совпадения, абсолютного попадания представить невозможно, никто лучше них не пел "Гренаду"!..

Эти их таривердиевские  вокальные циклы...

Только ... Я брала у нее, прекрасно-волоокой, усталой  и  уже не той, неземной, интервью давным-давно, в разгар Перестройки, в Красном уголке большого завода...  Дуэт тогда надолго распался. И она гастролировала по городам-весям и  сельским клубам с мужем Виктором Бесединым, он-то и был создателем  того волшебного дуэта в свое время.

  Впрочем, она по-прежнему хороша и сейчас, и с Тараненко-младшим они смотрятся в дуэте прекрасно, несмотря на разницу в поколение. Она - не "звезда", а  та,  которой мужчинам хочется целовать руки. Впрочем(вспоминая тот наш разговор в Красном уголке...), у нас на Родине  - реже, чем в Париже. А это из недавнего интервью( в сети нашла): "Как-то в Париже после концерта ко мне подошел хиппи, чтобы сказать: «Спасибо Вам! Если бы я знал, что попаду на ТАКОЙ концерт, я бы пришел во фраке».

 С мужем-фронтовиком, замечательным музыкантом,  у них тоже была разница в поколение - только в обратную сторону. С Сергеем же (сверстники) они смотрелись завораживающе. Никто не сомневался, что это ПАРА!.. Такой любовью светились бархатные ее глаза!  "Все же и думали, что у нас любовь необыкновенная, потому что я играла эту любовь, хотя он меня никогда не любил. И даже очень иногда не любил. Ну, говорят, что так во многих дуэтах..." - это из недавнего ее интервью.  А  те, классические записи, 70-х!.. Бывает, что все сошлось разом: стихи, музыка, личности исполнителей, их голоса...

"Чтоб ты не страдала от пыли дорожной,

Чтоб ветер твой след не закрыл, —

Любимую, на руки взяв осторожно,

На облако я усадил.

Когда я промчуся, ветра обгоняя,

Когда я пришпорю коня,

Ты с облака, сверху нагнись, дорогая,

И посмотри на меня!..

Я другом ей не был, я мужем ей не был,

Я только ходил по следам, —

Сегодня я отдал ей целое небо,

А завтра всю землю отдам...

Светлов в их исполнении( при всем  моей горячем  уважении к  Михаилу Аркадьевичу... однако на предмет  любовной лирики есть поэты посильнее) звучал почти, как Шекспир в Таривердиевском цикле.

А Гренада...

 По "Гренаде" в малышовом буквально детстве, постигалась поэзия, "стилистические ее приемы" - без напряга и препаривания - сердцем, еще таким податливым и доверчивым.

 Сестра, большая, подросток: "Вот послушай, Танька! "Лишь по небу тихо

Сползла погодя

На бархат заката

Слезинка дождя… "

Но...

«Яблочко»-песню

Играл эскадрон

Смычками страданий

На скрипках времен…
Ээ-х, "Трава молодая — степной малахит"!..
               


Рецензии