Скицька клюковка

(сказ)

     А но-ко отгада;ш, ли нет дедову загадку? Батюшка – тухты;рь, матушка - ола;нь, сынки - хватунки;, доцеря; - поли;зоньки. Ну-к, што закруцинилсе-то, об цём, детинушка задумалсе-то! Ну дак ладно, так уж и быть, подмогну; я те. Ить уж где жо розгадать, как и слов-от топе;реце таких не говорят ак, но. А тухты;рём-от рани;ш гумно звало;се. Цё тухты;рь-от? Ак ыш, как тепли;ны -ты розведут, ак тольке отту;ль и слышно «тух-тух-тух, да по;тух-тух-тух».  Ну, а ола;нь - не што ино;, как овин по-топе;решному-то. Ак ола;ньки-ты с цево; пекут? Праэльно, ыш вари;т у те котело;к-от! А сынки-хватунки;, ак то - при;узья, как хва;тят-хватят по снопам-от! Во-во, пра;льно ты куме;каш – хлеб молотя;т. Ну, а уж порядок наве;сть: обреди;ти, зерно в куцю, да пол опаха;;ть – это уж дело поли;зонёк: ка-ак зацьнут махать, ак вмиг всё до;циста вылижут - вот те и метёлоцьки-поли;зыньки! Ак а сказки, да поба;сенки-ты отку;ль пошли? А всё от жызни, от людей – ыть што в людех веде;цце, то и в песни пое;цце.
А хош ище што-не роскажу? Вот уж это-то, дак и на моё;й памяте; бывало, вот те крест не вру! Тоды у нас туто-ка старове;ры-роско;льники ище; были.  Ак матеря;-та – бабы-ты, которы с маля;там, всё и боялисе, кабы оне робёнка не увели к сибе в скиты;. В скита;х оне жыли роскольники-ты, да в пу;стынках, да. И, понимаш-ли, всё больше на Ле;мбужы-реки;! Цё так?! Ак а та;мошни-ти христолю;бци, особо с Кувы;рковых Сено;в -   да деревнё;шка така бывала на Ле;мбужки, но. Ак оне прятали дажо тыи;х староверов-от  у ся  в прируба;х затво;рныих, и  тайно таскали боголюбцям-от и му;цьку, и ма;селко да, рыбку да, а и не каку;-не там треску;, ли па;лтес вонюцей, а всё не;льмужку, да. Пошто пряталисе- то? Ак, а  боялисе. Боялисе-то цево? Ак ыть тоды приказано было... ой давно это, ище до Петра царя-батюшки бывало то, но. Вот и велено было има; - староверам-от, всем-всем в православну веру перейтить! А хто не хотел, ак тых высылали: мужыков-от на гале;ры, а баб-от в пряди;льны дома, да. Вот, милушко моё, как бывало-то!  Ой, лю;бушка ты моя, други; были таки упёрты: не поцём не хотели покинути веру свою старо-пре;жную! Матеря;-то цё боялисе? А как-жо, любушка моя, ить оне - роскольники-ты, ыть оне ся нарошно голодом морили, штобы в царствие небесно попа;;сти: а которы ак, штобы не итти; на каторгу, сами ся жгли, да. Шцё не правда!? Говорят, ак зря не скажут! Во;но-где роскольник один в Андоморе;цьких  жили;шшах это было: жывал тамо Авраам-старообрядец, ак вот держал роскольник этот тайно у ся в дому людишок неведомых. А староста возьми, да и докажы властям! Ак ыть оне ся в прирубу; прямо зажгли! Ак вот, любушка моя, а ты говоришь! Не правда - вот те и не правда! Люди-ты и боялисе и;хнои веры! Дак, а оне што удумали-то ище! Бают, клюквы скицко;й те сьи;сь дадут – а как токо съел, ак и не хош да подёш к има в скиты! Как, как! Скак да рысью, прости господи! Как… а так - насто;ят ягоду-ту в мухомо;ри, ли в дурман-травы;, ли. Как съел тыей клюковки - так с ума и засходил: не жыть-не быть, в скиты к има бежы, да и всё тут! И не приведи Хосподь о тыю; по;ру огонь увидать! Ну, цё-цё? Росцё;калсе-то цё? Ыть уж и козы; понятно «цё»! Огонь-от яркой, тёплой, а с тые;и с клю;квици-ты и кази;т бутто ты в Рай попал уж! Ну и ки;далисе лю;душки туды - в огонь прямо! Ак, а пои;ко, ак слыхивал, говорят "скицько;й клю;квы объелсе" - спя;тил знацит. Ак вот, любушка, не связывайсе с роскольникам, нет - греха не обере;ссе! Говорят, ак эть,зря не скажут!
               
 Пояснения:      бурлаки – малоземельные крестьяне, уходившие на заработки в другие края, нанимались тянуть баржи по рекам Мариинского канала; выть – время приёма пищи, Выть – название горы на которой стоит Вытегорский Погост; дря;зги –  скандалы, сплетни; за;говиньё – первый день поста; закропа;й – аккуратно заштопай, или пришей заплатку; кази;т – показывается, кажется (в смысле «привиделось»); кану;н – подслащённое вино, варившееся к заветным дням для поминания в церкви; коко;рник – земля с невывороченными пнями (коко;рами); «к нашому поро;гу» - (здесь) имеется в виду не порог дома, а речной порог, т.е. завал каменный, преграждающий прямой путь воде; лихома;нка – болезнь от наговора с ветра(обычно так называли простуду, выскочившую на губах); ли;шнё не болтай – не говори больше того, что можно знать чюжим людям о т тебе и твоих домашних; нажо;гаю – настукаю, отхлещу, настегаю; не жыть-не быть – очень хочется, и не сил отказаться от желаемого; одду;шына - круглое отверстие в печной грубе, куда вставляли самоварную трубу, когда кипятили самовар; о тыю; по;;ру- в то время, в тот час; подблю;дные песни  - их пели во время новогоднего гадания на судьбу: трясли блюдо с фантами и пели; пои; – поди(иди);  поли;зоньки – метёлки; пол опаха;;ть – подмести; порядок навесть- обреди;ти; прируба;; затво;рныи – пристройки к избе, запирающиеся на замки; при;узья – присобление для обмолота зерна (две крепкие палки соединённые ремённой верёвкой или цепью); пу;стынки – безлюдные места, где прятались от властей старообрядцы; пя;той угол – (шутка) у избы четыре угла, а уж пятый сам найдёш, чтобы спрятаться от наказания; свели; - увели (украли); скиты; - жилища староверов, прятавшихся в глухих лесах; соче;льник – последний день пнред Новым годом; Ти;шыны – дети Тихона (дедина от имени Ти;хон); тухты;рь - гумно;; тычьки; - (здесь) пеньки, а вообще «тычьком, торчьком»  называли всё –  что торчит на ровном месте, за что можно запнуться; цу;цык – щенок; чистый понедельник – первый понедельник пасхальной недели;  шыпи;ця – шиповник

© Copyright: Клеопатра Тимофеевна Алёшина, 2018,Свид-во о публ. №218040600475


Рецензии