Над молодухой и лапоть три года хохотае

(быль 1920 года)

        Но-ко вот я те ище; загану;: в брюхе съезд, в жопы ярманка. Опеть те смешно! Да улей, это! Улей с пцёлкам! Што уж ты сразу на плохо;-то? Ты тожо сто;йно той девки! Да она нам как-то и по родне; ище; приходицце. Ну и выдали тую девку в цюжу; деревню. Ну, да, эко диво!  Ить не сидеть жо у матки под подолом, как времё пришло, но. А девка;, зна;ш-ли, така;  лупе;тка вы;махала: здоро;ва, красива, краснорожа!  Ну, времё пришло, заневе;стиласе девка. Ну, ладно, хорошо. А з жонихам в тот год было как-то худе;нько: кото;ры были, ак уж все ожени;лисе, а которы – ище; нос не дорос – виш жэни;лка не выросла, ак. Были кото;ры – и жэни;лка выросла, да ума не вынесла, ак и не нать! Правда, было, пои, с пято;к, холостя;жок – нецёо таки;ё - подходя;циё. Ак, ыш, свое;-то робята ёй не жонихи - не;эт! Подавай королевиця замо;рскова! Вот и явилсе королевиць, но. Ак а Яку;нька с Пердару;цця сватов заслал! Ну, ладно это! Хорошо. Сла;дили свадьбу - тако гуляньё закатили - пир горой! Пиво - рекой!  Я-то? Не-э, не был  я та;мока! Медовуха была, а кака; жо без хмелю свадьба, и мёд тёк, да токо не по мое;м усам – у мня; их тоды ище; не было! Ну, да и розговор-от не про миня;. Вот ладно этот, хорошо. И явилсе, знацит, королевиць, ну и просватали де;ушку. Отыграла - отшумела свадебка и увёз он ие; в свою деревню к оццю-матери. Укатили оне;. А тут как раз и Великой Пост подкати;л. Ну, как заведёно, молода;йка к матке прикатила – это штобы не согрешить ненаро;ком-от – гове;йно дак ыть - грех, но.  А на грех-от ума не напасе;се, но. Вот явиласе: «Здорово, мамынька!».
Мати ие; пыта;т: «Как жыве;ш-мо;жош?». А тая в рёв.
Матка сполошы;ласе: «Шцё тако;?!» 
«Да-а, тибе дивья; - ты с тя;тинькой жыве;ш, а я с цюжым мужыком!»
«Ак, забижат он тя, ли шцё?»
«Дурак он!» - до;церь слёзы утира;ёт.
«Шцё так?»
«А кажной раз как за самовар, так и «жопу - гыт: мой»! На цяшку глянёт, да «Мой жопу!»
«Ой ты дура, ты дура! - хохоцёт мати. - Ты ця;шки-ти мой, да на жопу-ту поглядывай! Да не на свою, трупё;рда! Дно-то у цяшки - то и есь. Он те про ця;шку!» 
«Ак оне; и за;всё издивля;юцце надо мной» - схлипыват доць.
«Ну-к и шцё тако;ва! - успокаиват ие; матерь: Ить над молодухой и лапоть три года хохота;е. Терпи! Лапти сто;пцёш - выкинёш. За три года набере;ссе уму-ро;зуму!». 
Ну ладно. Хорошо. Вот, поговорили оне так-то, уте;шыла ие; матка. Вот прошло три года. На тре;ттей осё;нной Миха;лов дён - это ковда солому-ту в посте;льниках перетряха;ют, с у;тра скоцила наша молода;йка, на кры;льця по;рхнула, стянула ото;птышки свое, фурну;ла их в крапиву: «Хватит - гыт - отсмиялисе! Типере посмеюсе я!».  Ак вот, любушка моя, слёзно приходицце молоду;хе, как ежэли трём собакам штей розлить не ма;;лтат. Но всё-одно;, с ве;ку-веко;в бабы ка;юцце, а девки взамуж ла;дяцце.

Пояснения:
гыт – говорит; забижа;т – обижает; за;всё издивля;юцце – всегда, подшучивают; ишь, ыш – видишь(как вводное слово);  ла;дяцце – (зд)собираются, намереваются; не ма;;лтат – не соображает, не умеет;  ото;птышки – стоптанные лапти; с Пердару;цья = из деревни «Перт-ручей» – название деревни одноимённое с названием одного из многочисленных ручьёв Вытегорья;  посте;льник– наволочка на постель(мешок, который набивали соломой, перьями); сполошы;ласе – встревожилась; сто;йно – такой же, похож на;  съез(д) – накат из брёвен, по которому лошадь с возом могла взойти на второй этаж двора на сенни;к (сара;й); съез – съезд(на Ве;ртосельге «съезд» - покатый накат из брёвен, для въезда на второй этаж сарая); трупё;рда – (обзыв)неповоротливая, несообразительная; фу;рну;ла – швырнула, выбросила;


Рецензии