Болдино - территория встреч

Александр Задоркин

БОЛДИНО - ТЕРРИТОРИЯ  ВСТРЕЧ
Вот и завершилась моя частная десятидневная командировка в дорогое и любимое Большое Болдино на торжества по случаю 222-й годовщины со дня рождения А.С.Пушкина. Это было в начале июня 2021 г.  Поводом для приезда в село были и другие причины, о которых речь пойдет ниже. Несмотря на остающуюся все еще сложной эпидемиологическую обстановку в связи с пандемией коронавируса решился на довольно длительное путешествие по маршруту Екатеринбург-Саранск-Большое Болдино-Нижний Новгород-Екатеринбург. Слава Богу, в  семье все благополучно вакцинировались, постоянно соблюдаются все меры предосторожности. Жена, Любовь Михайловна, благословила на поездку и даже настояла на ней, чтобы выполнить данное год назад обещание - написать и издать книгу про встречи с замечательными людьми на болдинской земле в 70-80-е годы прошлого века. Сама она по ряду объективных причин приехать не смогла.
Также мне очень хотелось сопроводить в село бывшего болдинца и нашего любимого друга Владимира Сергеевича Чеснова. Обычно он ежегодно приезжал в родительский дом. Из-за серьезной болезни жены, Людмилы Алексеевны, а потом и ее кончины поездка в 2020 году не состоялась. После настойчивых уговоров Володя согласился на поездку. Думаю, он не жалеет об этом. Что может быть лучше общения с младшим братом Александром Сергеевичем Чесновым и его семьей?! А поскольку  они оба заядлые рыбаки (это увлечение братья унаследовали от мамы - Валентины Тимофеевны Чесновой), то рыбалка на Пьяне и в других местах района была обязательной и почти ежедневной, если погода позволяла.
Программа моего пребывания в Болдине и пушкинском заповеднике была не просто выполнена, а значительно перевыполнена. И все благодаря моим давним друзьям, с которыми в свое время работал в музее-заповеднике А.С.Пушкина и в редакции районной газеты, интересно общался в болдинской библиотеке и т.п. Естественно, были задушевные встречи и с моими "зайцами",  выпускниками Большеболдинской средней школы 1979 года, героями моей книги "Те, с которыми я". Я им так благодарен за нашу верную и крепкую дружбу, длящуюся вот уже 43 года.
Каждый день посещал Успенскую церковь. И не только заказать требы, побывать на службе, исповедаться и причаститься, пообщаться с настоятелем прихода иереем Евгением Качкиным, но и насладиться храмовой  тишиной. С благочинным Болдинского округа о.Евгением познакомился в 2007 году во время празднования 75-летия газеты "Болдинский вестник". В последующие приезды в село обязательно с ним встречался. Мы оба радуемся возможности хоть немного поговорить.
Верно говорят, что образ жизни болдинцев - встречать, чествовать и провожать гостей. И делают они это достойно.
Перевыполнение программы было достигнуто за счет неожиданных встреч с новыми интересными людьми, вошедшими теперь в наше "болдинское братство".
Перед отъездом зашел в редакцию родной газеты, фактически давшей мне путь в журналистику, пообщался с новой командой газетчиков. Из нашей старой журналистской братии там никого не осталось - не скрою, об этом сожалею. Надеюсь, что наши традиции - делать газету с человеческим лицом, не исчезнут. Тогда же пообещал написать отчет о пребывании в Болдине и о встречах на пушкинской земле. Обещание выполняю. К сожалению, отчет сделан в сокращенном виде, понимая, что в газете есть еще много важных и нужных тем и проблем, требующих освещения. Изначально он был написан в форме подробного дневника, но постепенно приобрел тот вариант, который и предлагаю вниманию читателей.

"ЗА  КАЖДЫЙ  МИГ  БЛАГОДАРЮ"
Под таким названием в центральной районной библиотеке им. А.С.Пушкина  (моя самая любимая библиотека после научной университетской) 2 июня прошла моя встреча с болдинцами. Ее отлично организовали и успешно провели библиотекари во главе с директором ЦБС Татьяной Николаевной Дорониной. Таким образом мы сообща решили восполнить пробел, возникший в 2020 году из-за пандемии и не позволивший представить тогда книгу "Ванюша и другие", написанную к 75-летию Победы. Книгу тогда я в Болдино доставил своевременно, а билеты на поезд пришлось сдать - друзья, а среди них немало врачей, категорически настояли не рисковать.
И вот презентация состоялась. Ее можно условно назвать "Три в одном", потому что одновременно представлялись, помимо "Ванюши..." , сборник воспоминаний о нашей студенческой жизни "Наш филфак: будем помнить и дружить" и новая книга "Судьбою посланные встречи". Раз уж подвернулась такая возможность, то нужно использовать ее с максимальной пользой.
Перед встречей волновался, ночь почти не спал. Сложно соединить в одно целое три разные темы - Великая Отечественная война в разных ее проявлениях, учеба и жизнь студентов 70-х годов прошлого века и воспоминания о встречах в Болдине с писателями, поэтами, художниками, скульпторами, артистами. Даже не предполагал, что свободных мест в зале не будет. А когда увидел знакомые, почти  родные лица, то совсем успокоился. Володя Королев, Тамара и Володя Клюевы, Анатолий Пыхонин, Татьяна Павелко, Тамара Кезина, Валентина Тюльнева, Володя Смолин, Татьяна Сковородова, Елена Реброва, Вячеслав Жариков, Антонина Дмитриевна Сковородова и другие... Публика была доброжелательной, умеющей слушать и слышать. Это чувствовалось по лицам пришедших на встречу, по их настроению. Мы как бы дышали в одном направлении. Наверное, наши энергетические заряды соединились, вошли в одно русло. За это я им очень благодарен.
Открывая встречу, мой давний друг и коллега Александр Сергеевич Чеснов вспомнил слова А.де Сент-Экзюпери: "Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения".  Этот посыл и дал настрой на весь дальнейший доверительный разговор. Вместо предполагаемых полутора часов мы общались больше двух.
Незадолго до приезда в село получил письмо от Антонины Дмитриевны Сковородовой, давнего друга нашей семьи. Думаю, в Болдине ее отлично знают, поэтому представлять не стану. В этом году ей исполнилось 90 лет. Во время поздравления ее с таким славным юбилеем (связь по телефону организовал А.С.Чеснов, за что ему спасибо большое) она сказала, что после прочтения книги "Ванюша и другие" написала небольшие воспоминания о своем отце, пришлет их мне - вдруг пригодятся. Вот и решил включить их в этот материал в сокращенном виде, поскольку тема войны всегда актуальна. К тому же почти в каждой моей книге или в большом газетном материале бывают так называемые вставные письма, воспоминания, стихи, большие цитаты. Не могу и не хочу изменять этой традиции и сейчас. Пусть это будет еще одна скромная страничка в военную летопись Большеболдинского района.
В  ПАМЯТИ - ОЩУЩЕНИЕ  КОЛЮЧЕЙ  БОРОДЫ
"Осенью 1941 года мы проводили на фронт моего отца - Дмитрия Ивановича Сковородова. Помню ту темную и дождливую ночь, когда будущих фронтовиков собрали в фойе Дома культуры. Плакали все.
Перед самым отправлением отец зашел проститься с родными. Я плакала, когда он меня целовал. В памяти осталось ощущение его колючей небритой бороды.
В своем первом и последнем письме отец писал нам, что попал в самое пекло - Сталинград. Больше ничего о нем мы не знали. Известие о его гибели 23 сентября 1942 года получили в начале октября. Как сейчас помню тот день, когда почтальон вручила то страшное извещение. Собралась вся родня. Слезы, причитания, боль...
Нас у мамы осталось пятеро детей, один меньше другого. Трое из нас ходили в школу, а после уроков отправлялись в колхоз "Трудовик" помогать маме. Мне исполнилось одиннадцать лет, но я уже и на сенокосе была, и на прополке, и на жатве. Мама жала, а я вязала снопы. Зимой с одним дедом ездили в поле за соломой для корма колхозной скотины. Я умела запрягать лошадь в сани. Бригадир дядя Коля нас, детей, снаряжал на колхозные работы наравне со взрослыми.
Жизнь была тяжелой, голодной. Рвали траву (кановик, клевер, дикарку), сушили, потом мололи на самодельной мельнице - жернове. Из полученной измельченной зеленой массы мама пекла лепешки. Они были"усатыми", разваливающимися. Мы почему-то называли их "шлеп на шлеп". И этого "добра" было не досыта. Многие просто голодали. Дети часто попадали в больницу с отеками. Население села все, что можно, отсылало на фронт. Но удивительно то, что мы все, взрослые и дети, мечтали о победе, верили в нее.
В 1973 году я оказалась проездом в Волгограде. На улицах каждого милиционера спрашивала - где есть братские могилы. Мне  хотелось найти могилу отца, но никто не смог мне помочь.
И вот спустя 69 лет после победы мы встретились в передаче "Одноклассники" с женщиной из рабочего поселка Красный яр, находящемся в 70 километрах к северу от Волгограда. Через компьютер я рассказала об отце, попросила попробовать найти братскую могилу, где он мог быть захоронен. Через некоторое время мы увидели в интернете братскую могилу, на одной из стел которой было выбито - Сковородов Д.И. Была уверена - это мой отец. А помогла мне найти могилу папы Зинаида Юрьевна Ковалева, проживающая в Жирновском районе Волгоградской области. В ответном письме я поблагодарила ее  и попросила, если возможно, прислать мне горсть земли с той братской могилы.
Не прошло и двух недель, как я получила маленькую посылку с землей. Я была так рада и так благодарна Зинаиде Юрьевне, такой неравнодушной и щедрой женщине. Вскоре священник нашей церкви отслужил над этой землей панихиду, и мы зарыли ее в могилу мамы.
Бывая на могиле, я говорю: "Вот так, благодаря добрым людям, породнились две земли - Волгоградская и Нижегородская".   
Но вернемся к встрече в библиотеке. Отчет об этом событии был опубликован в "Болдинском вестнике", №25 - за что огромное спасибо редакции газеты и ее сотрудникам, подготовившим материал к печати. Не буду пересказывать содержание всех трех книг - они есть в достаточном количестве как в районной библиотеке, так и во всех сельских. Желающие могут взять и почитать, а участники встречи получили их с автографами.
В процессе беседы нахлынули воспоминания, как говорится, со слезами на глазах. Из болдинского периода вспомнил ряд волнующих фактов: работа в райкоме комсомола на общественных началах - дискотеки в райцентре и в крупных селах района; участие в спектакле "Команда" по пьесе С.Злотникова и постановка моей пьесы агитационного характера "Бомба" - все это в народном театре под руководством режиссера и моего хорошего друга Владимира Королева; лечение от аллергического миокардита (почти инфаркт) в райбольнице - спасибо врачам, меня спасли и т.п.
Из уральского периода жизни, который длится уже 38 лет, кратко рассказал о встречах в разное время в нашими президентами - М.С.Горбачевым, В.В.Путиным, Б.Н.Ельциным (с ним делал интервью), с академиком Сахаровым и т.д. Говорю не для красного словца - это была моя работа в качестве главного редактора уралмашевской газеты "РИТМ". А работа была ответственная и тяжелая. Главное в ней - замечательные встречи с простыми людьми, настоящими работягами. Они были главными героями как моих материалов, так и коллег по газетному цеху. В те годы мы выпускали ежедневную многотиражную газету, где в конечном итоге за каждое слово отвечал я. Всякое было: и на ковер вызывали, и хвалили, и предательство испытал...  Но наш коллектив редакции своей гражданской и человеческой позиции никогда не изменял. Время было очень сложное и противоречивое, но нам было интересно разбираться во всем том многообразии, которое навалилось на наше поколение.
Конечно, не мог не сказать о том, что больше всего волнует меня сегодня, о чем душа болит. В первую очередь это касается всех нововведений  в системе образования как школьного, так и профессионального, вузовского. Из самой читающей страны мы потихоньку превращаемся в самую не читающую. Наши дети уже с детсадовского возраста погружаются в то, что я называю "оцифрованным счастьем". Страшно и больно видеть, как нынешние подростки живут в виртуальном мире, не умея при этом грамотно говорить и писать, не умея общаться и дружить. Главное для них - амбиции и успешность любой ценой. И вот такие дети поступают в вузы, с горем пополам их заканчивают, зачастую за деньги, а потом не могут или не хотят найти работу по профессии. В итоге у нас все больше и больше появляется менеджеров разных уровней. В переводе на русский язык это означает, что они работают продавцами (торговцами, спекулянтами) в офисах, супермаркетах, обычных магазинах и киосках сотовой связи и т.д. Это я могу доказать на конкретных примерах из жизни выпускников школы №113 г. Екатеринбурга, героев моей книги "Дети, я нашел ваши мечты" - в будущем году предполагаю закончить ее продолжение. Если бы была моя воля, то запретил бы ЕГЭ и вернул старую систему сдачи экзаменов. К сожалению, есть СИСТЕМА, а с ней, как вы понимаете, очень трудно бороться. Не знаю, как вы, а я в последнее время наблюдаю процесс затухания интеллекта народа. Сейчас из-за ЕГЭ мы теряем фундаментальное образование, которое было нашим преимуществом.
В последние годы мы на себе ощутили результаты оптимизации здравоохранения и пожинаем ее плоды. Один пример. Владимир Сергеевич Чеснов, о котором здесь уже упоминалось, был главным врачом больницы скорой помощи Екатеринбурга. Это было огромное  медучреждение, реально спасающее людей. В него также входили кардиологический, ожоговый центры и другие важные дополнительные отделения. Так вот, росчерком пера мэра города А.М.Чернецкого (теперь он сенатор) и чиновников от здравоохранения эту уникальную больницу ликвидировали. В.С.Чеснов тяжело переживал эту трагедию и покинул свой пост последним, когда устроил на работу по другим больницам города свой коллектив, а это больше тысячи человек. А что дальше... Мы все ждали, что больничному зданию найдут применение. Ничего подобного - около тридцати лет здание стоит с разбитыми окнами (как после войны) и разрушается, стало пристанищем для бомжей, несколько раз горело... И никто не ответил за это. Страшно. Насколько я знаю,  навязанный процесс оптимизации коснулся и Большеболдинской районной больницы. Но это отдельная больная тема.
Из многих приятных моментов, случившихся на презентации, отмечу два момента. Накануне Татьяна Николаевна Доронина сказала, что пригласила на встречу главу местного самоуправления Аллу Александровну Морозову и та живо откликнулась - отменила на то время другие немаловажные дела и обещала быть. И это накануне Пушкинского праздника поэзии, когда неожиданно появляются проблемы и вопросы, когда просто дел невпроворот. А ведь пришла - обещание выполнила. Внимательно слушала, потом поблагодарила за встречу, пожелала, вручила подарки. В числе сувениров была и по-дизайнерски оригинально изданная книга про войну "Рубеж". Спасибо огромное. Главе района  пять с двумя плюсами.
В течение следующих дней не раз встречался с Аллой Александровной в разных местах, перебрасывались репликами. Только перед отъездом из Болдина понял, что надо бы сделать большое интервью с главой района. Поговорить есть о чем. Но хорошая мысля... Да ничего страшного - будет интрига. Поэтому открыто говорю, что осенью Алла Александровна Морозова получит мои вопросы. Надеюсь, заинтриговал ее, и она ответит на них. Также мечтаю увидеть интервью опубликованным, если все обстоятельства удачно сложатся. А если нет, то на нет и суда нет. Время покажет. По крайней мере я удовлетворю свое журналистское любопытство.
Это к разговору о моих мечтах и творческих планах. Во-первых, надо окончательно доделать и издать сборник  о Юдифи Израилевне Левиной (директор музея 1966-1976 годы) к 105-летию со дня ее рождения. Во-вторых, вместе с Любовью Михайловной  подготовить документально-художественную книгу (на основе архивных материалов и воспоминаний) о музее-заповеднике (к 225-летию А.С.Пушкина). В-третьих, обработать все свои рассказы и новеллы, написанные и частично опубликованные в разное время. Как известно мечтать не вредно, но на все воля Божья. А пока я работаю над небольшой книжкой о конкретном детском саде (дети, воспитатели, родители) на основе личных наблюдений. Тема несколько необычная, нестандартная, но азартная и крепко меня захватила. Загадывать не буду - многое зависит от жизненных обстоятельств и здоровья.
Приятность вторая. На встречу пришел Вячеслав Леонидович Жариков, которого я не видел с 2007 года. Получается так, что он был типа моего крестного отца на ниве журналистики. Об этом ему и сказал, чему он немного удивился. После встречи он попросил меня немного задержаться. Оказывается, по ходу разговора он бегло прочитал книгу "Судьбою посланные встречи", поблагодарил за интересные моменты. Особо его заинтересовала глава "Болдинская зебра". Вячеслав Леонидович непосредственно и активно участвовал в событиях и делах в период реставрации и восстановления пушкинской усадьбы и церкви - 1980-1999 годы. Он раскрыл некоторые детали, новые для меня, того далекого времени. Я объяснил ему, что значительная часть этой главы в книгу не вошла, но она есть в электронном варианте под названием "В глуши звучнее голос лирный", размещенном на моей станице сайта проза.ру.  Вспомнили мы и другие моменты нашего сотрудничества в 70-80 годы минувшего века, в том числе забавные и грустные. 5 июня вечером мы случайно встретились с Вячеславом Леонидовичем около НКЦ. Он сказал примерно следующее: "Знаешь, с удовольствием прочитал твой "Наш филфак". Сначала думал - зачем знать про каких-то студентов из прошлого, но потом мнение изменил. Прочитанное заставило окунуться в свое студенческое время. Написано легко и просто, за живое задело. Такая же история была и с твоей книгой "Те, с которыми я". Узнал много нового о своих земляках. Спасибо тебе большое. Передавай привет Любови Михайловне, я ее хорошо помню". Расстались мы друзьями с надеждой на новые встречи.
В процессе встречи один молодой симпатичный человек, смахивающий на Пушкина, задал несколько хороших вопросов. С Артуром Акульчиком позднее я познакомился. Из ответов на них прояснилась какие-то этапы моей человеческой и профессиональной судьбы. Возможно, это прозвучит громко, но для меня есть три главные вещи: вечное на земле - память; больше всего на свете надо любить людей; самое бесценное - дети. И я их проповедую всегда и везде. Помогает мне жить и та формула счастья, которую мы с одноклассниками придумали в 1970 году, - "Мир+здоровья+настоящие друзья+интересная работа+минимум бытовых удобств+возможность путешествовать". Как итог: рад и счастлив, что совершил очередное путешествие в Болдино, где встретился с дорогими моему сердцу людьми, где обрел новых друзей, где получил большой запас  оптимизма. При прощании Татьяна Павелко сказала: "Вы здесь получили главное - впечатления, а это самое нужное в жизни, ибо дает заряд бодрости".
На следующее утро около библиотеки встретил Ивана Башкирова, давнего приятеля. Он извинился, что обстоятельства не позволили побывать на встрече, но о ней ему с восторгом рассказали жена и дочь. А книгу "Судьбою посланные встречи", как он сказал, начал просматривать и не оторвался до последней страницы. Спасибо, Иван. Такое мнение простых читателей важнее всего.
Спасибо большое всем, кто организовал презентацию моих книг, кто нашел время и пришел послушать мои "разговоры", кто сказал добрые слова. Это останется в памяти навсегда. Я вас люблю.




КРЫЛАТОВЫ - ФАМИЛИЯ ПОЛЕТНАЯ
Большеболдинская районная картинная галерея - явление само по себе уникальное и неповторимое по многим причинам. Основная ее особенность - высокий профессионализм как в процессе формирования коллекции живописи, графики и произведений декоративно-прикладного искусства и детского творчества, так и в организации активной выставочной деятельности. Когда я в Екатеринбурге рассказываю о самом факте существования в Большом Болдине такого мощного культурного центра, многие просто не верят, а иные удивляются. В качестве доказательства этого предъявляю отлично изданный в 2017 году  каталог произведений из фондов галереи "Болдино в сердце и на холсте". Его выпустили к 10-летию открытия галереи, а формирование ее фонда началось в 2004 году.
Напомню, что у истоков создания галереи стояли В.Л.Жариков, А.С.Чеснов и Н.А.Жиркова. Уже за одно то, что они не просто озвучили свою идею, но и реализовали ее со своими помощниками, им огромная благодарность. Пошел активный процесс привлечения в пушкинское Болдино художников Нижегородчины и близлежащих регионов. С чего начать? Они сделали первый шаг - увековечить участников знаменитого первого фольклорного хора. Выбор оказался настолько верным, что превзошел все ожидания. Обратились к известному нижегородскому художнику В.М.Крылатову. Валерий Михайлович с удовольствием взялся за работу. Так в течение 2004-2011 годов сначала появилась серия портретов участников хора, затем серия портретов директоров музея-заповедника А.С.Пушкина. Кроме этого были созданы портреты болдинцев, достойных внимания и памяти  потомков.
В наши прошлые приезды в Болдино А.С.Чеснов рассказывал и о создании галереи, и о дружбе со многими художниками из разных городов и регионов России, и об организации знаменитых Болдинских пленэров. Последний раз я с женой был в галерее в 2019 году, когда братья Владимир и Александр Чесновы передавали в фонды портрет их отца - Сергея Дмитриевича Чеснова (работа того же В.М.Крылатова). И тут 3 июня Чеснов звонит мне и сообщает: "Сегодня приезжает в Болдино Валера Крылатов с женой Мариной - будет открытие его юбилейной персональной выставки. Не будешь против, если проведем вечер вместе? К тому же Марина преподает русский язык и литературу и пишет стихи. У вас много общих тем для разговоров".  Радости я не скрывал. Настоящая удача - пообщаться с интересным художником и человеком, о котором много наслышан.
Как водится, в лучших традициях накрыли "поляну". А тут и гости подъехали на своей машине. Веселые, улыбающиеся, довольные - как будто и не было дальней дороги. Достают свои вкусные припасы. Познакомились. Было такое ощущение, что мы уже сто лет знакомы. По ходу дела побратались, породнились и на "ты" перешли. Больше четырех часов длились наши разговоры "за жизнь": дружба Валеры с Болдином и болдинцами в течение 15 лет, его прошлые выставки в районной галерее; современное школьное образование и падение уровня знаний у учащихся (тема Марины и моя); преподавание Валеры в Нижегородском художественном училище и начинающие художники; наша студенческая жизнь и наши дети; как перекликаются наши судьбы с Великой Отечественной войной; о собственном творчестве (Марина о своих двух сборниках стихов, я о своих трех новых книгах) и многое другое. Символично было и то, что у нас сын Валера, а невестка Марина. Периодически Валера просил жену почитать свои стихи, что Марина с удовольствием и делала. Читала она превосходно.
Было много и разноплановых воспоминаний. Например, когда Валера учился в Ленинграде в институте живописи, скульптуры и архитектуры им.Репина (начало 90-х годов прошлого века) их молодая семья могла прожить день всего на 80 копеек. Об этом в деталях и с юмором рассказывала Марина. А когда Валере удалось продать свою работу за 20 рублей, то вырученные деньги Марина потратила не на еду, хотя кушать очень хотелось, а на книги. Я тут же вспомнил историю проживания в течение недели на один рубль (начало 70-х годов прошлого века). Денег до стипендии не хватило, потому что потратил на хорошие книги.
Расставаться нам не хотелось. Могли бы и до утра говорить и говорить. Но... Завтра Валере предстояла серьезная работа - надо хорошо и правильно смонтировать выставку. Картины в галерею были привезены заранее. К этому делу он относился очень ответственно, в чем я позднее и убедился.
На следующий день (4 июня) я с утра зашел в храм, помолился, заказал необходимые требы, встретился с отцом Евгением - как давние добрые друзья. Погулял по заповедному парку, зашел в магазин и с гостинцами отправился к Александре Петровне Прониной (в далеком прошлом она была первым главным хранителем музея-заповедника). Она ждала и была очень рада нашей встрече. Многое вспомнили, говорили и о нынешнем житье-бытье, о проблемах со здоровьем. А каким вкусным киселем она меня потчевала! Отродясь такого не пил. Как всегда, без подарков Александра Петровна нас никогда не отпускала. Радуют глаз ее рукотворные вязаные изделия: прихватки, салфетки, воротнички, носки. Вот и нынче получил их целый пакет. Посмотришь на них и сразу вспомнишь Пронину. И еще одна деталь: Александра Петровна подчеркнула, что музейные ее не забывают, поздравляют с праздниками, с днем рождения, иногда забегают в гости. Дай Бог ей здоровья.
Часа в четыре дня освободился и решил пойти в галерею, может, чем помогу Крылатову при оформлении выставки. Если честно, то мне не терпелось - очень хотелось побыстрее посмотреть его работы, о которых Валера говорил накануне вечером. Художник обрадовался, тут же позвонил Марине. Она быстро пришла из гостиницы. Дело пошло как-то веселее. Мы с Мариной прикрепляли таблички к развешенным картинам, помогали передвигать стремянку, ненавязчиво давали свои советы. Чем могли, тем и помогли. Валера рассказывал о работе над каждой своей картиной - от рождения замысла и до его завершения. Когда дошла очередь до стены, где размещались портреты старейших участников болдинского народного хора, то тут уж я начал говорить, поскольку реально знал каждую хористку, часто слушал их пение, много с ними общался. Валера никогда живыми их не видел, писал по фотографиям, но мои воспоминания слушал заинтересованно. Считаю, что Крылатов с поставленной тогда задачей отлично справился. Удивительно и то, что мои словесные портреты, например, Александры Васильевны Алексеевой, Натальи Николаевны Кривойкиной, Екатерины Ивановны Черновой, Марии Андреевны Тивиковой и других, полностью совпали  с их живописным изображением. Валерий это подтвердил. И дело не только во внешнем сходстве. "Смотришь на них и словно слышишь их голоса, то звонкие и заливистые, то глуховатые и глубокие, как уходящие вдаль небеса", - такое точное определение дала портретам Наталья Квач в комментарии к каталогу картинной галереи.
Все представленные на выставке работы замечательные, выполнены на самом высоком художественном уровне. О каждой можно многое рассказать. Не буду. Рекомендую болдинцам и гостям села обязательно побывать в картинной галерее и посмотреть живописные полотна  члена Союза художников России Валерия Крылатова. Выставка имеет очень точное символическое название "Прикосновение". Валера не только прикоснулся к чуду, но и сам создал его.
Настоящим потрясением для меня стала его картина "Военное танго", написана в 2020 году к 75-летию со дня Великой Победы. Увидел, остолбенел, мурашки по всему телу, комок в горле... Накануне Валера говорил мне, что написал это работу на одном дыхании. Именно так он отразил и выразил тему войны, мастерски передал человеческие переживания и заставил зрителей сопереживать.
Над оформлением выставки мы возились втроем до десяти вечера. За делом и разговорами и не замечали, как быстро бежало время. Рядом с нами были еще две замечательные женщины - директор галереи Елена Георгиевна Малькина и научный сотрудник Мария Леонтьевна Храпунова. Все просьбы и пожелания художника они тактично выполняли. Как говорится, оставались на работе до победного конца. Лена и Маша - большие молодцы и специалисты своего дела. Теперь они тоже в числе моих новых болдинских друзей. На финише они напоили всех душистым чаем и угостили другими вкусняшками. 
Распрощались. На следующий день с утра Валера собирался установить (наладить) свет над каждой картиной. Это последние штрихи его кропотливой работы, к которой он относился очень скрупулезно и ответственно. Марина подарила мне свой новый поэтический сборник "И будет день..." и сказала, что успела почти полностью прочитать мою книгу "Ванюша и другие". Ее главная оценка - зацепило, задело, взволновало. За это ей огромное спасибо.
Дома решил немного отключиться от навалившихся за день впечатлений. В телевизоре была настроена только одна программа "МУЗ-ТВ". Включил. Показывали вручение премии "МУЗ-ТВ". От увиденного стало страшно: пошлость, безвкусица, безголосица; слов нет, есть только тексты в стиле рэп; дикий перебор со светом и спецэффектами; шутки ведущей К.Собчак ниже пояса; на сцене сплошные голопупики и голопопики - и все уже звезды или зазвездившиеся, прославляющие друг друга.
Выключил телик. Лучше бы вообще его не включал - только испортил настроение. Сон не шел. Начал читать стихи Марины Крылатовой. Раз прочитал всю книгу, потом второй. Показалось мало. Перечитал и третий раз. Как раз до рассвета хватило времени. Нисколько не пожалел. Зацепило, потому что достойно и просто, грамотно и красиво. Мы с Мариной на одной волне. Например, эпиграфом к стихотворению "Я не имею права..." она взяла слова Бернарда Шоу: "Мы научились летать в небе, как птицы. Мы научились плавать в океане, как рыбы. Теперь осталось научиться жить на Земле, как люди". Как это сегодня актуально! Подтверждаю это своими наблюдениями за старшеклассниками, которые веду более пятидесяти лет. Один пример: недавно одиннадцатиклассники школы №113 г.Екатеринбурга вдруг обратились ко мне с просьбой поговорить с ними по душам на тему - что такое дружба, как научиться дружить, как выбирать друзей, как пережить предательство друга, что значит доверять другу и т.п. Проблема выбора тоже самая острая и актуальная у современной молодежи, мечтающей о многом, но не знающей, как не растеряться в мире возможностей. Честно говоря, обрадовался, что есть еще молодые люди, которые интересуются такими проблемами. С ребятами душевно пообщался, но это уже отдельная тема.
... После чтения таких светлых и понятных стихов Марины душа моя успокоилась. И так приятно заснул, когда уже первые петухи в соседних домах прокукарекали. Как раз в тему стихотворение М.Крылатовой "Бессонница" с эпиграфом от А.П.Чехова - "Необъяснимая штука - душа. Никто не знает, где находится, но все знают, как болит".
Бессонная ночь повенчалась с рассветом
Без праздничных теплых свечей,
И мысли ночные, как трудные дети,
Жгли сердце сильнее лучей.
Вопросы, сомненья кружились, как стая
Непойманных диких волков,
И утро старалось, флажки расставляя,
Найти тропы правильных слов.
Нежданно, незвано приходят печали,
Ненастьем стучатся в окно,
Укутают в темные толстые шали,
Где  сердцу, как ночью, темно.
А надо - лишь малый глоточек вниманья,
Горсть спелых колосьев добра,
Полосочку света в окне пониманья
И капельку счастья с утра.
И самые близкие, близкие люди
Все смогут исправить, понять.
И ночи, бессонные, радостно будут
Зарю, как младенца, встречать.

5 июня в Большеболдинской районной картинной галерее при большом стечении людей состоялось торжественное открытие персональной выставки известного нижегородского художника В.М.Крылатова "Прикосновение". Валерий Михайлович провел экскурсию по выставке и кратко рассказал о каждой работе. В числе выступающих оказался и я: похвалил, восхитился, поблагодарил. Не скрою, теперь горжусь, что немножко прикоснулся к талантливым и просто чудесным людям - Марине и Валерию Крылатовым. В творчестве и в жизни они летят, парят. Оба под  стать друг другу. С иронией и самоиронией у них все в порядке, и с юмором хорошо. Замечательный тандем - позитивный, эмоциональный, жизнерадостный.  Потому что  фамилия у них полетная. В таких людей влюбляешься с первого взгляда.
6 июня мы с Крылатовыми провели вместе еще несколько часов. Были и на церемонии возложения цветов к памятнику Пушкину около музея, и в заповедной роще Лучинник, где слушали выступления коллективов художественной самодеятельности и поэтов и писателей, приехавших на праздник поэзии. Обменялись контактами и расстались крепкими друзьями около гостиницы, куда Валера с Мариной  меня довезли от рощи. В машине они познакомили меня еще с одной пассажиркой - известной артисткой Нижегородского театра  драмы Еленой Турковой. Об общении с ней ниже.
В который раз подтверждаю, что Болдино - территория интересных встреч и открытий. Мне опять повезло - появились новые душевные друзья.

ПОД  ВОЗГЛАСЫ "БРАВО"!
5 июня. Первый день 55-го Всероссийского Пушкинского праздника поэзии. Проснулся под звуки гармошки  и песню "Блюдо, блюдо, блюдо но... Блюдо ново - старо дно...". Вспомнилось начало стихотворения Е.Долматовского "Хор в Болдине":
Есть в Болдине-селе народный хор
В его составе лишь одни старушки.
Представьте, он  такой же до сих пор,
Каким его когда-то слушал Пушкин...
Понятно, на ул. Кооперативной началась "Болдинская ярмарка". Собрался, и туда. Чего там только не было!? Огромное количество сувениров на любой вкус, цвет и кошелек, ремесленных товаров, домашних заготовок ... Запах шашлыков разносился по всему селу. Как говорится, на одной улице можно одновременно одеться, обуться, выпить и вкусно закусить, потанцевать, купить подарки, сувениры. Фольклорный ансамбль "Марьюшка" и его заводила Анна Ястребова приглашали болдинцев и гостей села поучаствовать в их хороводе. Это уже очередное поколение  продолжателей традиций  того самого старинного болдинского хора. Не удержался и я, тряхнул стариной и пошел с ними в пляс. Праздничное настроение было создано.
Тут же встретил Татьяну Павелко (Котову), мою  соседку по Юбилейной,19. Она как-то задумчиво ходила около одного импровизированного киоска.
- Танюша, о чем задумалась, в чем проблема?
- Да вот, Александр Иванович, вечером приедут ко мне подруги Люся и Катя. Они вдвоем едут на машине аж из Хабаровского края. Так они путешествуют по России. Решила сделать им подарок. Вот в этой палатке женщина продает вязаные игрушки. Все такие симпатичные. Работы ручные, штучные, авторские. Мне очень приглянулся ослик. Вот и думаю...
- Чего думать. Пойдем смотреть осла.
Действительно, ослик оказался миленьким. Чувствую, Таня не хочет с ним расставаться. Стоит недешево. Начал торговаться. В таких ситуациях меня захватывает азарт. Сторговались, купили, поблагодарили. Женщина сказала:"Возможно, вы мои единственные покупатели сегодня. Кому сейчас нужны такие игрушки!? Спасибо вам, хоть дорогу оправдаю".
Таня была довольна, что все получилось удачно. Позднее спросил у нее про гостей и игрушку. "Ослик девчатам очень понравился. Они сразу обняли его и уже с ним не расставались. Недолго подруги побыли у нас. При прощании забыли  термос с травяным настоем и куртку, но осла забрали. Значит, будет повод приехать к нам еще", - ответила Татьяна.
Около кинотеатра "Лира" встретил Валеру Хазова и его жену Татьяну. С Валерием Ивановичем знаком с 1978 года. Теперь он - известный нижегородский художник, член Союза художников России. В Болдине его называют  "акварельным летописцем Болдинского края". Зашли к нему домой, поговорили о делах житейских и творческих. Последний раз мы виделись в 2019 году на персональной выставке Хазова в выставочном зале музея. Обменялись презентами. Валера получил мою новую книгу, где в одной из глав идет речь и о нем. А наша домашняя коллекция пополнилась новой замечательной акварелью Хазова. Вообще в каждый наш приезд в Болдино мы обязательно видимся с Валерой и Татьяной Хазовыми.
В этот же день успел побывать на выставке иллюстраций  к книге В.Ю.Белоноговой "Когда порой воспоминанье... Пушкин и Нижний Новгород". Теперь эта оригинально и красочно изданная книга есть в нашей библиотеке. С Валерией Юрьевной в свое время мы вместе работали в Болдине, не раз встречались с ней в Нижнем и Екатеринбурге.
Приятно провел час около импровизированной эстрады в усадьбе музея-заповедника, где с удовольствием послушал игру и пение лауреата Грушинского фестиваля вокального дуэта "Мезозой" из Суздаля. Анастасия Фролова и Александр Мачалов лирично, спокойно, с душой пели свои песни. Тут же заглянул в господскую кухню, где разместилась необычная выставка работ по дереву "Резная сказка" суздальского мастера Игоря Фролова. Он же отец той самой Насти из дуэта "Мезозой".
Дело шло к вечеру. Об открытии выставки живописи В.Крылатова рассказал выше. А перед этим была премьера танцевально-театрализованной программы "Бал пушкинских героев" в ротонде НКЦ. Красочное зрелище подготовили участники любительского объединения "Классика" районного Дома культуры. Об этих балах был наслышан давно, видел несколько видеосюжетов. Из уст самых первых участниц балов (Н.А.Жиркова, Т.Ф.Павелко) часто слышал рассказы о балах, ставших изюминкой многих праздников в пушкинском Болдине. Теперь увидел все это наяву. Ладно, женщины щеголяли там в красивых нарядах. Поразили мужики, простые болдинские мужики разного возраста. Выучили движения сложных танцев пушкинского времени, например, мазурки, катильона, вели себя достойно, с выправкой настоящих кавалеров. Одно слово - молодцы. За бал отдельное большое спасибо.
Тут и подошло время церемонии открытия 55-го Всероссийского Пушкинского праздника поэзии. В зрительном зале НКЦ ни одного свободного места. Не буду перечислять имена официальных лиц от руководства области, района, музея (в отчете с торжественного вечера они уже названы - газета "Болдинский вестник", №24). Все приветствовали, поздравили, поблагодарили, пожелали - говорили правильно, красиво. Из списка членов писательской делегации, который заранее получил, знал только одного человека - поэта и писателя Людмилу Федоровну Калинину из Нижнего Новгорода. В конце 70-х начале 80-х годов прошлого века встречался с ней на аналогичных праздниках. Фамилии остальных гостей мне ничего не говорили. Значит, теперь познакомлюсь, по крайней мере, услышу, что и как читают современные поэты. Ничего анализировать не собираюсь - не тот случай. Разумеется, у каждого из них немало творческих достижений и заслуг как в литературном ремесле, так и в редакторской и издательской деятельности. Об этом говорил ведущий вечера А.С.Чеснов. Собравшиеся тепло поздравили новых лауреатов премии Нижегородской области "Болдинская осень".
Если же рассуждать категориями "нравится - не нравится", то хочу назвать тех, кто произвел на меня впечатление. Это с учетом того, что на другой день услышал на творческой встрече с ними в роще Лучинник. В их числе Нина Николаевна Дьякова - поэт, секретарь правления Союза писателей России, руководитель писательской делегации (Москва), Елена Николаевна Крюкова - поэт, прозаик (Н.Новгород), Диана Елисеевна Кан - поэт (Оренбург), Софья Калякина - бард, победитель Всероссийского слета молодых литераторов в номинации "Авторская песня" в 2020 году (Н.Новгород).
После речей - концерт. В программе было заявлено выступление лауреата Международных конкурсов и премии Нижнего Новгорода Нижегородского русского народного оркестра (художественный руководитель и главный дирижер Борис Схиртладзе). Из зала ушли всего несколько человек. Чувствовалось, что болдинцы сильно соскучились по зрелищам и подобным концертам. А в селе традиционно хорошо принимают гостей и всегда им радуются.
И тут началось что-то невообразимое. Свиридов, Рахманинов, Глинка, другие известные композиторы, сочинявшие музыку к произведениям А.С.Пушкина (оперы, балеты, романсы). Чисто музыкальные номера чередовались с великолепным выступлением солистов Нижегородского театра оперы и балета. Исполнение было виртуозным.  Прошел час - аплодисменты все дольше и громче. Музыканты играют, солисты поют - все в ударе. Прошел второй час концерта. А мы и не замечали быстро бегущее время. Бурно аплодируя, весь зал встал и буквально хором скандировал "Браво!", "Бис!".  При таком приеме артисты просто не могли отказать и исполнили еще несколько своих фирменных вещей. Мне кажется, музыканты сами выступали с большим удовольствием перед такой щедрой на прием публикой. Из-за пандемии они соскучились по зрителю. Соответственно и зрители, в нашем случае болдинцы, соскучились по таким настоящим концертам. Интерес оказался взаимным. Все получили нескрываемое удовольствие и наслаждение как от музыки, так и от ее исполнителей. Я тоже был в восторге и до сих пор нахожусь под впечатлением от того концерта. Когда рассказал о нем нижегородским друзьям, то они позавидовали болдинцам и мне. Они хорошо знают этот оркестр, но не всегда могут попасть на его концерты - билетов не достать. Вот и еще у меня одно везение.

"СНОВА  В  ЛУЧИННИКЕ - СЛОВО..."
Второй день праздника традиционно проходит в роще Лучинник. И снова ярмарка сувениров и ремесленной продукции, и снова много шашлыков, и интерактивная детская программа "В мире пушкинских сказок", и многое другое в том же духе. Народное гуляние в разгаре. Даже накрапывающий дождик не мешал веселиться.
Перед этим я побывал в церкви Успения Божией Матери, где заупокойную литию по А.С.Пушкину провел отец Евгений. Успел и на церемонию возложения цветов к памятнику Александру Сергеевичу. Здесь тоже были речи, поэты читали свои стихи - торжественно, чинно. А я все думал - прозвучит ли здесь сам Пушкин. И, о - радость! Нина Анатольевна Жиркова, директор музея-заповедника, замечательно  прочитала отрывок из неоконченной поэмы А.С.Пушкина "Езерский". Вдвойне приятно, что она вспомнила произведение поэта, которое многие вообще не знают или не помнят. Цитирую 13-ю строфу поэмы.
Зачем кружится ветр в овраге,
Подъемлет лист и пыль несет,
Когда корабль в недвижной влаге
Его дыханья жадно ждет?
Зачем от гор и мимо башен
Летит орел, тяжел и страшен,
На черный пень? Спроси его.
Зачем арапа своего
Младая любит Дездемона,
Как месяц любит ночи мглу?
Затем, что ветру и орлу
И сердцу девы нет закона.
Гордись: таков и ты, поэт,
И для тебя условий нет.
А вот и приятная неожиданность. Проходя мимо участников церемонии, наткнулся на Ольгу Ивановну Благову (Клюеву). Объятия были крепкими. В свое время мы вместе с ней работали в райкоме комсомола, сейчас часто общаемся через социальные сети, последний раз встречались в Болдине в 2017 году. Знаю, что Ольга многое  сделала и делает для районной картинной галереи, для музея в Большом Казаринове, для организации встреч одноклассников и т.п. Обстоятельства складывались так, что они с мужем могли и не приехать на праздник, но им все же удалось посетить родное село. Очень обрадовался этой встрече.
До выступления поэтов и писателей удалось послушать и посмотреть гала-концерт фольклорных коллективов - красочно, искренне, с национальным колоритом.  Перед болдинцами и гостями праздника выступали лауреаты и участники 4-го межрайонного фестиваля фольклорных коллективов Нижегородской области, а также ансамбли из соседней Мордовии. Отмечаю высокий уровень исполнения народных и старинных песен.
Потом настал час поэтов и писателей. Они приветствовали, поздравляли, желали, читали свои стихи.
Праздник продолжался. Внимание всех привлекли люди в костюмах по произведениям Пушкина. Это в Болдино специально приехала из Москвы со своим творческим проектом "Пушкинский карнавал" Ирина Гончарова. Собравшиеся просто восхищались дизайнерскими костюмами, взрослые и дети фотографировались с участниками этого неординарного коллектива. Дело в том, что в нем объединились женщины и мужчины разных возрастов, немало среди них и пожилых людей. Им просто интересно общаться, окунаться в мир пушкинских героев. Позднее узнал, что свои костюмы они шьют за собственные деньги. А сегодня это - дорогое удовольствие. Но они идут на все, чтобы и самим порадоваться, и подарить радость другим. Это красочное действо навсегда останется в моей памяти.
А теперь немного о грустном. Это самое мягкое слово, которое могу употребить в данном случае. Выше уже перечислял, что можно было увидеть и приобрести на ярмарках в течение двух дней в центре села и в Лучиннике. И все же искал хоть маленький киосочек, где бы продавались книги Пушкина или  о нем, да и вообще любые книги. Не нашел. Печально. Только  за длинным прилавком одной молодой женщины среди изобилия чашек, ложек, тарелок и прочей мишуры увидел сиротливо затерявшиеся в уголке  произведения А.С.Пушкина - "Руслан и Людмила" и сборник сказок. Не удержался, подошел к продавцу и сказал: "Спасибо вам только за то, что вы единственная из всей ярмарки продаете книги". Она удивилась и даже оторопела. К сожалению, ни одной книги у нее так и не купили. Не в моде нынче пища духовная. В былые времена книжный магазин в Болдине был важной достопримечательностью и одним из самых посещаемых мест села.
Огорчило меня и то, что одна поэтесса открыто и даже гордо заявила, что относится к тому поколению молодежи, которое разрушает традиции. Понять ее можно (погоня за модными течениями и направлениями позволяет найти своего слушателя), но страшно, когда рушат доброе старое, а новое не созидают, ибо оно, это новое у них, кратковременно, быстротечно. Или другой молодой поэт. Даже свои произведения он не называет стихотворениями, а говорит как бы  свысока и легковерно: "Я прочитаю вам тексты". И идет непонятное словоблудие в стиле рэп. Зато модно. А ведь эти молодые литераторы из числа победителей и лауреатов слетов и фестивалей достаточно высокого уровня и уже члены Союза писателей. Лично мне - страшно. Куда катится современная литература!? Невозможно даже представить, как отнесся бы к такому творчеству Пушкин. Может, пожурил, покритиковал, а может, и похвалил, принял. Бог его знает.
Вспомнил стихотворение Валентина Гафта "Попса", посвященное Юрию Визбору. Процитирую его полностью, ибо оно точно на злобу дня.
Попса дробит шрапнелью наши души,
Ее за это не привлечь к суду.
Часть поколенья выросла на чуши,
И новое рождается в бреду.
О, Солнышко лесное, чудо-песня!
Как мы в неволе пели, чудаки!
Пришла свобода, стали интересней
Писклявые уродцы-пошляки...
Слова - ничто, есть вопли вырожденья.
Тот знаменит, кто больше нездоров.
Кто выйдет петь без всякого стесненья,
Без совести, без страха, без штанов.
Где песня, чтобы спеть ее хотелось?
Слова - где, чтоб вовеки не забыть?
Ну, что горланить про кусочек тела,
Который с кем-то очень хочет жить?
С телеэкрана, как из ресторана,
Для пущей важности прибавив хрипотцы
Они пудами сыплют соль на раны,
Как на капусту или огурцы.
В халатике бесполая фигура
Запела, оголившись без причин...
Противно это. Спой нам, Юра,
О женской теплоте и мужестве мужчин.

А вообще, был ли на самом празднике Пушкин? Часто задавался этим вопросом. Думаю, был - и зримо, и незримо. Действительно, люди ехали в Болдино с целью (хочется в это верить) прикоснуться к Пушкину, почувствовать его ауру, хоть немного зачерпнуть, как из родника в Лучиннике, горсть пушкинского вдохновения, послушать тишину этого святого места, увидеть необозримые просторы и дали этого края. Шашлыка теперь навалом в любом месте. На литературной карте мира Болдино, Львовка, музеи и заповедные парки, родовой храм Пушкиных - это единственный и неповторимый уникальный оазис, ценность которого в его первозданности и подлинности, в мемориальности его объектов.  Молю Господа, чтобы все это, созданное предыдущими поколениями музейщиков, реставраторов и многих других неравнодушных людей, хорошо охранялось и достойно сохранялось. Поверьте, никакой "интерактивный или мультимедийный Пушкин" не заменит уже имеющуюся "животворящую святыню".  Зачем ехать в село или в деревню, чтобы под новомодным колпаком как-то по-другому посмотреть на Пушкина!? Зачем ехать куда-то смотреть некую условность в некоем здании из железа и стекла. В городах такого добра в каждом доме с избытком полно в компьютерах, планшетах, смартфонах и т.п. Мы и так все сейчас живем под нимбом, как я считаю, "оцифрованного счастья". От этого тоже страшно бывает. Повторяю, в Болдине  важно, а главное - в любое время года можно увидеть подлинность, то, что называется раритетом, меморией.
Зримый Пушкин на празднике тоже был. В течение двух дней он появлялся то у входа в музей, когда встречал гостей и туристов, то в аллеях заповедного парка, то когда бродил по Лучиннику, то когда открывал то или иное мероприятие. И везде он поспевал, и всюду классно читал стихи. Роль именинника, собственно ради которого и проводился праздник, хорошо сыграл артист Большеболдинского народного театра Артур Акульчик. Как говорится, в интерьеры всех мероприятий симпатичный молодой человек отлично вписался, ибо внешне  похож на Пушкина, а небольшой грим и соответствующая одежда успешно способствовали игре. Чувствовалось, что Артур хорошо импровизирует, знает наизусть много стихов поэта, неплохо ориентируется в его биографии.
... Праздник завершился. Так получилось, что с директором музея Ниной Анатольевной Жирковой общался практически каждый день - обменивались впечатлениями, презентами. Накануне моего отъезда Нина Анатольевна сказала: "Праздник мы "лепили" на маленькие деньги. Старались его разнообразить с учетом местного и приезжего сообществ. 55-й ППП - уже история, а впереди (если ковид не помешает) много новых интересных мероприятий. Нам памятны встречи и диалоги с вами - как-то происходило все непринужденно, душевно-щедро и искренне". Спасибо большое вам, Нина Анатольевна, за добрые слова и сердечный прием.

СТИХИ  ПУШКИНА,  ГОЛЛИВУД...
6 июня в нашей болдинской диаспоре на Урале и части нашего болдинского братства двойной праздник - в этот день родился, кроме А.С.Пушкина, и Владимир Сергеевич Чеснов. Когда мы отмечаем день его рождения, то обязательно звучат тосты "За Болдино!", "За Пушкина!". Эта традиция не нарушается более сорока лет. Не стал исключением и нынешний его день, поскольку Володя был в Болдине.
За красиво накрытом столе собралась небольшая душевная компания. Владимир Сергеевич щедро угощал своими фирменными блюдами - салатом  и запеченой курицей. Теперь он стал заправским кулинаром, умеет вкусно и оригинально готовить. Поздравляли, говорили красивые тосты. И тут появилась новая гостья - Елена Туркова. Ведущая актриса Нижегородского театра драмы не раз бывала в Болдине, выступала здесь со своими концертными программами, много лет дружит с А.С.Чесновым, Н.А.Жирковой, с работниками управления культуры. Короче, в селе свой человек. Что ж, новое знакомство вдвойне приятно.
Елена рассказала о недавней поездке в Курск, где ее тепло принимали, о работе над спектаклем "Зойкина квартира". Конечно, пандемия выбивает артистов из колеи, но они держатся, стараются не терять связь со зрителями. Поэтому она самостоятельно и приехала на пушкинский праздник. Главное - повидаться со своими старыми добрыми друзьями. Вспомнила она и события десятилетней давности - участие в съемках фильма Никиты Михалкова "Сибирский цирюльник", проходивших  под городом Горбатовым Нижегородской области. Елена была дублершей главной героини Джейн, которую играла звезда Голливуда Джулия Ормонд. Эта совместная работа оставила хорошие воспоминания от общения с Д.Ормонд и Джорджем Харрисом. Такое нечасто бывает в судьбе провинциальных артистов. Кстати, сын Елены Филипп тоже артист, служит в театре на Таганке, а подростком он играл роль Саши Зайцева в сериале "Зайцев".
Когда гости разошлись, Лена решила почитать мне стихи Пушкина в беседке при свечах. Это было что-то удивительное. Потом я проводил ее до гостиницы, а утром она пришла погулять по парку. Тут уж я вспомнил работу в музее и провел подробнейшую экскурсию по парку и в целом по усадьбе. Расстались мы друзьями. Договорились, что попробуем организовать  гастроли Елены Турковой в Екатеринбурге, где она еще не была. Вот и еще одно доказательство, что Болдино - территория интересных встреч.
Перед отъездом побывал в гостях у И.Л.Агафоновой, у Т.Н.Кезиной и Т.В.Королевой, зашел в редакцию "Болдинского вестника" (спасибо огромное за публикацию книги "Ванюша и другие"), забежал в библиотеку, пообедал у Маргариты и Александра Чесновых (им отдельное спасибо за две чудесные бани), проверил свое  зрение у Владимира Юрьевича Смолина - это один из моих любимых учеников из 10 "б", посетил церковь. К кому не успел зайти на чай, простите, пожалуйста. Казалось, времени много, но оно было так спрессовано, что не все получилось. Однако же и Львовку посетил (спасибо В.Ф.Тюльневой), и немного пообщался с ее сыном Сашей и старшей сестрой Надеждой. Были и два незабываемых вечера в обществе моих "детей" - Марины Черновой, Галины и Александра Бывшевых, Владимира Смолина, Сергея Батурина, Татьяны Кураевой (Клименковой), Татьяны Кураевой (Артемовой) из Аносова. Остальные "бэшники", живущие далеко от Болдина, не смогли вырваться на встречу, но они были в курсе всех наших мероприятий. Мы смеялись и плакали, вспоминая детство и отрочество. Спасибо им большое. А в планах у нас большая встреча в честь 45-летия окончания школы.
Отдельно у меня было отведено время для посещения кладбища. К сожалению, болдинский погост становится все больше и больше. Обошел почти все могилы, отдал дань памяти людям, с которыми работал, общался, дружил, о которых писал, родителям моих учеников. Тяжелый это был поход, но необходимый - память ведь вечна.
Под самый конец встретил около сельсовета председателя Земского собрания Большеболдинского района В.С.Кочетова. Прощаясь, он сказал мне тронувшие душу слова: "Спасибо, что вы с нами". Действительно, мы с женой далеко от Болдина, но вроде его и не покидали. Слишком много связующих с заповедным селом нитей.

НИЖНЕМУ  - 800!
Дорога домой традиционно лежала через Нижний Новгород. Там у меня было 27 часов на общение с любимыми друзьями, потому что они уезжали на дачу и в деревню. Это семья Ларисы и Юрия Королевых. Лариса Аркадьевна Соколовская в 1969-1972 годах преподавала в Большеболдинской школе физику, впоследствии стала заслуженным учителем России. В Болдине ее еще помнят. В их гостеприимном доме провел вечер и ночь. Они засыпали меня вопросами, поэтому говорил подряд четыре часа. На следующий день (10 июня) отправился на встречу с Натальей Рябиной и Верой Денежкиной. Нас познакомила Ю.И.Левина. Они большие друзья  пушкинского музея-заповедника и наши. Вот и дружим мы уже больше 45 лет. Вера была дома после операции, а с Наташей мы прошвырнулись по городу, прокатились до Бора на канатной дороге (впечатляющее зрелище). Хотелось побывать и в других наших любимых местах, но... Город готовится к 800-летию. Поэтому везде в центре сплошные раскопки. Полным ходом идут разные реставрационные и ремонтные работы: красят, белят, чистят фасады, укладывают трубы, по-новому асфальтируют тротуары и дороги. Из людских разговоров в транспорте слышал разное мнение по поводу подготовки к юбилею - от восторга до неприятия. Говорят, слишком поздно выделили деньги, за короткий срок их освоить нереально, а после некачественных работ типа тяп-ляп придется все переделывать и т.д. С другой стороны, город в любом случае похорошеет, улучшит свою инфраструктуру, станет еще более привлекательным для жителей и гостей.
И тут Наташа сделала мне сюрприз - повела в квартиры своих давних друзей, за которыми она присматривает в связи с отъездом хозяев. Сначала мы побывали в квартире Ирины Альбертовны Корбман-Рубинштейн.  Сама она временно работает по приглашению в Москве. В чем же примечательность этого дома на Большой Покровке, 10-в? Во-первых, уникальная планировка квартир с высоченными потолками с оригинальной лепниной. Во-вторых,  именно здесь сохранилась старинная  мебель ручной работы. Есть и другие раритеты. Суть в том, что в такой же квартире в этом доме жил с 1897 по 1913 год  поэт-имажинист, теоретик искусства, прозаик и драматург, мемуарист Анатолий Борисович Мариенгоф, большой друг Сергея Есенина. Об их дружбе Мариенгоф написал "Роман без вранья", который долгое время был запрещен для печати. Потом все наладилось. Об этом свидетельствует мемориальная доска, открытая 25 февраля 2016 года по инициативе писателя Захара Прилепина. Недавно мне повезло купить на книжном развале мемуарный сборник "Как жил Есенин". Эту редкую книгу выпустило в 1992 году Южно-Уральское книжное издательство (г.Челябинск), где есть и "Роман без вранья". Глядя на этот дом, вспомнил эту книгу, в которой много нового о Есенине и Мариенгофе.
Далее наш маршрут лежал к квартире Луизы Николаевны Полетаевой. Ей 95 лет, на лето она с сестрой уезжает в деревню. Прелесть ее жилища с интересной планировкой в том, что это скорее музей вышивки, чем просто квартира. Всю жизнь Луиза Николаевна занимается вышивкой крестиком. Поэтому все подходящее пространство занимают ее работы разного размера, формата, стиля. Естественно, и тематически они различаются. Таких вышивок я насчитал более 500. Красота неимоверная.
Вот такие необычные встречи (не с людьми, а с их квартирами) устроила мне Наташа. Это взамен тому, что не смогли погулять по раскопанному городу. К тому же и дождик шел.
Еще из Болдина позвонил художникам-иконописцам Наталье и Владимиру Трофимовым, которые живут в деревне под Нижним. На то время они находились в селе Владимирском, что недалеко от знаменитого озера Светлояр. Там у них домик, там они пишут иконы на заказ, а также занимаются живописью. Ребята не знали, смогут ли вырваться в Нижний. Познакомился я с ними в 1980 году, когда их направили в музей помочь сделать выставку к 150-летию Болдинской осени. Об этом есть несколько абзацев в книге "Судьбою посланные встречи". Через 41 год  я их нашел, стали перезваниваться. Рассказал эту историю Наташе. Она посоветовала позвонить им, вдруг повезет. Набираю. Ура! Удача! Володя с Наташей в Нижнем по делам. Договорились встретиться около церкви Всех скорбящих радости, что возле  института водного транспорта.
В этот день был праздник Вознесения. Встреча была искренней и радостной. История появления Трофимовых около Светлояра началась в 1994 году. В селе Владимирском находится храм Владимирской Божией Матери, есть приход. Церковь была старой, иконостас в плохом состоянии. Тогда Трофимовы решили подновить иконостас. Староста прихода помог организовать помощников из числа жителей села и детей и подростков. Так общими усилиями и на энтузиазме  иконостас очистили , помыли, в нужных местах подновили и покрасили. До сих пор он там в обновленном виде и существует. А Трофимовы прикипели к этому месту и ежегодно летом там обитают. Места те очень красивые, живописные. С озером связано много легенд и преданий. По ходу беседы выяснилось, что у Н.Рябиной и Трофимовых есть много общих знакомых, друзей и приятелей. В их числе отец Антоний и его жена Мария - в прошлом они скрипачи, окончили Гнесинку. Создавалось впечатление, что две Наташи и Володя знакомы давным-давно. Когда шел дождик, мы говорили в "Ниве" Трофимовых. Когда прекращался, беседовали на улице. Володя с Наташей приглашали в гости, но по времени у нас не получалось.
В истории этой встречи есть важный момент - мы настоятельно рекомендовали Трофимовым устроить свою персональную выставку в Болдинской картинной галерее. Для этого есть все условия. К тому же Владимир и Наталья Трофимовы достаточно известные в Нижнем художники, члены Союза художников России, не раз участвовали в выставках различного масштаба. А в налаживании их контактов с Болдином мы им поможем и будем контролировать ситуацию. Похоже, они этой идеей загорелись. Вот на такой высокой ноте закончилась моя последняя запланированная встреча в Нижнем Новгороде.
Дома у Наташи и Веры был, как всегда, праздничный обед. Радовались встрече, мечтали об общении в будущем, строили планы. От них вечером добрался до Ларисы, а из ее дома на вокзал. Отличный поезд, хорошие попутчики. За разговорами время пролетело быстро. В Екатеринбурге встретил сын. Думал, домой буду возвращаться налегке, да не тут-то было. Надарили много книг и других сувениров.
Спасибо всем моим  болдинским и нижегородским друзьям за сердечный прием, за доброту и щедрость. Я получил кусочек вдохновения. Буду помнить каждый миг общения с хорошими людьми. До новых встреч, друзья! Пожелание одно - ТОЛЬКО  ЖИВИТЕ!


Рецензии