Ак, а озеро-то куды дева ицце?

 (рапсода)

            Обоне;жье - край белых ночей, сказочный край девственного суземья,
            край  глухаринной песни; край непролазныз колдовских болот;
            край многочисленных  синих озёр, многие из которых исчезая,   
            возвращаются  обратно.(К.Т.Алёшина-Матюшина из кн.«Ве;ртосельга»)


     Вековая неразгаданная тайна  озера, пропадающего временами вместе с рыбой, и вновь возвращающегося, тревожила души и умы ребятишек и взрослых: «…а озеро-то куды дева;ицце?».
И каждый раз история обрастала новыми подробностями. Одно было неизменно: «Без неци;стои силы тутока; не обошло;се, так и знай! Ище; де;душки сказывали, што Водяно;й ута;скиват озеро.  Оны; - Водя;ники-ти в карты ре;жуцце по ноцям, ноо. Ак как и мы в подкидно;ва да,  в оку;лю ду;юцце да. А как-жо,  лю;бушка, как-жо, у их ыть всё как в добрых лю;душках, но! Верь-не верь, а токо Ерька сам слыхивал, а уж он не соврёт, не;эт! Ак вот, оди;нова, грит припозни;лсе как-то, а итти; ище; церез ле;мош, а в тые;и стороны; всё озерки;, да коло;цци в боло;тины-ты, но. Вот иду, грит, иду, а уж свецере;ло и туман пал, вот ыть ёлки-мота;лки, ну, грит, пробира;юсе, поспеша;ю, вдруг, грит, послышу -«цётыри з бо;ку и ва;шы не пляшут», и, грит, ровно гром громыхну;л  - эк схохота;ло. Я,  грит, на;ни, о;ммёр, да пал, грит, со страху;-ту, а оно опеть -«тро;е з бо;ку, ва;шых нет!», да большым-от хохотом: «гы-гы-гы, были вашы стали нашы!». Ак я, грит Ерька-та: я, грит, и ды;хать, грит, забыл, а тут ише; дощь как хлестану;л, грит, ак уж туто я и смекну;л, грит, про водя;ников-от, да и давай,  грит, Бох ноги, - да навпрямки;, где- ско;ком, где - на пу;зе». Вот спроси Ерьку-ту, спроси, он те всё обска;жот. Виш как припа;ло-то ёму! Ище; как он има; в зубы-ты не угоди;л, ыть как в аза;рти-ты, дак эть, не цё не жали;ёш – лишо; бы выиграть! А быват, ыть вдрызг проигра;юцце соба;ции дети, но! Ак вот и ходит вода-та с рук в ру;ки. Да, об этом-от што, озёр-от хвата;т: круг озё;ра да болота, да. На воды, шшытай, жыве;м - хош запейсе, хош залейсе, но-о!  А Водя;никам  всё мало, но! Вот как проигра;юцце,  да  зацьну;т с озера в дру;го переливать ак мии-ил те мое, - тольке шум стоит! Ууй, тоды мо;лоньи литят над лесом, гро;мы  грохоццют, да так, што бурело;мы страшэ;нны стаю;т – э;к-ки дереви;ны-ты с коре;ньём вывора;циват, вода хлё;шшот, ууй!  А не;жытти-ты горго;цют – ро;вно жеребци; каки;, у;х-хают, сви;шшут! Ак ыть не зря о;зёро-то за Леса;м звецце Шу;мозеро  А ище; я те вот што скажу: е;стя в сюзё;мке за Упы;рь-боло;тиной Ма;нож-яма - цёрна, бездё;нна, и стоит в ей вода – туды лье;цце… да небольша така рецю;шоцька Ма;нож-ру;цей – с полверсты, пои;, не бо;ле – вот по ей вода-та и стека;т в тыю яму. А, мот и с А;лма с озера – не знаю, но, тольке лю;душки сказывают, тамо – на А;лмаси-ты своя яма е;стя – Кругова;;, ак в тыю-ту яму рицька Ала, ли Алма ли, а тожо небольша и тожо в яму.  А в ямы воды как было - так и есь: не прибыват и не убыват! Но ить куды-то она мимо ямы уходит! Ты-то как думаш?» 
«Мать в Га;бозеро?» 
«Мать и туды. Токо я от дедушков ыще; слыхивал, бутто в Ма;тиньско. Ну, ак праэльнё, праэльнё ты сообража;ш, тамо-ка; и Ма;теньжа и дедко Елисей тамо-ка живет в Ма;теньжы-ты. Он хош и старой, а много цево помнит! Ужо;тко летом ё проведам сходим, ак он те, уу-уй поросска;жот! А вот ишо, е;стя в тые;й стороны, где Потеря;йка-та река бежыт, ак та;мо озеро Лу;хтозеро». 
«Это куды на поко;сы-ты ходим?».
«Но. Ме;лконько тако; озерко;, а и всево-то глыбины; ак пои; сажэни две. Всё летико до само;и до осени има;й сибе рыбку, да плескайсе в тёплои водицьке!  А в осени;;, н-на – ушло, как  и не бы;вывало ёо во;всё!  Пропала вода вмистя;х с рыбою! Ну, куды-куды! Куды вода, туды и рыбы! Видал – на дне поно;ры нары;ты?  Ото, штобы и воды и рыбы  бежать куды было-бы. А хто ё знат, стра;шны Водя;ники, ли нет ли, а кому как покажыцце. Оне, конешно, не бо;льнё любят, штобы  люди их розгляда;ли – мать образи;ны своё;й соро;мяцце!  Но, бывт, што хто и застанёт ых вроспло;х. Ак оне рыбой какой-не и прики;нуцце!  Наш, к слоу сказать, на большово лещя; схож, ак его так Ле;шманом и звут . Ну, ак в ле;шом озери прожыват, ак, конешно Ле;шман, а как ыще;! А тово-то – Шы;му-ту, бают, под коря;гой видывали: бо-ольшэнна така шшу;цишша! Ста;ра, ажно мо;хом обросла, и, главно, с крыльям! Лёжыт в тёплому о;мути, лёжыт днём – отсыпа;ицце, а на; ноць глядя – за дело! Каак то;ко но;цька лунна настае;т, так ён шапку на; голоу – шапка есь у ё с куги;; оммота;ицце тиной, а так-то он ыть за;всё голой ходит, но; вот ладно, хорошо. Запреге;т это сома;-та в каку;-не коря;гу, и алё – плыве;т прока;зити, али в подкиднова играть. Выползёт на дру;гой-от берег, да и у;кат: «Эй! Уху-ху-уу!»  А по; лесу далёко слыхать – э-эээ-эйй!..  «Эгегеге-геэээй! - крыцит это: Давай в зеро;!»
«Но!» - соглашаицце Лешман.
Бывалы-ты люди слыхивали, как оне, это, перекликаюце-то. Один: «Эй!», дру;гой: «Но!» Вот и выходит, што? Эй-ноо.., Э;й-но-зеро, ну, конешно Эй;нозеро, уж бо;льнё догадлив ты, моя любушка!  Тольке рани;ш-от всё говаривали «Ге;нозеро». Не знаю оццево, но тольке Генозеро, да Ге;нозеро… а ище; и не одно, а цилых три  Ге;нозера-та: верхнё, середнё, да нижнё. Праэльно - это где Лесы;, токо Лесы-ты  с трёх деревён, тожо: Ершо;вы, Румя;нцэвы, да,.. Ну-у, и тамо-ка; тожо яма бездённа естя. А Шы;м-от озеро, тожо нет-нет, да и пропада;т. На;цисто, быват, пропаде;т-про;падом, и рыбу всю с собой уволоке;т. А ры;бины-ты кило; по пять-шэсь,но! А потом взать, как не в цём не бывало, верта;ицце. Дак конешно, и рыба тожо! Ну, это конешно – уж дело шымовых рук! Шы;ма-та у их ыть, у водя;ников-от, за главаря. Вот оне играют втрёх, играют... а Шыма, бают, така шэ;льма! Вот он всех  облопо;шыт - обыграт;, и воду всю сибе забират, да и слива;т  в ту;ю яму бездё;нную, и опе;ть: «Давай сыгра;ём!». Ууй, штот-ты, и так ли азартно режуцце в картишки-ты, ак ай-да, ну! Таку;, быват, кутерьму; заведут, ак тольке шки ногами дрыг - свету белова не видать!  И таки-ли, знаш,  бура;ны,  урага;ны  здыма;юцце, тако;-ли завихре;ньё на воды; - как зацьнут переливати воду-ту с озера в дру;;го:  дерева; столе;тни к земли; кло;нюцце,..  а  оне ду;ют в карты – и ва;шых нет!».

Пояснения:«алё», «айда;» -призыв   пойти;  бо;льнё – очень; «трое з боку, ва;шых нет» – из лексики картёжникоа и означает «вы проиграли; дева;ицце – пропадает; здыма;юцце - поднимаются; круг -  вокруг; куга; - трава, растущая в воде; кутерьма; - неразбериха; Лема-река – болотная река; ле;шо озеро – лесное озеро; мать – может-быть, очевидно, наверное; прики;нуцце – притворятся; рани;ш- раньше когда-то; шэ;льма – обманщик

© Copyright: Клеопатра Тимофеевна Алёшина, 2021,Свид-во о публикации №221083001531


Рецензии