Ой, миня бедную!

   (быль 1898).
Да, во;то-где, совсем недавно; было  - Матрё;шу Ти;шыну... да Тиша – старшой-от сыно;к Матю;шы-ты Олексеева, што уж ты забывать стал родню;-ту? Ак Матро;на-та - Тишына
жо;нка будёт. Ак вот с ей-от што ско;илосе, ак, о;о;й!  И, ты знаш-ли, водило ту;ю жо;нку, таска;ло, да таска;ло по боло;тиньям, ак то;ко-што жыва осталасе! А пого;дь-ко, во;но и сама она - лехка; на поми;ни, мот она те и сама  обскажот – што, да как. До;бра здоровьиця, Матрона свет-Или;нишна! Проходи, приса;жывайсь, в ногах правды нет! Да сидим во;то суме;рницям с робятам, да были;ны с небыли;цям спомина;м, да. Но-ко, Мо;тюшка, росскажы, любушка, как дело-то было, как  тогда жы;ва-та с лесу возвернуласе! Ак вот ыть молодяжка-та не верят как тако; мо;жот ста;тисе. Здо;брись, любушка Матрона Или;нишна, росскажы, но;-ко, што ско;илосе-от, пусь послухают!».
«Оой ты, любушка, ты моя, борони; Хосподь ище; кому така; ока;зия! Век боле одна в лис не побегу, внукам-пра;внукам закажу! А пошла я лоне;сь по ягоды, а побежала-та в ту;ю сторону, где зольни;к-от над Моги;льним болотом. Вот уж не зря бают - кля;та земе;люшка! То и не росте;т-то на ей не цё. Ак пошла-та – думаю, збегану; пока Талька спит, церни;ци назбера;ю на киселё;к. Цё-то жывото;м девцё;шко ма;ицце, но. Пошла. Иду…да недалё;ко и ходила-та -  о край е;льницька, а и деревня-та на глазах во;то - рукой подать! Пошла. Иду.  Идуу, да уж взать пошла. Иду сибе не поспеша;ю. Ягодки с кустиков пошшы;пываю да в рот, пошшыпываю да, ак а зо;бенька-та уж полнё;хонька, ак, но. Иду-идуу... ый - шыпи;ця! Отку;ль туто-ка; шыпи;цы взя;цце? Туды шла не было, не примитила ие, ли цё;-ли?  Помяла листо;к, понюхала - ну шыпи;ця, как шыпи;ця. К цему бы – думаю,  отку;ль она туто;? Как глаза-та ки;нула, ма;а-ттышки мое; – а;льни а;ймешталасе: небо церны;м-церно;, а и;ть не до; ноци, ить жо я, но. Вы;тарашшыласе, не цё;о понять-от не мо;жу -  где;-ка я?! Ойи миня беднуюу! И ле;су-ту круг деревни такова не бывало! Не тро-пи;-нки! Не сле-да некако;ва! Буреломы страшэнны! Куды, в каку; сторо;нушку бе;хти?  Засова;ласе: сюды су;нуласе, туды - всюдь вале;жына, цё;ртополо;х, да крапива, да. Вдруг это, вериш-нет,
всё круг  зашумело, зашшо;лкало, свист поднялсе, гага;йканьё,  фи;лин ухнул, схохотало на болоти,  волки звыли, е;лья на; зень па;ли… И така; миня, знаш-ли, о;торопь взя;ла - ноги в зень вросли, в головы; зво;ны, в глазах кру;ги огненныё, а по за круга;м-от, о;й ё;ханьки-ты, оой! Аг-грома;днэй  - вышэ лесу тё;мнова!..Ээк-ка страхолю;дина-та, матышки-све;ты ро;дныё, у;ий!
У миня зобе;нька с рук выпала. Хосподи-Хосподи Исусе Христе! Стои;т! Ллох-ма;ттой, сед-да;той!..  Ойи, ма;ти моя ро;дная! Пригнулсе, ровно скакану;ть збира;ицце, руки-ти в коли;на упёр, и гледи;т на миня. Гледи;т неци;ста сила, впе;рилсе не мигне;т! Глаза - што пло;шки! Оой, миня бедную, серцё стало, дых спё;рло!  Я за крест! Тоольке крестик-от он увидал, и вериш-нет, отки;нуло ёо, и такой, знаш-ли зделалсе роскраси;вой, да бравой!               
А я-то вза;тпятки-взатпятки.., а тот к мине бли;зицце, з глаз слеза в три ру;цья, а голос-от такой-ли уле;сливой. Слышу: "Пошли со мной, Матро;нушка, ыть я сужоной твой,ай не признала! Хош глазком погледи; на миня, ми;лушко!"
А я зду;ру-ту зырк на ево;, да, Ыых!.. Крестик-от и выпустила.
А ён - скок, миня хвать, да - се на заго;рбок! Зграба;стал, ну;ко-те, в оха;пку, да и по-во-ло;о;к! Да не путё;м-от-не доро;гой! Да всё боло;тиньям, да  уро;цищям…Ыых, лю;у-убушки мое;, как, но-си;ло миня, да носи-илоо, носи;ло да носило!..  А токо оцюти;ласе я, не знаю и как, в нашой ко;рбы, под цясо;венькой нашои - ыш, куды загнало! Ак вот,  любушки мое, видно Ле;ман миня носил! Мот не испросила до;зволу у Хозяина, зашла не куды надэ, ак… -  вот и понёс. Оо;и, и где токо не носил неци;ста сила! А у цесовеньки, знать, спотыкну;лсе! Видать, Богоро;диця-заступниця пути ёму пресекла;, а нет, ак занесло бы хто знат куды! 
Дак  мине бы-дураку  тольке не гледеть на ево, ак мот и обошлосе бы. Ак ыть уж и знала, знала!.. Ну на грех-от ума не напасе;се - не типерь сказано!  Ыть ище; мамынька-покойна голо;ушка  сказывала «как што приви;дицце в ли;се, ли где, ну - всяко тако;, ак виду не давай што спугаласе, и не гледи в тую сторону, а схлопай,  лишо,; в ладо;шы, ак всё, и зги;нёт! А нет, ак скорёхонько всё на сибе переверни справа налево, ли наизнану»,но.
Ак, а  я-та, видать, со страху-ту,  забыла мамынькины-ты заветы, но. И вот, любушки мое;, стою я в ко;рбы-ты, серцё бу;хат, голова – што цигу;н;;  стою, зобенька с ягодам в руках, и одоле;ни белой, знаш-ли, по;лно бере;мё . Отку;ль?!. Ну, вот,  ланно этот, хорошо.  Оцю;халасе, перекрестиласе на цясо;венку, да давай бох ноги, - в го;ру-в гору к дому!
А и вре;мё - ище; мужыки с поля не вернулисе! И Талька спит-поса;пыват!
Вот, любушки, кака; ока;зия-та со мной приклюци;ласе! Борони; Хосподь ище; кому, упаси Хосподи, лю;душэк всех хрещёныих от неци;стова! Оно хош и правда, што у стараха глаза вели;ки, и пу;гана воро;на куста бои;цце, а всё; жо нать сходити в цэркву, свецьку поставити Пресвятыя Девы Марии.

Пояснения: бере;мё – подол; глаза кинула – взглянула вверх; зобе;нька – корзиночка небольшая; зольни;к – остатки языческих ритуальных кострищ; лоне;сь – недавно (на днях); ма;ицце – мучается; одоле;нь – белая водяная лилия; пло;шки – низенькие круглые (жестяные, глинянные)миски, горшочки; церни;ця – ягода черника;
© Copyright: Клеопатра Алёшина-Матюшина, 2017 Свид-во о публикации №217061500176 © Copyright: Клеопатра Тимофеевна Матюшина-Ал, 2017,Свид. о публикации №217103101291.

(Послесловие к этой быличке
     Это произошло в вертосельгских лесах, давным-давно, примерно, в 1898году с моей бабушкой Матроной Ильиничной Алёшыной-Матюшыной. Об этом случае я слышала от родителей, а позднее в начале 21 века от стариков-вертосёлов, и записала как сказку. Но вот в декабре 2008 года в Вологде на заседании литобъединения «Среда» вытегорка Нина Писарчик   рассказала, что она встретила близ озера Онего точно такое же чудище. Значит  это чудо ещё живо! А я не верила рассказам отца и написала сказку (записала вытегорским говором). Случай с моей бабушкой Матроной Ильиничной  Алёшиной помнили долго в Ве;ртосельге, и старики-вертосёла(родившиеся в 20-е годы 20 столетия) вспоминали этот случай, а сказка -  это моя запись того случая: Значит  это чудо ещё живо!  Удивительное сходство  этих встречь через столетие позволяет думать, что всё это правда.(К.Т.Алёшина-Матюшина.
© Copyright: Клеопатра Тимофеевна Матюшина-Ал, 2017Свид-во о публикации №217112900433

А это взяла из моей переписки в интернете:11 июня 2018
Валентина Баскакова7:52Нашла Вас на прозе.Ру, потом ещё как-нибудь забегу!Вы удивительный человек!)))  Я рада, если Вам пригодится. Когда ещё я сама до этого сюжета дойду!)))Валентина Баскакова:
"Это было в деревне Нюхча Пинежского района Архангельской области с нашей невесткой, женой моего старшего брата, Алефтиной Филипповной Исаковой, она 1950гр. Наш дом стоит первым в деревенском порядке от леса, и лес - практически наш второй дом-сад. Я раньше за клюквой после уроков бегала на кисель, весной или осенью. Мало ли, веник надо в баню летом сломать - всё рядышком. Она пошла ненадолышко тоже, вот не помню, в какое время года, летом или осенью, может, и голубики пособирать летом или черники набрать. И всё ходила - крыши у домов видны были, а тропочка под ногами вилась. и уж обратно шагала уверенно, нагибаясь за ягодой. И вдруг увидела берёзы - несколько - по краю болота красной краской помеченные., как пояском. Удивилась: мимо дома никто не шёл эти дни в наш лес, Аля - пенсионерка, видела бы или внуки бы доложили мелкие. А потом - откуда тут такие берёзы? Отродясь на болотце кустики чахлые, разве что ближе к лесу ели тёмные стоят. И сердце закружилось, тоже перекрестилась, но оглянулась - крыши куда-то делись, и лес незнакомый стоит, да и тропка куда-то убежала! И струхнула Алевтина Филипповна, давай кругами наяривать - ведь, когда блудить начнёшь, кругами носит. Только от берёз этих уйдёт - они опять тут как тут! Господу взмолилась! Кружила так - ей показалось, что долго, а потом, домой вернувшись, на часы глянула:всего ничего, может, около часу времени прошло - кружила, а и небо стемнело, и ветрище задул!... Худо ей сделалось, но вывели ноги всё-таки на правильную тропочку, и вышла домой, в том же месте, где и заходила. Дома, отдышавшись, с сыном Петей поговорила, он посмеялся: мол. блазнить уж тебе начало, мама. Она божится про эти берёзы в красной краске. Ходили они с Петей вдвоём - всё обколесили - немного там и пространства - болотце спустилось под гору и таким блюдышком - оладушкой лежит - ну, хватит ноги намять, если всё обойти, и они обошли по всему краю болота,где начинается подъём в гору, по всей окружности; - ни одной берёзы мощной, да ещё крашеной, не обнаружили. Я представляю тоже, это болото моего детства. Видать, на какое-то место она наступила неладное, вот и повело. Я так думаю. Есть ещё Нюхча в Карелии, но это большое село. Хотя и у нас деревня немаленькая".(Валентина Баскакова 6:49, 11 июня 2018)


Рецензии