Роман Золото. Глава 21

- Ну что, деда, пофортило им на новом месте?
- А ты, паря, не гони меня, а слушай.

                ***

Николай – это старшой их – сказывал, что как только начали копать «дудку», уже на глубине около метра стали встречаться самородки, да такие чистенькие. И что интересно – все плоские, как копеечки, где-то с ноготь мизинца, но зато золота много пошло – это старатели называют «жилой», т.е. наткнулись прямо на жилу. Мне показали втихую, таясь от постороннего глаза. И впрямь, как монетки, горкой лежали на широкой ладони Николая. – «Во, видел?!» - и после этих слов Николай аккуратно ссыпал самородки в довольно большой кожаный кисет, завязал туго лямкой и положил кисет за пазуху своего грязного кафтана. – Мы, братан, сейчас богатенькие. Поменяем одежонку и махнем на Черное море, Устроим себе годовой отпуск, погуляем всласть. Да, мужики?» – обратился Николай к своим компаньонам. – «Ну а как более? Наверное, заслужили», - пробасил Миха. – «Ну а тебе, мил друг, в память о нас и за душевную беседу вот этот винчестер. Ружьишко что надо! С затвором и пять патронов магазин!» – и Николай протянул мне ружье. Обнялись, пожелали успеха друг другу, так и расстались…

                ***
- А ружье и впрямь отличное, американское, в сенях за матрицей. Принеси-ка его, - попросил дед Афоня.
Иван быстро нашел ружье, замотанное в промасленную в тряпку, которую оставил в сенях, а ружье принес в хату. Дед Афоня взял ружье, приложил его к плечу, наставив его в окно, затем, зачем-то лихо перекинул из руки в другую руку и произнес:
- Не пришлось мне с этим ружьишком познакомиться в деле. Ну так ладно уж. Тебе дарю его, мил сын. Оно пригодиться тебе, коли настроишься ты на золото. Патроны забери в сенцах – там висит мешочек, их полста штук двадцать восьмой калибр.  – Вот и мой весь сказ, мил сын. Ну-ка, согрей ещё чайку, а то этот уже поостыл, - обратился дед Афоня к Ивану.
Иван держал в руках бесценный подарок, и от переполненных чувств к этому старому человеку не знал что и сказать, а просто обнял деда Афоню и проговорил:
- Спасибо, отец за совет, за подарок! Век тебе обязан вниманием. Завтра я уеду, отец. А ты, если что надо, любую свою просьбу передай через наших деревенских – они каждый день приезжают на базар со своей картошкой.
- Ладно, ладно, мил сын, мне уж что надо – да ничего! А ты вот устраивай свою жизнь ладом, и я буду этому очень рад. Да я вот, всё хотел тебя спросить, как это тебя отпустили с завода. Я ведь знаю многих работников, и все хвалят тебя, как большого мастера слесарного дела. Ну, долей в чашечку горяченького.
Иван подал деду чашку с свежезаваренным чаем и отвечал:
- Да, отец, были уговоры остаться на заводе, но я решил дело так.

                ***
Работает у нас в цехе один шалопай, которого Витьком кличут. Однажды пришлось его проучить за наглость, так я решил, а что если из этого шалопая сделать хорошего работника. И как-то после смены говорю ему:
- Знаешь, Виктор, ты не держи на меня зла. Я хочу с тобой поговорить. Давай вместе пойдем домой и по дороге потолкуем.
А он этак надменно:
- Я не хочу с тобой разговаривать, -  и повернулся уходить.
Я взял его за плечо. И вот в этот какой-то миг промелькнула мысль как молния: «Не уж я не смогу этого парня остепенить? Так что я за отец тогда? Ведь у меня пятеро детей». Я почувствовал, что Виктор вздрогнул от моего прикосновения - какая-то волна испуга пробежала по его телу. Я повернул парня к себе лицом и говорю:
- Знаешь, что Виктор?
 Глаза у него расширились – видно, давно не называли именем Виктор, а всё Витяй да Витяй.
-  Я хочу перед тобой извиниться за тот мой поступок в пельменной. Извини, пожалуйста.
У Виктора сошла с лица гримаса испуга и ненависти.
- А я, дядя Иван, перед тобой тоже хочу извиниться за мой дурацкий поступок. И ещё хочу сказать тебе спасибо, за то, что не пошел в милицию на моих друзей доносить.
- Ну вот, видишь, Виктор, мы как бы с тобой квиты.
Пока шли домой, то по полутемным улочкам нашего района я рассказал ему о своей работе, о том сколько получаю зарплату и предложил ему:
- Давай я подготовлю тебя на своё место? Будешь уважаемым слесарем-лекальщиком, разряд получишь.
  - А ты куда денешься, дядька Иван?
- А я, Виктор, уезжаю к семье, в деревню.
- А-а-а, - протянул Виктор, видно уже зная примерно, что Тумаков просит увольнения.
- Значит ты, дядька Иван, вместо себя хочешь подготовить меня?
- Ну дошло, наконец, до тебя. Вот именно, но с определенным условием.
Виктор уставился на Ивана в ожидании условия.
- Первое, - продолжал Иван, - сними ты эту фиксу с зуба, не идет она тебе. Порви со своей братвой, чтобы не оказаться в яме с дерьмом. Ну и самое главное - каждое воскресенье с тобой вдвоём работаем дополнительно, где я тебе передам все свои слесарные навыки. Если согласен, то в подручные тебя переведут с завтрашнего дня – это я беру на себя. Ну как, согласен?
Виктор засунул пальцы в рот, поковырялся там чуток и вытащил фиксу с зуба, показал её Ивану и, размахнувшись, забросил её через свое плечо, как делают дети с выпавшим зубом.
- Ну тогда по рукам! – Иван пожал протянутую Виктором руку и определил, что рука у парня крепкая, может и получится из него что-то, если голова на плечах не только для того, чтобы носить шапку.
               

                ***
- Так ты вот почему не ездил к себе в деревню! - вставил в разговор своё предположение дед Афоня. - А я-то всяко думал, а спросить как-то несподручно.
- Ну, а как поедешь, когда с утра до десяти вечера каждое воскресенье Виктор обучался мастерству.
- Ну и как этот шалопай всё это обучение воспринял?
- А, знаешь, отец, Виктор оказался толковым парнем – всё схватывает быстро и запоминает намертво.
Вчера собралась комиссия, и меня пригласили – как бы экзамен на разряд. Так Виктор так бойко и толково всё рассказывал. Сколько бы не задавали вопросов - на всё ответил. И везде: «Вот дядька Иван да дядька Иван». Комиссия, конечно, дала сразу третий разряд слесаря.  А мне предложили: «Давай, Иван Леонтьевич, оставайся на заводе, будешь готовить молодых рабочих, мастером по подготовке. А за Виктора тебе большое спасибо! Хорошую смену ты подготовил, ведь парень работал на подхвате, а теперь, видишь, стал специалистом. От управления завода тебе спасибо!»
- Ну это хорошо, что тебя похвалили. Я за тебя, Иван, очень рад. И знай, что если что не сладится в деревне – приезжай, занимай мой дом, а теперь будет и твой дом. А на работу, как видишь, у тебя загвоздки не будет.
- Это, конечно, так отец. Но что поделаешь! Сердцем меня тянет к семье. А жена категорично против переезда в город – придется подчиниться.
- Ну-ну, - только и промолвил дед .


Рецензии