Главный проект Бога часть 10

                Главный проект Бога.

                (часть десятая)

     В предыдущей части  шел рассказ о том, что у души, вселяемой в тело человека, Богом (Невидимым миром) стираются все предшествующие знания, которыми душа обладала в предыдущей жизни.  Попав в наш материальный мир душа должна развиваться по законам этого мира.

     Когда Бог (Невидимый мир) направляет душу будущего пророка, то  он помещает эту душу в плод той матери, которая может дать этой душе правильное начальное духовное воспитание.

     Иисус получил правильное воспитание, в т. ч. духовное,  в семье, а позднее – в братстве Ессеев, где получил высшую для этого братства степень посвящения. После этого Он принял крещение у  Иоанна Крестителя, который крестил всех крещением покаяния. Все это было внешним обучением и посвящением. Но для будущего Пророка необходимо внутреннее, духовное становление. А это можно получить только в уединении, когда душе человека ничто не мешает соприкасаться с Богом (Невидимым миром).

     Вопрос, который задал Иисусу  Иоанн Креститель: «Не Ты ли Мессия?» глубоко запал в душу Иисуса. Чтобы ответить на этот вопрос, Ему было необходимо внутренне осознать свое предназначение. Для этого Бог (Невидимый мир) направил Его в уединенное место, где ничего из внешнего материального мира не могло повлиять на Его внутреннее духовное состояние и на принятие верного решения.
 
     В соответствии с Евангелиями Иисус ушел в пустыню, где в течение сорока дней постился и там же был подвергнут искушению дьяволом. Побелив в этой борьбе, Он осознал свое предназначение.  Но человеческое тело не может жить без воды более двух недель, а без пищи – более месяца.

     В связи с этим мне представляется более реальной мысль о том, что Иисус ушел в уединенное место, которое использовали для этой цели Ессеи.

     Я попытаюсь рассказать о возможном, как мне представляется,  виде посвящения и той эволюции души и мысли, путем которых Христос достиг мессианского сознания.

     Еще раз обращаю внимание на то, что это мое предположение, основанное на материалах, взятых у разных авторов, с мнением которых я согласен.

     Выше Енгадди находилась пещера, скрытая в горе. В этом гроте человек как бы висел над пропастью, словно в орлином гнезде. Из грота видно было Мертвое море, неподвижное и серое. Ессеи пользовались этим уединенным местом для тех из своих братьев, которые хотели подвергнуться испытанию одиночеством. В этом гроте находились свитки с изречениями пророков, укрепляющие благовонные вещества, сухие фиги  и текущая из скалы тонкая струя воды, единственное подкрепление аскета во время медитации. Иисус удалился туда.

     Прежде всего,  Он обозрел в духе все прошлое человечества. Он взвесил важность наступающего часа. Рим являлся его выразителем, он представлял собой то, что пророки называли царством сатаны, печатью зверя, апофеозом зла. Мрак поглотил человечество. Народ израильский получил от Моисея священную миссию – сохранить для мира религию Отца, чистого Духа, передать ее другим народам и стремиться к ее торжеству. Удалось ли его царям и его священникам выполнить эту миссию?

     Пророки, которые одни сознавали священную миссию своего народа, отвечали единодушно: нет! Израиль погибал медленной смертью в крепких объятиях Рима.

     Следовало ли в сотый раз рискнуть поднять народ, как о том еще мечтали фарисеи, и силой восстановить временное царство Израиля? Следовало ли объявить себя сыном Давидовым и воскликнуть вместе с Исаией: «Я растопчу народы во  гневе моем, я напою их своим негодованием, и опрокину их силою на землю». Следовало ли стать новым Маккавеем и объявить себя Царем-Первосвященником?

     Иисус мог рискнуть на это. Он видел, как толпы были готовы подняться  по велению Иоанна Крестителя, а сила, которую Он чувствовал внутри себя, была неизмеримо большей силой. Но можно ли насилие побеждать насилием?  Может ли меч положить конец царству меча? Не значило ли это вызвать к жизни новые темные силы?
 
     Не лучше ли было раскрыть для всех ту истину, которая до тех пор оставалась достоянием нескольких святилищ и небольшого числа посвященных? Не следовало ли подействовать на сердца людей в ожидании того времени, когда путем высшего знания и внутреннего откровения истина проникнет  в сознание людей? Не следовало ли 
проповедовать Царство Небесное смиренным и простым, не следовало ли заменить Царство Закона царством Благодати, преобразить человечество изнутри, возродить его духовную жизнь?

     Но за кем останется победа? За сатаной или Богом? За духом зла, который царствует вместе с сильными  мира сего, или за божественным духом, господствующим в невидимых высших мирах и скрытым в сердце каждого человека, подобно искре внутри камня?  Но какова будет участь пророка, который решится разорвать завесу храма, чтобы разоблачить пустоту Святилища, который осмелится оказать неуважение одновременно и Ироду и Цезарю?

     Но время настало! Голос Вечного взывал к Нему: «восстань и говори». Необходимо было найти живой глагол, веру, которая двигает горами; силу, которая разбивает неприступные  крепости.

     Иисус пламенно молился. Постепенно черное облако окутало Его. Вокруг его возникали всевозможные тени, Он узнавал в них образы своей матери, братьев. Тени говорили Ему: «Ты хочешь не возможного! Ты не знаешь, что ожидает Твое безумие! Откажись!». Но  непреодолимый внутренний голос возражал: «Это неизбежно». Так Он боролся  несколько дней и ночей, то прислонясь к стене, то стоя на коленях, то распростертый ниц. И все глубже раскрывалась перед Ним бездна, и все чернее становилось окружающее Его облако. Он словно приближался к чему-то страшному и невыразимому.

     Наконец Он впал в тот ясновидящий сон, когда глубоко скрытое высшее сознание пробуждается, вступает в общение с живым духом всех вещей. Внешний мир исчезает. Ясновидец созерцает Истину в лучах того Света, который заполняет все Его существо.

     Загремел гром, гора задрожала; внезапный вихрь поднял Ясновидца на вершину Иерусалимского храма. Священные гимны доносились из храмов. Волны фимиама поднимались с алтарей и неслись к ногам Иисуса. Трубы звучали, и тысячи голосов восклицали: «Слава Царю Израилеву!».

     «Ты будешь этим царем. Если поклонишься мне» - раздался  голос.

     «Кто ты?» -  спросил Иисус.

     И снова поднялся вихрь и понес Его через пространство на вершину горы. У Его ног развернулись царства земли.

     «Я – царь духов и князь земли» - доносился голос снизу.

     «Я знаю, кто ты, - сказал Иисус, - Ты появляешься под бесчисленными видами и имя твое – сатана. Появись в своем земном образе».

     Темный образ вырисовался на кровавом сиянии, лик его был бледен и взгляд его был как сверкание меча. Он сказал: «Склонись предо мной, и дам Тебе все царства земли».

     Иисус отвечал: «Назад, искуситель! Ибо написано: «Ты будешь поклоняться лишь Вечному, лишь Богу Твоему». И видение немедленно исчезло.

     «Каким знамением одержу я победу над владыками земли?».

     «Знамением Сына Человеческого» - произнес голос сверху.

     Вслед за этим блестящее созвездие появилось на горизонте; оно состояло из четырех светил в форме Креста. Это был знак древних посвящений, употреблявшийся в Египте и сохраненный Ессеями. На заре человечества  сыновья Иафета поклонялись ему, как символу земного и небесного огня, как знамению Жизни со всеми ее радостями и Любви со всеми ее чудесами.

     Сияющий крест увеличивался и приближался.

     «Смотри, магический знак Жизни и Бессмертия» – произнес невидимый голос.  «Некогда люди обладали им, но затем потеряли его. Хочешь Ты возвратить его людям?».

     «Хочу» - ответил Иисус.

     «Если хочешь, взирай! Вот Твоя судьба».

     Внезапно четыре звезды погасли. Земля сотряслась и со дна Мертвого моря поднялась темная гора, на вершине которой виднелся  черный крест. Человек, изнемогающий в смертных муках, был пригвожден к нему. Беснующийся народ покрывал гору и вопил со злобным издевательством: «Если Ты действительно Мессия, спаси себя!».  Ясновидец узнал: тот распятый человек был Он сам…

     Он понял все. Чтобы победить, нужно отождествить себя с этим страшным двойником, представшим перед Ним как предостережение. Неуверенность закралась в душу Иисуса.

     «Ты можешь принять жертву, или же отвергнуть ее» - сказал невидимый голос.

     Видение уже стало бледнеть, когда перед внутренними очами Иисуса стали проходить в яркой картине все страдания у купели Силоамской, а позади них целая армия измученных душ, от которых неслись жалобные крики: «Без Тебя мы погибнем…  Спаси нас, Ты, который умеешь любить». Иисус медленно выпрямился и, раскрывая объятия, воскликнул: «Принимаю крест, и да будут они спасены!». И в тот же миг черная гора обрушилась, крест исчез, нежный свет затопил Ясновидца, и в неизмеримых высотах раздался  торжествующий голос: «Сатана побежден! Смерть попрана! Слава Сыну Человеческому! Слава Сыну Божьему!».

     Когда Иисус пробудился, ничто не изменилось вокруг Него. Но Он сам стал уже не тот. Нечто, навсегда решающее судьбу, свершилось в неисповедимой глубине Его сознания. Он разрешил загадку  Своей жизни. Он завоевал мир, и великая уверенность проникла  в Него.  Из победы над земной своей природой, на которую Он наступил ногой, из пережитой смертельной агонии, возникло новое сознание, сияющее небесной радостью: Он знал, что непреложным решением своей воли Он стал отныне МЕССИЕЙ.

     Когда Он спустился в поселок Есеев он узнал, что Иоанн Креститель заключен в темницу. Это известие стало для него признаком того,  что времена созрели, и пора начинать действовать.  Он объявил Ессеям, что пойдет проповедовать «Евангелие Царства Небесного».
 
     Слова эти скрывали Его решение перевести на понятный для всех язык учение посвященных.
 
     Подобного не случалось с тех пор, когда Саккия-Муни – последний  Будда – двигаемый беспредельной жалостью, проповедовал на берегах Ганга.

     Такое же божественное сострадание к человечеству воодушевило и Иисуса, но Он наполнил его такой мощью любви и таким величием веры и деятельной энергии, которая принадлежала только Ему одному. Из недр смерти, которую Он измерил и предвкусил, Он вынес для своих братьев по человечеству надежду и вечную жизнь.

     Внешняя жизнь Иисуса изложена в Евангелиях. В этих рассказах встречаются разногласия, противоречия и разновременный состав. Но из всей совокупности евангельских рассказов следует такое единство мыслей и действий, возникает индивидуальность столь могучая и оригинальная, что невольно чувствуешь присутствие неопровержимой реальности самой жизни. Нельзя подделать эти неподражаемые рассказы, которые в своей детской простоте или под своей символической красотой говорят более, чем самые распространенные трактаты.

     Примечание: Я ни в коей мере не беру на себя право как-либо комментировать тексты Евангелия. Я хочу разобраться и понять какие новые положения внесены Богом (Невидимым миром) в основу Нового завета и какие задачи ставились перед Иисусом в отличие от предшествующих Посвященных.

     Глашатаем какой новой истины явился проповедник нового Евангелия? Какой силой намеревался Он изменить самый лик земли?  Мысль пророков завершалась в Нем. Сильный своей божественной природой, Он хотел разделить с людьми то Царство Небесное, которое Он завоевал в своих внутренних созерцаниях и в своей борьбе, в своих необъятных скорбях и в своих безграничных радостях.

     Он пришел, чтобы разорвать покров, который древняя религия Моисея набросила на потусторонний мир. Он пришел, чтобы возвестить: «Веруйте, любите и да будет надежда душою всей вашей жизни. Над этой землей существует иной, духовный мир,  иная, более совершенная жизнь. Я это знаю. Я пришел оттуда, и Я поведу вас туда. Но чтобы достигнуть ее, нужно осуществить  ее здесь, на земле, с начало внутри вашей души, а затем и в окружающем мире. Как осуществить? Любовью и деятельным милосердием».

     Иисус, сознавая свою миссию, пришел в Галилею. Он не говорил о том, что Он – Мессия, но Он беседовал о законе и о пророках в синагоге, проповедовал на берегу озера, вблизи источников. Он исцелял больных возложением рук, или одним взглядом, или приказанием, часто одним своим присутствием.

     Толпы народа следовали за Ним. Он набирал учеников среди народа, между рыбаками и мытарями, ибо Ему нужны были натуры прямые, пламенные и верующие, и на такие натуры  Он имел непреодолимое влияние.

     Он руководствовался тем даром ясновидения, которое являлось во все времена принадлежностью религиозных инициаторов. Его проникновение измеряло человеческую душу до самого дна, Ему не нужно было другого указания, и когда Он говорил: «Следуй за Мной», за Ним действительно следовали.

     Он привлекал к Себе смиренных и колеблющихся,  говоря: «Придите ко Мне все удрученные, и Я успокою вас. Иго Мое – благо и бремя Мое – легко» (Матвей, 11, 28. 30). Он не требовал ни клятв, ни исповедания определенной веры, Ему нужны были любовь и доверие.

     Так Он стремился осуществить между своими учениками то Царство Небесное, которое Он хотел основать на земле.

     Нагорная проповедь являет собой образ этого Царства в его зародыше и в то же время краткое изложение всего ОТКРЫТОГО учения Иисуса.

     У Его ног на вершине холма разместились ученики, далее теснился народ. Все жадно внимали каждому Его слову. Что провозглашаешь Пророк? Пост? Умерщвление плоти? Всенародное покаяние? НЕТ! Он говорил: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное, блаженны плачущие, ибо они утешатся»…

     Он развертывал в восходящем порядке ЧЕТЫРЕ ДОБРОДЕТЕЛИ страдающих: чудную силу смирения, сострадание к другим, доброту сердца и жажду справедливости. Затем раскрываются ДОБРОДЕТЕЛИ  активные, деятельные и торжествующие: милосердие, чистота сердца, доблесть воинствующих и, наконец, мученичество во имя справедливости. «Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога!».

     Но главное чудо в том, что Царствие это из далей небесных переносится  в сердца самих присутствующих. Его открытое, всенародное учение содержится в этих четырех словах: «Царствие Небесное внутри вас!». И когда Он излагает перед ними необходимые пути, чтобы достигнуть этого неслыханного счастья, они не удивляются всему необычному,  что Он требует от них: убить даже самое желание зла, прощать обиды, любить врагов своих.

     Вся новизна и смелость этого учения состоят в том, что внутренняя жизнь души поднимается Иисусом выше всех внешних действий, невидимое выше видимого. Царствие Небесное выше всех благ земных. Он требует выбора меду Богом и Маммоной.

     В конечном выводе все Его учение говорит: «Любите ближнего, как самого себя, и будете совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». Главное отражения божественного совершенства заключается в совершенстве собственной души.

     Если таково было всенародное учение Иисуса, то должно существовать для ближайших учеников более глубокое учение, объясняющее внутренний смысл первого и проникающее до глубины духовной истины. Многие даже не подозревают истинного значения Его слов с их двойным и даже тройным смыслом.

     Рассмотрим это на следующем примере.

     Иисус проходит через Иерусалим. Он еще не проповедует в храме, но уже исцеляет больных и учит в тесном кругу друзей. Дело любви должно подготовить почву, на которую упадет доброе семя. Никодим – ученый фарисей – слышал о новом Пророке. Исполненный любопытства, но, не желая компрометировать себя, он просит у Галилеянина тайной беседы. Иисус соглашается. Никодим приходит ночью и говорит: «Равви, мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, какие творишь Ты, никто не может творить, если с ним не будет Бога». Иисус сказал ему в ответ: «Истинно, говорю тебе: если кто не родился свыше, не может узреть Царствие Божие». Никодим говори Ему: «Как может человек родиться, будучи стар? Неужели он может в другой раз  войти в утробу матери своей и родиться?». Иисус отвечал: «Истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие». (Иоанн, 3.2-5).

     Иисус подразумевает под этой символической формой древнюю доктрину о возрождении, известную еще в Египте.
 
     Возрождение водою и духом, крещение водою и огнем обозначали две ступени посвящения, два этапа внутреннего духовного развития.  Вода означает истину, познаваемую разумом;  она очищает душу и развивает духовный зародыш.

     Возрождение духом, или крещение огнем (небесным), означает усвоение этой истины волею человека в такой степени, чтобы она стала кровью, жизнью и душою всех действий возрожденного.

     Последствием такого усилия является полная победа духа над материей, абсолютное господство одухотворенной души над превратившимся в послушное орудие телом, - господство, которое пробуждает все ее скрытые способности, раскрывает все ее внутренние чувства и дает ей интуитивное познание истины и непосредственное  сношение души с душой.  Это состояние равносильно небесному состоянию, которое Иисус Христос называет Царством Божиим.
 
     Вот земной смысл теософической беседы между Никодимом и Иисусом.

     Но эта беседа имеет и другой смысл, который можно бы назвать эзотерическим учением о составе человека. По этому учению человек троичен: он обладает телом, душою и духом. Он  состоит из бессмертного и невидимого  начала – духа, и из преходящего и делимого начала – тела. Душа, которая служит для них связью, разделяет природу обоих; она заключена в эфирное, флюидическое тело, сходное с физическим телом, которое без этого невидимого двойника не имело бы ни жизни, ни движения, ни единства.

     Возрожденный человек, образовавший уже в здешней жизни  свое духовное тело, несет свое небо в себе самом и  беспрепятственно устремляется в ту высшую область, куда его притягивает внутреннее родство, т.е.  в Невидимы мир.

     Говоря о возрождении водой и духом, Христос делает намек на двойное преображение духовного существа и его флюидической оболочки, которое ожидает человека после его смерти,  и без которого он не может проникнуть в царство освобожденных душ и чистых духов (Невидимый мир), ибо: «рожденное от плоти есть плоть» (т.е. связано и подлежит уничтожению), а «рожденное от духа есть дух» (т.е. свободно и бессмертно). «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит; так бывает со всяким рожденным от Духа» (Иоанн, 3, 6.8).

     Так говорил Иисус Никодиму в глубокой тишине Иерусалимской ночи. Фарисейский наставник видел, как рассыпается в прах его наука, основанная на текстах, но над этим разрушением он увидел зарю грядущего нового мира. Взволнованный и потрясенный Никодим уходит к себе. Он будет продолжать жить среди фарисеев, но в тайниках своего сердца останется верным Христу.

     Чтобы упрочить новую религию, необходимо выделить группу избранных деятелей, которые явились бы столпами духовного храма, воздвигнутого Христом в противоположность храму земному; отсюда – утверждение апостольства.

     Выбирая апостолов Он хотел укоренить Свою религию в самое сердце народа. Симом Петр и Андрей, сыновья Ионины – с одной стороны, Иоанн и Иаков, сыновья Заведеевы – с другой стороны, все четверо рыбаки по профессии, из зажиточных семей, составили ядро апостолов. Иисус останавливался у них, учил среди них, обратил всю семью в свою веру.

     Петр и Иоанн выдвигаются на первый план, как натуры наиболее значительные.
Убежденные Его словами и Его делами, подчиненные Его великой мудрости апостолы следовали за Учителем. Постепенно Он раскрывал перед ними Свои мысли, но все еще молчал о Себе, о Своей роли, о Своем будущим.

     Апостолы понимали идею Мессии так же, как все евреи, и в своей наивной надежде представляли себе Царство Небесное настоящим царством, в котором Иисус будет коронованным царем, а они – Его ближайшими помощниками. Побороть эту идею, открыть перед апостолами истинного Мессию, царствующего в Духе; сообщить им верховную Истину, которую Он называл Отцом, и духовную Силу, которую Он называл Духом, таинственную силу, которая соединяет человека с миром невидимым, показать им в Своем слове, в Своей жизни и в Своей смерти истинного Сына Божия; внедрить в них убеждение, что и они, и все люди – Его братья и могут соединиться с Ним, если захотят того; раскрыть перед их духовным взором всю необъятность неба – вот чудо, которое Иисус совершил над своими апостолами.

     Иисус овладел Своей земной природой вполне. Он победил безвозвратно всю ее власть над Собой. Благодаря этому, Он приобрел высшую власть над душами и божественное право прощать грехи. Обращаясь к грешнице, павшей к Его ногам, Он говорит: «Ей будет много прощено, ибо она много любила». Великое слово, в котором кроется все Искупление, ибо кто прощает, тот творит Освобождение.

     Два года длилась эта галилейская весна, когда казалось, что слова Христа вызывали предрассветные зори Царствия Небесного перед толпами, напряженно внимавшими Ему.
     Но затем небо потемнело, и на нем засверкали молнии, предвестники надвигавшейся грозы. И она разразилась над духовной семьей Иисуса.
 
                Конец десятой части.

     1. Библия. Библейские общества, Москва, 1995 г.

     2.   Толковая библия или комментарии на все книги св. писания Ветхого и Нового Завета. Издание преемников А.П. Лопухина, 1905 г.
 
     3. Э. Шюре. Великие Посвященные, Репринтное воспроизведение издания. 1914 г.


Рецензии