Понятная всем формула

Только лет двадцать назад я узнал, что армянская церковь – не католическая или какая другая, а… православная!

Тогда я жил в Кировской области и меня, как журналиста, пригласили на открытие нового храма, который построила местная армянская община при поддержке единоверцев со всего мира. Я тогда в своем журнале опубликовал статью «Тысячелетия верности» с эпиграфом:

«Как-то к строящемуся в среднерусском городе N новому храму Армянской Апостольской Церкви подошли двое молодых парней и, увидев работающих там «лиц кавказской национальности», развязно спросили:

– Чо, свою мечеть строите, да?

А символ Спасителя – Святой Крест над входом в храм, не увидели…»

Именно в этом Храме, беседуя с настоятелем и погрузившись потом в литературу, я узнал, что Армянская Апостольская Церковь принадлежит к семье древневосточных православных церквей, куда входят Эфиопская. Коптская, Сирийская и Индийско-Малабарская. Называется Апостольской, будучи основанной апостолами Христа Фаддеем и Варфоломеем. Она примечательна своей незыблемостью и нетронутостью многочисленными реформами, которые пережило европейское христианство.

В обрядах Армянской церкви сохранились и живы сегодня черты первохристианских Церквей апостольских времён. И в то же время она не замкнулась в своей древности, открыта веяниям современности, христианскому диалогу. По её представлениям, единство христианских Церквей, к которому надо стремиться, не означает единообразие обрядов, или нивелировку традиций, или абсолютное совпадение церковных учений. Экуменизм – это стремление понять друг друга и быть понятым.

Потом, когда переехал в Сочи, более тесно соприкоснулся с этим удивительным народом. И, конечно же, продолжил знакомство.

История появления армян на Черноморском Побережье, в Сочи, трагична – предки большинства из них здесь спасались от резни, которую устроила Османская империя в конце XIX – начале XX вв. Не будем приводить здесь ужасающую статистику зверств – это тема отдельной публикации. Приведу лишь одно свидетельство очевидца.

В книге Владимира Соловьева «Три разговора» русский генерал рассказывает своим собеседникам о бесчеловечных зверствах башибузуков – солдат нерегулярной турецкой кавалерии, с которыми он столкнулся в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., находясь в войсках Лорис-Меликова: «Смотрю, казаки подъехали и остановились как вкопанные […] Огромный обоз с беглыми армянами не успел спастись, тут они его захватили и хозяйничали. Под телегами огонь развели, а армян, того головой, того спиной или животом, привязавши к телеге, на огонь свесили и потихоньку поджаривали. Женщины с отрезанными грудями, животы вспороты. […] только вот одно и теперь у меня в глазах стоит. Женщина навзничь на земле за шею и плечи к тележной оси привязана, чтобы головы не могла повернуть, – лежит не обожженная и не ободранная, а только с искривленным лицом – явно от ужаса померла, – а перед нею высокий шест в землю вбит и на нем младенец голый привязан, ее сын, наверное, весь почерневший и с выкатившимися глазами, а подле и решетка с потухшими углями валяется».

Это страшный, но лишь один эпизод в трагической тысячелетней истории армянского народа.

От отца Хосрова Степаняна, настоятеля нового храма в г. Кирове - Церкви Христа Всеспасителя - я тогда получил в подарок книгу современного итальянского исследователя христианства Джованни Гуайты по истории Армении и её Церкви. Книгу он назвал так: «1700 лет верности»:

«Воистину так! Волны вооружённых народов прокатывались веками по земле армян, стирая всё на своем пути: города, сёла, храмы, само государство. Гигантскими жестокими взрывами армяне разбросаны по всей земле. И... сохранили себя как народ: говорят на своём языке, пишут с помощью созданного ими оригинального алфавита, сберегли свою богатейшую культуру, свой национальный облик и характер.

Они доказывают, что можно сохранять самобытность и органически, дружественно – как часть в целое – входить в общество самых различных стран. Тому, что уже умеют армяне, предстоит научиться многим народам, если они хотят объединиться и сблизиться».

Невольно задумываешься: так что же вообще нужно народу, чтобы не исчезнуть? Прочное государство? Мощная армия? Хитрость дипломатов, искусство политиков? Меч или мудрость?.. Вопрос далеко не безразличный и сегодня для молодых наций.

И скажу еще раз с великим почтением: несмотря ни на что армяне сохранили себя как народ. По всему побережью разбросаны церкви и часовни, построенные руками армян уже в наши дни. Они активно участвуют во всех сферах жизнедеятельности края, который стал их родным домом – это тоже тема для отдельной статьи.

Еще тогда, в Средней полосе, статью я завершил так:

«Очень хотелось бы случай, описанный в эпиграфе нашей публикации, рассказать в таком изложении:

… Как-то к строящемуся в среднерусском городе N новому храму Армянской Апостольской Церкви подошли двое молодых парней и, увидев работающих там явно не местных людей и Святой Крест над входом, почтительно поклонились:

– Мир вам, люди, Бог в помощь!

Эта формула близка и понятна всем народам мира всех вероисповеданий».


Рецензии