Не страшысь нацяла, жди конця

(рапсода)

     Любо те слухати мои ба;сенки-ти? Ну, коли так, я те ище; одну скажу. А вот слы;хивал я от де;душков, што во времена досю;льныё, забы;тыё ка;а-ж-ной дён ввецеру; и ка;жну у;трину с на;ша о;зеру выходили белыё коровы з золотым рогам. Ууй давно,  даавны;м-давно, да и сказка-та эта давни;шна, ста;ра-досю;льня.  А и жыли тоды; на нашых-от землях одне королевы да короли. А ка;ак-жо, как-жо, и мы, и у нас! Мы – што, хужэ;й всех, ли цё; ли? Поцита;й, в ко;жному дво;ри не король, ак королева – все, как есь, все  - цисто королевских крове;й!   Коровы-ты?   Ка;ак-жо, как-жо, были, были и коровы  з золотым рогам – и ка;жну у;трину и  ввецеру;. Вот те крест не вру!
А на;шынски-ты бабы, ну то;ись королевы (оне хош и королевы но бабы сво;йскиё-простыё), стриця;ли тыих коро;ушок з золотым подо;йникам. Ак, лю;у-бушка моя, ыть уж  всем извесно, што первой-от  век  был золотой! Ну, то;ись, как есь, все в золоте ходили, золотым ложкам кашу масляну з золото;ва блюда и;ли -  в о;бшом, золото; жытьё;-бытьё; было, но. Богато лю;душки жыли богато. И жыли все в тыи времена в совете да согласье – беса не те;шыли, не скандалили, неэт… Не лаялисе, не грызлисе по-пусто;му. Не воевали – за воротки; друга друг не хватали, и за волосьё нехто; не ково; не таска;л. Ну вот, жыли оне; не тужы;ли, все друг дружку любили. Жыли, как у Христа в запа;зухи. И мир божой был тих и светел, как в Раю Небесном. И вот, любушка ты моя, жыли тогда в на;шои дере;вни (ну и в других, конешно, тожо жыва;ли) до;брыё волшэбники, пакостей не ро;били, неэт!  А жыли-то оне на то;му конци;… ве;рно-ве;рно ты ба;еш, и щяс тамока; жыве;т одна зна;харка Ксе;ня Фёдора Мартимья;нова жо;нка.  Ак ыть она те ище; как-то, по родне; прихо;дицце. Нну, ёлоцьки зелёныё, да ты шцё, своех пра, не знаш? Но, ище; не ци;ще!  Ак и што, што  старове;ры! Родню свою нать поважа;ти!  А ие; – Ксеню-ту не хто не обходит. Хоша и побаиваюцца мужыки, а как-што –к ей на поклон. Она баньку стопит, попарит липовым виницьком, пошопцёт  -  и всё как рукой снимёт! Виш, кака; у те прабабка-та, сходи к ёй, мило;к, сходи, уж она-та тя  помнит! Ну, не знаю, врать не стану, но поговаривали, што она с тыи;х, с волшэбников. А изо всех одна токо и остала;се, но. Мот и не врут, ить е;жэли  подумать, ак ыть, и;хнё-то цярство, в самой раз, там и  было! Да ты штоо!.. Ить уж все знают –банька-та - не што ино; как дворець королевишны.  Но, ми;л-те мое; – не слыхивал! Ак вот слухай!  И жыла в тые;му ця;рстви-госуда;рстви королевишна красоты несказа;нной -  ну, как, наприклад, Федо;рка Макри;дина. А и Пара;нька и Дунька – де;вки хош куды - на загляде;ньё девки, са;ммы, што ненае;сь прынцэсы!  А , и звали тыю королевишну - Ли;пынька. Ну, и;мецько-то, конешным делом, дереве;ньско. Ак рани;ш городов-от не строили ак, а то;льке поци;нки, да дерё;веньки, да. Ты сам-от смекни; – городу нет, ак откуль гороцьско;; имё, но?. Воот, а прынцэса хош и прынцэса, а имё-то всё одно нашо – дереве;ньско! И така;-ли, знаш, тыя Липа ко всем была до;бра! Жалела всяку травинку-были;нку, всяку жывоти;нку. Ак а ие; тожэ все любили. И вот, любушка ты моя, жыли до;бры лю;душки , жыли беды не зна;юци, кадрельни писни припеваюци, кашу квасом запиваюци…
Но, а бес-от не дрема;т, тово; и гледи, в ребро; пошшоко;цёт. Ой ты, ми;лушко ты моё, да как зацьне;т ци;кутати-ты, ак тоды и жысь в копе;ецьку, но! Как шшокотне;т- шшокотне;т, как зазбра;сыват – ак тоды хош глаза завяжы;, да  з до;му бежы, но! И вот, любушка ты моя, вдруг оди;нова затянуло небо цёрным ту;цям, ветры ураганныё понеслисе над Землёй! Уй, а это Змей-а;спид - злой колдун з да;лнёво Упырь-боло;тья, цёрным во;роном пал на землю-матушку. И пересохли озёра глыбокиё, и поникли травы шолко;выё, поросла земля полынь-горькой травой, цёртополо;хом-тата;рником, да ра;зныим колю;цькам, да. И застыла Земе;люшка, занеме;ла, не стало слышно не смеха-хаха;йкання деви;цья, не цици;ркання пти;цья, не ло;банданья цесны;х лю;душок, а тольке лягухи по боло;тьям нет-нет да поска;кивали, нет-нет, да поквакивали. Страх и ужасть повис над ве;сям, над лесам, да над уго;рьями.
А королевишна-прынцэса не ведала об том, потому как жыла в высоком терему дворця свово - песенки попева;ла, цяй-ко;фий с церемо;ноцькам, да с сахарным пряникам попива;ла, да изюм сливкам заеда;ла да. И вот, понимаш-ли, приспи;цило тые;й короле;вишны потти; на гу;лянки в зе;лен сад. Вот ладно Хорошо. Вот она гуля;т сибе по садику поха;жыват, гуля;т, гуля;т, да вдруг и видит, ма;ат-тышки вы мое;,  а под ку;стышком-от под малиновым перстенёцёк золотой. Она ру;циньку-ту простёрла – взять… И слышыт «Оддай!»  -  скрипуцёй такой, страшный такой голос: Оддай! -грит. Ужахну;ласе Ли;пушка, пу;лькой стрекану;ла во дворець свой золотой, за пецьку спряталасе. Вот оддышаласе-отпышкаласе  мане;нько, цяйку ;с молоком попила да, простоки;шы с толокно;м похлеба;ла, да, ну и пирогом-рыбником заела да, и вышла на балкон и стала перстенёк-от розглядывать. Ну, а как жо, как жо, она ыть не кака;-нить пото;мбалка -  хоша; и спуга;цце-спуга;ласе, а колецько-то с рук не выпустила. Вот она любуицце-розгляда;т  той перстенё;цёк. И тут над е;йной головой: «Оддай!» - проскрипел цёрной ворон.
«Хо;споди Ису;се, Цяри;ця-мати небе;сна!» - спугаласе прынцэса, да и выронила с рук нахо;дку-ту – вот ыть кака; беда-та! Охнула, слёзы - руцьём, а колецько-то покати-лосе- покатилосе да и па;ло в глыбо;ку пеце;ру. А Упы;рь-колдун (а это, конешно жо был он) хвать ие - королевишну-ту за; косу! Миил-те моеэ, хватил,  да вы;знял ие бедала;шну вы;соко-высо;ко, да и прокаркал целовецеским голосом: «Быть те, грит, деревом, ко;ли не ве;рнеш мне моё кольцё! И летать, грит, те, Ли;пушка, липовым семецьком по белу свету, по;ки не сы;шшош перстенё;цёк тот». И скинул деву-красу на Зень.
Ты-то цё зой;кал, спугалсе, ли цё? Да не страшы;сь ты наця;ла-та, дожыда;й конця!            А дале-то вот што было: скинул это он ие на; Зень и политила она, полити;ла вослед ветру лёхким, золотым пёрушком прозра;цьныим. Летала, летала, летала-летала… Ну, дак ыть скоро тольке сказка сказываицце, да мухи плодя;цце, а дело-то не скоро делаицце, но.
И вот летала тая Липушка золотым пёрушком, доо-лго летала по; белу свету, летала-летала, летала-летала, да коне;ць-концё;м спустиласе на зелен  луг.  Вот солнышко пригрело, до;жжыцёк умыл, и проросла наша Липынька деревом. Много-много зим и лет минуло с тые;и поры, и выросло дерево, и стало могуцим, розвесистым. И кажну вё;сну росцветало оно, и кажну осень ветер розносил евонно се;мё по белу свету. И прозвали люди это дерево липой, и возздавали ей по;цести цярскии – украшали по празникам лентам, писни ей пели хвалебныи, да збирали  с тово дерева цвэты духмя;ныё, целебныи, а пцёлки мёд збирали, да… Ак, ыть я, навро;де сказывал те, липа-та  в нашои ко;рби стоит, да-а. Пошто лыко-то с ие дерут ? Но, ище; не цище! Дак не;што не знаш? Уй, люба моя, это - особь, та скать, стаття; - ванькина сказка. Да Ванька  з  бурлаков-от, ну, которой в зи;мусь-от ну;нько зимого;рил. Ак вот он всё эдак присказыват «осо;бь-стаття;, осо;бь-стаття;» - пере;нял в цюжода;лнеи сторо;нушки ту;ю присказку, но. 
А што лыко-то с липы дерут, ак ыть мужыки, виш, свово щя;сья ишшут. Дак прослышали на;шынски мужыки, што липа – не што ино, как заколдована прынцэса . Как узнали-то? Дак земля слухом полницце – ить не зря жо говорят «держы язык за зубам». Ак ыш хто-то вывалил язык-от, ак..  Што когда? Язык-от вы;пялил? Ууй, даа-вно-о – ище; до нас с тобой!  Давне;нько, давне;нько было! Тоды; ище; и твово деда праде;д под стол пе;ша ходил, а мот ище; и раньшэ. А было, грят это в вё;сну, и липа цвэла;.  И вот, любушка ты моя, заяви;ласе она – Липушка тыя ;, ну, во снех явиласе красной девкой молоццю одному – сыну кресья;нскому. А парень-от с на;шои деревни, да тольке я запамятовал ции;х жо он.  Ну, ак стольке годоцьков ми;нуло, ак и сам-от сибя забудёш как звать, а не токо-што. Но. Вот, ла;нно, хорошо. Заявиласе она! Явиласе, обняла ево – мо;лоцця-та, и плацёт. Он ие;, коне;шным де;лом, утеша;т, уговариват,  потом осмеле;л, приобнял, приласкал. И россказала ёму она жысь свою, и про колдуна и про королей, и про закля;тьё, а потом и говорит:  «А поди к тые;й ли;пы, што на зелено;м лугу, обдери с ые;  лыко.  И вот, мил те мое;, стала она явля;тисе ёму кажы;нну ноценьку. Вот я;вицце и нашо;птыват ёму на ушко;,  нашо;птыват: «Надэ – грит, с миня 77 раз на 77 зо;рях лы;ко драть 77 лет подряд и тогда я опеть стану краснои девкой, и во;зьмеш ты миня, грит, в жоны и станёш править волшэбным ця;рством…
Ак вот  нашы-ты мужыки и стараюцце, дерут с е;й лыко - кажному ле;стно королём-от быть. А хто ё знат скоко лет ище; драть и со щёту збилисе ак. Но ить мужыки – народ оцця;яной, терпля;цёй «раз – думат –збилисе со щёту, ак хош лы;тья надере;м - кака;-не кака; польза!». Да и стали мужыки лапти с тово лыка плести, да кошо;лки да. А и бани с липы стали строить – ак ыть липовой поло;к сроду не обожге;т, а и пар в бане мя;хкой, ласковой –  липовой!   Да-а-а  праэльно ты спомнил стоит баня, ак то ыть ваша! Баня-та Тишыных, ноо! У Тишы парней-от много, ак оне взяли да и поставили! Ну типе;рь ить всё о;бщёё - ак всем колхозом и мо;имсе.

Пояснения:«А было, грят это в вё;сну, коли;…;» - «а было, говорят, это весной, когда…»; бедола;шну(ю) – терпящую беду;  во снех – в снах; во снех  - во сне; вот этот,– вводное слово; всё одно – всё равно: в тые;му – в том; вы;знял – поднял; вы;;пялил, вывалил – высунул, выставил;  зазбры;кивал, заски;дывало – (неод) беспричинно-резкая перемена настроения; «з бурлаков-от, которой ну;;нько зи;мусь зимого;рил» - из тех, которые уходят на заработки в чужие земли, и и нынче на зиму остался на заработках»;  зой;кал  - ойкнул; ка;жынну у;трину – каждое утро; кака;-нить – какая-нбудь; к ле;ману – к лешему; ко;рба – (зд) овраг; ла;нно – ладно, хорошо;  на том конце – на том краю деревни; «не ло;банданья цесны;х лю;душок» – ни говора людского; над ве;сями – над полями, перелесками, деревнями; на;дыть, нать – надо, нужно,(зд.) не нужны; не ро;били – (букв)не работали, а здесь «не делали»;  «особь, та скать, статья» – «особая, так сказать, статья»; ванькина сказка – ссылка на Ваньку, который когда-то  произнёс то или иное слово, фразу, ставшей крылатой; пеце;ра – пещера; пе;;ша – пешком; «по;ки не сы;;шшош ево» - «пока не найдёшь его»; пото;мбалка, бе;столоць – бестолковая;  поци;нки(починки) –(букв)селение в стадии начальной застройки; приспи;цило – необходимость назрела; пулькой стрекану;ла  - со скоростью пули убежала; «скинул ие на Зень» - сбросил на Землю»»; смекни; - сообрази, догадайся;  с ые – с неё; тамока; - там; тыя – та(указ. местоим); хоша – хоть и; церемо;ноцьки – конфетки;  ци;кутати – зекотать; цюжода;лня(я) – из чужой, дальней стороны;

© Copyright: Клеопатра Тимофеевна Алёшина, 2021
Свидетельство о публикации №221040900386


Рецензии