Десантный флот РФ

15 сентября 2014 года УДК «Владивосток», построенный французской компанией STX France по заказу ВМФ РФ на верфи Chantiers de l’Atlantique в Сен-Назере (Франция), вышел в море на ходовые испытания с российским экипажем на борту. А уже 18 декабря того же года, ввиду затруднений с передачей корабля, российский экипаж на учебном корабле «Смольный» отбыл из Сен-Назера на Родину. Так бесславно для нас закончилась наша эпопея с «Мистралями». Напомню для тех, кто забыл: 7 июня 2011 года в ходе Петербургского международного экономического форума был подписан контракт на сумму €1 млрд 120 млн между «Рособоронэкспортом» и французской судостроительной компанией DCNS. Контракт предусматривал поставку двух УДК (универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев) типа «Мистраль». Первый корабль получил название «Владивосток», второй – «Севастополь», передать их российскому флоту Франция должна была в ноябре 2014 и октябре 2015 гг соответственно. Однако этого не случилось по независящим от нас причинам. В дело вмешались США и сделку заблокировали, продавив свое решение через гуттаперчевого Олланда (если, кто забыл, этот деятель работал тогда на посту президента Франции). В результате Франция попала под штрафные санкции, утрату деловой репутации (такой казус случился впервые в ее истории!), а мы остались без двух кораблей, которые нам бы очень пригодились в 2015-м в Сирии, (но тогда про Сирию мы еще даже не задумывались).

УДК строились в усиленном ледовом классе для эксплуатации в северных широтах, в том числе, в условиях сложной ледовой обстановки, и должны были быть приписаны к Тихоокеанскому флоту, однако американцы свое дело сделали и мы остались без кораблей. Максимум, что нам удалось, так это забрать у французов техдокументацию на изготовление УДК (вплоть до секретной, туда вошли  три ключевые технологии, включая крупноблочное строительство вертолетоносцев и водонепроницаемую защиту от Admiralte;ski) и деньги в размере €949,8 млн, а также демонтированное с УДК российское оборудование, которое по контракту должно было быть там установлено, после чего в 2016 году мы приступили к разработке техдокументации для строительства данных кораблей уже своими силами на собственных производственных мощностях.

Результатом этой работы стала закладка 20 июля 2020 года на керченском судостроительном заводе «Залив» двух УДК проекта 23900 «Иван Рогов» (заводской номер 01901) и «Митрофан Москаленко» (заводской номер 01902) с планируемыми сроками сдачи Заказчику в 2028-29 годах соответственно. Головным проектантом выступило Зеленодольское проектно-конструкторское бюро (ЗПКБ), являющееся, также как и завод, подразделением казанского холдинга «Ак Барс». Общая стоимость контракта, заключенного между Исполнителем и Минобороны РФ, значилась в районе 100 млрд. руб. (на оба корабля), что существенно превышало смету «Мистралей». Столь большая разница объяснялась тем, что планируемые к постройке корабли существенно превосходили французские аналоги по водоизмещению, ширине, высоте, осадке, функционалу, обитаемости, транспортно-десантным возможностям, составу десантно-высадочных средств и качеству авиагруппы. В ходе проектирования заметно увеличилось не только водоизмещение корабля (почти вдвое – с 21,3 тыс. тонн до 40 тыс. тонн), но подросли и все его тактико-технические характеристики – была включена возможность базирования на нем не только палубных вертолётов, но и временного приёма боевых, многоцелевых или транспортных вертолётов наземного базирования, их обслуживания, посадки/высадки различного контингента, вплоть до использования корабля в качестве штабного (многофункционального пункта управления) для командования разновидовыми группировками войск (на этот пункт я особо обращаю ваше внимание!). Штатное вооружение при этом было сокращено до оборонительного – 2 ЗРК «Панцирь-М». Зона применения УДК весь Мировой океан – от теплых морей до северных широт в сопровождении ледоколов.

Согласно проекта корпус ледового класса будет выполнен по блочно-модульному принципу, предусматривающему одновременное строительство его крупных элементов с последующим их соединением, а борта не будут иметь бронирования. На корабле будут предусмотрены: ходовой мостик; отдельное оборудованное командно-штабное помещение; помещения для размещения экипажа и десанта; вертолётный ангар; технические помещения. УДК смогут транспортировать от 900 до 1000 морских пехотинцев; иметь на борту 10-16 и даже до 20 вертолётов, включая БПЛА различного назначения; в доковой камере смогут размещаться до 4 десантных катеров. Плавсредства для патрулирования и оперативной высадки будут размещаться на спонсоне правого борта и в кормовой части корабля, при необходимости эти места смогут быть частично заняты под размещение дополнительной бронетехники. Отправка и приём десанта при этом будет производиться либо через доковую камеру или через люки в бортах с помощью плавсредств, либо с вертолётной палубы на воздушных судах. УДК по данному проекту будут способны нести службу и в арктической зоне.

Движителями при этом предусмотрены винто-рулевые колонки с применением единой электроэнергетической системы. В качестве главной энергетической установки планируется использовать комбинированную дизель-газотурбинная установку типа CODAG рыбинского пр-ва, применяемую для фрегатов адмиральской серии проекта 22350, состоящую их двух дизель-газотурбинных агрегатов ДГТА-М55Р мощностью по 32 700 л.с., куда входит дизель 10Д49 мощностью 5200 л.с. (пр-ва «Коломенский завод») и газовая турбина М90ФР мощностью 27500 л.с. (пр-ва НПО «Сатурн»), передающих крутящий момент посредством двух редукторов РО55 (пр-ва ПАО «Звезда) и локальной системы управления НПО «Аврора». Дизеля 10Д49 и газовые турбины М90ФР могут работать вместе или по отдельности. Таким образом, два двухвальных дизель-газотурбинных агрегата ДГТА-М55Р общей мощностью 65 400 л.с., вращая два вала, смогут обеспечить кораблю скорость в районе 22-25 узлов, что вполне достаточно для боевых кораблей данного класса.

ТТХ ИЗДЕЛИЯ:
Водоизмещение, тонн: 40 000+
Длина, м: 220,0
Ширина, м: 38,0
Осадка, м: 8,0
Скорость хода макс., узлов: 22
Дальность, миль: 6 000
Автономность плавания, суток: 60
Экипаж, чел: 320
Авиакрыло, шт: 16-20 (16 х Ка-52К, Ка-29, Ка-27, Ка-31 в различных сочетаниях, плюс 4 х БПЛА)
Десант, чел: 900-1000
Боевая техника, ед: 75
Вооружение: ЗРК 2 х Панцирь-М
Десантные катера, шт: 4 (проекта 11770 «Серна» или проекта 02510 «БК-16»).

И если с ТТХ вертолетоносцев все более или менее ясно и понятно, то с боевым применением УДК возникла масса вопросов и легенд (вплоть до использования их как легких авианосцев). Придется их частично развеять. Во-первых, данные корабли водоизмещением 40 000+ тонн будут побольше некоторых легких авианосцев (типа, испанского «Хуан Карлоса I» - 27 079 тонн, итальянского «Кавура» - 35 000 тонн, индийского «Викранта» - 37 500 тонн, не говоря уже о таиландском «Чакри Нарубете» - 11 485 тонн), и вполне сопоставимы по размерам и водоизмещению с французским и индийским авианесущими флагманами – «Шарлем де Голлем» - 42 000 тонн и «Викрамадитьей» (бывшим ТАВКР «Адмирал Горшков») – 45 500 тонн. А во-вторых, хотя данные корабли и похожи на авианосцы, но предназначение у них несколько иное. К подобному типу кораблей их создатели-американцы пришли, переосмыслив свой горький опыт войны во Вьетнаме, а точнее результаты нескольких своих неудавшихся тактических высадок десанта на вьетнамское побережье. В результате они создали корабль, основным предназначением которого является загоризонтный десант. Под термином загоризонтной высадки понимают ситуацию, когда десант, используя специальные мореходные бронемашины, сходит на воду и берет курс к берегу за пределами видимого с берега горизонта. В этом случае построение бронемашин в боевой порядок, необходимый для боя на суше, происходит еще на плаву. Для этого данные корабли оборудованы под верхней «авианосной» палубой, несколькими палубами ниже еще и десантной палубой, на которой размещается бронетехника, которая и пойдет в десант. В корме помимо этого имеется еще и заполняемая водой док-камера, в которую могут заходить десантные катера, на которые прямо внутри корабля переходит неплавающая бронетехника, а плавающая после выхода катеров из док-камеры самостоятельно через нее выходит на плав и идет в бой, выстраивая боевой порядок еще на воде в зависимости от рельефа местности зоны высадки.


БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ.

Это была, так сказать, теория, а на практике загоризонтный десант выглядит следующим образом. Сначала ударная авиация, включая ту, которая базируется на УДК (вертолеты, в случае США и ряда стран НАТО – еще и штурмовики с укороченным взлетом и вертикальной посадкой), работая по очереди с артиллерией боевых кораблей ордера сопровождения, давит огнем оборону противника на берегу. Затем на участке высадки высаживается десантно-штурмовой отряд на вертолетах, которые тоже поднялись в воздух с УДК. Как правило, это усиленная десантно-штурмовая рота. Опираясь на поддержку с воздуха, воздушный десант занимает позиции в ближнем тылу противника, удерживая которые он не дает ему перебросить на участок высадки основных сил никакие подкрепления и боеприпасы.

Штурмовой роте нужно продержаться недолго – до подхода основных сил морпехов, которые еще до ее взлета сошли на воду на специальных мореходных бронетранспортерах, способных передвигаться по воде на большое расстояние даже при серьезном волнении (американские AAV могут идти против волны даже в трехбалльный шторм), и десантных катерах с танками в арьергарде (не удивляйтесь, даже танки в этих операциях задействованы – не больше полуроты). Если штурмовой группе удалось закрепиться на отвоеванном у противника плацдарме, то уже через час во второй волне десанта на берег высаживаются основные силы (в нашем случае это усиленный полуротой танков батальон морских пехотинцев). При огневой поддержке с воздуха ударных вертолетов даже танковой полуроты достаточно, чтобы опрокинуть противника, который лишен подкрепления и б/з.

Задача батальона под прикрытием массированной воздушной поддержки без задержек пройти  зону высадки и соединиться со штурмовой группой, удерживающей плацдарм. На рубеже спешивания, обозначенного комбатом, (это зависит от того, где находятся траншеи неприятеля), морпехи спрыгивают с БТРов и переходят в контактный бой с противником.

В это время на УДК кипит работа. Нужно непрерывно заправлять боевые вертолеты и подвешивать ракеты. К моменту, когда катера вернутся с берега, должны быть готовы к погрузке боеприпасы и топливо для высадившегося батальона, (последний момент очень важен, потому что морской переход приводит к перерасходу топлива), а еще бронетехника, предназначенная для штурмовой роты – ведь им предстоит наступать и дальше уже по земле. Впрочем, если обстановка потребует, то они могут опять погрузиться на вертолеты и атаковать противника с воздуха, как воздушный десант.

Все это время на штабном корабле, которым и является УДК, работает штаб операции. Там находится ее мозг, он корректирует действия разновидовых группировок войск, подчиненных ему. Ведь на берег при поддержке с моря и с воздуха высажен только передовой батальон морпехов, на подходе корабли попроще (в качестве подобных планируется задействовать большие десантные корабли проекта 11711 типа «Иван Грен») с другими подразделениями, которые пойдут в бой в третьей волне десантной операции.

О проекте 11711 я подробнее расскажу ниже, а пока закончу с десантированием. В результате штурма береговой кромки неизбежно появление раненых. Подгонять к берегу госпитальные суда опасно, а помощь нужно оказать в «золотой час» – первый час после ранения, когда шансы спасти бойца максимальны. Поэтому на УДК имеются специально оборудованные операционные (например, на американских УДК типа «Уосп» таких операционных шесть).

Тем временем операция десантирования продолжается. К операции подключаются десантники-морпехи с кораблей сопровождения, а на самом УДК к высадке готовятся уже тыловые подразделения, при этом часть их бойцов продолжает погрузку боеприпасов для десанта, (ведь УДК является еще и плавучим складом б/з).


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОПЦИИ УДК.

Конечно, это упрощенная иллюстрация. В ней нет разминирования, разведки и еще многого того, что в реальной десантной операции будет, но основа применения УДК выглядит именно так. Впрочем, слово «универсальный» в названии корабля применено не просто так – в зависимости от обстановки на нем могут быть и другие силы. Например, весь десант может пойти в бой как воздушный, а тяжелая техника будет высажена уже потом, челночными рейсами катеров. Если противника застали врасплох, то с воздуха могут высадить только разведчиков и авианаводчиков, а десант в полном составе пойдет на бронетехнике, нанося удар от уреза воды сразу к захватываемому объекту. Вариантов применения такого корабля масса.

Он даже может применяться для обороны морских конвоев, для этого вместо десанта и транспортных и ударных вертолетов на нем могут быть развернуты вертолеты противолодочные. УДК также идеальная база для спецназа, на нем можно разместить крупное спецподразделение, со всем его оружием и различными вертолетами, необходимыми для заброски, эвакуации и огневой поддержки. Это очень полезные корабли. Именно такие соображения в свое время и подтолкнули ВМФ озадачиться закупкой подобных кораблей на Западе. Правда, чем это закончилось, вы знаете.


ТРУДНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ НАМ ПРЕДСТОИТ РЕШИТЬ.

Казалось бы, корабли строятся, в 2028 и 2029 годах войдут в строй, какие могут быть проблемы? Однако, именно тут они и начинаются. Надо понимать, что УДК – это только часть системы, для них должны быть созданы оптимальные по тактико-техническим характеристикам БМП, вертолеты, катера, специально построенные для применения именно с таких кораблей, а не какие попало, и даже штатная организация морской пехоты и конструкция корабля должны соответствовать друг другу. Вот тут-то собака и покопалась.

Начнем с вертолетов. У России есть самый лучший в мире морской ударный вертолет – Ка-52К. Это хорошая машина, она производится серийно, и опасаться за то, какие вертолеты будут решать ударные задачи, не стоит. А вот с транспортными вертолетами проблема. Их просто нет. Сегодня в России не производятся корабельные транспортные вертолеты, не производятся многоцелевые или специальные десантные. Все Ка-29, которые планировалось применять на «Мистралях», а потом на БДК «Иван Грен», это вертолеты, построенные еще при СССР и восстановленные после многолетнего хранения. Их банально не хватит на эти два проекта и те корабли ВМФ, которые тоже должны их нести. Обещанная когда-то флоту «Минога» (морской вертолет нового поколения) имеет крайне туманные перспективы. И даже если перед этим проектом не возникнет никаких особых проблем, то поступать первые вертолеты начнут лет через 15-20. Корабли к тому времени уже будут, видимо, построены. Какие десантные вертолеты с них будут летать? Вопрос повисает в воздухе.

Меньше всего я опасаюсь за катера. Это наименьшая проблема – лет за десять с момента закладки УДК катер может быть спроектирован и встать в серию. Но надо не упустить время, поскольку координация разных проектов друг с другом не наш конек, увы.

А вот с боевой машиной пехоты куча проблем. Требования к ней повышенные – она должна быть способна доставить десант по морю на 10-15 миль, причем по высокой волне и при этом у нее должно остаться еще топливо на последующее наступление по суше. Существует весьма продвинутый и потенциально очень интересный проект «Омсктрансмаша». В этом проекте омские инженеры предусмотрели все нюансы боевого применения такой техники, от мореходности до оружия, и наиболее подходящей для такой машины компоновки. Проблем тут ровно две – во-первых, проект дорогой, и чтобы к моменту вступления кораблей в строй новые бронемашины уже были в морской пехоте, его нужно резко ускорить прямо сейчас, не жалея финансирования. Вторая проблема – это его сложность. Коэффициент технической новизны у машины куда выше, чем у танка «Армата», и нет никаких гарантий того, что она получится с первой попытки.

Надеюсь, что за оставшееся время все указанные проблемы будут решены и новый корабль не останется «вещью в себе», а станет частью системы проведения десантных операций, как это имеет место у тех же американцев.


БДК проекта 11711 типа «ИВАН ГРЕН».

Осталось осветить обещанный вопрос о кораблях поддержки, которыми по задумке Минобороны РФ призваны выступить новые БДК проекта 11711. Это серия российских больших десантных кораблей 1-го ранга ближней и дальней морской зоны, предназначенные для высадки десанта, перевозки боевой техники, грузовой техники и оборудования. Проект разработан Невским проектно-конструкторским бюро как дальнейшее развитие БДК проекта 1171 «Тапир».

Головной корабль серии «Иван Грен» вошёл в строй в июне 2018 года. В том же году в мае был спущен на воду и второй БДК базового проекта «Пётр Моргунов», в декабре прошлого года он уже передан Заказчику и находится в строю в составе СФ, (как и головной корабль этой серии). 23 апреля 2019 года на ССЗ «Янтарь» в Калининграде состоялась закладка 3-го и 4-го БДК изменённого проекта 11711 типа «Владимир Андреев» увеличенного полного водоизмещения до 8000 тонн – «Владимир Андреев» и «Василий Трушин». Передача их Заказчику запланирована на декабрь 2023 и 2024 годов соответственно. Оба войдут в состав ТОФ. Как видите, к появлению двух новейших вертолетоносцев проекта 23900 у нас в строю будет уже четыре БДК 1-го ранга. Таких кораблей у нас давно уже не закладывалось.

Надо сказать, что предыдущий проект 1171 «Тапир» был очень удачным. За десятилетия службы в составе ВМФ СССР и ВМФ РФ эти корабли зарекомендовали себя очень хорошо. Разработчики взяли от них все самое лучшее, заметно укрупнив корабль («Тапир» относился к кораблям 2-го ранга), и, внеся, сообразно требований времени, серьезные изменения в конструкцию надстройки и внутренних помещений. Прежде всего, усилия конструкторов были направлены на снижение заметности корабля за счет использования современных материалов и технических решений, а также улучшению условий обитания экипажа и десанта. Погрузка техники на корабль предусмотрена двух видов – либо самостоятельно по аппарелям, либо кранами. В десантное отделение она осуществляется через четырёхстворчатый грузовой люк в верхней палубе с помощью крана грузоподъёмностью 16 тонн. Для погрузки шлюпок, моторных лодок и техники на борт предусмотрены еще и два шлюпочных крана. Также грузовой люк используется для вентиляции выхлопных газов техники с подпалубного пространства (десантного отделения). Боевая техника размещается на танковой палубе. Это могут быть как основные боевые танки массой до 60 т (до 13 единиц), так и бронетранспортёры или боевые машины пехоты (до 36 машин), грузовики (до 30 машин), либо до 300 морских пехотинцев-десантников. Кроме того на корабле имеется палубный ангар для вертолётов корабельного базирования: двух транспортно-боевых типа Ка-29, или одного разведывательно-ударного типа Ка-52К. Из плавсредств на борту имеются три моторные лодки.

Главная энергетическая установка БДК состоит из двух двухвальных дизель-реверс-редукторных агрегатов ДРРА-6000 на базе двух дизелей 10Д49 пр-ва АО «Коломенский завод» мощностью 5 200 л.с. каждый, двух редукторов ПАО «Звезда» и локальной системы управления НПО «Аврора». В качестве вооружения в целях экономии средств и в связи с изменившейся концепцией использования этих кораблей было решено отказаться от планируемых одной 100-мм артиллерийской установки А-190, двух зенитно-артиллерийских комплексов «Палаш» и двух пусковых установок реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М» в пользу радиолокационной системы управления огнём 5П-10-03, обеспечивающую одновременное управление артиллерийскими установками: 1 ; 30 мм АК-630М-2 «Дуэт», 2 ; 30 мм АК-630М и двух пулеметов 2 ; 14,5 мм МТПУ «Жало». Также на БДК предусмотрен комплекс выстреливаемых пассивных помех КТ-308-04 «Просвет-М».

Ниже я приведу ТТХ БДК проекта 11711:
Водоизмещение, тонн: 5 000  (стандартное), 6 000 (полное)
Длина, м: 135,0 (наибольшая)
Ширина, м: 16,5 (по КВЛ)
Высота, м: 11,0 (борта)
Осадка, м: 3,8 (наибольшая)
Движитель: 2 вала, 2 гребных винта, носовое подруливающее устройство ПУ100ФМ
Скорость хода, узлов: 16 (экономичная), 18 (полная)
Дальность плавания, морских миль: 3500 (на 16 узлах), 4000 (на 14 узлах)
Автономность, суток: 30
Экипаж, чел: 100

По измененному проекту новые БДК «Владимир Андреев» и «Василий Трушин» претерпят следующие изменения:
Полное водоизмещение будет увеличено до 8000 (7000 стандартное) тонн, длина до 150 м, ширина до 19,5 м (по КВЛ), высота борта до 11,8 м, осадка при этом будет 4,5 м, а экипаж возрастет до 120 человек. Полная скорость при этом останется прежней 18 узлов, но дальность плавания будет увеличена до 5000 миль. Десантовместимость также будет увеличена до 40 единиц бронетехники, до 400 десантников, до 5-ти вертолётов Ка-27, Ка-29 или 4-х Ка-52К, до 6-ти десантных катеров «Серна». Вооружение при этом будет еще больше сокращено до 76,2-мм арт. установки АУ АК-176МА. ГЭУ же будет усилена, она будет состоять из двух двухвальных дизель-дизельных агрегатов ДДА-12 000 (4 дизеля 10Д49) АО «Коломенский завод», двух редукторов ПАО «Звезда» и локальной системы управления НПО «Аврора». Также от базового проекта они будут отличаться надстройкой и еще кое-какими изменениями, при этом корректировка шифра этого проекта производиться не будет.

Как видите, конструкция, силовая установка, вооружение и десантовместимость были изменены сообразно новых требований, стоящих перед кораблями этого класса, (когда закладывали головной корабль этой серии «Иван Грен» в 2004 году ни о каких УДК мы даже не помышляли).

На этом обзор состояния дел в нашем десантном флоте закончил. РФ опять претендует на статус морской державы, интересы которой распространяются далеко за пределы ее сухопутных границ, который она утратила вместе с мощью ВМФ СССР. С появлением в штате отечественного флота двух вертолетоносцев, которые могут быть использованы как плавучие штабы управления, РФ может от пассивной обороны перейти к активному нападению. Но пока это не входит в наши планы и не нашло отражения в нашей военной доктрине. Но птичка, как говорится, по зернышку клюет.

27.08.2021


Рецензии
Надеюсь, что эта информация согласована с МО, руководством РФ... Тогда очень многие государства должны осознать: с Россией для стабильного развития Цивилизации лучше дружить, а не дёргать её, как "тигра" за усы... Нам чужого не надо, но хотелось бы спокойствия на всей планете...

Владимир Казаков Нн   05.09.2021 09:23     Заявить о нарушении
вся инфа из открытых источников

Владимир Волконский   05.09.2021 22:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.